Классный час «Здоровье – это актуально!»
классный час (5 класс)

Донцова Юлия Васильевна

Классный час будет актуален для учащихся 5-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_zdorove_eto_aktualno.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  учреждение средняя  лицей №17   г.Ставрополя

  Ставропольского  края

Классный час

«Здоровье – это актуально!»

5-е классы

Автор:

Донцова Юлия Васильевна

МАОУ лицей №17

2017год

«Тот, кто может победить  другого, - силен,

тот, кто побеждает самого себя, — воистину  могуществен».

Лао-То

Цели: углубить представление детей о вредных привычках; способствовать воспитанию отрицательного отношения к табаку, алкоголю, наркомании; побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников; развивать критическое мышление; воспитывать активную жизненную позицию.

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Информационный блок. «Врачи – о вредных привычках».

А) Токсикомания.

Б) Наркомания.

В) Алкоголизм.

Г) Курение. 

3. Интерактивная беседа. «Что толкает людей в пасть дракона?»

4. Тест «Сможешь ли ты устоять?»

5. Упражнения «Умей сказать «нет».

6. Заключительное слово.

7. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

  1. Организационный момент

        Здравствуйте, дорогие ребята! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья!

        Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем!

  1. Основная часть

- Сегодня мы с вами поговорим о  здоровье.

- Давайте уточним, что же такое здоровье.

        Долгое время считалось, что здоровье – это отсутствие болезни. Вы согласны с этим? А вот такой пример: у человека ничего не болит, но у него плохая память. Или ещё пример: пьяный человек, у   него ничего не болит, но можно ли его считать здоровым?

- Здоровье - это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психологического и социального благополучия.

        - Какие факторы влияют на здоровье? Что такое фактор? (Фактор – момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении)

        А вы хорошо разбираетесь в факторах здоровья? Сейчас мы это проверим.

  • ВИКТОРИНА:

1.Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? (да)

2. Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (нет)

3. Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10000 человек? (да)

4. Верно ли, что бананы поднимают настроение? (да)

5. Верно ли, что морковь замедляет старение организма? (да)

6. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)

7. Отказаться от курения легко? (нет)

8. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (да)

9. Правда ли, что ребёнку достаточно спать ночью 5 часов? (нет)

Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием.

1. Вступительное слово. Ребята, вы уже много знаете о своем организме, хорошо помните основные гигиенические правила, знакомы с причинами многих заболеваний, способны оказать первую медицинскую помощь в экстремальных ситуациях, понимаете, какую опасность таит необдуманное поведение.  Наше здоровье зависит от многого: от состояния здоровья родителей, бабушек, дедушек; от того, как часто мы проходим диспансеризацию у врача; от того, каким воздухом мы дышим и какую воду пьем и пр. Но многое зависит и от нас, от того, какие привычки у нас преобладают.

• Какие бывают привычки? (слайд №2)(ответы детей: Привычки бывают полезные и вредные).

• Какие привычки мы называем полезными?

• Назовите полезные привычки. (ответы детей ) 

• Какие привычки мы называем вредными?

• Назовите вредные привычки. (ответы детей) 

• Ребята, какие вредные привычки наиболее опасно влияют на здоровье человека? (алкоголь, курение, наркотики, токсикомания) 

Классный руководитель. Что бы вы сделали, ребята, если бы вам попался дракон с  головами?

Дети отвечают, что убежали бы, бросили бы в дракона песком, застрелили бы и т.п.

Классный руководитель. А вот представьте себе, что есть такие люди, которые с радостью лезут прямо в пасть этого дракона – только хруст стоит от того, как перемалывает человеческие жизни страшное чудовище.

Некоторые думают, что сумеют выскочить из пасти дракона, но,  оказывается, что они переоценили свои силы и их ждет погибель.

А вот и портрет этого чудовища. Каждая голова у него имеет свое имя (читает):

  • Токсикомания
  • Наркомания
  • Курение
  • Алкоголь

Каждая голова – это вредная привычка, которая  превращается в смертельно опасную  болезнь. Мы попросили врачей рассказать нам об этих вредных привычках.

К доске выходят 2 девочки в белых халатах 

2. Информационный блок «Врачи – о вредных привычках»

А) Токсикомания.

Врач 1. Это не просто вредные, но и очень опасные привычки. "Мания" - это психическая болезнь, когда человек постоянно думает о чем-то одном.  Токсикоман постоянно думает  о яде. Токсикомания с латыни так и переводится как «мания к яду» (токсин - значит яд). Эти яды попадают в организм человека при вдыхании ядовитых паров и вызывают сильные отравления. Очень быстро появляется привыкание, наступают изменения в психике, но главное – разрушается здоровье человека, так как яды постепенно накапливаются в организме. Токсикомания - это болезнь, возникающая в результате употребления веществ, вызывающих кратковременное чувство приятного психического состояния. Больной токсикоманией становится раздражительным, злобным, угрюмым, все время ждет каких - то неприятностей. У него трясутся руки, портится почерк, речь становится несвязной, спутанной. Постепенно он деградирует, как личность, у него окончательно расстраивается память, гаснет интеллект. Ему мерещатся всякие страхи, состояние тревожное. Серьезные последствия токсикомании для состояния внутренних органов: развиваются различные заболевания легких и желудочно-кишечного тракта, поскольку токсичные компоненты «сжигают» слизистые оболочки, почки перестают работать. При передозировке возможны смертельные исходы.

Б) Наркомания.

Врач 2. Наркотики - отрава еще более серьезная, она рассчитана на простаков, которые, привыкнув к ним, не смогут без них жить и станут платить большие деньги для  того  чтобы приобрести наркотики,  чтобы поскорее умереть.

Наркотики нюхают, курят, вкалывают, принимают в виде таблеток. Они моментально попадают в кровь. Наркомания действует своими ядами сильно и быстро – буквально с первого раза человек может стать наркоманом! У человека появляются галлюцинации, кошмары. Человек, который начал принимать наркотики, сразу привыкает к ним, теряет волю. Те, кто не прекращает употреблять наркотики, умирает от мучительных болей. У человека, употребляющего наркотические вещества, нарушается ориентация в пространстве, его мучают кошмары, страхи. У употребляющего наркотик внутривенно, менее чем через три месяца начинаются гниения и кровоточивость вен, после чего наступает переход на внутримышечное введение наркотика. Наблюдается обширный тромбофлебит, по всему телу появляются гноящиеся язвы, начинается гангрена конечностей, отказывают почки, селезёнка, головной мозг. Средняя продолжительность жизни активного наркомана составляет 3 года. Дети, рожденные от наркоманов, умирают очень быстро, доживая максимум до 4 месяцев. Друзья и близкие прекращают с ним общаться.

 Наркоман ради наркотиков готов пойти на любое преступление. У наркоманов три пути: тюрьма, психическая больница, смерть.

В) Алкоголизм.

Врач 3. Еще одна вредная привычка – пьянство. Пьянство очень быстро перерастает в манию - алкоголизм. Алкоголь – самый распространенный наркотик, ежегодно убивающий сотни людей. Это тоже яд, он нарушает работу всех внутренних органов. Алкоголь - это вещество, которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве). Само название «алкоголь» происходит от арабского «аль-коголь», что означает одурманивающий. Алкоголь создает иллюзию благополучия. Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни - алкоголизму. Так постепенно алкоголь опутывает ум и волю человека, а опутав, держит крепко. Полное уничтожение  личности у взрослого происходит через 7-10 лет, а у детей - через 3-4 года.

 Пьяный человек  - зрелище отталкивающее.

Но алкоголику безразлично мнение окружающих, он теряет человеческий облик и становится рабом  своей вредной привычки.

От алкоголизма страдают не только сами пьяницы, но и близкие им люди: матери, жены, дети. Огромное количество преступлений совершается на почве пьянства, разрушается много семей, ломаются судьбы.

Г) Курение. 

Врач 4. Курение – это зависимость от наркотика, имя которому никотин. По своей ядовитости никотин   равен синильной кислоте –   смертельному яду.

Ученые подсчитали, что курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет. Все органы человеческого тела страдают от табака.  В табаке содержится 1200 ядовитых  веществ. Научно доказано, что курение вызывает 25 заболеваний. У курильщиков плохая память, плохое физическое здоровье, неустойчивая психика, они медленно думают, плохо слышат. Даже внешне курильщики отличаются от некурящих: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы.

От курения страдают  некурящие.  Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщиками.

Врач 5. 10 фактов о табаке и воздействии вторичного табачного дыма:
         Табак является лидирующей предотвратимой причиной смерти в мире. Он вызывает каждую десятую смерть среди взрослого населения мира. В 2005 году табак привел к смерти 5,4 миллиона человек - иными словами, в среднем, каждые 6 секунд от табака умирал один человек. Ожидается, что при сохранении нынешних тенденций к 2030 году смертность достигнет 8,3 миллиона человек.
 
         Табак убивает половину тех, кто его регулярно употребляет. В среднем, 29% всего населения мира является курильщиками. Курение больше распространено среди мужчин (47,5% всех мужчин), чем среди женщин (10,3%). Из 1,3 миллиарда живущих сегодня курильщиков 650 миллионов, по всей вероятности, умрут от табака, причем половина из них умрет в возрасте 35-69 лет.
         В 20-м веке табак привел к смерти 100 миллионов человек. При сохранении нынешних тенденций в 21-м веке по этой причине произойдет 1 миллиард случаев смерти.
          Вдыхание вторичного табачного дыма опасно для здоровья. Известно, что в табачном дыме содержится около 4000 химических веществ; более 50 из них являются канцерогенными.

Врач 6

Практическая работа.

Ребята, предлагаю вам провести простой эксперимент: рассмотрите два листка розовой бумаги - это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмите один лист и сомните его. Расправьте этот лист и сравните его с другим листом. У курильщика легкое становится дряблым, вялым - примерно таким, как у вас помятый лист. У человека, который не курит, - здоровые легкие - примерно такие, как лист немятой бумаги. Каким же легким будет проще работать, снабжая организм человека кислородом?

По данным министерства здравоохранения:

• пульс курильщика чаще пульса некурящего в три раза;

• курильщики чаще болеют простудными заболеваниями;

• курение притупляет вкусовые ощущения;

• причиной многих пожаров является сигарета.

О  вреде курения
Веселая лошадь однажды жила,
Паслась на лужайке и воду пила.
И всё бы прекрасно, и всё б ничего -
Жила бы лет двести скорее всего.

Но ей сигареты бычок подарил
И сам вместе с нею одну закурил.
Понравился лошади сизый дымок
И курит лошадка уйдя в закуток.

Веселая лошадь вдруг стала груснеть,
И стала вдруг кашлять и стала потеть.
И сыпится грива, и меньше стал рост,
Дрожит и трясется прокуренный хвост.

- Ах, доктор, скорее спасите её !
Скорей аспирина, скорей мумиё!
Но доктор ответил - Не стоит спешить.
Должна пациенточка бросить курить.

Ведь знают все люди и знает скотина,
Что вреден здоровью и грамм никотина.
А если лошадка не бросит курить,
То может до свадьбы своей не дожить.

3. Интерактивная беседа. «Что толкает людей в пасть дракона?»

Классный руководитель. Вот такие  головы у дракона. Одна другой страшнее!

– Давайте вспомним, какая вредная привычка может появиться буквально с одного раза? (Наркомания)

–– От какой вредной привычки появляются 25 болезней? (Курение)

– Какая вредная привычка отравляет человека, разрушает его организм? (Токсикомания, наркомания, курение, алкоголизм)

– Какие вредные привычки начинаются  с невинных забав, а заканчиваются нищетой, болезнями, смертью. (Токсикомания, наркомания, курение, алкоголизм)

Классный руководитель. И сто, и тысячу лет назад  были люди, которые попадали в плен к вредным привычкам. И бесследно исчезали  в пасти страшного дракона. Но сказочные времена давно прошли. За окном 21 век и столько интересного вокруг: спорт, кино, музыка природа, книги, верные и хорошие друзья. Как вы считаете, почему же люди попадают в пасть этого дракона? Почему они становятся рабами вредных привычек?

Примерные ответы детей:

– Их тянет любопытство, желание все попробовать и испытать.

– Их родители были рабами тех же самых привычек, они и детей втянули.

– Для общения – если вся компания это делает, то и тебе не страшно.

– Чтобы казаться современным, крутым, сильным.

– Чтобы показать, что ты уже взрослый  и сам можешь делать со своим здоровьем все что хочешь.

– Потому что ничем не интересуются, ни к чему не стремятся.

– Просто слабохарактерность – попадают в плохую компанию и втягиваются.

– Хотят подражать героям боевиков, рекламы – там все курят и пьют.

Классный руководитель. Да, ученые назвали именно такие причины приобщения людей к вредным привычкам: любопытство, влияние родителей,  снятие напряжения, слабохарактерность, желание подражать красивым героям рекламы, кино и телевидения.

А как же не попасть в пасть дракону? Что нужно делать, чтобы  устоять?

Примерные ответы детей:

– Нужно заниматься спортом, музыкой танцами – чем-то интересным.

– Нужно добиваться в чем-то успеха, чтобы уважать самого себя.

– Нужно просто уважать себя, ценить свое человеческое достоинство.

– Нужно иметь свое мнение, не поддаваться плохому влиянию.

– Нужно уметь отказываться, когда тебе предлагают попробовать что-то плохое.

– Нужно выбирать друзей, общаться только с теми, кому ты доверяешь.

4. Тест «Сможешь ли ты устоять?»

Классный руководитель. Надеюсь, что никто из вас не попадет в пасть  дракона и не станет очередной  жертвой страшной «мании».

Как вы думаете, сможете ли вы дать отпор этим вредным привычкам, устоите перед их натиском? Сейчас мы проведем тест, который поможет вам оценить, свои силы.

Перед вами лежат листки бумаги. Вам нужно будет ответить на 10 вопросов. Напишите числа от 1 до 10 сверху вниз. Я буду задавать вам вопросы. На каждый вопрос нужно дать ответ «да» или «нет».  Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете:

Учитель читает вопросы. Дети пишут напротив каждого пункта «да» или «нет».

  1. Любишь ли ты смотреть телевизор?
  2. Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше 3 часов ежедневно?
  3. Хотелось ли тебе попробовать закурить?
  4. Можешь ли ты весь выходной просидеть перед  телевизором, оставив все свои дела?
  5. Попробовал ли ты алкогольные напитки?
  6. Любишь ли ты уроки физкультуры?
  7. Если друзья предложат  тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?
  8. Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?
  9. Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взяли бы ты её?
  10. Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты еще не сделал уроки. Сможешь отказаться?

Классный руководитель. Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили на вопросы «Да». За каждый такой ответ вам положено 5 баллов, значит, умножьте полученное число на 5. Что у вас получилось?

0-15 баллов - Вы умеете управлять своими желаниями. Как и все люди, вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент вы в состоянии понять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред, помешать вашим планам. Получается, что если вам кто-либо предложит "побалдеть" от какой-либо дряни, то вы легко откажетесь. Вас не так-то просто купить на всякую дешевку. У вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.

20-40 баллов - Ваша "зона удовольствий" нередко вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает воли. Видимо, вы очень много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого вы можешь потерять очень много приятного в будущем. Если вам предложат "немного кайфа", вы можете согласиться. К сожалению, большинство наркоманов именно так и начинали. Рекомендуем быть настороже - слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.

40-50 баллов – Вас, как говорится, можно брать голыми руками. Вы буквально заряжены на получение всяческих удовольствий. За любой вид "кайфа" вы будете готовы отдаться в рабство какому-нибудь подонку. Таких, как вы, слабаков - не так уж и много. Вам грозит беда.

5.  «Умей сказать «нет».

Вредным привычкам - нет!

Скажи всем друзьям.

Вредным привычкам - нет!

Скажи себе сам.

Вредные привычки - плохо!

Знай всегда.

Вредные привычки - смерть!

Убьёшь себя.

Классный руководитель. - Все, живущие на планете, мечтают быть здоровыми и прожить долгую жизнь.

А сейчас я предлагаю вам «9 заповедей здоровья»

• четкий режим дня;

• свежий воздух;

• больше смеха;

• физическая активность;

• правильное питание;

• отсутствие вредных привычек;

• личная гигиена;

• любовь к себе и другим;

• занятия по душе.

Классный руководитель. Но некоторые жители планеты Земля имеют вредные привычки и не хотят от них избавляться. Если Вы захотите присоединиться к ним, или уже присоединились, то послушайте « Разрешалки» от вредной привычки и тогда может быть ваше мнение изменится.

Разрешалки от вредной привычки :

Употреблять наркотические и токсические средства, алкоголь, курить можно

• Если ты хочешь прожить короткую жизнь;

• Если хочешь отставать в учебе;

• Если хочешь подхватить ВИЧ - инфекцию;

• Если мечтаешь оставить после себя больное потомство;

• Если ты хочешь, чтобы твои дети родились уродами;

• Если ты хочешь, чтобы от тебя отказались родные и близкие;

• Если ты хочешь, чтобы у тебя была нарушена ориентация в пространстве;

• Если ты хочешь пронизывающую дрожь и ослабевшее тело;

• Если ты хочешь иметь лицо « застывшей маски»;

• Если ты хочешь, чтобы тебя мучили «ломки».

***

Начать легко. Бросить - не тут-то было!

Подумай над этим!

***

Ах, эти вредные привычки,

Не вступайте с ними в стычки.

Они ведь вредны для земли

В употреблении людьми.

Они мешают людям жить,

Так, что хочется аж выть.

Сигареты, водка - ни к чему

Ты задай себе вопрос «А зачем и почему?»

А наркотики сейчас

Устрашают просто нас.

Ах, эти вредные привычки,

Не вступайте с ними в стычки.

Классный руководитель. Ребята, многие вредные привычки часто начинаются с подобных невинных предложений. Мнимые друзья  под видом развлечения затягивают слабых духом людей в пасть дракона. Очень важно в этом случае правильно оценить ситуации и сказать твердое и решительное «нет

6. Заключительное слово.

Классный руководитель. Мы сегодня говорили о вредных привычках, которые убивают человека.

Чтобы не стать рабом вредных привычек, нужно выполнять три правила:

  • не скучать, найти себе занятие по душе
  • узнавать мир и интересных людей
  • ни в ком случае не пробовать спиртное и наркотики

Ну, а если вы все же попали в плен какой-то вредной привычке, старайтесь избавиться от нее изо всех сил. И если вам это удастся, вы – настоящий герой. Как сказал древний китайский мудрец Лао-То: «Тот, кто может победить  другого, - силен, тот, кто побеждает самого себя, — воистину  могуществен».

О здоровье
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться —
На зарядку становиться!

Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты —
Вот полезная еда,
Витаминами полна!

На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!

Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!

7. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что нового узнали вы во время классного часа? Чему научились? Какие выводы для себя сделали?

–– Научился  говорить «нет». В игре это легко, а в жизни труднее

– Нельзя допускать, чтобы  на тебя влиял, кто попало

– Главный вывод, что нужно жить своим умом и не искать дешевых удовольствий.

– Решил, что нужно записаться в какую-нибудь секцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Быть здоровым- это актуально"

Россия занимает 127 место в мире по показателям здоровья населения. По статистике лишь около 10% российских школьников считаются условно здоровыми.Факторы риска для здоровья человека:•Образ жизни – 50...

презентация к классному часу: "Здоровым быть здорово"

презентация к классному часу: "Здоровым быть здорово"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по теме «Актуальность моей будущей профессии»

Бюджетное образовательное учреждение Омской областисреднего профессионального образования«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»         МЕТОДИЧЕСКА...

"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"

Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....

Разработка классного часа "Салаватский район. Актуальные проблемы".

Данный классный час ориентирован на изучение экологического состояния родного района, выявление проблем и развитие учащихся вести дискуссии на основе заранее подготовленных докладов. Форма классного ч...

Психологическое здоровье дошкольников - актуальная тема в педагогической практике

В методических материалах представлены теоретические аспекты понятия "психологическое здоровье" и факторов риска его нарушений; формы, методы, приемы работы по его формированию в соответстви...

Классный час "Здоровье-это актуально".

Классный час знакомит  с вредными привычками людей, от которых  необходимо отказаться.Информирует обучающихся  о здоровом образе жизни....