Трудности в профессиональном самоопределении старшеклассников
проект (11 класс)

Стафеева Диляра Мавлявиевна

Проект выявляет наиболее удобные методы выбора будущей профессии для старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_dlya_proekta.docx47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Кунашакская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательский проект на тему:

«Трудности в профессиональном самоопределении старшеклассников»

Автор:

Садыкова Эвелина

Ученица 11 «А» класса

Наставник:

Стафеева Д.М.

Кунашак, 2021

Оглавление

Введение.

  1. Теоретическая часть.
  1. Изменение списка востребованных профессий с течением времени
  2. Раннее профессиональное самоопределение: да или нет?
  3. Тенденция на увеличение популярноси профессий определенных сфер общества в будущем.
  1. Практическая часть.
  1. Составление списка професий.
  2. Анализ доступности обучения.
  3. Распределение специальностей по профориентационным типам.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

Актуальность моего проекта заключается в том, что сейчас у большинства учеников 9-11 классов возникают трудности в профессиональном самоопределении. Старшеклассников на данный момент значительно загружены уроками, домашней работой, подготовкой к экзаменам, и это часто мешает уделить время тому, чтобы взвесить все «за» и «против», перебрать огромное количество профессий, примерить их на себя. Это занимает огромное количество времени

Принятию самостоятельного и осознанного решения также препятствует несколько факторов.

В наше время активно распространяются и тем самым оказывают влияние на сознание и формирование ценностей различные СМИ и социальные сети. Кроме того, давление оказывается со стороны окружения, в частности семьи, друзей и знакомых.

И как итог: под влиянием чужого мнения окружения, пропаганды в СМИ старшеклассников в дальнейшем трудится на не подходящей ему работе и испытывает неудовлетворённость жизнью.

Мой проект должен облегчить трудности решения, а также выявить наиболее перспективные специальности в будущем.

Цель: разработать наиболее удобные методы выбора будущей профессии для старшеклассников.

Задачи:

  • Составить список наиболее распространённых и востребованных на рынке труда профессий.
  • Установить, какие профессии из данной списка будут пользоваться спросом в будущем.
  • Выявить перечень способностей и качеств, необходимых для приведённых профессий
  • Распределить специальности по типам профессий.
  • Оформить пакет рекомендаций для профессионального самоопределение старшеклассников.

  1. Теоретическая часть
  1.  Изменение списка востребованных профессий с течением времени

Чтобы провести анализ изменения популярности профессий с течением времени, мы примем во внимание три столетия: XIX век, XX век и XXI век.

Начнём с XIX века. В то время существовало множество профессий, названия которых для человека современности будут совершенно непонятны и незнакомы. Большинство, по понятным причинам, было связано с сельским хозяйством (земледелие, животноводство), но также были достаточно востребованы профессии, связанные со сферой услуг. Это такие профессии, как извозчики, или ямщики, (схоже с современной профессией таксиста), косари (связано с земледелием), коробейники (сфера торговли), а также плакальщицы (люди, которые плакали на похоронах). [1]

Следующий XX век. Помимо инженеров и учителей в то время существовало ещё очень много престижных профессий. Если помимо основного заработка в виде зарплаты человек может получить дополнительный доход, используя свое место работы, то считается, что он хорошо устроился. Востребованных и популярными считались такие профессии, как мясники, сотрудники магазинов мебели, комиссионщики, врачи-стоматологи, а также работники советский столовых и ресторанов. Исходя из этого списка, можно сделать вывод о том, что популярными были профессии, где можно было что-то забрать с работы или обсчитать кого-нибудь, получая побочный доход.[2]

Среди новых профессий 21 века, безусловно, внимания заслуживают сфера информационного бизнеса как одна из наиболее перспективных. С глобальным развитием интернет — технологий, качественная информация стала дорогим удовольствием. Сейчас можно с уверенностью говорить, что она стала ценнее денег.

Можно составить список наиболее востребованных профессий XXI века:

  • Риелтор – специалист по работе с недвижимостью;
  • Андеррайтер – специалист по страхованию;
  • PR менеджер – специалист, занимающийся разработкой имиджа организации;
  • Специалист бэк-офиса – занимается оформлением документации компании;
  • Промоутер – специалист по продвижению товара или услуги;
  • Мерчендайзер – занимается продвижением продукции;
  • Маркетолог – изучает и формирует спрос на услуги и товары.[3]

1.2. Раннее профессиональное самоопределение: да или нет?

Профессиональное самоопределение – сложный и длительный процесс развития внутренней готовности человека к выбору профессионального пути. Традиционно начиная разговор о будущей профессии только в 8-9 классе, мы игнорируем закономерности психологического развития детей, ожидая чуда – правильного и осознанного выбора профессии в старших классах.[4]

Несмотря на очевидные плюсы ранней профориентации, многие родители и эксперты скептически относятся к ней вообще. Дело в том, что современный мир молниеносно меняется. Престижные специальности юристов и экономистов, например, сегодня уже мало кому нужны.

В образовательной системе теперь главное не просто дать студенту навыки конкретной профессии, а научить его быстро ориентироваться в информационном потоке и логически мыслить.

Действительно, исследования показывают, что многие специальности в скором времени умрут, а на первый план выйдут те, названия которых мы еще даже и не слышали. Срок жизни профессии, по последним данным, сейчас составляет около 25 лет. Это значит, что многих профессий, которые будут привлекать молодых людей в будущем, сегодня просто не существует.

Самое лучшее, что могут сделать родители, которые беспокоятся о будущем своего ребенка, (ну и, конечно, сами активные и ответственные молодые люди), — это развивать способности всесторонне и с самых ранних лет. Например, посещать спортивную секцию, танцы, художественный класс, курсы иностранных языков, психологические или коммуникационные тренинги, литературные занятия или занятия по математике, информатике и программированию.[5]

Благодаря данной информации можно сделать вывод о том, что вопрос ранней профориентации довольно неоднозначен. Да, мир меняется, специальности постепенно уходят с рынка труда, приходят другие. Но если дать ребёнку выбор направлений и помогать ему двигаться в этой сфере с самого детства, это будет только плюс, ведь у него будет достаточно навыков и умений для успешного развития карьеры в выбранной области.

  1. Тенденция на увеличение популярности профессий определённых сфер общества в будущем

Как повествуется в предыдущей главе, рынок труда постоянно находится в движении, он динамичен, из-за чего некоторые профессии становятся популярными, а другие исчезают, теряя свою необходимость. С течением времени появляются новые достижения науки в разных сферах жизни общества, что влияет на то, что появляется множество новых специальностей. Теперь рассмотрим, какие профессии постепенно набирают популярность в современном мире.

Будущее стремительно роботизируется, а потому, технологии будут внедряться во все области человеческого существования. Такой расклад позволяет предположить о росте спроса на технические науки в IT-направлении. Космические гиды и блокчейн-специалисты, проектировщики 3d-печати, дизайнеры человека и менеджеры роботов — это лишь некоторые профессии ближайшего будущего.

Кроме того, на данный момент можно спрогнозировать рост популярности и других профессий:

  • Архитектор виртуальной и дополненной реальности. Деятельность на стыке программирования, дизайна окружения, психофизиологии, нейропсихологии и машинного обучения. Посещение виртуальной среды – с самыми разными целями – станет обычным явлением в ближайшее время.
  • Технолог пищевой промышленности. Пищевая промышленность  – один из главных бизнес-трендов. Разработка принципиально новых продуктов питания – искусственного мяса, заменителей молочных продуктов, безглютеновых кондитерских изделий – прямое следствие стремительно растущего спроса на ЗОЖ. Специалисту в этой области обеспечена не только занятость, но и по-настоящему интересная работа с высокой зарплатой.
  • Нанобиотехнолог. Деятельность на стыке био- и нанотехнологий. Нанобиотехнолог разрабатывает способы включения искусственных материалов и интерфейсов в живые системы.
  • Тренд-вотчер. Новая интерпретация должности маркетолога и пиар-менеджера – с упором на отслеживание и предсказание новых тенденций спроса и потребления.[6]
  • Специалист по восстановлению экосистем. Примерно к 2030-му году ресурсы планеты могут серьезно истощиться в связи с существенным ростом населения. Речь идет не только о невосполняемой нефти, но и о животных, растениях. В

этой ситуации потребуются инженеры, которые займутся восстановлением окружающей среды. В частности, они смогут «возродить» вымершие виды животных и растений, используя ранее собранный генетический материал.

  • Специалист по кибербезопасности. ИТ-специалист, который занимается созданием, поддержкой и усовершенствованием специальной инфраструктуры, сервисов для защиты информационных систем и цифровой среды от кибератак, утечки данных, других киберугроз, а также расследованием киберпреступлений.
  • Инженер 3D-печати. Специалист по трехмерному проектированию с применением математических и творческих способностей. Востребован в разных сферах, в том числе в архитектуре и строительстве, медицине, даже в производстве одежды и обуви.[7]

  1. Практическая часть

2.1. Составление списка профессий

Для того,чтобы составить пакет рекомендаций для профессионального самоопределения старшеклассников, мне понадобится начальный список наиболее распространенных и востребованных профессий XXI века. Также следует учитывать уровень перспективности карьеры в данной профессиональной сфере, чтобы в дальнейшем сделать прогнозы: Будет ли эта профессия существовать в ближайшем будущем? Будет ли пользоваться большим спросом? Не станет ли этот самый спрос снижаться с течением времени?

Для начала следует рассмотреть такие специальности, которые всегда будут актуальны в обществе и не потеряют свою значимость. Следом я решила добавить в свой список профессиональные сферы, что только появляются благодаря открытию новых технологий и современному уровню развития науки и техники.

Вот примерный список професиий,которые я включу в свой продукт:

  1. Педагоги
  2. Медики
  3. Фермеры
  4. Экологи
  5. Программисты
  6. Логисты
  7. Машинисты
  8. Художники
  9. Инженеры по автоматизации
  10. Журналисты
  11. Робототехники
  12. Писатели
  13. Адвокаты, юристы
  14. Ландшафтные дизайнеры
  15. Биологи
  16. Инженеры
  17. Бизнес-аналитики
  18. Бухгалтеры

  1. Фотографы
  2. Актеры
  3. Маркетологи
  4. Автомеханики
  5. Зоотехники
  6. Веб-дизайнеры
  7. Музыканты.

Выбранные мной профессии достаточно популярны в данное время и в большинстве своём сохранят свою актуальность и в будущем. Мой список охватывает практически все профессиональные сферы общества, благодаря чему своим проектом я смогу учесть все предпочтения и наклонности старшеклассников, которые возможно будут пользоваться моей работой.

2.2. Анализ доступности обучения.

Выбрав специальности, которые будут включены в продукт моего проекта, я также и нашла высшие учебные заведения, где можно получить квалификацию на эту профессию.

  1. Педагоги: Московский городской педагогический университет, ЮУрГГПУ (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет), Тамбовский государственный университет имени Державина.
  2. Медики: Крымский федеральный университет имени Вернадского, Южно-Уральский государственный университет, Рязанский государственный медицинский университет имени академика Павлова.
  3. Экологи: Уральский федеральный университет имени Б.Н. Ельцина, МГИМО – Московский государственный институт международных отношений.
  4. Программисты: Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, Национальный исследовательский университет "МЭИ"
  5. Художники: МГОУ Московский государственный областной университет, КГИК Краснодарский государственный институт культуры, СПГХПА имени А.Л. Штиглица – Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.
  6. Журналисты: МГУ имени М.В. Ломоносова – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, СПбГУ – Санкт-Петербургский государственный университет, РУДН – Российский университет дружбы народов
  7. Адвокаты, юристы: НГУ – Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, КФУ – Казанский (Приволжский) федеральный университет, ЮФУ – Южный федеральный университет.
  8. Ландшафтные дизайнеры: ГУЗ – Государственный университет по землеустройству, ПГТУ (Волгатех) – Поволжский государственный технологический университет, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева – Российский государственный аграрный университет.
  9. Инженеры: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), Балтийский государственный технический университет «Военмех» имени Д.Ф. Устинова (БГТУ «Военмех»).

  1. Актёры: МГПУ – Московский городской педагогический университет, ТГУ имени Г.Р. Державина – Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, МГУ имени Н.П. Огарёва – Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева.
  2. Маркетологи: УрГЭУ – Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург), НГУЭиУ – Новосибирский государственный университет экономики и управления, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
  3. Робототехники: НИЯУ МИФИ – Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", ТПУ – Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Университет ИТМО – Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики.[7]

Получить образование на некоторые из оставшихся профессий можно не только в вузах, но и в колледжах и даже на курсах. Например, такие профессии, как автомеханики, логисты, инженеры по автоматизации, писатели (конкретно этому можно обучиться и самостоятельно), бизнес-аналитики, фотографы (даже на курсах можно достичь большого мастерства при должном усердии) и другие.

Исходя из всего этого, я делаю вывод о том, что в современности практически все профессии доступны для обучения в специализированных для этого заведениях. А с развитием интернета некоторым можно обучиться даже онлайн.

2.3. Распределение специальностей по профориентационным типам

Прежде чем распределять выбранные специальности по профориентационным типам следует подробнее рассмотреть эти самые типы.

Их всего пять:

  • Человек-человек. Профессии, объектом внимания которых является человек. Они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература и другие, связанные с изучением людей, общества. Первая особенность профессий типа «человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Вторая особенность профессий этого типа заключается в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки: 1) нужно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях; 2) необходимо быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства.[8] Из моего списка профессий к этому типу относятся педагоги, медики, журналисты, адвокаты, юристы и маркетологи.
  • Человек-природа. Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут). Работнику нужно не просто очень многое знать, но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.[9] Из моего списка – фермеры, экологи, ландшафтные дизайнеры, биологи, зоотехники.
  • Человек-техника. Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко. Особенность

технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как

правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам и при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность определенность действий.[9] Из моего списка – программисты, робототехники, инженеры, автомеханики, машинисты.

  • Человек-знаковая система. Люди с этими профессиям занимаются обработкой информации (сведений), представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов. Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.[9]. Из моего списка – логисты, инженеры по автоматизации, бизнес-аналитики, бухгалтеры, веб-дизайнеры.
  • Человек-художественный образ. Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного продукта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но, чтобы оно состоялось, артист ежедневно и помногу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим.[9] Профессии из моего списка, подходящие к этому типу – художники, писатели, фотографы, актёры, музыканты.

Заключение

В ходе выполнения исследовательской работы я достигла цели, которую поставила в начале работы и указала во введении. Все задачи проектной работы были также выполнены.

Из глав теоретической и практической части моего проекта можно сделать несколько выводов.

С течением времени список популярных и востребованных профессий кардинально меняется. Все зависит от уровня развития науки и техники, а также культурного развития населения той или иной страны (в данном случае в России). На популярность определенных специальностей влияет также пропаганда со стороны государства и потребности страны в развитии той или иной отрасли производства. Так, например, в XIX веке большинство востребованных профессий были связаны с сельским хозяйством.

Раннее самоопределение – довольно неоднозначный вопрос. Оно имеет и недостатки , и преимущества, но я все же являюсь сторонником данной кампании, так как плюсов, судя по собранным мной материалам, явно больше чем минусов.

В современном мире развивается тенденция на увеличение спроса профессий, связанных с ИТ-технологиями. Во время информационной эры это неудивительно.

В практической части своего проекта я собрала информацию и старался систематизировать её, чтобы в дальнейшем без проблем создать продукт – журнал по профессиональному самоопределению старшеклассников.

Сначала я составила список профессий и затронула практически все сферы жизни общества. Проанализировала доступность их обучения и распределил по профориентационным типам.

Таким образом я достигла цели своего проекта и выполнил все поставленные мной задачи.

Список литературы

  1. https://m.dp.ru/a/2013/11/01/Populjarnie_professii_19_v
  2. https://zen.yandex.ru/media/nazar1074/kakie-professii-byli-samye-prestijnye-v-sssr-5d5bc7e81d656a00ad8f19a2
  3. https://www.manalfa.com/uspeh/novie-professii-21-veka
  4. https://www.kem.by/actual/
  5. https://www.ponedelnikmag.com/post/rannyaya-proforientaciya-za-i-protiv
  6. https://b--mag-ru.turbopages.org/b-mag.ru/s/samye-perspektivnye-professii-rynka-truda-2020-2025-goda/
  7. https://vuzoteka.ru/вузы/
  8. https://www.sites.google.com/site/aimirprofessij/sag-1-individualnyj/tip-celovek-celovek
  9. https://azbyka.ru/deti/proforientatsiya-starsheklassnikov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

Приложения к работе на тему: "Профессиональное самоопределение старшеклассников"

В этой папке представлены приложения к творческой работе на тему "Профессиональное самоопределение старшеклассников"....

Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"

Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, так как часто определяет...

«Создание образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассников в профильной школе»

Доклад «Создание образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассников в профильной школе» на региональной  научно-практической конференции «Современные подходы...

Республиканский научно - исследовательский проект "Формирование профессионального самоопределения старшеклассника в особой социальной ситуации развития"

В данном материале отображена деятельность социального педагога в рамках экспериментальной площадки....