О славе, мужестве, подвигах на дорогах войны.
план-конспект урока (8 класс)

  Урок по Духовному краеведению Подмосковья. "О славе , мужестве, подвигах на дорогах войны"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

 

О славе, мужестве, подвигах на дорогах войны.

        УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ГРИГОРЬЕВА МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА

  Урок по Духовному краеведению Подмосковья.

 «  Христианский подвиг »

Основные термины и понятия: подвиг, человеческая жертвенность, подвижник.

Тип урока: изучение и закрепление новых знаний

Целевые установки урока:

Предметные результаты: учащийся познакомится со понятиями “подвиг”, “подвижник”, “жертвенность”; научится понимать жертвенное отношение христиан, человеку, миру; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока.

Метапредметные  результаты: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли, ученик овладевает логическими УУД постановки и решения проблем: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; использует знаково-символические средства представления информации (тест), осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты: осмысление поступков героев с нравственными нормами; эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоций; понимать эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний и навыков

Работа с учебником «Духовное краеведение Подмосковья» (продуктивное чтение Стр. 162)

-  Прочитайте историю о великомученике Георгии Победоносце.

Где и когда жил святой Георгий? Кем он был?

О чем рассказывает изображение на гербе Москвы?

Как часто человек нуждается в “подвиге”? Как часто человек совершает подвиг?

3 Исследование.

Задавая вопросы (не называя объекты, написанные на доске) исключите несколько слов и определите, какие понятия нам расскажут о подвиге.

  • крещение,
  • жертва,
  • подвижник,
  • христианин,
  • учитель,
  • полицейский

4. Целеполагание: как  слова  жертва, подвижник могут рассказать нам о подвиге? Какая цель возникает перед нами?

5. Ознакомительное чтение понятий. (поиск в интернете или раздаточный материал)

 Подвиг- это борьба с косностью и инертностью. Это сдвигание самого себя с мертвой точки при помощи благодати Божией. Конечный смысл подвига христианского есть воскрешение внутреннего мертвеца, внутренний переход души человеческой от смерти к жизни. Но путь к цели далек и состоит он из преодоления врожденных и приобретенных дурных навыковиз борьбы со страстями, что тоже, чего греха таить, диковато звучит для современного уха.

6. Копилка “Подвиг”

Соберите копилку ключевых слов о подвиге (подвиг, жертва ради себя, жертва ради другого человека, жертва Богу, подвижник) дайте им определение

Подвиг

Значение

подвиг

это беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический поступок, вызванный каким-либо чувством

жертва ради себя

это укрепление силы воли, стать более сильным и благородным

жертва ради другого человека

отказ от зависти и от привычки иметь самое лучшее, пожертвовать своей гордостью, искренне принять свою неправду, отказаться от эгоистичной закрытости

жертва Богу

это память о Боге и Его заповедях и стремление жить по ним.

подвижник

реальное или мифическое лицо, из религиозных побуждений совершавшее какие-либо подвиги или переносившее тяжелые испытания.

подвижничество

духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование; активная позиция противостояния злу

Закончите предложения

Если бы люди не совершали подвиг ради себя, то....(не нужно было бы работать над собой)

 Если бы люди не совершали подвиг ради других, то....(люди были бы злыми , не помогали другим

Какой вывод напрашивается?

Нужно стремиться совершать подвиг над собой, ради других людей, ради Бога

7. Включение в систему знаний.

- Какое место занимает подвиг в жизни человека?

М. Горький писал:

“...когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам”.

Копилка подвигов.

Профессия

Подвиг

спортсмен

Достичь высоких результатов невозможно без сверхнагрузок, без полной самоотдачи на тренировках, без жесткого режима. Где есть рекорды и слава, там на обороте, на “темной стороне Луны”, обязательно присутствует пот и даже кровь.

учёный

Сделать открытие невозможно без механизма кропотливого и плодотворного труда, без самоотдачи и сознательного насилия над собой.

апостолы

Апостолам приходилось напрягаться до изнеможения, чтобы создавать и насаждать новый образ жизни. Нам нужно напрягаться, чтобы усвоить апостольские уроки.

ученик

Чтобы достигнуть высоких знаний по предмету, необходимо каждый день выполнять домашнее задание, слушать учителя, участвовать в уроке, красиво писать, повторять

Христос

Это яркий пример самоотверженности. Христос смог взять на себя непомерную ношу жертвы для лучшего будущего всего человечества. Он, чистейший и совершеннейший из сынов человеческих, безропотно и кротко переносил поругания и насмешки грубых солдат. Он молился за своих мучителей, прося Отца Небесного простить их.

8. Актуализация знаний

- Какое  задание  можно выполнить, чтобы проверить свои знания?

- Можно познакомиться с подвигами людей и собрать копилку подвигов.

9. Сообщение подготовленного ученика

Молодой российский солдат стал героем и жертвой первой войны в Чечне, примером верности и храбрости для других подрастающих и служащих солдат. Кем являлся в своей недолгой жизни мученик Евгений Родионов, какова ее история?

В восемнадцатилетнем возрасте Евгений Родионов был призван на службу. Известно, что большого желания идти в армию у юноши не было, однако, как и его ровесники, он считал военную службу обязанностью, долгом, таким, как например и учеба в школе. Он был определен в пограничные войска, летом 1995 года Родионов принес присягу.

Подвиг Евгения Родионова. В начале 1996 года Евгений Родионов был отправлен на Северный Кавказ. В качестве рядового он принимал участие в служебно-боевых действиях, обеспечивал оборону границы с Чеченской Республикой. Прослужить на Чеченской границе Родионову довелось только месяц, после этого он и другие, служившие с ним солдаты, попали в плен. В плену Родионов провел около ста дней. С первого дня плена к нему был особенный интерес захватчиков. Заметив крестик у него на шее, его пытались различными способами заставить отказаться от своей веры. Пленным было поставлено условие – им обещали свободу за отказ от своей веры. Они переносили пытки и унижения, Евгения пытались заставить убивать своих же соотечественников. Главной платой за освобождение и жизнь по-прежнему оставалось условие отказа от своей веры и креста.

 Гибель героя. Жизнь нашего героя закончилась в девятнадцатый день рождения солдата. Пленных вывезли в лес. Сначала были казнены товарищи, с которыми Родионов нес службу. Самому Евгению снова предложили избавиться от крестика и этим сохранить свою жизнь. Герой вновь отказался отречься от своих убеждений, после чего был обезглавлен.

О причислении к лику святых. Первая книга про мученика воина Евгения вышла в свет через год после его смерти при поддержке Алексия II. В 2003 году впервые возникло предложение его канонизировать. Проблема канонизации поднималась и вновь откладывалось более чем десять лет, а тем временем появлялись свидетели, которым являлся воин в красном, называвший себя Евгением. Одних из свидетелей он приводил за руку в храм, другим, таким же солдатам, оставшимся в Чечне, он указывал путь к свободе, третьим помогал облегчить боль при ранениях, полученных на войне. Но и без официальной канонизации люди самостоятельно внесли Родионова в ряд святых. Так началось его почитание: стали появляться молитвы и иконы, посвященные ему.

Икона Святому мученику Евгению. Евгений Родионов поминается как святой Воин Евгений. На иконах он изображается в накидке красного цвета, иконы с его изображением постепенно появляются во все большем количестве храмов не только в России. Одна из них находится в московском храме Христа Спасителя.

10.Подведение итогов

Люди берегут память о совершенном подвиге, особенно если совершается он ради защиты Отечества. Все, что связано с этим событием, бережно хранится и почитается как реликвия.

Ребята представят проект о реликвии, которая, возможно, есть и в вашей семье.

1.Вступление

«Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волнением читали

Знали их наизусть

Эти письма, поныне

Не теряют, не жгут

Как большую святыню

Сыновьям берегут»

2 .Задача.

-разыскать в своем окружении вещи из  прошлого семьи;

-рассказать об истории этой семейной   реликвии;

-представить этот экспонат.

3. Цель: история в лицах, в предметах вокруг нас.

История- это не только школьный курс. Часто мы не задумываемся, что любой предмет из вчерашнего дня в нашем окружении – это завтрашняя история. Реликвией может стать все что угодно. Тем более, если эта вещь дорога как память.

4. Можно ли считать реликвией пожелтевший листок письма с фронта?

Баба Настасья исподлобья посмотрела на ребятишек. Ходите тут без дела, полы пачкаете!..
      - Мы не без дела, - обиженно пробурчал старший, косясь на свои высокие грязные сапоги, - мы собираем музей войны.
      - Великой Отечественной войны, - уточнил соседский Леня.
      Такой поворот дела озадачил бабу Настасью. Она поднялась со скамейки и оказалась очень крупной, широкой в кости, только спина ее не до конца разгибалась, застыла в каком-то вечном поклоне.

 - Есть у меня письмо с фронта. От мужа моего, Петра Васильевича, сказала она неуверенно, наугад. Само как-то сказалось. - Годится?
 - Что же он не прислал фото? - с тихим упреком отозвалась конопатенькая.
 Баба Настасья не расслышала ее слов. Шаркая ногами, подошла к комоду, стала искать письмо за зеркалом. И вскоре ребята увидели в ее руках какой-то бумажный треугольник. Старший протянул руку, баба Настасья исподлобья посмотрела на него и нехотя отдала письмо.
Он покрутил странное письмо в руках и спросил:

 - А где конверт с марочкой? Потерян?
 - Ничего я не теряла! Разве тогда были конверты и марочки?
 Треугольник, полевая почта, печать. Вот и все дела.  Письмо было коротким и простым. Вот что писал муж бабы Настасьи с фронта:
 «Здравствуй, жена моя Настасья! С приветом к тебе твой муж Петр. Я покуда жив и здоров, чего и тебе желаю. Живу я неплохо. Курево выдают своевременно. Но вместо махорки - табак филичевый, безвкусный. Куришь, куришь - никак не накуришься. Разве что дым идет. Я второпях потерял запасную пару портянок. Повесил сушить, а по тревоге снялись - забыл сунуть в вещмешок. Теперь маюсь. На ночь постираю единственную пару, к утру они не успевают высохнуть. Приходится надевать сырые. Ноги преют.
Мы сейчас больше копаем, чем стреляем. Копаешь, а от окопа пашней пахнет. И от этого родного запаха щемит сердце. А сколько еще провоюем не знаю.
Кланяйся дедусе Ивану, всем родным и соседям.
С фронтовым приветом, твой муж Петр. »
Когда кончили чтение письма, конопатенькая покачала головой:
 - Нет, это не реликвия.
 - Понимаете, баба Настасья, не реликвия, - с сожалением сказал старший. - Все про табак, про портянки. А клятвы нет.
  - Какой клятвы? - глухо спросила баба Настасья.
  - "Умрем, но не отступим!" - как по писаному сказал старший.
  Баба Настасья изумленно посмотрела на ребят.
   - Не хотел он умирать, - сказала она.
 Старший хотел сложить письмо уголком, но не сумел. Так и сунул хозяйке несложенным.

5. История письма из архива семьи Васькиных
-где хранилось письмо, как оно было найдено

У моей прабабушки есть драгоценность, которую она хранит со времён Великой Отечественной войны. Это не золотые украшения, не старинные монеты. Это в сто раз ценнее. В её шкатулочке лежат письма с фронта.

   Я бережно держу в своих руках  пожелтевшие листочки, на которых от времени  выцвели чернила и затерлись некоторые слова. Эти листочки – письма с фронта, которые написал мой прадедушка.

    Я родился  в 2007 году, о войне знаю только из книг, кинофильмов, рассказов бабушки и прабабушки, но я знаю, что война – это страшно. Страшно, потому что на войне погибают люди, взрослые и дети.

Во время войны письма были единственной «живой ниточкой», которая связывала близких людей. Мне стало интересно, а что же писали  с фронта солдаты.

Осторожно перебираю листочки из бабушкиной шкатулки. Я спросил бабушку, почему письма без конверта и так необычно сложены. Оказывается, с фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно.

Я осторожно расправил письмо, а потом аккуратно сложил по линиям сгиба. У меня получился треугольник.  Обычный лист из тетради сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.

Спасибо моей прабабушке за то, что она сохранила для нашей семьи память – самое святое, что дано человеку в наследство.

12. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какое открытие сделали сегодня на уроке?

Заполните лист самооценки

_________________________(Ф.И.)

 

 

отлично

хорошо

удовлет.

пока плохо

Я умею правильно объяснить, что такое подвиг

 

 

 

 

Я знаю, как совершить подвиг

 

 

 

 

Я имею представление о подвигах в жизни людей

 

 

 

 

 

Вывод: ___________________________________________

__________________________________________________

Домашнее задание:

 Напишите небольшое сочинение: «В жизни всегда есть место подвигу!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества "Подвиг Ивана Куприяновича Скуридина"

Классный час о Герое Советского Союза И. К. Скуридине, повторившем подвиг А. Матросова в годы Великой Отечественной войны. Класный ча сопровождается презентацией....

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. СТРАНИЦЫ МУЖЕСТВА И СЛАВЫ. К 200-летию Отечественной войны 1812 года.

СТРАНИЦЫ МУЖЕСТВА И СЛАВЫ. К 200-летию Отечественной войны 1812 года....

Урок мужества «Подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны»

В народе говорят: «Всю правду о войне знают лишь погибшие». Но они молчат, потому что за майскую Победу-45 отдали свою жизнь. Под Москвой и Сталинградом, в битве за Ленинград, Орёл, Курск, в кровопрол...

Классный час "Урок мужества", посвященный В.О. войне. Битва за Кавказ. Туапсе - город воинской славы

Классный час "Урок мужества", посвященный В.О. войне. Битва за Кавказ. Туапсе - город воинской славы...

Сочинение "Дорогами славы и подвигов дедов"

Сочинение на районный конкурс "Дорогами славы и подвигов дедов..."...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»

Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы собучающимися – это внеклассная работа. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить...

Игра по истории «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»

Методическая разработка написана  для проведения внеклассного мероприятия – интеллектуальной игры «Дорогами войны»», посвященной 75-летию Великой Отечественной войны для у...