Методика для диагностики сформированности коммуникативных УУД "Групповой проект"
учебно-методический материал

 Источник: Российская академия образования. О.Б. Логинова. Экспериментальные материалы. 2012-2013 уч.г. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_gruppovoy_proekt.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Методики для диагностики сформированности коммуникативных УУД

Методика  «Групповой проект»

Цель: определить уровень сформированности коммуникативных УУД.

 Источник: Российская академия образования. О.Б. Логинова. Экспериментальные материалы. 2012-2013 уч.г.

Форма: наблюдение эксперта(ов) за ходом групповой работы.

Средство: организация выполнения краткосрочного группового проекта.

Показатели сформированности коммуникативных УУД: - конфликты и их разрешение; - особенности поведения и коммуникации ученика. Механизм сбора результатов наблюдения. По каждому показателю отмечаются результаты наблюдений за каждым учеником данной группы и за группой в целом. При необходимости даются комментарии в процессе наблюдения или после завершения проекта. Описываются проблемы, возникшие в процессе работы. Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдений в ходе всего занятия. Заполняются соответствующие таблицы и графы.

Конфликты и их разрешение. Заполните Таблицы 1 и 2 Если конфликтов не было, то заполняется только правая часть таблиц 2, 3.

Таблица 1. Возникновение конфликта.

Ученики: роль в возникновении конфликта поставить в каждой ячейке 0,1 или 2

0 - инициатор конфликта

1 - участник конфликта

2 - в конфликт не вступает

Группа в целом: частота конфликтов поставить 0,1 или 2

0 - очень часто

1 – иногда

 2 - конфликтов не было, все работали дружно

№1       №2        №3        №4        №5

Таблица 2. Разрешение (завершение) конфликта

Ученики: роль в разрешении конфликта поставить в каждой ячейке 0,1 или 2

0 - пытается настоять на своем, спорит, на компромисс не идет

 1 - готов уступить, избегает столкновений

2 - ведет переговоры, аргументирует свою позицию, слушает партнера, ищет оптимальное решение

Группа в целом: завершение конфликта поставить 0,1 или 2

0 - ссора, общего решения нет

1 - конфликт завершен - кто-то уступил, кто-то навязал свое решение и все подчинились

 2 - конфликт завершился переговорами и общим решением

№1       №2        №3        №4        №5

Особенности поведения и коммуникации ученика

Заполните Таблицы 3, 4 и 5

Таблица 3. Активность/инициативность ученика и активность группы

Ученики: поставить в каждой ячейке 0,1 или  0 - не проявляет активности

1 - активен(активна), но инициативы не проявляет 2 - активен (активна), проявляет инициативу

Группа в целом: при машинной обработке подсчитывается средний балл группы

№1       №2        №3        №4        №5

Наблюдателем НЕ заполняется

Таблица 4. Ориентация на партнера и согласованность позиций (децентрация) группы

Ученики: поставить в каждой ячейке 0 или 1

0 - не слушает, перебивает, не учитывает мнения партнера

 1 -прислушивается к партнеру, старается учесть его

Группа в целом: при машинной обработке подсчитывается средний балл группы

№1       №2        №3        №4        №5

Наблюдателем НЕ заполняется

Таблица 5. Лидерство

Ученики: поставить в каждой ячейке 0,1 или 2

0 - стремления к лидерству не проявляет, довольствуется ролью «ведомого»

1 - проявляет стремление к лидерству, в команде работать не умеет

 2 - проявляет стремление к лидерству, умеет работать в команде «на вторых ролях»

Группа в целом: поставить 0,1 или 2

0-в группе была борьба за лидерство, которая негативно повлияла на результат

 1 - явных лидеров не было

2 - был признанный лидер/лидеры, их работа позволила группе добиться хорошего результата

№1       №2        №3        №4        №5

Критерии для обработки результатов

Таблица максимальных баллов ученика №1:

Показатель

Степень выраженности

Набранный балл

Максимальный балл

1. Возникновение конфликта

- инициатор конфликта

0

2

- участник конфликта

1

- в конфликт не вступает

2

2. Разрешение конфликта

- пытается настоять на своем, спорит, на компромисс не идет

0

2

- готов уступить, избегает столкновений

1

-ведет переговоры, аргументирует свою позицию, слушает партнера, ищет оптимальное решение

2

3. Активность/инициативн ость ученика и активность группы

-не появляет активности

0

2

-активен(активна), но инициативы не проявляет

1

-активен(активна), проявляет инициативу

2

4. Ориентация на партнера и согласованность позиций

- не слушает, перебивает, не учитывает мнения партнера

0

1

-прислушивается к партнеру, старается учесть его

1

5. Лидерство

- стремления к лидерству не проявляет, довольствуется ролью «ведомого»

0

2

- проявляет стремление к лидерству, в команде работать не умеет

1

- проявляет стремление к лидерству, умеет работать в команде «на вторых ролях»

2

Максимальное количество баллов

------

9

Уровень:

Характеристика уровней:

Уровни развития коммуникативных компетенций

Недостаточный

0-3 балла

Критический

 4-6 балла

Достаточный

 7- 9 баллов

Речь развита плохо, в диалоге участвует односложными ответами, работая в группе, только слушает. Навык активного слушания не сформирован – не отслеживает логику работы, не задает вопросов по ходу работы.

Устный полный ответ может построить только по алгоритму. В группе может участвовать в дискуссии. Услышанное анализирует, иногда может задать вопросы. При работе в группе хорошо выполняет четко определенную деятельность, без собственной активности.

Свободно рассуждает на заданную тему в рамках полученных знаний. В диалоге активен, умеет внимательно слушать собеседника. В группе может организовать обсуждение. При работе в команде может как подчиняться, так и руководить одинаково успешно, сохраняет в команде способность к творчеству.

Недостаточный

0-3 балла

Критический

 4-6 балла

Достаточный

 7- 9 баллов

4 чел.(26%)

6 чел.(37%)

6 чел.(37%)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика сформированности коммуникативных способностей у учащихся.

В стандарте российского образования говорится, что основной целью обучения математике в полной средней школе является формирование у выпускников коммуникативной компетенции, обеспечивающий им вхождени...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Цель: оценка уровн...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Цель: оценка уровн...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности. Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности. Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика). Из опыта моей работы....

Методики диагностики сформированности классного коллектива

Методики для диагностики сформированности классного коллектива...