статья "Воспитание гражданственности на уроках математики через активные формы"
статья

Как воспитать гражданина своей страны на уроке математики?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_grazhdanstvennosti_na_urokah_matematiki.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание гражданственности на уроках математики

через активные формы

Учитель – тот, кто наставит, тот, кто научит, кто пробудит человечное в человеке….

Ф. Мориак

Одной из главной задачей образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Воспитательная работа среди обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений.

Основными целями образовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся, их успешная социализация в обществе и адаптация на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, инициативности и самостоятельности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Именно поэтому воспитательные функции в любом общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники.

Кто же такой гражданин? Как воспитать гражданина на уроках математики?

Если рассматривать проблему воспитания как основу гражданственности у обучающихся, то, нередко мы ограничиваемся лишь четырьмя элементами гражданственности:

  1. Патриотизм;
  2. Права;
  3. Обязанности;
  4. Экология.

А ведь главный путь решения воспитательных задач на уроках математики — это всемерное укрепление связи обучения с жизнью и практикой. И эта связь осуществляется через содержание задач, которые несут информацию о труде, профессиях, спорте, об истории, экономике и других областях жизни.

Математика… Решение задач. На первый взгляд, казалось бы, с гражданственностью нет ничего общего! Но, как показывает опыт многие обучающиеся с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае, стране, ее законах. Целью таких уроков является формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию.

Для реализации данной цели я выдвигаю следующие задачи:

- разработать математические задачи с использованием краеведческого материала;

- реализовать данный материал в системе уроков;

- систематизировать данный опыт.

На сегодняшний день существует огромная потребность в формировании гражданской направленности личности, сознающей ответственность за свою судьбу, за будущее своего края, области, России, в целом. Именно поэтому, на своих уроках, я использую задания, связанные с историей родного края, области, страны.

Составление задач на военно-патриотическую тему помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма. Приведу примеры некоторых задач, которые можно использовать на уроках.

Например, задача на тему «Площадь прямоугольника»:

 В период Великой Отечественной войны на вооружении советской армии был танк легкого образца, который весит 6888 кг. Ширина его гусениц 0,35 м, длина части гусениц, соприкасающихся с грунтом, 2,05 м (с каждой стороны). Какой вес приходится на 1 дм   рабочей площади гусениц?

Ответ: 48 кг/ дм 2.

Или, задача на тему «Круговые диаграммы»:

 «Во время Великой Отечественной войны основные усилия рабочих работников тыла были переключены на обеспечение нужд танкового, артиллерийского, боеприпасного и других производств, обеспечивавших действующие войска.  Так блокадный Ленинград оставался главным судостроительным центром страны. За годы войны судостроители дали Военно-морскому флоту новые образцы 54-х подводных лодок, 2-х крейсеров, 19-ти эскадренных миноносцев, 38-ми тральщиков.

 Постройте круговую диаграмму распределения новых образцов военно-морской техники.».

После решения задачи ученикам рассказывается о героизме жителей блокадного Ленинграда, которые в условиях блокады, холода и голода помогали фронту.

А вот, решив задачи на тему «Действия с десятичными дробями» можно узнать годы жизни Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова.

I.      ( 4 × 2,115 + 8,4 : 0,8) × 100          II.    ( 30,37: 0,5 – 5,125 × 8 ) × 100

         (1896 г. – год рождения)                             (1974 г. – год смерти)

Воспитание гражданственности заключается не только в знании истории своей родины, но и любовь к окружающей среде. Так как, экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

Для примера я использую задачи экологического содержания, позволяющие формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.

Задача 1. «Один гектар зеленых насаждений способен отфильтровать за год из воздуха 70 т пыли. Сколько тонн пыли от фильтруется за год на площади в 10 га? 100 га? n га? Узнайте:

а) площадь зелёных насаждений вашего города?

б) сколько тонн пыли они могут очистить из воздуха вокруг вас?»

Задача 2. Липа живет в лесу до 400 лет, а в городе в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить липа в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность деревьев в городе?

Задача 3. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90 % птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, сколько останется их после зимы? Какова основная причина их гибели?

Формирование гражданских качеств учащихся на уроках математики происходит благодаря использованию активных методов обучения.

К работе по составлению подобных задач я привлекаю и самих обучающихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.

Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится на различных этапах урока: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, подготовке к олимпиадам, творческим конкурсам. За время обучения обучающийся не только обогащается множеством разнообразных знаний и умений, но и формируется как Человек, Личность, Гражданин.

Какими же вырастут наши дети? Кем станут они в жизни? Эти вопросы не могут не волновать учителей, преподавателей, родителей и всю нашу общественность. Следует помнить, что нравственность передается от сердца к сердцу, при живом общении учителя и ученика, преподавателя и обучающегося. Личность наставника играет здесь первостепенную роль. Во все века учителя были носителями лучших качеств нации, выразителями высокой нравственности, духовности, культуры, именно поэтому наше будущее в руках учителя!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики через игровые формы обучения

Применение игровых форм обучения на уроках математики позволяет включиться каждому ученику в процесс обучения, делает его интересным, доступным, предусматривает возможность эффективной организац...

Доклад Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через нестандартные формы уроков

Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а эт...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность

Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность...

Статья по теме "Мотивация и стимуляция на уроках математики через применение активных форм обучения с использованием ИКТ"

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интересы учеников к изучаемому предмету в течение всего урока.Мотивация (от латинского motus – движени...

Повышение мотивации через активные формы обучения на уроках математики

Педагогический проект: Повышение мотивации через активные формы обучения на уроках математики...