Рабочая программа по семьеведению
рабочая программа (10 класс)

Людмила Николаевна Романова

Рабочая программа по семьеведению 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_semevedenie.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Якушкинская средняя общеобразовательная школа

Нурлатского муниципального района Республики Татарстан»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

___________/Алякимова Т.В.

Протокол

№__ от _____20__ г.

«Согласовано»

заместитель директора по УР

____________/Магусева .Л.А.

«___» _________20__ г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Якушкинская СОШ»

_________/Хайруллина М.М.

Приказ

№____ от ________20___ г

Рабочая программа

по семьеведению

для 10 класса

уровень базовый

Составитель

Романова Л.Н.., учитель по семьеведению,

первая  квалификационная  категория

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № __ от «___ » _______20__г.

с. Якушкино

Раздел 1. Плани

руемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

ученик научится:

-понимать значения семьи в жизни человека, нравственная культура:

-информировать обучающихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни;

- оценивать ситуации на основе общечеловеческих ценностей, делать свой выбор;

ученик получит возможность научиться:

-ответственному отношению к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

- первичному самоопределению в семейной сфере, в жизненных ценностях, ценностно-смысловой ориентации;

-положительному образу  семьи, родительства (отцовства и материнства),

- умению слушать и слышать партнера, признавать право на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников.

Метапредметные результаты:

Познавательные :

Обучающиеся научатся:

- находить подтекстовую информацию, анализировать, обобщать;

 - защищать свой проект, объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания;

 -работать с информацией, владеть смысловым чтением, выделять главную мысль;

-отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию;

 - отвечать на вопросы товарищей по классу, задавать вопросы.

 Обучающиеся получат возможность научиться:

-извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета);

-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

-использовать полученную информацию для решения учебных и жизненных задач.

Регулятивные:

 Обучающиеся научатся:

- определять цель выполнения заданий курса;

- задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

 - составлять план выполнения заданий э курса;

-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.  участвовать в диалоге на занятии.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-умению организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

 -организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

 -ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;

-овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Коммуникативные.

Обучающиеся научатся:

 -взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог.

-эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;

-формулировать и аргументировать своё мнение;

-корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-высказывать своё мнение, отвечая на вопросы, аргументировать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии;

 Обучающиеся получат возможность научиться:

 - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

-слышать, слушать и понимать окружающих, выполнять совместную деятельность.

Предметные результаты:

ученик научится:

- выделять сновные этапы динамики семейных отношений типичные для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;

- определять основные психологические характеристики, связанные с половыми различиями, и характер их влияния на супружескую и семейную жизнь;

- механизмам  влияния родительских воспитательных установок на развитие личности ребенка; -

 - приемам саморегуляции и конструктивного решения возникающих в семейной жизни проблем.

- перечислять правила совместной жизни в семье;

ученик получит возможность научиться:

-характеризовать социальные институты семьи и брака;

- характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;

- анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

- экономическим  особенностям ведения домохозяйства;

- выделять  гендерные аспекты семейных ролей и статусов;

-  определять особенность положения первого ребёнка и последующих детей в семье;

Раздел 2. Содержание элективного курса

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Брак как основа семьи.

Исторические корни брака. Понятие брака. Функции брака. Виды браков. Особенности брачного выбора. Брачный возраст. Мотивы вступления в брак. Любовь как основной мотив брака. 
Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы. Отличия брака от семьи. 

1

Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи

Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи. «Пол» и «гендер» в социокультурных исследованиях. Пол как биологическая и социальная категория. Пол как процесс, статус и структура.Гендерная идентичность как базовая структура социальной идентичности. 
Взаимодействие парных понятий «мужское» и «женское», «мужественность» и «женственность», «фемининность» и «маскулинность» во взаимоотношениях мужчин и женщин в обществе и в супружестве. Представления о мужественности и женственности в индивидуальном самосознании молодежи.
Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей.

1

Семья в современном обществе: тенденции развития

Понятие семьи. Социальные и индивидуально-личностные основы семьи. 
Понятие традиционной и современной семьи как основных её форм. Полигамия и моногамия как основные модели семьи в истории. Понятия эндогамии и экзогамии, матрилокальности и патрилокальности, матрилинейности и патрилинейности. Супружеская семья и эгалитаризация отношений между её членами. Социальные и асоциальные (альтернативные) модели семьи. 
Типология семейных структур по критериям родительства-супружества-родства, власти, социального положения супругов, территориальной локализации, поколенного состава, первичности или вторичности брака, детности, возраста брака и жизненного цикла семьи. Понятие нуклеарной семьи. Нуклеарная (индивидуальная) и линейная (расширенная) семьи. Ориентационная и репродуктивная семьи. Малодетная, среднедетная, многодетная и супружеская (бездетная) семьи.
(Тестирование) Детско-родительские отношения. Семья – роль и значение в формировании личности
Тест опросник родительского отношения (ОРО). 
(Тестирование) Социальная установка по отношению к детям.

3

Семейное право в России: ХХI век

Правовые основы функционирования семьи. Семейные отношения как объект права. Роль семейного права в социальной жизни. Разнообразие способов воздействия на семейные отношения. Основные начала семейного права. Семья и родство в юридической сфере. Источники семейного права Российской Федерации. Соотношение семейного и гражданского законодательства.
Порядок заключения и расторжения брака. Законный режим имущества супругов. Брачный договор. Ответственность супругов по обязательствам.
Установление происхождения детей. Добровольное признание отцовства в органах ЗАГС и установление отцовства в судебном порядке. Права несовершеннолетних детей. Родительские права и обязанности. Алиментные обязательства супругов, родителей и детей. Порядок уплаты и взыскания алиментов. Лишение, ограничение и восстановление родительских прав. 
Усыновление (удочерение) и его отмена. Опека и попечительство. Приёмная семья.

3

Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе

Социальные реформы и благосостояние российских семей. Бюджет как показатель уровня жизни семьи. Прожиточный минимум и черта бедности в семье. Экономическая функция семьи как основополагающая в системе её социальных функций. 
Экономическая цена (ценность) мужчины, женщины, ребёнка в семье. Теории экономической ценности детей. Связь экономической функции семьи с репродуктивной, воспитательной, социализационной. 
Семья как домохозяйство. Факторы домохозяйства. Структура домохозяйства. 
Динамика семейного благосостояния и особенности социальной работы с семьями с разными уровнем дохода в рыночных условиях.

3

Проблемы родительства в депопулирующей России

Демографическая ситуация в мире и в России. Репродуктивная функция семьи, социальные и индивидуальные факторы её осуществления. Потребность в детях. 
Отношение к детям в современной семье. Рождение первенца. Число детей в семье. Ответственное родительство. Семейная социализация. Роль отца в социализации детей. Роль матери в социализации детей. Роль сиблингов (братьев/сестер). Бабушки и дедушки. Положение единственного ребенка в семье. 
Причины и последствия падения рождаемости. Проблема детности. Многодетность как социальная категория. Факторы многодетности. Планирование рождаемости. Поддержка многодетных семей, формирование ориентации на среднедетность. Технологии социальной работы с малодетными и многодетными семьями.
(Тестирование) Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия
Родительские установки и реакции; нарушение воспитательного процесса в семье.

3

Воспитательный потенциал современной семьи

Воспитательный потенциал семьи как система эмоциональных отношений родителей к ребенку. Семья как среда общения и воспитательная среда. 
Типы воспитания в воспитательном потенциале родителей: гипопротекция, гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гипопрнотекция. 
Родительская позиция как основа семейного воспитания. Родительские позициикак установки родителей на воспитание ребенка. Негативные родительские установки (эмоциональное отвержение; повышенная моральная ответственность; противоречивое воспитание: воспитание в культе болезни). Адекватная родительская позиция. Гибкость родительской позиции, прогностичность родительской позиции. 
Типы семей по признаку негативного воспитательного потенциала. Семьи с сексуальной деморализацией; правонарушительские; преступные.
Методы семейного воспитания как выражение личностной сущности каждого из родителей. Методы убеждения, мягкого порицания; совместного решения экономических проблем семьи; сдержанности в поощрениях материального порядка и преобладания поощрений морального характера (похвала, доброе замечание); включения детей в деятельность по ведению семейного хозяйства.
Методы личного примера; совместного труда; беседы; использования художественной литературы, материалов периодической печати, кино, радио. 
Факторы семейного воспитания. Тактики семейного воспитания: диктат, опека, «мирное сосуществование» на основе невмешательства, сотрудничество. 
(Тестирование) Межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений Исследование межличностных отношений. Изучение социальной приспособленности.

4

Внебрачная семья. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Модели внебрачных союзов

Альтернативные формы брака и семьи. Сознательно бездетный брак. Принцип автономии как основа открытого брака. Групповой брак или жилые сообщества. 
Альтернативность семейности: одиночество или моновариантность существования. 
Трансформация семейных ценностей: переход от культуры брака к культуре развода. 
Модели внебрачной семьи: незарегистрированное сожительство, после развода, материнская семья, после овдовения. 
Мотивы создания внебрачных семей. Особенности их функционирования. Имидж внебрачной семьи. 
Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Социальная работа с внебрачными семьями: психологические и психофизические технологии работы с ними.
Гендерные аспекты формирования брака и семьи. Критика концепции половых ролей и применение феминистской методологии к анализу родительства и супружества. Роль гендерного фактора в разводах. Гендерные различия в отношении к семье и браку у молодежи.

4

Брак и семья с позиций иудаизма.

Этнические группы евреев в России: расселение и численность. Иудаизм как традиционная религия евреев. Брак в иудаизме как идеальное состояние человеческого бытия. Мужчина без жены или женщина без мужа как неполноценные личности в еврейском обществе.
Обручение и свадьба иудеев. Супружество как семейная гармония. Детские браки в иудаизме и их аннулирование. Межнациональные браки в иудаизме, их законность и легализация.
Развод и права женщины при разводе. «Связанные» женщины.

2

Православие о браке и семье

Брак и семья с позиций христианства: история и современность.
Исторические типы семьи: социологический анализ с религиозной точки зрения. Первобытная свобода половых отношений в контексте христианской традиции. Первые ограничения и религиозные нормы. Иудаизм и брак (ветхозаветная традиция). Римская империя и христианство: религиозная регламентация брака. Первые христиане и оформление семейных отношений в рамках внегосударственных традиций. 
Формирование таинства брака. Ветхий и Новый завет о семье: изменение акцентов. Сопоставление монашества и семейной жизни: есть ли с христианской точки зрения предпочтения?
Современные тенденции в религиозных воззрениях на семью: православие, католичество, протестантизм. Современные православные семьи в России: проблемы и решения.

2

Буддистские основы брака и семьи.

Буддизм в России: численность, места дислокации. Традиции монашества и семья. Любовь в буддизме как потребность заботиться о другом, сделать его счастливым. Служение родителям в буддизме как способ служения Богу. Любовь матери к детям как идеал для всех типов взаимоотношений. 
Семейная этика в буддизме. Обязанности детей и родителей в буддистской семье.
Супружество в буддизме. Обязанности и права мужа и жены в буддистской семье. Буддизм о сексуальности и супружеской неверности. 

2

Брак и семья в исламе

Брак с точки зрения ислама. Условия брака согласно шариату, отличия
различных школ мусульманского права. Расторжение брака.
Совершеннолетие (проблема определения), традиция и современное законодательство, историко-этнографические и регионально-географические различия.
Взаимные обязанности супругов. Отношение к родителям, особый статус матери. Опекунство и приемные дети. 
Полигамия: потенциальная дозволенность и реальное функционирование. 
Статус женщины, мусульманка в семье, в традиционном обществе, в современном мире.
Межконфессиональные браки.

6

Итоговый урок

1

ИТОГО

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу в 10 классе "Семьеведение"

Рабочая программа по элективному курсу в 10 классе  "Семьеведение", расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по курсу "Семьеведение"

Современный этап развития педагогической науки характеризуется особым вниманием к личности ученика, его духовному росту и полноценному развитию в сложном изменчивом мире. Современные педагогические из...

Рабочая программа "Семьеведение"

Рабочая программапо элективному курсу "Семьеведение"...

Рабочая программа по элективному курсу "Семьеведение"

Программа составлена для учеников 10 класса. Материал взят и курса лекций Л.В.Карцевой....

рабочая программа курса "Семьеведение"

Рабочая программа курса Семьеведение в 9 классе...

Рабочая программа курса "Семьеведение"

Рабочая программа с тематическим планированием по курсу "Семьеведение" 10 класс...

рабочая программа курса "Семьеведение"

внеурочное занятие для 8 класса...