«Мелкая моторика в развитии речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка

 «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». В. Сухомлинский 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мелкая моторика в развитии речи детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

- внимание;

- мышление;

- координация;

- воображение;

- наблюдательность;

- зрительная и двигательная память;

- речь.

Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важных для умственного и психического развития. Важной частью являются «пальчиковые игры» и игры «Расскажи стихи руками». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:

 Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;

Деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;

Кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;

Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;

 Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

 Фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;

 Пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;

 Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

-Разминать пальцами пластилин, глину.

- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).

- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

- Игры с конструктором.

- Складывание матрешек.

Вывод: умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Методическая литература:

 А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника»

 В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика»

 Е. А. Алябьева «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»

Е. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками»

И. Агапова, М. Давыдова «Игры с пальчиками для развития речи»

Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника»

 Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста

Доклад, представленный для педагогов ГБДОУ. Рассматриваются основные направления, формы и приёмы работы по развитию речи дошкольников. Дана таблица: "Виды творческих заданий, включаемых в занятия по о...

Игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Большое значение игре придавал А.М.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Предлагаемый материал предназначен для работников дошкольных образовательных учреждений, воспитателей и методистов, а также для родителей, интересующихся вопросами развития речи детей дошкольного возр...

«Мелкая моторика руки и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста»

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение,  наблюдательность....

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста «Ложкой играем — речь развиваем»

Упражнения с ложками для формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова...

Развитие мелкой моторики для развития речи детей Пальчиковые игры.

Развитие мелкой моторики для развития речи детей Пальчиковые игры....