«Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом»
план-конспект урока (5 класс)

Фахрутдинова Гульнара Шайхулловна

Урок на тему: " Вклад  народов  нашей  страны  в  победу  над фашизмом" нацелен на то, чтобы формировать у учащихся гражданскую идентичность, ценностное отношение к историческому прошлому, героизму нашего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vklad_naroda_v_pobedu_nad_fashizmom_odnknr.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по предмету «Основы духовно - нравственных культур народов России», 5 класс

Фахрутдинова Гульнара Шайхулловна, учитель истории и обществознания МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Апастовского муниципального района Республики Татарстан»

Тема:   Вклад  народов  нашей  страны  в  победу  над фашизмом.

Тип урока: получение новых знаний

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, групповая

Методы: репродуктивный, частично-поисковый

Образовательные ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, фотографии, карта, информационные карточки

Цель: формирование гражданской идентичности, ценностного отношения к историческому прошлому, героизму нашего народа.

Задачи:

Образовательные:

Дать знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.;

Формирование понятий «Великая Отечественная  война», «победа»,  «подвиг и героизм народа».

Развивающие:

Сформировать познавательный интерес к историческому прошлому нашего государства;

Активность, умение наблюдать, понять, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитывающие:

Содействовать формированию патриотических чувств, гордости за подвиг и победу  нашего народа, уважение и благодарность ветеранам войны и тыла.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
  • прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
  • выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,  иллюстрация);
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
  • осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Предметные УУД:

  • уметь объяснять значение терминов « подвиг», «героизм»;
  • расширить знания о защитниках Отечества.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

учебник  А.Н. Сахарова, К.А.Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс;  

презентация;

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

Используемые цифровые образовательные ресурсы

1.Организационный момент. Мотивация  к учебной деятельности

Приветствие. Подготовленность к уроку. Психологическая атмосфера в классе.

Приветствуют учителя,  садятся.

 На экране фотографии, картинки, посвященные к победе, о войне

2. Актуализация опорных знаний

Беседа с учащимися.  

-Ребята, на прошлом уроке мы с вами  изучали о героических подвигах Ивана Сусанина, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского, Кузьма Минина и Надежды Дуровой…

- На примере защитников Отечества мы учимся таким качествам, как верность, вера, гордость, смелость, др.

 

-Посмотрите на фотографии, картинки, ребята. Подумайте, чему будет посвящен сегодняшний урок?

(Победа, парад победы, солдаты, дети, женщины, работающие на полях…)

-Попробуйте сформулировать тему урока («Вклад  народов  нашей  страны  в  победу  над фашизмом»).

- Запишите в тетрадь.

Перечисляют личностей, которые совершали подвиги в истории России. Дополняют ответы друг друга, чем отличались эти личности.

Вступают в диалог с учителем, рассматривают фотографии, картинки.

Сравнивают, систематизируют, уточняют свою формулировку.

Слайд №1-3

Слайд №4

3. Изучение нового материала.

Объяснение учителя о нападении фашистской Германии на нашу страну – СССР. Это самая трагическая, самая кровавая страница в истории нашей Родины. В стране начала претворяться в жизнь программа чрезвычайных мер под девизом: «Все для фронта! Все для победы!».  К середине июля 1941 г. немецкие войска продвинулись вглубь советской территории на 300-600 км, захватив Литву, Латвию, почти всю Белоруссию, значительную часть Эстонии, Украины и Молдавии, создали угрозу Ленинграду, Смоленску и Киеву. Над СССР нависла смертельная опасность.

Глава государства и Верховный главнокомандующий И.В. Сталин выступил с  обращением народу,  с призывом о помощи.

Речь Сталина была призвана доказать необходимость борьбы с фашистскими захватчиками. Особенность этой речи в тех особых условиях, в которых она произносилась. Тяжелейшие условия, в которых оказалась столица, не изменили решения о проведении Парада. В этом был огромный смысл, это вселило в людей уверенность в скорой Победе. В ночь перед парадом по личному приказу Сталина были расчехлены и зажжены кремлевские звезды, была убрана маскировка с мавзолея. Сталину было важно показать, что советский народ не боится врага. Это был серьезный вызов и большой риск: на подлете к Красной площади было сбито 34 немецких самолёта.

Работа в группах.

Кто мог присоединиться к борьбе против врага?

Дети участвуют, отвечают на вопросы о Великой Отечественной войне.

Работают с учителем по карте.

Читают статью в учебнике  (с. 7)

Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.

Работа в группах. Ответы учащихся.

Слайд №5-

Карта о нападении Германии  22 июня 1941 года

Слайд №6

Обращение И.В.Сталина к народу

Слайд№7

4. Физминутка

Организует проведение  физминутки

Дети под музыку делают  движения

- Продолжим наш разговор.(Словарная работа)

Ребята, что означают слова «подвиг», «победа».

Работа в группах.

В каждой группе имеется информация о героях Великой Отечественной войны. Изучая текст, докажите, что, действительно, этот человек совершил подвиг.

 Наши земляки-герои Великой отечественной войны Рем Абзалов, Салават Каримов, Дмитрий Горбунов. За какие заслуги они были удостоены к высшей государственной награде?

Ответы детей.

Дети обсуждают вопросы в группах. Обсуждают и анализируют, делают выводы. Отвечают.

Читают текст, отвечают на вопросы.

Слайд №7

Слайд № 9-13

Слайд № 14-16

 5. Закрепление знаний.

Подумай и дай ответ

  • Кто внёс большой вклад за победу в Великой Отечественной войне?
  • Почему войну 1941-1945 года называют «Великой Отечественной»?
  • О каких героях сегодня вы узнали?
  • В чем проявился их героизм?

Фронтальная работа.

6. Рефлексия.

- Продолжи предложение.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно, потому что …
  • Было трудно, так как …
  • Я понял, что…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

По очереди отвечают на вопросы.

7. Итог к уроку

Домашнее задание

Победа в Великой Отечественной войне – подвиг и слава нашего народа. 9 мая – День Победы - остаётся неизменным. Вечная слава победителям - нашим прадедам, дедам, бабушкам и всему народу нашей страны! Источником Победы были, прежде всего, героизм, мужество и вера в Победу многонационального народа СССР, полководческий талант и успех Красной армии. Нам есть чем гордиться!

 Запишите в дневник домашнее задание.

 Творческое задание: Подготовить
небольшой  рассказ  на тему
«Моя семья в годы Великой Отечественной войны» .

Ответы учеников об итогах войны.

Записывают домашнее задание в дневники.

Слайд №17-19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возникновение фашизма в Европе

Причины возникновение фашизма,его последствия...

Фашизм.Вчера.Сегодня.Завтра....

Причины возникновения фашизма,его последствия.(Приложение к уроку.)...

классного часа «Мы внуки страны, победившей фашизм»

Сценарий классного часа посвященного победе в Великой Отечественной войне...

Круглый стол "Международный день памяти жертв фашизма"

Организация и проведение данного круглого стола даёт возможность учащимся познакомиться с историей возникновения «Дня памяти жертв фашизма»; изучить ряд исторических фактов, произошедших в годы В...

План-конспект урока ИЗО Искусство против фашизма

На уроке ребята знакомятся с творчеством деятелей изобразительного искусства советского периода....

Классный час "Молодежь против фашизма"

Данный материал предназначен для учащихся 9 классов. Театрализованное представление - суд....

11 сентября – День памяти жертв фашизма.

Презентация. В годы Великой Отечественной войны были созданы концентрационные лагеря, где погибло много советских военнопленных. В 1962 годубыло принято решение считать каждое второе воскресенье сентя...