Рабочая программа Элективного курса "Финансовая грамотность" 8-9 класс
рабочая программа (8, 9 класс)

Лысенко Андрей Михайлович

Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» направлена
на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям, составлена на основе документа:             Программа. Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. /Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. — М.: ВАКО, 2018.

В УМК входит:

Учебник

Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018.

 

Методическое пособие

Рязанова О.И., Липсиц И.В., ЛавреноваЕ.Б.Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классыобщеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018.

«Основы финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 8–9 классов, для которых вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, чем в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи, особое внимание уделяется планированию личного бюджета.Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 8-9 классах.

В соответствии с планом ОУ предлагаемый курс финансовой грамотности в 8 и 9кл. рассчитан по 17 академических часов. Содержание курса направлено на формирование метапредметных компетенций и умения принимать финансовые решенияв повседневной жизни, а также на развитие процессов самопознания, самовыражения и самореализации учащихся.

Цели изучения курса:

формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 8—9 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

            Основные содержательные линии курса:

1. Управление денежными средствами семьи.

2. Способы повышения семейного благосостояния.

3.Риски в мире денег.

4. Семья и финансовые организации.

5. Человек и государство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rup_8-9_kl_elektiv_fin_gram.docx70.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа  с. Казым»

Рассмотрена на методическом объединении

Протокол № 1 от 31.08.2022 г.

Принята на методическом совете

Протокол № 1 от 31.08.2022 г.

Утверждена

 приказом CОШ

с. Казым

от 31.08.2022 г. № 454

Директор М.В. Чаренцева

_________________

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Основы финансовой грамотности» 8– 9кл.

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

Лысенко А.М.

(Ф.И.О. учителя)

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» направлена
на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям, составлена на основе документа:         
Программа. Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. /Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. — М.: ВАКО, 2018.

В УМК входит:

Учебник

Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018.

Методическое пособие

Рязанова О.И., Липсиц И.В., ЛавреноваЕ.Б.Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классыобщеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018.

«Основы финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 8–9 классов, для которых вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, чем в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи, особое внимание уделяется планированию личного бюджета.Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 8-9 классах.

В соответствии с планом ОУ предлагаемый курс финансовой грамотности в 8 и 9кл. рассчитан по 17 академических часов. Содержание курса направлено на формирование метапредметных компетенций и умения принимать финансовые решенияв повседневной жизни, а также на развитие процессов самопознания, самовыражения и самореализации учащихся.

Цели изучения курса:

формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 8—9 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

        Основные содержательные линии курса:

1. Управление денежными средствами семьи.

2. Способы повышения семейного благосостояния.

3.Риски в мире денег.

4. Семья и финансовые организации.

5. Человек и государство.

Методические рекомендации к курсу

Освоение содержания курса опирается на межпредметныесвязи с такими учебными дисциплинами, как математика, история, география, обществознание и литература. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся и включают в себя тесты, финансовые задачи,практические задания, анализ диаграмм и таблиц, ролевые игры, эссе, мини-исследования и учебные проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, навыки поиска, анализа и представления финансовой информации, а также навыки публичныхвыступлений.

При организации изучения курса рекомендуется использование как традиционных, так и интерактивных методов обучения.1. «Мозаика» как метод кооперативного обучения. 2. «Один – два – вместе». 3. Анализ и решение задач с помощью «дерева решений». 4. «Аукцион». 5. Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта, карта памяти). 6. Мозговой штурм. 7. Портфолио. 8. Практикум. 9.Кейс. 10. Игра. 11. Экскурсия. 12. Исследование и проект. 13.»Фруктовый сад». 14. Игра-квест. 15. Эссе.

Виды занятий: Лекция-беседа, практикум; презентация учебных достижений; контроль знаний;  самооценка (рефлексия).

Формы организации работы учащихся:
1.Индивидуальная.
2.Коллективная:
- фронтальная;
- парная;
- групповая.

Виды деятельности учащихся:
- устные сообщения;
- обсуждения;
-  эссе;
- анализ документов и текстов;
- составление таблиц, схем;

- конспектирование;

- решение тестовых заданий.


Виды и формы контроля:
-  терминологический диктант;
-  эссе;
- тематическая тестовая работа;
-  фронтальный опрос;

- составление таблиц и схем;

- защита проектов.

Планируемые результаты обучения для обучающихся

Личностные результаты  (личностные  характеристики и установки) изучения курса «Основы финансовой грамотности»:

•        сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

•        готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;

•        готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;

•        мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества;

•        заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины.

•        

Метапредметные результаты изучения курса «Основы финансовой грамотности»:

Познавательные

•        умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;

•        нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

•        умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;

•        установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

•        умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.

Регулятивные

•        •        умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;

•        проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;

•        контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;

•        самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.

Коммуникативные

•        •        умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

•        формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);

•        умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.

Предметные результаты изучения курса «Основы финансовой  грамотности»:

•        владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

•        владение знаниями:

¸        о структуре денежной массы;

¸        о структуре доходов населения страны и способах её определения;

¸        о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;

¸        о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;

¸        об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;

¸        о возможных нормах сбережения;

¸        о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций;

¸        о видах страхования;

¸        о видах финансовых рисков;

¸        о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;

¸        о способах определения курса валют и мест обмена;

¸        о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.

Учебный план (количество часов изменено в соответствии с Планом ОУ)

1 Используется система обозначений типов занятий: Л — лекция-беседа; П — практикум; ЗП — занятие — презентация учебных достижений; КЗ — контроль знаний; С — самооценка (рефлексия).

Номер

занятия

Название

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

8 класс. Модуль 1. Управление денежными средствами семьи

10

Тема 1. Происхождение денег

2

1

Деньги: что это такое

Л / П

1

2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи

1

Тема 2. Источники денежных средств семьи

2

3

Какиебываютисточникидоходов

Л / П

1

4

От чего зависят личные и семейные доходы

1

Тема 3. Контрольсемейныхрасходов

2

5

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

Л

1

6

Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы»

ЗП

1

Тема 4. Построениесемейногобюджета

4

7

Что такое семейный бюджет и как его построить

Л / П

1

8, 9

Какоптимизироватьсемейныйбюджет

2

10

Обобщение результатов работы, представление проектов, тестовый контроль

КЗ / П

1

Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния

7

Тема  5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

2

11

Для чего нужны финансовые организации

Л / П

1

12

Как увеличить семейные доходы

с использованием финансовых организаций

С / П

1

Тема 6. Финансовое планирование

как способ повышения финансового благосостояния

5

13

Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование

Л / П

1

14

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

Л / П

1

15

Представлениепроектов

ЗП

1

16-17

Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль

КЗ

2

9 класс. Модуль 3. Риски в мире денег

6

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

3

18

Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца

Л / П

1

19

Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

Л / П

1

20

Чем поможет страхование

Л / П

1

Тема 8. Финансовые риски

2

21

Какие бывают финансовые риски

Л / П

1

22

Что такое финансовые пирамиды

Л / П

1

23

Представление проектов, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль

ЗП / КЗ

1

Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

8

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи

2

24

Что такое банк и чем он может быть полезен

Л / П

1

25

Польза и риски банковских карт

Л / П

1

Тема 10. Собственный бизнес

2

26

Что такое бизнес

Л / П

1

27

Как создать своё дело

Л / П

1

Тема 11. Валюта в современном мире

2

28

Что такое валютный рынок и как он устроен

Л / П

1

29

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

Л / П

1

30

Представление проектов

ЗП

1

31

Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль

КЗ

1

Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

5

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи

2

32

Что такое налоги и зачем их платить

Л / П

1

Какие налоги мы платим

Л / П

Тема 13. Пенсионное обеспечение

и финансовое благополучие в старости

2

33

Что такое пенсия и как сделать её достойной

Л / П

1

34

Представление проектов. Итоговый контроль знаний

ЗП

1

Итого

34

Содержание курса  8 класс

Модуль 1. Управление денежными средствами семьи.

Базовые понятия и знания:

•        эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет (профицит, дефицит, личный бюджет);

•        знание видов эмиссии денег и механизмов её осуществления в современной экономике, способов влияния государства на инфляцию, состава денежной массы, структуры доходов населения России и причин её изменения в конце XX — начале XXI вв.; понимание факторов, влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание статей расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов.

Личностные характеристики и установки:

•        понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;

•        осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;

•        осознание влияния образования на последующую профессиональную деятельность и карьеру, а также на личные доходы;

•        понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут привести к финансовым трудностям;

•        понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других факторов;

•        осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи.

Умения:

•        пользоваться дебетовой картой;

•        определять причины роста инфляции;

•        рассчитывать личный и семейный доход;

•        читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;

•        различать личные расходы и расходы семьи;

•        планировать и рассчитывать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;

•        вести учёт доходов и расходов;

•        развивать критическое мышление.

Компетенции:

•        устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семьи;

•        использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;

•        определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

•        соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

•        сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;

•        оценивать свои ежемесячные расходы;

•        соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;

•        определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать бюджет в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

•        осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.

Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния

Базовые понятия и знания:

•        банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование;

•        знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц, возможных норм сбережения на различных этапах жизненного цикла.

Личностные характеристики и установки:

•        понимание принципа хранения денег на банковском счёте;

•        оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;

•        осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;

•        осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании.

Умения:

•        рассчитывать реальный банковский процент;

•        рассчитывать доходность банковского вклада и других операций;

•        анализировать договоры;

•        отличать инвестиции от сбережений;

•        сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

Компетенции:

•        искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и других финансовых учреждений;

•        оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

•        откладывать деньги на определённые цели;

•        выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Содержание курса. 9 класс

Модуль 3. Риски в мире денег

Базовые понятия и знания:

•        особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование, виды страхования и страховых продуктов, финансовые риски, виды рисков;

•        знание видов особых жизненных ситуаций, способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных событий, видов страхования, видов финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое мошенничество), а также представление о способах сокращения финансовых рисков.

Личностные характеристики и установки:

•        понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи существенно изменяется;

•        осознание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

•        понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;

•        понимание причин финансовых рисков;

•        осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).

Умения:

•        находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;

•        читать договор страхования;

•        рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;

•        защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет;

•        пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

•        соотносить риски и выгоды.

Компетенции:

•        оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;

•        оценивать предлагаемые варианты страхования;

•        анализировать и оценивать финансовые риски;

•        развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;

•        реально оценивать свои финансовые возможности.

Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Базовые понятия и знания:

•        банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план, источники финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс валюты;

•        знание видов операций, осуществляемых банками; понимание необходимости наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; знание видов и типов источников финансирования для создания бизнеса, способов защиты от банкротства; представление о структуре бизнес-плана, об основных финансовых правилах ведения бизнеса;  знание  типов  валют;  представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России, как определяются курсы валют в экономике России.

Личностные характеристики и установки:

•        понимание основных принципов устройства банковской системы;

•        понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием способов взаимодействия;

•        осознание ответственности и рискованности занятия бизнесом и трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;

•        понимание того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;

•        понимание причин изменения и колебания курсов валют, а также при каких условиях семья может выиграть от размещения семейных сбережений в валюте.

Умения:

•        читать договор с банком;

•        рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;

•        находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;

•        переводить одну валюту в другую;

•        находить информацию об изменениях курсов валют.

Компетенции:

•        оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

•        выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также угрожающие такому бизнесу типы рисков;

•        оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.

модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

Базовые понятия и знания:

•        налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия, пенсионная система, пенсионные фонды;

•        знание основных видов налогов, взимаемых с физических   и юридических лиц  (базовые),  способов  уплаты  налогов (лично и предприятием), общих принципов устройства пенсионной системы РФ; а также знание основных способов пенсионных накоплений.

Личностные характеристики и установки:

•        представление об ответственности налогоплательщика;

•        понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и осознание негативного влияния штрафов на семейный бюджет;

•        понимание того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои варианты по программам накопления средств в банках и негосударственных пенсионных фондах.

Умения:

•        считать сумму заплаченных налогов и/или рассчитывать сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;

•        просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;

•        находить актуальную информацию о пенсионной системе и способах управления накоплениями в сети Интернет.

Компетенции:

•        осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;

•        планировать расходы по уплате налогов;

•        рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.

Тематически йплан 8кл.

Дата

Корр.

Тема урока, раздела

Использ.

Икт

Домашнее задание

1

1

Модуль 1. Управление денежными средствами семьи. 10 ч.

 Деньги: что этотакое

Электронный учебник

Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018.

конспект

2

2

Чтоможетпроисходитьсденьгами икакэтовлияетнафинансывашей семьи

Вопросы в тетради

3

3

Какие бывают источники доходов

конспект

4

4

От чего зависят личные и семейные доходы

Вопросы в тетради

5

5

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

конспект

6

6

Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы»

проект

7

7

Что такое семейный бюджет и как его построить

конспект

8

8

Какоптимизироватьсемейныйбюджет

исследование

9

9

Какоптимизироватьсемейныйбюджет

Творч. работа

10

10

Обобщение по теме «Управление денежными средствами семьи»

таблица

11

1

Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния. 7 ч.

Для чего нужны финансовые организации

конспект

12

2

Как увеличить семейные доходыс использованием финансовых организаций

сообщение

13

3

Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование

конспект

14

4

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

проект

15

5

Представлениепроектов

проект

16

6

Обобщение  по теме «Способы повышения семейного благосостояния»

тест

17

7

Обобщение  по теме «Способы повышения семейного благосостояния»

Тв. работа

Тематический план 9кл.

Дата

Корр.

Тема урока, раздела

Использ.

Икт

Домашнее задание

1

1

Модуль 3. «Риски в мире денег». 6 ч.

Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца

Электронный учебник

Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классыобщеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018.

конспект

2

2

Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

вопросы

3

3

Чем поможет страхование

конспект

4

4

Какие бывают финансовые риски

вопросы

5

5

Что такое финансовые пирамиды

конспект

6

6

Представление проектов, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль

проект

7

1

Модуль 4.  Семья и финансовые организации. 8 ч.

Что такое банк и чем он может быть полезен

доклад

8

2

Польза и риски банковских карт

исследование

9

3

Что такое бизнес

сообщение

10

4

Как создать своё дело

проект

11

5

Что такое валютный рынок и как он устроен

конспект

12

6

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

вопросы

13

7

Представление проектов

проект

14

8

Обобщение по теме «Семья и финансовые организации»

Творч. работа

15

1

Модуль 5. Человек и государство. 3 ч.

Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим

доклад

16

2

Что такое пенсия и как сделать её достойной

вопросы

17

3

Представление проектов. Итоговый контроль знаний

Творч. работа

Информационная карта

Образ.

область

Вид программы

Название

программы

Аннотация на программу

Перечень

методических

приложений

Статус

программы

Общественно-научные предметы

прикладной курс

«Основы финансовой грамотности»

1.Возраст учеников – 14-16 лет.

2.Срок реализации – 2 года

3.Цель  –         удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения

4.Краткое содержание:

1. Управление денежными средствами семьи.2. Способы повышения семейного благосостояния. 3.Риски в мире денег. 4.Семья и финансовые организации. 5. Человек и государство.

5.Кадровое обеспечение – руководитель элективного курса – преподаватель истории и обществознания высш. кв. категории.

1.Список литературы.

2.Методика оценивания образовательных достижений

Авторская: Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В.

Приложение

Приложение 1

Список литературы и ресурсов интернет

Основная литература

1.        Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА- ПРЕСС, 2014.

2.        Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8–9 кл. обще- обр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3.        Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4.        Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 кл. обще- обр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

5.        Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Дополнительная литература

1.        Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2.        Экономика. Основы потребительских знаний: учебник для  9 кл. / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

3.        Экономика (Моя роль в обществе): учебное пособие для     8 кл. / под ред. И.А.Сасовой. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

Интернет-источники

1.        http://ecsocman.hse.ru        –        Федеральный        образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».

2.        https://www.hse.ru/stat.html – Статистический портал Высшей школы экономики.

3.        https://www.moex.com – Московская биржа.

4.        https://www.ramu.ru – портал «Российская ассоциация маркетинговых услуг».

5.        https://www.rbc.ru – информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».

6.        http://tpprf.ru – Торгово-промышленная палата РФ.

7.        www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».

8.        www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.

9.        www.cefir.ru – сайт Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР).

10.        www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент».

11.        www.economicus.ru – Справочный портал по экономике.

12.        www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ.

13.        www.ereport.ru — сайт «Мировая экономика».

14.        www.fas.gov.ru        –        сайт        Федеральной        антимонопольной службы России.

15.        www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.

16.        www.government.ru – сайт Правительства РФ.

17.        www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника».

18.        www.imf.org – сайт Международного валютного фонда.

19.        www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ.

20.        www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства промышленности и торговли РФ.

21.        www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ.

22.        www.nes.ru – сайт «Российская экономическая школа».

23.        www.wto.ru – Российский Центр экспертизы ВТО.

24.        www.worldbank.org – сайт Всемирного банка.

Приложение 2

Формы и методы оценивания достижений учащихся

Формы контроля

Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах: текущего контроля, промежуточного контроля и итогового контроля знаний.

Текущий контроль знаний осуществляется на занятиях-играх, практикумах и семинарах. Проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении проблем (задач) и способов их решения.

Промежуточный контроль знаний проводится по результатам изучения каждого модуля. Данный вид контроля помогает проверить степень усвоения учебного материала, овладения предметными и метапредметными умениями и компетенциями по значительному ряду вопросов, объединённых в одном модуле. Задача промежуточного контроля — выявить те вопросы, которые учащиеся усвоили слабо (например, не смогли рассчитать реальный банковский процент).

Итоговый контроль знаний осуществляется по результатам изучения курса. Он направлен на проверку и оценку реальных достижений учащихся в освоении основ финансовой грамотности, на выявление степени усвоения системы знаний, овладения умениями и навыками, полученными в процессе изучения курса.

Итоговый контроль может осуществляться в формате имитационно-ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплекс ситуаций), в которой учащийся сможет применить знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. Итоговый контроль проводится также в формате контрольной работы, включающей различные типы заданий.

Оценка учебных достижений

Оценка учебных достижений учащихся должна быть максимально объективной, что обеспечивается её критериальностью. Педагог оценивает результаты учебной деятельности школьников на основе определённых критериев, т. е. правил и признаков, по которым можно отличить одно явление от другого.

В ходе учебной деятельности подростки будут осуществлять различные виды деятельности, следовательно, должны быть разные критерии оценки каждого вида деятельности и её результатов.

        Педагог знакомит обучающихся с критериями оценки до начала работы. Очень важно, чтобы ученики знали, по каким основаниям будет оцениваться их работа на уроках. Поэтому далее будут представлены критерии оценки той или иной учебной деятельности и учебных результатов, а также методика проведения оценки.

Оценка решения практических задач

Одним из важнейших умений, которое ученики осваивают в ходе обучения, является умение решать практические задачи в сфере финансов.Объектом оценки является устный или письменный ответ, содержащий ход решения задачи.

Критерии оценки практической задачи следующие:

•        определение (выявление в результате поиска) алгоритма решения практической задачи;

•        оценка альтернатив;

•        обоснование итогового выбора.

Ученики заранее (на первом занятии) знакомятся с критериями оценивания и способами оформления решения практических задач.

Оценка конструктивности работы на семинаре

Конструктивность работы ученика на семинаре — это его вклад в развитие рассматриваемых идей и создание общей схемы (или модели). Поэтому оценивается уровень активности участия обучающегося в обсуждении. Имеется в виду продуктивность этого участия, т. е. насколько обдуманны и интересны были предложенные идеи, насколько эффективно ученик находил недостатки (слабые места) в идеях своих одноклассников и предлагал более подходящие варианты.

При этом оценка работы обучающегося будет достаточно субъективной. В данном формате невозможно представить все количественные измерители, поэтому педагог должен ориентироваться на качественные характеристики. При оценке работы на семинаре важно не только исходить из абсолютных результатов, но также следует учитывать качественный прирост умения, т. е. насколько активнее обучающийся работает на данном занятии по сравнению с предыдущим. Так, если ученик не участвует в работе, игнорирует такого рода деятельность, то на усмотрение педагога он может получить оценку 0 или 1 балл. Однако в некоторых случаях более приемлемо и гуманно не выставлять никакой отметки (например, ученик испытывает психологический барьер при выступлении, не освоил умения вступать в коллективное обсуждение проблемы). Активная и продуктивная работа на семинаре, безусловно, заслуживает отметки «4» или «5».

Оценивать работу на семинаре (пусть и несколько субъективно) необходимо. Учитель должен помочь обучающемуся сформировать не только внутреннюю, но и внешнюю мотивацию (для школьников это важно). Хорошая и (или) отличная отметка стимулирует ученика на более активную работу в будущем.

Оценка предметных знаний и умений

Проверка уровня овладения учащимися предметных знаний и умений может осуществляться в форме письменной контрольнойработы или устного опроса. В данном случае всё зависит от времени, которым располагает учитель, а также от его личных предпочтений. Оценка устного ответа более субъективна, чем оценка письменного, тем не менее можно выделить несколько общих принципов оценивания:

•        ученик не отвечает на большинство вопросов (более 50%) или даёт неверные ответы — отметка «2» («неудовлетворительно»);

•        ученик правильно отвечает на половину вопросов или на большинство вопросов частично — отметка «3» («удовлетворительно»);

•        ученик даёт верные ответы на большинство вопросов (более 70%) или отвечает почти на все вопросы, но делает несколько существенных ошибок — отметка «4» («хорошо»);

•        ученик правильно отвечает на все вопросы, делает несколько несущественных ошибок — отметка «5» («отлично»).

Оценивание письменной контрольной работы осуществляется следующим образом:

•        за каждый правильный ответ на тестовый вопрос — 1 балл;

•        за каждую решённую предметную задачу — 2, 3 или 4 балла1;

•        за каждую практическую мини-задачу — 3, 4 или 5 баллов;

•        за развёрнутый письменный ответ на вопрос — 5, 6, 7 или    8 баллов.

По сумме баллов выставляются отметки за выполнение контрольной работы:

0—50% от максимального количества баллов — «неудовлетворительно»;

51—70% — «удовлетворительно»;

71—90% — «хорошо»;

91—100% — «отлично».

Оценка эссе на экономическую тему

Эссе — это прозаическое свободное рассуждение на какую-либо тему, передающее индивидуальные суждения, впечатления, соображения автора. В материалах для учащихся предлагается несколько тем для эссе. В ходе написания произведения ученик имеет возможность не только проявить свои творческие способности, но и развить их.

Формирование и развитие навыков и умений осуществляется только в процессе деятельности. Чем больше обучающийся будет размышлять, формулировать и отражать в письменной форме своё мнение по поставленной проблеме, тем активнее будет происходить становление его точки зрения.

Размышления над высказываниями мудрых людей помогают понять суть предмета, что должно быть высоко оценено. Если учитель задаёт домашнее задание: «Написать эссе на выбранную тему», а учащийся ничего не написал или отнёсся к заданию формально (например, перефразировал высказывание), то он получает неудовлетворительную отметку. При этом отметка «3» может отбить у учащегося желание писать подобные сочинения.

Критерии оценивания эссе:

•        раскрытие смысла высказывания — ученик не просто перефразировал мысль автора, а, используя понятия и научные знания, объяснил, что автор имел в виду;

•        логичность и системность изложения собственных мыслей — под логичностью понимается установление причинно-следственных связей между объектами, явлениями и процессами экономической действительности, системность показывает установление связей между объясняемыми объектами как части и целого;

•        уровень теоретических суждений — теоретические суждения должны носить научный характер; для построения и аргументации своей позиции должно быть использовано усвоенное на уроках (понятия и знания);

•        уровень фактической аргументации — подтверждение позиции ученика по обсуждаемому вопросу конкретными примерами (из обществознания, истории, географии, литературы, СМИ и др.).

Учитель в первую очередь оценивает качественный прирост в результатах творческо-учебной деятельности ученика. Его задача — запустить механизм, способствующий восприятию действительности не только алгоритмически, но и творчески. При этом учитель должен отмечать и объяснять достоинства, а также недостатки в размышлениях учащихся. Недостатки могут заключаться в том, что ученик существенно исказил суть понятия, или использовал совершенно неподходящее знание, или привёл примеры, не объясняющие данное явление, и др.

Оценка выполнения проекта

Любая деятельность, выходящая за пределы освоения предметного содержания, должна оцениваться только позитивными отметками, для того чтобы стимулировать учащегося к дальнейшей творческой работе. Поэтому в случае, когда в проектной работе максимально соблюдены все заданные критерии и учащийся действительно самостоятельно выполнил работу, её следует оценить максимально, т. е. на «отлично», при этом оговорив, разумеется, существенные недостатки. Если работа выполнена не полностью, отсутствуют какие-либо значимые элементы, следует поставить отметку «хорошо» или отправить на доработку.

Критерии оценивания проекта:

•        постановка проблемы, решаемой в ходе реализации проекта;

•        сформированность и реализованность целей и задач проекта;

•        разработанность плана по подготовке и реализации проекта;

•        качество реализации и представления проекта.

Оценка выполнения исследовательской работы

Все комментарии, приведённые в пункте «Оценка выполнения проекта», справедливы и для оценивания исследовательской работы.

Критерии оценивания исследовательской работы:

•        постановка исследовательской проблемы;

•        формулирование объекта, цели и гипотезы исследования;

•        использование адекватных методов исследования;

•        использование разнообразных информационных источников;

•        адекватность выводов.

Задания для оценивания результатов обучения:

•        тематический тест — проверяет усвоение предметных знаний по данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа.

Пример тестового задания

К прямым налогам относится:

1)        налог на добавленную стоимость;

2)        налог на доходы физических лиц;

3)        таможенные пошлины;

4)        акциз;

•        тематические задания — проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым ответом;

•        практические мини-задачи — проверяют овладение умениями и компетенциями в изучаемой области финансовой грамотности; формулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решение, используя освоенные знания   и умения.

        В         данном курсе может быть принята и безотметочная система: зачет, незачет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...

Рабочая программа элективного курса - 10 класс

Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...

рабочая программа элективного курса 5 класс

рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...

рабочая программа элективного курса 7 класс

рабочая программа элективного курса для 7 класса...