Создание благоприятного психологического климата на учебном занятии
материал

Эсаулова Ольга Валерьевна

Данный материал является разработкой для модератора педагогического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Поменяйтесь местами (встаньте) те,
  •  Кто родился зимой
  • Кто с нетерпением ждёт весны
  • У кого сегодня хорошее настроение
  • Кто немного волнуется
  • Кто стремится к победе в конкурсе
  • Кто нашёл здесь новых друзей
  • Кто знает, о чём мы сегодня будем говорить
  1. Почему я начала педагогический совет именно так? Какова тема нашего педагогического совета?
  2. Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?

Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

  1. Какие упражнения помогают вам создать у учащихся ощущение комфорта, защищенности, позволяют уч-ся раскрепоститься и включиться в работу?

Спасибо за интересные варианты психологического настроя в начале урока.

Психологический климат – так можно определить важный фактор, отличающий хорошую школу: здесь должно быть комфортно всем, такую школу не захочется ни сравнивать с какой – либо другой, ни стремиться побыстрее сменить место учебы (если говорить об учениках)  или работы.

Создать в образовательном учреждении атмосферу сотрудничества, сотворчества, выстроить основы, необходимые для содружества взрослых и детей, – непростая  задача, посильная лишь команде неравнодушных и творческих педагогов, которые знают законы психологии и хотят научить детей использовать их в своей жизни.

Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?

– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

– Не навреди! Ищи в детях хорошее.

– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

– Не приписывай успех себе, а вину ученику.

– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

– На уроке создавай ситуацию успеха.

– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

– Оценивай поступок, а не личность.

– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент мультфильма «Буревстник». Просмотрев его, попробуйте назвать факторы, препятствующие созданию благоприятной атмосферы на уроке.

  • Опаздывают
  • Задирательство
  • Боятся идти к доске, боязнь перед учителем
  • Учитель выгоняет из класса
  • У учителя есть любимчики.

Всё это может привести к конфликту между учителем и учеником. Настоящий учитель должен найти выход из любой конфликтной педагогической ситуации и обязательно принять правильную точку зрения, ведь конфликты, безусловно, влияют на психологическое состояние ребенка.

Я предлагаю вашему вниманию конфликтную ситуацию, к

которой нужно найти правильное с точки зрения педагогики и

психологии решение.

Примеры педагогических ситуаций:

1 В самом начале урока или уже после того, как вы провели несколько

занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете

нас чему-то научить». Ваша реакция.

2. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из

товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним».

— Как на это должен отреагировать учитель?

3. Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить

домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?

4. Старшеклассник демонстративно отказывается заниматься вашим предметом, аргументируя это тем, что он не сдает этот предмет в качестве экзамена и ему не пригодятся эти знания в будущем.

5. Ученик говорит учителю: «Я не был на вашем уроке по той причине, что ходил с друзьями на футбольный матч».

— Как нужно ответить ему?

6. Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность:

«Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе

мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». — Какой

должна быть на это реплика учителя?

7. Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:

«Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это должен

отреагировать учитель?

Безусловно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей, высокий уровень ответственности, тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся, разные стили управления педагогическими кадрами.

Предлагаю вам поделиться друг с другом методами, которые помогают вам избавиться от отрицательных эмоций, снять напряжение после тяжелого рабочего дня или в конце трудовой недели.

Заканчивая наш педагогический совет, предлагаю суммировать все вышесказанное, подвести итоги, прийти к какому-то решению. Буквально одно предложение. «Школа – второй дом». Как нужно строить жизнь в школе, чтобы она действительно стала вторым домом для каждого, перешагнувшего её порог – и для ученика, и для педагога.

Большое спасибо за участие в обсуждении. Мне было важно и интересно узнать ваше мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Рекомендации психологов для проведения  "успешного" урока....

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...

«Создание комфортного психологического климата на учебном занятии в ТО»

I.                   Что такое – комфортный психологический климат занятия?Большинство педагогов отвечае...

Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся и родителей с целью создания благоприятного психологического климата в классе и развития коллектива"

Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся  и родителей  с целью создания благоприятного психологического климата в классе и разви...

Условия создания благоприятного психологического климата на занятиях по моделированию и конструированию одежды

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года п.2.1 общее образование должно формировать «целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт с...

Условия создания благоприятного психологического климата на занятиях в военно-историческом клубе «Старый солдат».

По-настоящему безопасно и комфортно ребенок может чувствовать себя в условиях максимально приближенных к домашней обстановке, где он с удовольствием учится тому,к чему у него «лежит душа»,...