Технология проблемного обучения как средство формирования познавательной самостоятельности школьников
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Собко Дарья Александровна

Технология проблемного обучения как средство формирования познавательной самостоятельности школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobko_da_sosh_31.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Технология проблемного обучения как средство формирования познавательной самостоятельности школьников»

1

Добрый день, уважаемые коллеги, участники конкурса, члены жюри!

Каким мы представляем человека, которого называют деятельным?

          Я думаю, что многие согласятся, что это человек с активной жизненной позицией, которому многое интересно, он действует целеустремлённо, настойчиво и энергично, тем самым улучшая свою жизнь и жизнь окружающих.

2

На мой взгляд, как никогда, сейчас актуальны слова Льва Семеновича Выготского …

Действительно, методика и практика современного обучения все больше обращаются именно к обучающемуся, формируя в нем общественную личность творца, строителя нового общества

3

через  

  • стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования,
  • внутреннее побуждение расширять свой кругозор,
  • способность к самостоятельному мышлению, связанного с умением переходить от решения учебных задач к проблемным ситуациям реальной деятельности.

В чем, как раз, и помогает использование технологии проблемного обучения.

4

Итак, тема моего мастер-класса Технология проблемного обучения как средство формирования познавательной самостоятельности школьников 

5

А главное в технологии проблемного обучения…

- Это - правильно сформулированная проблемная ситуация или познавательная задача педагогом, для оптимального пути её решения учащимися. 

На мой взгляд,  у учителей часто возникают трудности с формулировкой проблемной ситуации.  Между тем Существует множество приёмов её проектирования.

6

Технология проблемного обучения универсальна и открывать знания можно на любом учебном предмете, этот процесс - творческий, включающий четыре основных этапа:

  • постановку проблемы,
  • поиск решения проблемы,
  • описание решения
  • и его реализацию.

7

При этом возникают наиболее яркие реакции на проблемную ситуацию у ученика. Чаще всего мы наблюдаем острую реакцию удивления и затруднения, которое буквально заставляет их выполнить вполне конкретную мыслительную работу.

8

Комментарии к таблице

9

Комментарии к таблице

10

Уважаемая фокус-группа, я предлагаю вам подняться на сцену и выполнить задания (подаю карточки с заданиями)

А мы с вами (обращение в зал) обратим внимание на экран и тоже выполним некоторые задания.

11

Что в данном задании вызывает у вас удивление?

Здесь написаны слова с разными корнями. Сгруппируйте их.

Геолог, излагать, невропатолог, прилагательное, приложение, подлог, ревматолог, слагаемое, сложение, зоолог.

12

Эталон

13

Эталон с лишними словами

14

Объясните значение слов

15- 32

Эталон

33

Как думаете к какому типу ситуаций можно отнести данное задание? (удивление)

34

(Обращение к фокус группе) Уважаемая фокус-группа, пожалуйста, огласите ваши варианты ответов. Итак, первое задание

35

Эталон

36

По второму заданию.

37

Эталон

38

Уважаемые педагоги – сегодня я попыталась довести до Вас мой опыт работы по повышению мотивации учащихся с помощью технологии проблемного обучения, потому что меня, как молодого специалиста волнует «Будет ли мой урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в самостоятельную работу?»

38

Наш мастер- класс хочется закончить словами Л.С.Выготского.: «Твердые знания и понимание получены обществом через общение, деятельность и взаимодействие путем решения значительных проблем и задач».

Спасибо за внимание!

Задание 1. Выберите основание для классификации глаголов и проведите её.

 Красил, читали, бежит, летят, напишет, пробегут, читать, вынести, рассказать.

(классификация может быть по таким признакам: время, число, вид,)

Задание 2. Вставьте подходящие по смыслу слова. К какому типу ситуаций относится данное задание.

Вернувшись в свою машину, я бросила пакет с журнальными листами на соседнее сиденье и, недолго думая, повернула ….. в замке зажигания.

Раньше этот родник называли Белый…. — из-за белёсого оттенка воды источника.

У нас в наличии есть гаечные ……  для резьбового соединения путём закручивания болтов, гаек и других деталей.

В скрипичном ….. пишутся ноты для скрипки, губной гармоники, большинства деревянных духовых инструментов.

А в разводном ….. вся нагрузка падает на 3 — 5 зубцов рейки и на соответствующие контактирующие места червяка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"

Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....

Презентация "Технология проблемного обучения как средство формирования личностного развития обучающихся по русскому языку"

Презентация к выступлению на методическом объединении учителей русского языкаи литературы....

" Методические аспекты использования проектной технологии при обучении физике, как средства формирования познавательной самостоятельности школьников"

В данной работе анализируется собственный опыт использования методов проектов в учебной деятельности....

Технология проблемного обучения как средство формирования личностного развития обучающихся по русскому языку.

Презентация «Технология проблемного обучения как средство формирования личностного развития обучающихся по русскому языку»...

«Технология проблемного обучения как средство формирования исследовательских компетенций обучающихся на уроках биологии и химии»

Актуальность опыта обусловлена изменениями, которые происходят в сфере образования, задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к  развитию творческой личности. Воспитать такую лич...