Роль уроков русского языка и литературы в воспитании гражданина: средства, способы, приемы.
статья

Харнутова Татьяна Базаровна

Роль уроков русского языка и литературы в воспитании гражданина:

средства, способы, приемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Еланцынская СОШ» Харнутова Т.Б.

  Роль уроков русского языка и литературы в воспитании гражданина:

 средства, способы, приемы.    

         Перед образованием поставлена следующая стратегическая цель: воспитание в общественном сознании установок на социальную ответственность, толерантность и патриотизм, формирование  национальной системы позитивных ценностей. С течением времени проблема воспитания чувства патриотизма, духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения осталась не только актуальной, но и насущной необходимостью в современном обществе. В мире, когда многие представители западных стран пытаются пересмотреть итоги Великой Отечественной войны, умаляют вклад нашего народа в великую Победу, умалчивают о бессмертном подвиге солдат Красной Армии в освобождении мира от фашизма, сносят памятники выдающимся полководцам, мы,  педагоги, воспитатели, должны формировать у подростков морально-нравственные ценности, чувство патриотизма к своей Родине.

    Таким образом, воспитание становится одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Новый закон об образовании определяет воспитание как  «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Дидактические и воспитательные возможности урока далеко не исчерпаны. Урок – продолжение жизни обучающегося и продолжение процесса формирования его личности. Очень важно уметь правильно поставить  цель на каждом урок.  Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель будет охватывать целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны. Из урока в урок, имея одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи и указывает, через что они могут быть достигнуты, через какие виды деятельности. Должна быть система воспитательных задач. Если это обобщающий урок, то учитель должен выйти на конкретный результат. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание учителя к воспитательным целям и ее задачам должно быть постоянным. Нужно помнить одно: цель должна быть конкретной и достижимой. Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве.

Образование призвано не просто научить ребёнка правильно писать гласные и согласные в корне слова, верно ставить знаки препинания в сложных предложениях, но и привить ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности.

         Поэтому воспитание нравственных качеств на уроках русского языка путем использования художественного текста – это не дань моде, а жизненная необходимость. художественный текст способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Именно это заставляет находить для каждого урока тот текстовый материал, содержание которого поможет нам в формировании гражданственности, личных качеств ученика. Дидактический материал должен обращать внимание учащихся на современные достижения, на новые открытия в науке и технике, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества. Хочется привести пример работы над текстом, вспомните текст сочинения ОГЭ  о самовоспитании выдающегося полководца Александра Васильевича Суворова. В ходе анализа данного текста обучающиеся приходят к выводу, что, несмотря на изначально слабые физические данные, А.В.Суворов смог преодолеть трудности, закалить себя духовно, стать выдающимся полководцем.

Практика показывает, что урок, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную функцию урока, оставляет в памяти учащихся более глубокий след, а навыки правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее, а значит – прочнее. Программа по русскому языку для  основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Еѐ характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык». Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учѐтом: программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; программы развития УУД. Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательнойшколе: воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;   Особенностью программы является усиление аксиологической направленности изучения предмета, раскрывающей феномен русского языка как одной из значимых культурных ценностей, воспитывающей уважительное, сознательное отношение к родному языку. Одним из видов работы в рамках гражданского и патриотического воспитания может стать проведение тематических словарных диктантов.

Главными ценностями для многих стали прагматизм,  умение сделать карьеру, способность успешно вписаться в бизнес-структуры. Для этого, с их точки зрения, классическая литература не нужна, её ценностные ориентиры всё больше расходятся с ценностями современной жизни.  

Жить так, как предлагает русская литература, конечно же, труднее, но, безусловно, достойнее… Уникальная и неповторимая русская литература способна воскресить понятие «нравственной личности»,  включающей в себя многие духовные качества человека: доброту и умение сочувствовать, гуманность и отзывчивость, совестливость и справедливость, честность и порядочность, вежливость и тактичность, ответственность, трудолюбие, уважение к окружающим и их труду, соблюдение норм поведения, любознательность, -  и помочь решить многие нравственные проблемы нашего времени. Литература создает тот этический и эстетический фон, на котором формируется поведение человека. Именно поэтому она не должна уйти из жизни, из школы. Учитель литературы должен сделать всё возможное и невозможное, чтобы пробудить интерес к предмету и возродить его значимость.

Самое главное на уроке – вызвать эмоциональный всплеск в душах детей, не позволять «душе лениться». Для этого можно и нужно привлекать такие средства воздействия, как музыка и живопись. Всё это способствует активизации процессов образования и нравственного воспитания. Приёмы, используемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог ученика с самим собой, помогающий развивать самосознание, самооценку, личностную позицию (концепцию), способствующие углублённому проникновению в проблему художественного произведения.

К ним относятся:

  • пятиминутки – прологи, где ученикам предлагается осмыслить афоризм или стихотворение великого человека, посвящённого проблеме, поднимаемой в изучаемом на данный момент произведении (материал предлагается как самим учителем, так и заранее подготовленными учениками);
  • приём мыслительного штурма, где учащимся предлагается поразмыслить над притчами (древнерусский нравоучительный жанр), малоизвестными, но обязательно образными, яркими фактами из жизни, литературы, публицистики, которые лучше усваиваются, «западают в душу»;
  • проецирование моральных идей на собственную жизнь учащихся с учётом их возраста (предлагается поразмыслить над моральным выбором, принять решение и обосновать свою позицию).
  • проецирование моральных проблем, решаемых классиками в 18-19 веках, и их оценка с точки зрения современных общепринятых эталонов поведения: изменилось ли отношение к нормам поведения человека в обществе или жизнь вносит свои коррективы?
  • ещё одним нетрадиционным приёмом в подходе к организации нравственного воспитания на уроках литературы является внесение разнообразия, «свежей струи», резкого перехода с одного на другое, позволяющего нейтрализовать упорядоченную форму проведения занятия, разрядиться, переключиться. (используются примеры из жизни людей далеких от литературы: учёных, политиков, людей шоубизнеса и т. д.)
  • использование нестандартных уроков (например, уроки-концерты, благодатный материал для которых дает поэзия; или уроки-диспуты, например, по произведениям А.Чехова;  уроки-размышления или уроки-дискуссии по проблемам современной литературы)  также способствуют повышению интереса к предмету;
  • особое внимание, конечно, нужно  уделять работе над сочинениями, которое снова возвращается в программы. Сочинение как вид работы показывает и интеллект человека, и его кругозор, и степень грамотности. В сочинениях разных жанров (литературный портрет героя, сочинение-рецензия, сочинение-очерк, сочинение стихотворение, сочинение-дневник, сочинение-письмо от имени какого-либо героя)  ученики могут проявить свою индивидуальность, выразить точку зрения, позицию, которая может отличаться от общепринятой.

Преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, важно, чтобы ученики открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, научить встречать и преодолевать трудности, решать нравственные проблемы.

Художественное произведение – это своеобразный мост между автором и читателем. Понимая точку зрения писателя, раскрывая проблемное содержание текста, ученик познает себя. Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Настоящим, педагогичным, отвечающим требованиям современной педагогики может быть тот, кто занимается не только преподавательской и воспитательной работой, духовно-нравственной —педагогической культуры. Такая совокупность психолого-педагогических качеств, включающих общекультурные и профессиональные знания,

.умения, навыки, способы и формы общения, опыт результативной научно-педагогической деятельности, уровня развития педагогического сознания, самосознания и мышления, сформированных личностной и профессиональной Я-концепции, концепции Воспитанника и Деятельности под силу не каждому претенденту на роль ПЕДАГОГА. Об этом в свое время высказался учитель учителей К.Д. Ушинский: «Учителем может стать каждый, а состоятся —дано не всякому».И действительно это так.

Современный урок нацелен на преодоление противоречий, трудностей, возникающих у учащихся. Посильные трудности, преграды в процессе обучения являются движущими силами, направляющими учащегося на достижение успешного результата. Преодоление противоречий должно сопровождаться соблюдением нравственных норм поведения личности, опираться на ее положительные качества.

    Современный урок должен способствовать личностному росту ученика, помогает ощутить себя субъектом деятельности, способным к самореорганизации и саморазвитию. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Каждый урок – ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии.

Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока: 
- при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса(гркппы) в целом; 
- продумывать виды деятельности обучающихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями; 
-осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока; 
-использовать на этапе актуализации инновационные технологии; 
- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие; 
-применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач; 
-проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока. Подводя итоги, хочу сказать, что воспитание гражданственности у подростков включает и духовно-нравственное, и патриотическое, и правовое, и экологическое направления, и оно совершенно необходимо гражданину Российской Федерации. Следовательно, мы, педагоги, должны сделать этот аспект жизни школьника, с одной стороны, ненавязчивым и интересным, а с другой – систематическим и целенаправленным на многих уроках школьного курса, и особенно на уроках русского языка и литературы.

1. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:СИСТЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ https://libraryiksu.kg/public/assets/upload/vestnik/ISUCHERNILEVSKII2014-38.pdf5f715cc421309.pdf

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:http://standart.edu.ru.

3.Корчак Я. Воспитание личности:Кн. для учителя. М.: Просвещение,1992.

4. ЧернилевскийД.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века. М.: РИО МГТА, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД. Способы и приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы.

В работе рассматриваются важные вопросы, связанные с введением ФГОС, анализируются приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы, педтехнологии, отвечающ...

Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка и литературы

ВведениеПриоритетным направлением Федеральных государственных образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей – обеспеч...

Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка и литературы.

В данной статье говориться о коммукативных универсальных учебных действиях: их видах и способах применения....

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.

Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...

Потенциал уроков русского языка и литературы в воспитании подрастающего поколения

Одним из главных составляющих современного образовательного процесса, помимо обучения, является процесс воспитания. Указанные процессы направлены на достижение одной цели – целостному развитию л...

Выступление в в рамках методической недели "Роль уроков русского языка и литературы в воспитании личности".

Выступление в в рамках методической недели "Роль уроков  русского языка и литературы  в воспитании личности"....