Картотека логоритмических дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста.
картотека

Светлана Станиславовна Казакова

Подбор логоритмических упражнений ,например : Мимика, Далеко и близко, Ах,как пахнет! и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_logoritmicheskihdyhatelnyh_upr.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

                              «Поиграем животиками»

 

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

Описание упражнения                                

 Вариант 1: В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают- при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как  будто она качается на качелях.

«Ах, как пахнет!»

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.

 Оборудование : цветок.

Описание упражнения

Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:                      

                            Ах!

                            Ах, пахнет!

                            Ах, как пахнет!

                            Ах, как приятно пахнет!

                            Ах, как цветок приятно пахнет!

Мимика

Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:

      «Плакса» - зажмуривание глаз;

      «Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;

      «Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;

      «Тигренок» - оскаливание зубов;

      «Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.

Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.

«Часики» - рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. В данном упражнении  счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию - «Часы» ; сл. С. Маршака, муз. Е, Тиличеевой.

«Качели» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на «раз» - поднимается к носу, на «два» - опускается к подбородку.В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».

«Далеко и близко»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.

Описание упражнения

Педагог объясняет детям, что когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать.Затем одному ребенку взрослый дает задание произнести любое звукоподражание то тихим, то громким голосом.Это может быть голос животного, например, - му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би, ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук.Задача других детей отгадать, далеко или  близко находится животное или звенит звонок.Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

Темп речи

«Большие ноги шли по дороге»

Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.

Описание упражнения

Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги, и медленно говорят: « ТОП – ТОП». Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

«Тишина»

Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.Описание упражнения

Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:

Была (произносится голосом обычной силы)тишина,

тишина, тишина.   (произносится тихим голосом)

Вдру (сила голоса начинает постепенно нарастать)

грохотом   (громче)

грома    (еще громче)

сменилась она.(громко)

И вот уже дождик    (произносится голосом обычной силы)

тихонько (произносится очень тихо)

Ты слышишь?    (произносится тихим голосом)

 Закапал, закапал,    (произносится голосом обычной силы)

Закапал по крыше…

« В лесу»

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке.

Ёжик топал неспеша,

Тихо листьями шурша.                        (Ходьба на месте)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку.                (прыжки на 2 ногах)

Вот лягушка поскокала,

Здесь воды ей, видно, мало.

И квакушка бодро скачет

Танцевально-речевые комбинации

«Рябина»

Я сидела на рябине                 – 2 полуприседа

Меня кошки теребили                – наклон впередс имитацией коготков

Малые котяточки                        - показать с одной и другой стороны

Царапали за пяточки                - «складочка»

«Птицы»

Стая птиц летит на юг, Небо синее вокруг.

(дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

(интенсивнее)

Прямо к пруду, не иначе.                (прыжки в полный присед)

Цапля ходит по воде

И мечтает о еде.

Ноги выше поднимай

Ты, как цапля, не зевай!                (Поднять ногу, согнутую в колене,

Как можно выше, потом другую)

Чтоб поймать еду в водице,

Надо цапле наклониться.

Ну-ка тоже наклонись,

До мысочка дотянись.        (наклониться и достать рукой ступню)

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге.                        (повороты влево, впр

«Подарок»

Цель: выразить мимикой и общими

(торопливыми) движениями большую заинтересованность.

Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.

Описание игровой ситуации

Ребенку на День рождения сделали подарок. Ребенок развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.

«Подсолнух»

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу.(на одной ноге потянуться вверх)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже.        (сдругой ноги)

«Кукла заболела»

Цель: выразить мимикой печаль и сострадание.

Оборудование: кукла лежит в кровати, накрытая одеялом, на лбу куклы

платочек.

Описание игровой ситуации

 У девочки заболела кукла. Кукла лежит в кроватке под одеялом, у нее болит

голова. Девочка расстроена, ей жалко  больную куклу.

Во время этюда звучит музыка (медленная, грустная).

«Зоопарк»

Цель: распределение внимания.

Описание упражнения

Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями, третьи – лошадками, а четвертые - птицами.Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк.По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были назначены в начале игры при распределение ролей.Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку. Лошадки – идут высоко поднимая колени, а птицы - машут руками – «крыльями».

                                         

Подними ладошки

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло? вышла крыша,

А под крышей мы с тобой!

Дети складывают руки над головой

Подними ладошки выше,

А потом сложи дугой.

Кто же вышел?

Вышли гуси-

Вот один, а вот другой!

Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук.

Подними ладошки выше

И сложи перед собой.

Что же вышло? Вышел мостик.

Мостик крепкий и прямой.

Там-тарарам

Дети стоят по кругу и выполняют движения по тексту песни

Руку правую вперед,

А потом ее назад,

И опять ее вперед,

И мы ею потрясем.

Мы танцуем «Та – ра – рам»

Подпевайте звонче нам,

Дети кружатся, подняв мягкие, слегка согнутые в локтях руки

Громче хлопайте вы нам!

Хлопают в ладоши

Та – Ра – рам,

Произносят нараспев, делают 3 шага в круг .

Та – Ра- рам.

Делают 3 шага из круга.

Логоритмика повторяется несколько раз, но вместе правой руки дети показывают левую руку, затем, показывают правую ногу, ставят ее на носок, те же движения выполняются левой ногой и т.д.

шарик

Движения дети выполняют, сидя на стуле или стоя, взрослый предлагает детям представить, как они надувают большой и красивый шар.

Вот так шарик надуваем

И до облака взлетаем.

Дети держат руки на уровне губ «замочкам», имитируя большой шар, поднимают их вверх. Голова также понимается медленно вверх. за полукруглыми руками.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко…ровно…глубоко…

Дети медленно приседают и опускают руки через стороны вниз. Затем выпрямляются, руки опущены, голову держат прямо.

(Для музыкального оформления можно

использовать запись музыки Э. Мориконе.)

жаворонок

Дети стоят врассыпную

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел

Дети выполняют маховые движения руки.

Дети приседают, руками обхватывают колени,

Вращают кистями поднятых вверх рук.

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.

Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз.

Тот, кто песенку найдет

Дети приседают, руками обхватывают колени,

Будет весел целый год.

Стоя, дети весело хлопают в ладоши.

Может быть использована музыка М. Глинки «Жаворонок»

пила

Запилила пила,

Зажужжала, как пчела.

Дети становятся парами. Держась за руки, имитируют работу пилы.

Лопнула и стала

Резко бросают руки

Начинай с начала.

Дети меняются парами или местами.

Ехали-ехали

Дети стоят врассыпную или по кругу.

На лошадке ехали,

В огород заехали.

Выполняются легкие приседания, руки вытянуты, дети «Держат вожжи»

В огород заехали.

Гоп – гоп – гоп! – 2 раза

На машине ехали,

До угла доехали.

Хлопки: 2 – коротких, 1 – длинный, повороты руками, которые «держат руль»

Би – би – би! -2 раза

Большим пальцем «нажимает» на сигнал.

Паровозом ехали,

До горы доехали.

У – у!          -2 раза.

Выполняются широкое движения рукой сверху вниз.

Смотрит влево смотрит вправо

Дети стоят врассыпную, лицом к педагогу. Руки сложены «замочком» под подбородком.

Любопытная Варвара

Смотрит влево.       Дети поворачивают вправо корпус влево

Смотрит вправо, Поворачивают корпус.Поднимают  голову вверх,

Смотрит вниз.    Опускает голову.

Чуть присела на карниз    Выполняют легкие полу-

А с него свалилась вниз!  преседания.

Закрепляет ориентировку в пространств

ветер

Ветер дует нам в лицо

Выполняются маховые движения руками на уровне лица.

Закачалось деревцо.

Руки поднимаются, то опускаются подняты над головой, корпус слегка раскачивается вправо – влево.

Ветер дует тише, тише

Мы приседаем ниже, ниже.

Маховые движения вперед – назад. Дети медленно приседают.

Для музыкального сопровождения можно использовать вальсовую музыку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития речи детей дошкольного возраста

Игра - является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. Развитие всех высших психических функций, в т.ч речи, активно происходит именно в процессе игры....

Роль словесных и логоритмических игр в развитии детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения не только в речевом развит...

презентация на тему роль словесных и логоритмических игр в развитии детей дошкольного возраста

Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр является словесная игра. Словесные игры построены на словах и действия...

Дыхательные упражнения для детей раннего возраста

«Дыхательная система ребенка устроена Природой чрезвычайно сложно и мудро. Главная задача родителей – сохранить ее здоровой»Важнейшие условия правильной речи - это плавный, длительный выдох...

Картотека музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста

Дидактические игры для развития музыкальных способностей дошкольников...

Картотека схем поэтапного рисования для детей дошкольного возраста

Картотека схем поэтапного рисованиядля детей дошкольного возраста...