Выступление на XVI педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. Канска в группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт-основа системных изменений».
статья

Светлана Станиславовна Казакова

Тема  выступления: «Развитие чувства ритма дошкольников на музыкальных занятиях посредством технологии К. Орфа».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на XVI педагогической конфереции работников муниципальных образовательных организаций г. Канска в группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт-основа системных изменений».

 Светлана Станиславовна Казакова – музыкальный руководитель МБДОУ №52 «Веселый дельфин».

Тема моего выступления: «Развитие чувства ритма дошкольников на музыкальных занятиях посредством технологии К. Орфа».

Чувство ритма детей является важной составляющей музыкального развития дошкольного возраста. В работе с детьми обратила внимание, что значительная часть детей затрудняется правильно прохлопать, простучать ритмические основы мелодий, музыкальных фраз, выделить сильную долю в заданном примере, предложенных ребенку. Изучая методическую литературу по вопросу решения этой проблемы, познакомилась с работами ……….,которые уделяли внимание развитию чувства ритма детей, но большой интерес у меня вызвала технология Карла Орфа. Следуя его концепции современный  известный специалист, в области детского музыкального образования Тютюнникова Татьяна Эдуардовна, разработала программу «Элементарное музицирование с дошкольниками». Для решения проблемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста я решила использовать методику К.Орфа и определила для себя цель:  формирование  чувства ритма у дошкольников посредством технологии К.Орфа.

 Ошибочно считать, что чувство ритма воспитывается само собой. Ребенок, не слышащий ритма, плохо двигается, невыразительно интонирует, т. к. не ощущает движения мелодической линии, не чувствует формы. Для игры в ансамбле он становится проблемным участником, на эту проблему и направлено  мое  особое внимание. Основная моя задача на каждом занятии – помочь ребенку ощутить ритм, отметить его разными способами в пении, инструментальной музыке, речевых и двигательных упражнениях. Основными видами деятельности на занятиях элементарным музицированием являются активные формы: пение, игра на детских инструментах, речевые упражнения и движения.

В соответствии с методикой музыкального воспитания и технологией  К.Орфа в работе над ритмом, при знакомстве с новым музыкальным произведением, я  придерживаюсь  определенной последовательности: например, на первых 2 занятиях мы с детьми работаем над – равномерным  метрированием музыки. Если после прослушивания мелодии у детей  возникает проблема по ощущению метрической пульсацией, мы прохлопываем ее ладонями, по одному, затем  в паре, и все  вместе.

Далее учимся  на  занятии  с детьми выделять сильные доли (акценты)-отстукиваем, отбиваем рукой или ногой первую долю музыки, вторая доля -пауза.

Затем приступаем к  сложным ритмическим рисункам, осваиваем их путем прослушивания, повторения и отстукивания  ритмических рисунков ладонями, кубиками, палочками-клавесами.

 Элементы технологии К. Орфа включаю, по возможности, во все виды музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические упражнения, игра на детских музыкальных инструментах) на занятиях. Для того чтобы заинтересовать детей и разнообразить упражнения на развитие чувства  ритма,  мною была придумана и введена в занятие «минутка К.Орфа» и оформлена  в виде картотеки, которая включает в себя речевые упражнения со звучащими жестами (хлопки, щелчки пальцами, удары по груди, по бедрам, топанье ногами) и игры с  нетрадиционными музыкальными шумовыми инструментами, изготовленными своими руками (самодельные рогатки с пробками, шумелки, коробочки, использование пергаментной бумаги). Дети очень любят играть в такие ритмические речевые упражнения, как «Огород», «Компот»,  и др., например в «Игре с именами» я называю имя ребенка и он прохлопывает (либо отстукивает, отшлепывает) свое имя, либо свое ласковое имя. Используя нетрадиционные музыкальные инструменты дети очень любят озвучивать звуки природы (звук грома - коробкой с пробками, скрип снега - мешочек с крахмалом и многие др.) и данный прием мы используем  для озвучивание сказок и стихотворений. Также мною разработана и составлена музыкальная шкатулка ОРФА, в нее включены музыкальные композиции для оркестра на клавесах и шумовых инструментах.

По результатам диагностики можно увидеть положительную динамику, дети научились ритмично повторять заданные музыкальные отрывки, определять сильную долю и ощущать ритмичность музыкальных произведений. Также научились играть на клавесах, шумелках, придумывать звучащие жесты на заданные слова. Дети на утренниках успешно демонстрируют свои умения в оркестровой и ансамблевой игре. Приняли участие в экологическом фестивале «Дети в защиту природы», где самостоятельно изготовили из бросового материала шумовые инструменты и играли в оркестре.

 Над этой темой я работаю в течении 3 лет. В рамках ГМО музыкальных руководителей представила свой опыт работы, организовала и провела мастер-класс по развитию чувства ритма у дошкольников посредствам технологии К.Орфа. Получила положительные отзывы коллег и поделилась с ними ритмическими упражнениями, с партитурой звучащих жестов, фонограммами музыкальных записей. Мне очень интересна работа по этой методике, она приносит радость, творчество и  положительные эмоции не только детям, но и мне.Спасибо за внимание!!!.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ КАРЛА ОРФА» Казакова Светлана Станиславовна – музыкальный руководитель МБДОУ №52 «Веселый дельфин» г.Канска

Слайд 2

Карл Орф немецкий композитор, музыкант, педагог (1895-1982) Концепция Карла Орфа «Музыка, слово и движение образует неразделимое единство» Тютюнникова Татьяна Эдуардовна (1962г.) известный специалист в области детского музыкального образования

Слайд 3

1. Равномерное метрирование музыки 2. Выделение сильной доли ( акцента) 3. Освоение ритмических рисунков Последовательность в работе над ритмом

Слайд 4

Музыкальные занятия по технологии Карла Орфа

Слайд 5

Звучащие жесты Хлопки в ладоши Щелчки Шлепки Притопы Бамбушки

Слайд 6

Речевые упражнения со звучащими жестами: Речевое упражнение «Часы» Бьют часы на башне: ( дети проговаривают хором) Бим ! Бом! Бим ! Бом! ( хлоки ) А стенные поскорее: ( дети проговаривают хором) Тик -тик– так! Тик – тик - Так! ( шлепки и хлопок) А карманные спешат: ( дети проговаривают хором) Тик – тик , тик – тик-тик – тик - ТАК! ( притопы одной ногой и хлолкок ) Снег Пчелы водят хоровод Часы Тюшки-тютюшки и др. Солнышко Листопад Игра с именами Фома

Слайд 7

Использование импровизационных звучащих жестов Мышки « Колокольцы бубенцы” русская народная песня “Семейка Ермолая ” русская народная потешка «ТРА-ТА-ТА»русская народная потешка “Семейка Ермолая ” (Педагог знакомит с потешкой , проговаривает, показывает звучащие жесты. Дети повторяют. Затем дается предложение придумать самим звучащие жесты для потешки .) Как у деда Ермолая вся семейка небольшая: Только сам да сама, Только кум да кума. Да два сына с усами, Да две дочери с косами Да две внучки на печи Уплетают калачи. «ТАРЯ – МАРЯ»русская народная потешка «ФОКУС» – ПОКУС ПОТЕШКА «Зайка» и др.

Слайд 8

Музыкальная шкатулка Орфа Селиванов «Шутка» - Бумажный оркестр Минкус «Вариации» Сен Санс «Аквариум» «У жирафа пятна, пятна…» Жилинский «Полька» Алексей Рыбников «Лес» Алексей Рыбников «Лесорубы» Делиб «Пиццикато» «Извозчик» - Шумовой оркестр «Мексиканский напев» и др. «У жирафа пятна, пятна…» (Дети слушают мелодию знакомой песни, но без слов. Далее детям предлагаем отстукивать метрическую пульсацию на клавесах или шумовых инструментах.)

Слайд 9

Сводная диаграмма результатов диагностики по К.В. Тарасовой детей дошкольного возраста на определение музыкального чувства ритма 2020-2021 год 2021-2022 год

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЮЖНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ

Московская школа реально становится «территорией возможностей» для обучающихся, педагогов, управленцев. От качества управления во многом зависит достижение качества образовательного результата.В стать...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Проект Интеллектуальных соревнований «Синергия – Проект» направлен на вовлечение детской, молодежной и взрослой аудитории  в активную жизнь, как в Сети, так и за ее пределами на основе безопасног...

Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан

Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан...

Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан

Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан...

Приказ об участии педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций в работе предметных комиссий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по учебным предметам государственной итоговой аттестации

Об обеспечении участия педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций   в работе предметных комиссий Ханты-Мансийского автономного округа   – Югры по...