статья Формирование читательской грамотности на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР
статья (5 класс)

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Если элементарная грамотность предполагает способность личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, то функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления: Формирование читательской грамотности

на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР.

Шурдукова Юлия Владимировна,

учитель ОДНКНР и ОРКСЭ ГБОУ школа № 530

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Через изучение духовных традиций разного народа, живущего в России можно формировать у детей функциональная грамота.

Духовный мир – это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, это отношения между людьми, отношение к миру. В школе дети знакомятся с этим миром, изучая русский язык, литературу, математику и информатику, изобразительное искусство, музыку.

Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека.

Изучая и исследуя духовный мир, мы развиваем и формируем духовные традиции. А формируя ФГ на основе духовных традиций, мы обеспечиваем функционирование духовно развитой личности в системе социальных отношений.

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Если элементарная грамотность предполагает способность личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, то функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений.

ФГ включает в себя следующие направления:

Все эти направления мы можем формировать на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР.

Читательская грамотность

Наиболее распространенные формы работы с текстом на учебном занятии ОДНКНР

•        Словарная работа.

•        Беседа по вопросам к тексту.

•        Написание рассказа с опорой на личный опыт.

•        Обсуждение основной идеи и смысла истории.

•        История без окончания.

•        Иллюстрирование текста.

•        Придумывание своей истории на тему текста.

•        Анализ названия рассказа, истории, сказки, притчи.

•        Подготовка рассказ о необыкновенных предметах, вещах.

•        Сравнение нескольких текстов из разных культур.

•        Разгадывание и составление ребусов, загадок, шарад.

•        Подбор пословиц и поговорок

          В работе с текстами  мы используем следующие технологии.

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»). Один из популярных приемов развития читательской грамотности и критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Б. Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. ·

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?». ·

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». ·

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. ·

 Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. ·

 Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим: «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

        Технологию «Ромашка Блума» можно использовать при работе со следующими произведениям: «Воробей и курица», «Падишах и садовник», «Почему вода в море солёная», «Как ветер к Великой горе ходил», которые предложены в учебнике ОДНКНР.

        Составление таблицы по ходу изучения текста это еще один из приемов, которые мы используем на уроках. Например, изучая «Поучение Владимира Мономаха..» мы читаем текст, разбираем сложные слова и фразы, заполняем цитатами из произведения таблицу по графам:

  • отношение к Богу, отношение Бога к людям, верность слову своему и молитве;
  • отношение к людям;
  • отношение к себе;
  • отношения в семье;
  • отношение к труду.

Таким образом, решая проблемные ситуации, формулируя разные типы вопросов к притчам, рассказам народов разных национальностей, обучающиеся знакомятся и учатся глубже разбираться в духовных традициях народов России.

Математическая грамотность является вторым по значимости компонентом функциональной грамотности. Она предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность понимать «язык» математики.

Развитие математической грамотности помогает находить и извлекать математическую информацию в различном контексте  и применять математические знания для решения разного рода проблем.

Посещая храмы и различные архитектурные сооружения, обучающиеся  находят для себя необходимую информацию в цифрах и затем составляют задачи и решают их.  Например, строительство Знаменской церкви началось в 1734 г. На ме6сте сгоревшей Благовещенской церкви. До этого 6 лет участок пустовал. Благовещенская церковь просуществовала 5 лет. Когда была освящена и начала действовать Благовещенская церковь (в каком году).

На традиционном семинаре школы  нами был проведен интегрированный урок ОДНКНР и Информатики с целью показать,  как можно формировать проектно-технологические компетенции у обучающихся на основе материала курса ОДНКНР. В первой части урока обучающиеся знакомятся со священными сооружениями людей разных религиозных культур, отвечают на вопросы, заполняют маршрутные листы, закрепляют первичные знания в игре на платформе Skrach. Итогом урока является готовая презентация на тему «Священные сооружения».

Естественнонаучная грамотность это способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.

Изучая тему «Бережное отношение к природе» на уроках ОДНКНР,  отвечаем на проблемные вопросы, работаем с документами, анализируем термины расточительный и бережный.

Одним из примеров формирования критического мышления и технологических компетенция  является игра, которая используется нами на уроке-обобщении по теме «Религии и культура. Священные сооружения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (статья)

Статья с приемами формирования читательской грамотности у школьников...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Статья «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Статья для выступления на методическом объединении учителей-предметников и педагогическом совете школы. Приемы и методы  работы с текстом  по подготовке  учащихся к читательской грамотн...

Видеоконтент и анимация как средства формирования нравственных ценностей на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР

В данной статье идет речь об использовании видеоконтента и анимации как средства формирования духовно-нравственных ценностей на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР....

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка на примере разработки урока по теме Celebrations (5 класс)

В данной разработке учителя не только английского языка, но и других предметов, использующих на своих уроках работу с текстом, могут найти приемы и идеи, как формировать читательскую грамотность у обу...

Статья "Формирование читательской грамотности у обучающихся с ОВЗ"

В данной статье представлены эффективные приемы работы с текстом при обучении детей с ОВЗ на уроках русского языка, которые помогают развивать смысловое чтение, способствуют формированию читательской ...