Материалы семинара "Приёмы формирования читательской грамотности у обучающихся".
материал

Материалы семинара "Приёмы формирования читательской грамотности у обучающихся".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost.docx27.59 КБ
Файл chg.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ».

    Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.  

 

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»?

 

Три определения

1.     Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

2.  Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

3.   Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Выберите формулировку, соответствующую современному пониманию функциональной грамотности.

Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.

 

Виды функциональной грамотности.

1.     Читательская грамотность

2.     Математическая грамотность

3.     Естественнонаучная грамотность

4.     Финансовая грамотность

5.     Глобальные компетенции

6.     Креативное мышление

    Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.

    Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

 ПОЧЕМУ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СЕЙЧАС СТАЛА ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ТЕМ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ?

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать лет назад, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике. Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналого-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

    Функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов вышестоящих организаций, преодолевая сложности и риски, радуясь успехам. Что же получится в ходе работы? Ребёнок должен быть готов успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, строить социальные отношения, стремиться к дальнейшему образованию.

Мастер-класс  «Приёмы формирования читательской грамотности».

Слайд 1

   Что же такое читательская грамотность? Это способность человека понимать и использовать письменные тексты. Слайд 2 Как говорил великий педагог К.Д.Ушинский: «Извлечь из мертвой буквы живой смысл. Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

  Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Цель читателя – преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понять его.

Какова цель развития ЧГ у обучающихся? Слайд 3

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

В чем же состоит задача педагога?

ЗАДАЧИ: 

- научить осознанно, правильно, выразительно читать;

-извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- самостоятельно выбирать книги для чтения;

- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном). Слайд 4

   Все это возможно при опоре на следующие виды деятельности:

●     осознанное, творческое, выразительное текстов разных жанров;

●     пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

●     ответы на вопросы;

●     анализ и интерпретация произведения;

●     составление  планов;

●     характеристика героя;

●     написание отзыва;

●     написание сочинения и др.

   Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, хотя их очень много. Эти приёмы можно использовать на любом уроке.

1.Приём «Верите ли вы …»

1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

2. Верите ли вы, что урок длится 40 минут?

3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?

5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

6. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса  вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

7. Верите ли вы, что работа с текстом  не влияет на развитие речи ребёнка?

8. Верите ли вы, что формирование читательской грамотности не играет роли при обучении детей?

Приём «Верите ли вы…» может быть

1.началом урока, чтобы связывать разрозненные факты в единую картину;

2.систематизировать уже имеющуюся информацию.

   Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. Это будет способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации.  Слайд 5   

2. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»

   Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

    Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

   В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

3.«Кластер»

   Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

    В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Цель приёма: нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

   Он отлично подходит для любой стадии урока. На стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал.

   На стадии "Осмысление" по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.

    На стадии "Рефлексия": заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах).

Слайды 6-9

4. Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

   Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом.       Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Слайды 10-11

Пример.

Вопросы по теме «Причастный и деепричастный обороты»

 

«Тонкие» вопросы

 

«Толстые» вопросы

Что обозначает причастие?

Что обозначает деепричастие?

Как отличить причастие от деепричастия?

Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия?

Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие?

Почему, вы думаете, обороты выделяются запятыми?

В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения?

Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия?

Верно ли, что большое количество оборотов в речи утяжеляет её?

5.Приём «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».  Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала. Его можно использовать даже на уроках музыки! Слайды 12-13

6.Концептуальная таблица – особенно полезна, когда предполагается сравнение трёх и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Слайды 14-15

IV. Подведение итогов.

   Представленные приемы работы с текстом  позволят развивать на уроках читательскую грамотность у обучающихся.

V.Рефлексия.    

Прием «Пятёрочка»

   Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую  руку. Каждый палец –  это какая-то  позиция, которая позволяет высказать мнение  о моём выступлении. Поставьте галочки на тех пальцах,  позиции которых соответствуют вашему внутреннему ощущению.

Слайд 16

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны! 

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Приёмы формирования читательской грамотности». Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1 им. П.И. Николаенко, с. Степное Деревянко Светлана Сергеевна

Слайд 2

«Извлечь из мертвой буквы живой смысл. Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное». К.Д.Ушинский

Слайд 3

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). ЗАДАЧИ: - научить осознанно, правильно, выразительно читать; -извлекать из текстов интересную и полезную информацию; - самостоятельно выбирать книги для чтения; - работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

Слайд 4

Все это возможно при опоре на следующие виды деятельности: ● осознанное, творческое, выразительное чтение текстов разных жанров; ● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием); ● ответы на вопросы; ● анализ и интерпретация произведения; ● составление планов; ● характеристика героя; ● написание отзыва; ● написание сочинения и др.

Слайд 5

ПРИЁМ «МОЗАИКА» После прилёта скворцы начинают торопливо устраивать свои гнёзда. Смотришь, бывало, как чистят они домики-скворечни, как носят в клювах былинки и мягкую подстилку, устраивают гнездо. Сидя на сучке дерева или на прикреплённой к скворечне ветке, трепеща чёрными крылышками, самец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни. Прилетают скворцы ранней весною, когда ещё лежит кое-где на полях снег. Прилёт скворцов — верный признак близкой, надёжной весны.

Слайд 6

Приём «Кластер» на уроке литературы

Слайд 10

«Тонкие вопросы» Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли? «Толстые вопросы» Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ?

Слайд 11

«Тонкие вопросы» 1.Что общего у грибов и растений? 2.Что общего у грибов и животных? 3.Назовите причины выделения грибов в отдельное царство. «Толстые вопросы» 1.Объясните, каково значение грибницы в жизни грибов? 2. Объясните, почему кровь течет в одном направлении? 3.Как регулируется сердечный цикл в период сна человека?

Слайд 12

Приём «Письмо с дырками». Имя прилагательное обозначает… Отвечает на вопросы… Начальная форма имени прилагательного - … падеж…числа. 2)Имена прилагательные изменяются по … , … и … . Имена прилагательные бывают в … и … форме. В предложении имя прилагательное может быть … и … .

Слайд 13

Приём «Письмо с дырками». ТЕКСТ Государственного гимна Российской Федерации (слова С.Михалкова) Россия - … наша держава, Россия - … наша страна. … воля, великая слава - Твое достоянье на все ...! Славься, Отечество наше …. , Братских … союз вековой, Предками данная … народная! Славься, страна! Мы ... тобой!

Слайд 14

Приём «Концептуальная таблица»

Слайд 16

Приём «Пятёрочка» БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным. УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности. СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно. МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности у обучающихся

Вашему вниманию предлагается кейс по формированию читательской грамотности у обучающихся....

Виды работ по формированию читательской грамотности у обучающихся

Материал на тему " Виды работ по формированию читательской грамотности у обучающихся" был использован на методическом объединении учителей гуманитарного цикла....

Методическая разработка презентации к уроку английского языка на формирование читательской грамотности для обучающихся 9 класса к учебнику Rainbow English 9, авторы О.В. Афанасьева, И.В. Михеева по теме: «Печатные издания».

Знакомство учащихся с биографией Льюиса Кэрролла и историей создания известной книги "Алиса в стране чудес".  Цель задания: поиск и извлечение информации....

Сборник заданий для формирования читательской грамотности у обучающихся на уроках русского языка в 5 классе

В сборнике представлены задания для формирования у обучающихся читательской грамотности как на уроках русского языка, так и во внеурочной деятельности....

Формирование читательской грамотности у обучающихся основной школы

В статье говорится о формировании читательской грамотности...