МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДООП И ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
материал

Эльвира Норбожаповна Цыбикжапова

Методические рекомендации адресованы руководителям и педагогическим работникам организаций дополнительного образования в целях организации и развития системы оценки качества образовательного процесса и аттестации учащихся в соответствие с Федеральным законодательством в области образования. Методические рекомендации ориентированы на оказание методической помощи педагогам дополнительного образования по организации и проведению оценки качества освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и проведению промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ И ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Методические рекомендации адресованы руководителям и педагогическим работникам организаций дополнительного образования в целях организации и развития системы оценки качества образовательного процесса и аттестации учащихся в соответствие с Федеральным законодательством в области образования. Методические рекомендации ориентированы на оказание методической помощи педагогам дополнительного образования по организации и проведению оценки качества освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и проведению промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Оценка качества освоения основных общеобразовательных общеразвивающих программ должна включать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

Однако необходимо учитывать, что работа над конкретизацией требований, т.е. их ориентация на «измеряемость», может существенно повлиять на систему требований к уровню подготовки учащихся. В основном поддаются объективному измерению наиболее простые результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ. В связи с этим необходимо обратить внимание на соотношение репродуктивных и продуктивных требований к уровню подготовки учащихся. В противном случае в образовательном процессе может произойти переориентация на наиболее простые проверяемые элементы требований.

Необходимо разделить процедуры оценки качества освоения дополнительных общеобразовательных программ на оценку предметных знаний и ключевых компетентностей.

В разрабатываемых документах по аттестации обучающихся по отдельным образовательным предметам целесообразно включить образцы измерителей достижения отдельных требований или планируемых результатов обучения.
В документах по аттестации обучающихся  должны быть представлены образцы как заданий, направленных на оценку предметных знаний, так и ключевых компетентностей.

Для получения более объективной и полной картины об освоении дополнительных общеобразовательных программ необходимо разработать систему промежуточных и итоговых аттестаций, распределенную по годам и включающую различные формы оценки. Например: стартовая диагностика, оценка образовательных достижений на разных этапах обучения с определением индивидуального прогресса (при необходимости – диагностика проблем), итоговая аттестация.

На основании результатов оценки должны приниматься разного рода решения: об освоении дополнительной общеобразовательной программы, определении образовательной траектории учащегося, оказании необходимой помощи в обучении и т.п.

В ОДО целесообразнее более широко использовать современные способы и формы оценивания  обучающихся, включая создания в организации единой информационной среды с электронными формами контроля и оценки.

Итоговая аттестация учащихся на всех ступенях дополнительного образования может включать:

  • проведение контрольных испытаний (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов);
  • защита творческих, проектных, исследовательских  работ, определяемая образовательной организацией самостоятельно;
  • портфолио достижений в каких-либо видах социально значимой деятельности.

По результатам итоговой аттестации учащиеся должны получать сертификат о завершении обучения в конкретном творческом объединении.

Проверка достижений учащимися может проводиться по ряду предметов в контрольных испытаниях зачетного типа. На отдельных ступенях обучения и применительно к отдельным предметам оценка достижения учащимися может осуществляться на основе оценки учебной деятельности в процессе обучения.

Для повышения эффективности оценки образовательных достижений, стимулирующих развитие учащихся, необходимо создание системы оценки образовательных достижений с учетом динамики их развития.

Она должна включать создание системы мониторинга образовательных достижений учащихся на основе единых методологических подходов для регулярного проведения оценочных процедур, начиная со стартовой диагностики и находя продолжение в определении индивидуального прогресса учащихся.

Результаты достижений обучающихся  должны отражаться в итоговых документах на каждой ступени образования наравне с образовательными достижениями.

Мониторинг качества образовательной деятельности организации дополнительного образования является механизмом отслеживания эффективности образовательного процесса и необходим для выявления результативности освоения учащимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Цель мониторинга заключается в том, чтобы выяснить, насколько образовательный процесс, организованный в ОДО, способствует позитивным изменениям в личности ребенка; обнаружить и решить наиболее острые проблемы его организации для анализа, обобщения и распространения положительного опыта деятельности педагогов.

В качестве ориентира по проведению аттестации учащихся разрабатывается Положение о мониторинге качества образовательной деятельности.

Промежуточная и итоговая аттестации учащихся рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.

Промежуточная аттестация может проводиться с целью исследования результатов освоения общеобразовательной программы по итогам изучения раздела, модуля, по завершению полугодия или учебного года.

Цель аттестации – выявление уровня развития способностей и личностных качеств учащихся и их соответствия прогнозируемым результатам общеобразовательных программ.

Задачи аттестации:

  • определение уровня теоретической подготовки учащихся в конкретной образовательной области;
  • выявление степени сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности;
  • анализ полноты реализации общеобразовательной программы объединения;
  • соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы;
  • выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации общеобразовательной программы;
  • внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности объединений.

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся строится на принципах:

  • научности;
  • учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
  • адекватности специфики деятельности объединения к периоду обучения;
  • необходимости, обязательности и открытости проведения;
  • свободы выбора педагогом методов, форм проведения и оценки результатов;
  • обоснованности критериев оценки результатов.

В образовательном процессе в целом и каждого объединения в частности промежуточная и итоговая аттестации выполняют целый ряд функций:

  • образовательную, так как создает дополнительные условия для обобщения и осмысления обучающихся полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • воспитательную, так как является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей ребенка;
  • развивающую, так как позволяет детям осознать уровень их актуального развития и определить перспективы;
  • коррекционную, так как помогает педагогу одновременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного процесса;
  • социально-психологическую, так как дает каждому обучающемуся возможность пережить «ситуацию успеха».

Организация промежуточной и итоговой аттестации

Обучающиеся, демонстрирующие высокие достижения в области спорта, искусства, художественного и музыкального творчества, имеют возможность прохождения промежуточной аттестации на основе текущих оценок.

Промежуточная аттестация по различным предметам может быть организована в форме презентации проектов, связанных с освоением научной и культурно-образовательной среды города, исследований проводимых на основе ресурсов библиотечного и музейного фонда, объектов культурного наследия, городских предприятий и т.д.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце первого полугодия. Итоговая аттестация обучающихся проводится по завершению учебного года.

Основные методы аттестации: письменный, устный, практический, комбинированный.

Формы проведения промежуточной аттестации:

  • тестирование (в том числе онлайн-тестирование);
  • эссе;
  • сочинение;
  • реферат;
  • аудирование;
  • доклад;
  • устная речь, диалог, монолог;
  • практическая работа;
  • исследовательский проект.

Формы проведения итоговой аттестации:

  • контрольное занятие;
  • итоговое занятие;
  • зачет;
  • тестирование;
  • защита творческих работ и проектов;
  • конкурс;
  • соревнование и т.п.

В качестве результатов промежуточной и итоговой аттестации могут учитываться результаты участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах (призовые места), в творческих конкурсах, фестивалях, городских образовательных и социальных проектах, разработка и презентация проектных работ в системе региональных и всероссийских конкурсов и фестивалей в соответствии с содержанием образовательных областей.

Обучающиеся, демонстрирующие стабильно высокие образовательные результаты в освоении предмета, имеют возможность не проходить промежуточную аттестацию (по итогам освоения темы или образовательного модуля) и могут быть аттестованы на основе текущих отметок.

Проведение промежуточной и итоговой аттестации в объединениях регламентируется «Положением о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».

Программа промежуточной и итоговой аттестации должна содержать методику проверки теоретических знаний обучающихся и их практических умений и навыков.

Содержание программы итоговой аттестации определяется самим педагогом на основании содержания образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

Критерии оценки результатов промежуточной и итоговой аттестации

Критерии оценки уровня подготовки обучающихся:

  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
  • широта кругозора;
  • свобода восприятия теоретической информации;
  • развитость практических навыков работы со специальной литературой;
  • осмысленность и свобода использования специальной терминологии;
  • соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;
  • свобода владения специальным оборудованием и оснащением;
  • качество выполнения практического задания;
  • технологичность практической деятельности;
  • культура организации практической деятельности;
  • культура поведения;
  • творческое отношение к выполнению практического задания;
  • аккуратность и ответственность при работе;
  • развитость специальных способностей.

Оценка, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации

Результаты промежуточной и итоговой аттестации должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить:

  • насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым обучающимся;
  • полноту выполнения общеобразовательной программы;
  • обоснованность перевода обучающегося на следующий год обучения;
  • результативность самостоятельной деятельности обучающихся в течение всего учебного года.

Оценки промежуточной и итоговой аттестации могут быть занесены в журнал творческого объединения. По результатам итоговой аттестации ставится количество обучающихся, которые будут переведены на следующий этап (год) обучения.

Показатели (оцениваемые параметры) фиксирует то, что оценивается. Содержание показателей могут составить те ожидаемые результаты, которые заложены педагогом в общеобразовательную программу. Ожидаемые результаты могут быть неким «стандартом» в выявлении реальных достижений обучающихся по итогам учебного года.

Ввести показатели по итогам каждого учебного года в таблицу – задача педагога, хорошо знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих учащихся на том или ином этапе освоения программы.

Для удобства выделенные уровни можно обозначать соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество баллов», которая должна быть тщательно продумана и заполнена самим педагогом перед началом отслеживания результатов. Для этого напротив каждого уровня необходимо проставить тот балл, который, по мнению педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества (например: минимальному уровню может соответствовать 1 балл, среднему – 5 баллов, максимальному – 10 баллов).

Оценка уровня:

1 балл – минимальный уровень (учащийся овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой);

5 баллов – средний  уровень (объём усвоенных знаний составляет более ½);

10 баллов – максимальный уровень (учащийся освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Система оценки достижения планируемых результатов освоения содержания учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики»

Во всех школах Российской Федерации с 1 сентября 2012 года появился новый учебный курс – "Основы религиозных культур и светской этики" ("ОРКСЭ"). Введение данного предмета продиктовано новой государст...

Использование форм Google в оценке качества освоения обучающимися образовательных программ

Следуя за основными тенденциями развития современного образовательного процесса, а именно его информатизацией и повсеместным применением ИКТ-технологий, имеет смысл искать новые формы и средства не то...

Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по баскетболу, для проведения бесед о гигиене, спортивной одежде, спортивной обуви учащихся.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЧИНКОВСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА         Методические реко...

Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по баскетболу, для проведения бесед о гигиене, спортивной одежде, спортивной обуви учащихся.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»         Методические р...

Методическая учеба. Возможности Excel при оформлении документации по итогам проведения аттестации учащихся.

Изучить возможности применения таблицы Excel при оформлении документации по итогам проведения аттестации учащихся...