Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения».
материал

Спевакова Ольга Владимировна

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения».

Подготовила Спевакова О. В.,

педагог-психолог

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящим перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди детей и повышения эффективности их профилактики. Поэтому важнейшее направление деятельности это профилактика преступлений и правонарушений среди учащихся.

Опыт работы в школе показывает, что каждый педагог сталкивается с проблемой «трудных» учащихся.

Правонарушения несовершеннолетних имеют сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами. Личность асоциального типа накапливает в себе определенные негативные социальные влияния, которые либо непосредственно исходят из среды (ближайшего окружения), либо является следствием нарушения действия механизмов социализации.

Одним из ведущих негативных условий в формировании патологических девиантных форм поведения является неблагоприятная родительская семья, в которой происходит ранняя социализация ребенка. Образ жизни родителей в таких семьях закладывает основу будущего социального и биологического неблагополучия, начиная с первых дней жизни. Сплав разнообразной психоневрологической симптоматики с раннего детства создает условия для формирования девиации.

Принято выделять следующие типы семьи, способствующие формированию противоправного поведения ребенка.

Первый тип семьи – это педагогически несостоятельная. Такая семья занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Выделяются различные позиции родителей, которые ведут к установлению ложного авторитета. К ним относятся: непринятие подростка, доминантную гиперопеку ребенка, запрограммированность требований родителей, тревожность и страх за детей, авторитарность воспитания, гиперсоциальность. Состояние психологического дискомфорта, которое испытывает подросток в такой семье, побуждает его искать признания в среде, принимающей его таким, какой он есть, и обеспечивающей ему рост самооценки и самоуважения.

Второй тип семьи - это конфликтная семья. Воспитательная функция в такой семье также деформирована. Этот тип семьи отличают: сосредоточенность родителей на затяжных конфликтах друг с другом, тяжелая морально - психологическая атмосфера для всех членов семьи, и в том числе для ребенка, агрессивная реакция конфликтующих родителей на ребенка, непроизвольное вымещение на нем нервного напряжения, настрой ребенка обоими родителями друг против друга, принуждение его к выполнению взаимоисключающих ролей. Условия жизни в такой семье могут вызвать хроническое нервно-психическое напряжение, что питательную среду для совершения правонарушений.

Третий тип – это асоциальная семья. Для такого типа  характерно систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявления немотивированной жестокости и насилия. В семьях с асоциальной направленностью подростки усваивают нормативную систему, отражающую ценности той субкультуры, к которой принадлежит семья.

Анализ семьи и ее воздействия на психосоциальное развитие ребенка показывает, что личность правонарушителя может сформироваться не только в неблагополуной семье, но и в достаточно благополучной семье с высоким уровнем материального достатка.

Ко второму фактору, исходящему от ближайшего окружения, относится образовательное учреждение. Важность участия школы в социализации детей обусловлена тем, что здесь приобретается первый опыт усвоения групповой нормативности, формируется и возможно деформируется «Я - концепция», апробируется статусно-ролевой потенциал личности.

Можно выделить несколько проблем, влияющих на формирование противоправного поведения несовершеннолетних:

  1. Учебная декомпенсация - это состояние ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов, при сохранении общего интереса к школе.
  2. Школьная дезадаптация - это состояние ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий.
  3. Социальная дезадаптация - это состояние ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками.
  4. Криминализация среды свободного времяпрепровождения. В результате сложных взаимоотношений в семье, неблагоприятной позиции в коллективе подростки, как правило, ищут себе другую среду, другое общение, где есть возможность самоутвердиться, получить определенный статус, ощутить уважение к себе. Такой средой становятся неформальные группировки, чаще всего уличные компании по месту жительства. Первоначально, как показывают исследования, подростки, совершающие затем преступления, сплачиваются на основе одинаковых возможностей в проведении свободного времени и одинаковой бесконтрольности в его проведении. Среди себе подобных они встречают сочувствие благодаря тому, что могут откровенно говорить о своих неудачах и переживаниях, семейных конфликтах, неприятностях в школе.

Семья, школа, товарищеская группа - естественная среда для всех без исключения детей и подростков, обладающая большой силой влияния на них. Причем семье принадлежит особая роль, так как в отличие от других воспитательных учреждений, семья способна воздействовать на все стороны, грани ребенка на всем протяжении его жизни.

Наряду с социально-педагогическими выделяются социально-экономический и морально-этический факторы. Социально-экономический фактор включает: ощущение несовершеннолетними несправедливости ускоренного расслоения общества на богатых и бедных, низкий уровень жизни населения, сюда можно отнести СМИ которое демонстрирует поведение кумиров, блогеров и т.д..

Еще одним фактором противоправного поведения несовершеннолетних являются особенности подросткового возраста, с которым связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Все это делает подростка боле уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. Однако эти особенности не являются обязательным условием противоправного поведения несовершеннолетнего. Поэтому для предотвращения формирования противоправного поведения подростков основной акцент необходимо делать на процесс их воспитания.

Одним из эффективных средств помощи детям – это индивидуальный подход к «трудным» учащимся. Индивидуальный подход должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, в первую очередь, на укрепление положительных качеств и устранение недостатков.

При разработке программы индивидуального профилактического воздействия в качестве ведущей цели я выделяю определение изменения личности несовершеннолетнего в сторону общепринятых норм, правил и иных социальных ценностей. Причем эта цель реализуется не сразу, а спустя месяцы или годы.

Основный принцип профилактической работы заключается в том, чтобы стать подростку знающим собеседником, который может многое сказать подростку, даже уже идущему по пути к девиантному образу жизни.

Авторитарная модель общения, нравоучения с подростком не принесут пользы, потому что в это период повышен уровень негативизма на фоне возникающего «чувства взрослости». Подростки как правило отрицают все нравоучения. 

Основными направлениями рабаты по профилактики правонарушений является: 

  1. психодиагностика: психологическая диагностика позволяет вовремя выявить группу детей, попадающих в зону риска, которым требуется помощь педагога-психолога в виде проведения коррекционно-развивающих занятий, тренингов по проблеме.

Диагностический материал:

  • диагностика «Диагностика состояний агрессии» (автор А.Басс А. Дарки) с целью выявления отклоняющего поведения, связанного с повышенным уровнем агрессии.
  • «Тест школьной тревожности» (автор Д. Филлипс) для своевременного выявления тревожности в поведении, как фактора неблагополучия развития личности;
  • «шкала самооценки» (автор А.Г. Коломинсткий) для диагностики уровня самооценки.
  1. Психологическая профилактика и просвещение: данное направление позволяет предупредить проблему правонарушений. В связи с этим проводятся: тематическая беседа с родителями «Повышение педагогической культуры родителей»; беседы с подростками нацеленными на информирование подростков и формирование у них правовой культуры и общечеловеческих ценностей; наблюдение за трудными подростками и своевременное выявление причин межличностных конфликтов и их ликвидация;  лекции для подростков; пропаганда здорового образа жизни; вовлечение обучающихся в кружки, секции;  тематические беседы с подростками о ценностях; буклеты для родителей; буклеты для педагогов с рекомендациями по работе с детьми входящих в группы риска. 

3) Коррекционно-развивающая работа: данный вид работы проводится с целью предупреждения негативных последствий. Примерные формы работы коррекционно-развивающей работы: тренинг на повышение самооценки подростков, воспитание чувства ответственности за свои поступки; занятия по обучению способам выплеска негативных эмоций, навыкам владения самоконтроля и саморегуляции, а также обучение распознаванию эмоций окружающих.

4) Консультативная работа: консультация подростков по личным вопросам;  консультация родителей по детско-родительским отношениям.

Таким образом, при своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания учащихся. От всех педагогов требуется большого терпения, умения разбираться в сложных проявлениях поведения «трудных» подростков, что является на данный момент неотъемлемой частью педагогического сопровождения данной категории учащихся. 

Важным принципом в системе предупреждения преступности является комплексная работа над проблемой. Предупредить правонарушения несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.

Каким бы ни был ребенок, возможно, мы понимаем, что до «нормы» он не дойдет никогда, но нет ребенка, который не хотел бы стать лучше. Любить и уважать «трудных» сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота, нужны им больше. Поэтому мы должны таким детям помогать.

Хочу рассказать про некоторые методы педагогического воздействия, которые часто реализуются через систему приемов созидающих  и тормозящих. Это приемы, корректирующие поведение воспитанника, дополняющие методы воспитания. 

К созидающим приемам можно отнести: поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы подростка, доверие и др.

  1. Проявление доброты, внимания, заботы (принятие человека таким какой он есть, умение с ним выстраивать субьект - субьектные отношения, проявлять доброжелательность).
  2. Просьба. 
  3. Поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения) награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок. Поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды. Важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы. Нужно уважать тайну ребенка, всегда учитывать состояние ребенка, не унижать его. Если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но без агрессии. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Например, не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
  4. «Авансирование личности» - это  означает предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полную меру еще не заслуживает. Педагог, авансируя воспитанника, выражает уверенность в том, что он изменится к лучшему. Авансирование личности отличается от поощрения. В приеме "авансирование личности" выражается доброжелательное отношение к воспитаннику, педагогический оптимизм.
  5. Прощение. Данный метод  означает, что взрослый в определенной ситуации не обращается к наказанию, несмотря на совершенный проступок. Его применение целесообразно в тех случаях, когда воспитатель понимает душевное состояние ученика, видит, что воспитанник осознал свою вину и глубоко переживает случившееся. В осуждении и наказании в таких случаях не только нет необходимости, но они могут нанести и вред, подавляя личность школьника, его активность, жизнерадостность. И наоборот, прощение виновного, не осознавшего свою вину, означает попустительство и может способствовать углублению отрицательных форм поведения.

Тормозящие приемы способствуют преодолению отрицательных проявлений и качеств и представляют собой тормозящее педагогическое действие. Такие приемы вызывают преимущественно неприятные чувства: стыд и неловкость, разочарование, огорчение, сожаление, раскаяние и на их основе намерение воздержаться в дальнейшем от неблаговидных поступков.

К ним относятся: ласковый упрек, намек, безразличие или недоверие, ирония, проявление возмущения, осуждения, предупреждение и др.

Как бы ни велика была роль педагога - психолога и других специалистов, работающих с несовершеннолетними, все равно огромная роль отводится семье.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в образовательном учреждении

Организация работы  по профилактике правонарушений и безнадзорности    в образовательном учреждении...

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых.  К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им проти...

Лекция "Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних"

Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних....

План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних учащихся (воспитанников) коррекционной школы VIII вида...

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Профилактика преступленийи правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся...

СТАТЬЯ «РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ».

Ознакомление родителей с системой профилактики правонарушений....