Исследовательская деятельность обучающихся на уроках КНЯ
материал (6 класс)

Писчикова Елена Юрьевна

         В настоящее время региональный компонент остается актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает региональный компонент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled_na_knya.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Ямальские гуманитарные чтения

Исследовательская деятельность обучающихся на уроках КНЯ

Подготовила: Писчикова Елена Юрьевна,

учитель русского языка и литературы, КНЯ

Салехард

2019

         В настоящее время региональный компонент остается актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает региональный компонент.

         Что такое краеведение — это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины. Это знакомство с особенностями культуры народа, его мировоззрения посредством чтения произведений литературы. Через чтение произведений ямальских авторов, анализ текста обучающиеся 5 класса не только узнают новое, но и строят собственные гипотезы, обсуждают выявленные проблемы, готовятся к межрегиональной олимпиаде по краеведению, проводят исследования и готовят проекты.

           Цель использования краеведческого материала во внеурочной деятельности – это формирование знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.

           Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

- воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему;

- воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

- обогащение обучающихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;

- развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;

- поддержка желания обучающихся исследовать краеведческий материал.

         Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С. Лихачев назвал «объединяющим началом всех наук».

В курс  «Культура народов Ямала» в 5-7 классах включены такие темы , как изучение фольклора народов Ямала, чтение литературных сказок, рассказов, мифов и легенд как на русском языке, так и на родном (ненецком). Конкурсы чтецов стихотворений, проводимые в МОУ школа села Белоярск Приуральского района ЯНАО, доказывают, что интерес детей к изучению творчества северных поэтов по-прежнему высок. Дети с удовольствием заучивают стихи и выступают с ними как в школьных конкурсах, так и в сельских. В апреле 2019 года одна из учениц прошла в окружной тур конкурса чтецов, преодолев школьный и муниципальный туры.

Ежегодно дети участвуют в школьном, муниципальном и окружном турах межрегиональной олимпиады школьников по краеведению и родным языкам. В этом учебном году одна из моих учениц прошла в окружной тур конкурса исследовательских проектов «Тропой Вернадского».

.       Краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к активному освоению художественно-культурного наследия, формирует сознание ответственности перед прошлым и будущим.

Использование культурно-исторического потенциала ЯНАО особенно велико для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей.

Различные формы краеведческого образования (научно-исследовательская, экскурсионно-массовая, познавательная и игровая деятельность) способствуют углублению знаний учащихся по учебным школьным программам. Например, при посещении школьного музея ученики должны не только слушать экскурсовода, но  заранее подготовить интересные вопросы или подготовить небольшое сообщение об экспонате. Это готовит их к написанию эссе при участии в олимпиадах.

Таким образом, изучение литературного краеведения необходимо современному юному ямальцу, предмет помогает раскрыть свой потенциал, развить творческие способности, поделиться интересными фактами о родном крае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.

Учителя,  заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вним...

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках экологии.

Презентация об организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии и  экологии....

мастер -класс Ивановой М.В."Исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии, экологии и во внеурочное время"

Мастер – класс Ивановой М.В.Исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии, экологии и во внеурочное время....

исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики

Основная задача среднего образования - подготовка обучающихся к дальнейшей деятельности, активных членов современного общества, умеющих самостоятельно анализировать, принимать решения идостигать желае...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

Статья «Как организовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Использование проектно-исследовательской технологии обучения носит развивающий, деятельностный характер. Анализ работы в данном направлении позволил сделать вывод, что приобщение учащихся к иссл...