Доклад на тему «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»
учебно-методический материал

Павловская Елена Юрьевна

Доклад на тему

«ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Елена Юрьевна Павловская,

учитель математики (по адаптированной программе) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Озерная средняя школа №9.

Доклад на тему

«ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

В нашей школе имеются  специальные классы для  обучения детей с умственной отсталостью. Важно отметить, что при обучении в общеобразовательных классах, они замыкаются. Это выражается в том, что они стесняются отвечать на уроке, ходят по школе, опустив голову, разговаривают очень тихо. Конечно социализация таких деток  – один из главных вопросов организации их обучения. Как научить ребенка жить в обществе самостоятельно? Как устранить страх общения? Конечно, наилучшим образом социализация детей идет через формирование  личностных результатов.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Оценка личностных достижений осуществляется в процессе проведения мониторинговых процедур, содержание которых разработано образовательной организацией с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

  • самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
  • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Существует много форм и методов работы для их развития, но все ли они эффективны? Как оценить это?

Я использую несколько способов оценки личностных результатов школьников.  Но хочется отметить , что оценка личностных результатов не выражается в количественном значении, она отражает динамику развития конкретного ребенка (был-стал).

Первая форма оценки личностных результатов обучающихся с ЗПР является оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся с опорой на специальную поддержку. Эта задача решается в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребенка с ЗПР на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития – в форме возрастно – психологического консультирования. Результаты анализа представляются в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: кружочки черного цвета – нет продвижения; кружочки синего цвета – минимальное продвижение; кружочки зеленого цвета – среднее продвижение; красного цвета – значительное продвижение. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Следует обратить внимание на то, что при обучении детей в отдельных классах по адаптированной образовательной программе, ребенок попадает в условия комфортного пребывания. В нашей школе такие классы не большие 4-8 человек. Программа соответствует их способностям, все в классе имеют примерно тот же уровень знаний и возможностей, учителя имеют соответствующее образование и могут организовать качественный процесс обучения для таких деток. Подбирая оптимальные формы работы для развития их личностных результатов. Предметы носят развивающий характер именно тех сложностей, которые испытывает ребенок. К примеру, предмет «Литература» заменен на «Чтение и развитие речи» и теперь дети не отсиживают его, со страхом того, что его могут спросить, а  занимаются своим развитием, исправлением дефектов.  Появляется больше возможностей для ситуации успеха.  Больше возможностей для учителя устроить «Минуту славы» для таких деток.

Ребенок в таких условиях постепенно адаптируется, появляется возможность оказаться в ситуации успеха. Дети могут увидеть свои сильные стороны на физической культуре, изобразительном искусстве,  уроках трудового обучения. Они понимают, что могут проживать свою жизнь, радоваться ей, развиваться, общаться. Из опыта я могу сказать, что уже после полугода такого обучения, дети становятся спокойнее, легче идут на контакт, громче разговаривают, становятся более активными.

Вторая и основная, на мой взгляд,  форма оценки личностных результатов, используемым в образовательной программе, является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию обучающихся с ЗПР культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Портфолио обучающегося:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений обучающихся с ЗПР, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающихся с ЗПР;
  • предполагает активное вовлечение обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфолио достижений, делаются выводы о:

1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Конечно, в портфолио ученика попадают грамоты, дипломы, сертификаты – т.е. результат труда и высокая оценка личностных качеств ребенка, что позволяет ребенку повысить самооценку… Наилучшим образом можно реализовать данные задачи через работу детей во внеурочное время. Примером может быть участие детей в конкурсах на различных уровнях. Если ребенок любит вышивать, то можно разработать творческий проект и поучаствовать с ним в конкурсе «Мои увлечения» или «Лучший проект».  Или в школьных конкурсах «Лучшая поделка из природных материалов», «Осенняя композиция», «Цветочная композиция», в конкурсах рисунков и т.д. Участие в театральных школьных  постановках, пусть даже с небольшой ролью так же окажет очень полезное влияние, как показывает опыт. 

Нужно отметить, что становясь активными участниками внеурочной школьной жизни дети начинают лучше общаться с ровесниками из общеобразовательных классов, они чувствуют себя значимыми, а  в результате и уверенными в себе.

В работе с «особыми» детьми на первое место в сохранении их здоровья нужно ставить работу по их социализации, т.е. формирование личностных результатов.  А для эффективного построения этой работы необходимо вести оценку их формирования, для того что бы отслеживать эффективность разных методов на конкретного ребенка. Для этого вести наблюдение за каждым учеником, вести портфолио каждого.  Хочется вспомнить слова Сократа «Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так же нельзя лечить тело, не леча душу». Поэтому необходимо педагогу создать комфортные условия для обучения таких детей, подобрать нужные мероприятия для повышения их социального статуса, психологической уверенности в себе и  удовлетворенности жизнью, а для этого вести оценку формирования личностных результатов.

Библиографический список:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. – 254 с.
  2. Корпорация «Российский учебник». URL: https://rosuchebnik.ru/material/sotsializatsiya-detey-s-ovz/ . (дата обращения 26.09.2021г).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование и здоровье учащихся с ограниченными возможностями здоровья. (Из опыта работы учителя-логопеда)

Статья посвящена актуальной проблеме содействия сохранению и укреплению здоровья учащихся с ОВЗ. Автор приводит характеристику возрастной динамики здоровья учащихся,  данные о современном эталоне...

Воспитательная система школы по социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Из школы в жизнь"

Воспитательная система включает основные разделы:системообразующая деятельность-деятельностный подход и интеграция обучения, воспитания и дополнительного образования детей;основные субЪекты воспитател...

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы ( из опыта

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы (из опыта работы)

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...

Обобщение опыта работы по теме "Роль игры в развитии коммуникативных навыков учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

В настоящее время образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются  в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных спос...

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (работа с природным материалом)

С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от с...