Работа с классом и родителями учащихся по профориентации
методическая разработка (9, 10, 11 класс)

Елена Александровна Гапонова

           Работа с классом и родителями учащихся по профориентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Работа с классом и родителями учащихся по профориентации

 В жизни каждого человека наступает время, когда он должен сделать выбор: или он будет заниматься тем, к чему лежит его душа, или позволит решать за себя другим.

Крис Уайднер.

 Профессия в современном мире является не целью, а средством, способом решения своих собственных социально - экономических проблем. Не случайно в современном мире легко получить второе, третье и какое угодно по счету образование. С принятием Закона Российской Федерации "Об образовании" возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.

Не секрет, что привлечение родителей к совместной работе есть на сегодня одна из самых трудных задач школы. А залогом успеха в обучении и воспитании детей является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.

По различным вопросам и трудностям родители обращаются к педагогам. Это обучение и воспитание, решение конфликтных ситуаций и организация досуга, а также за повышением педагогической компетентности. Рассматривая проблемы, которые волнуют родителей и детей отмечу, что вопрос профессионального самоопределения выпускников актуален для всех. Социально-экономическая ситуация в нашей стране диктует конкуренцию на рынке труда и рынке образовательных услуг. Ужесточились требования к потенциальным работникам, абитуриентам. И осознанный выбор будущей профессии стал одной из острейших проблем современного общества.

        Одним из основных механизмов социализации в семье выступает идентификация или буквально – уподобление взрослым, подражание им, ориентировка на их поведение как на пример собственных действий. В первую очередь механизм идентификации действует в парном взаимодействии "ребенок-родитель", поскольку именно родители выступают для детей наиболее "доступными" взрослыми. В процессе профориентации учащихся педагог может столкнуться с различными трудностями в работе с родителями. Наиболее глубокой проблемой является отсутствие у родителей информации об особенностях своего ребенка. Родители не знают, каковы интеллектуальные, личностные характеристики старшеклассников. Чаще они имеют свои собственные представления, приписывая свои желания ребенку. Нередко родители, приходя на консультацию (беседу), предъявляют требование подтверждения наличия способностей к определенной деятельности.

Значительное влияние имеет тот факт, что родители не всегда обладают навыками конструктивного общения: конфликты, возникающие между родителями и детьми, не позволяют адекватно общаться и выяснять интересы и намерения ребенка. Отсутствует гибкость вследствие психологической ригидности, неумения реагировать на изменения, происходящие с ребенком в рамках его профессиональных предпочтений.

          Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, занятий по психологии.

Профориентационная работа с обучающимися

Классный руководитель:

  •  составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  •  организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  •  помогает обучающемуся моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  •  организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия.

Реализация помощи учащимся при выборе профессии

Профориентационные задачи со школьниками должны решаться как  индивидуально, так и через групповые формы работы. Для учителя подобные условия создаются на уроке. Сегодня переход к деятельностной основе образования может основываться на внутренней дифференциации образовательного процесса, где на первый план выходят функции учителя:

  • Индивидуальная работа со школьниками (беседы, консультации и т.д.).
  • Учебная диагностика (включение в процесс обучения педагогических методик для диагностики характера динамики успешности освоения дисциплины).
  • Режиссирование урока (введение в структуру урока органической составляющей, направленной на профориентационные цели).
  • Проектная деятельность (поддержание и развитие исследовательских навыков старшеклассников, способствование формированию самостоятельности навыков планирования, уровня самооценки через научные проекты, исследования).

Дополнительными путями "горизонтального обогащения" является вариативный компонент образовательной деятельности. Педагог может предложить учащимся кроме традиционных путей факультативы, школьные кафедры, кружки, студии.

  С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения образовательный и воспитательный процесс должен строиться на основе развития у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному самоопределению. На современном этапе развития общества становится очевидной роль школы в становлении личности. Система профориентационной работы включает взаимосвязанную деятельность и классного руководителя, и педагога - психолога, и учителей предметников, и семьи, и педагога - организатора - всех, кто участвует в процессе профессионального самоопределения.

Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только знания, опыт, мастерство, но и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье.

На выбор профессии влияет ряд факторов, такие как: популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы, также могут оказать влияние советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой.

Готовность школьников к профильному и профессиональному самоопределению формируется постепенно, поэтому поддержка классного руководителя является непрерывным процессом.

 В вопросе оказания помощи учащимся при выборе профессии классный руководитель ставит перед собой определённую цель и определяет задачи по её реализации.

Например. Цель: развить имеющиеся у учащегося склонности и интересы к определённому виду труда.

Задачи: познакомить обучающихся с миром профессий, формировать у обучающихся представлений о ценности и важности выбора профессии в современном мире; формировать положительную мотивацию в сфере профессионального самоопределения и трудовых отношений; сделать вывод о том, что при выборе профессии необходимо учитывать не только свои желания («хочу»), способности и возможности («могу»), но и потребности рынка труда («надо»); развивать у школьников психологическую готовность к выбору, профессиональному и личностному самоопределению.

Поставленные цели и задачи достигаются в первую очередь с помощью дополнительного образования, факультативных занятий, внеклассной работы. Широкий выбор объединений по интересам в школе и в учреждениях дополнительного образования предоставляет возможность каждому обучающемуся реализовывать свои способности.    

 Кроме этого, для учащихся 10 классов могут быть организованы элективные курсы. В первом полугодии - «Мой выбор», во втором полугодии - «Человек и профессия». Целью данных курсов является формирование у обучающихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

 Формами внеклассной работы являются классные часы, на которых происходят встречи с представителями различных профессий, а также организовываются экскурсии на предприятия города, области.

Одной из основных форм профессионального просвещения и пропаганды являются классные часы, на которых классный руководитель в доступной форме знакомит учеников с определённой профессией, её социальной значимостью, престижем, перспективой трудоустройства, условиями труда и приёма в учебные заведения, даёт обоснованный, квалифицированный совет о целесообразности выбора учащимися конкретной профессии.

Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных особенностей учащихся. Классный руководитель может включить в свою работу проведение профориентационных игр, викторин, турниров, тренингов.

Не следует забывать и о таких формах проведения классного часа, как беседа, дискуссия, диспут на темы профориентационной направленности. При умелой её организации, а также при внутренней готовности учеников беседа позволяет моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых процедурах. Именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышленности воображаемого действия. Беседа позволяет проигрывать в воображении разные варианты построения жизни ребенка и выходить на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования.

 В 10 классе целесообразно проведение тематических часов, таких как: «Хочу, могу, надо», «Мир профессий», «Кем быть? Каким быть?», «На кого пойти учиться?», «Все профессии важны – все профессии нужны», «Мои жизненные планы».

 Следующая форма – это подготовка учащимися мини-сообщений и сочинений о профессиях. Работа над ними помогает учащимся лучше узнать отдельные профессии, выявить свои профессиональные интересы. Данная форма работы даёт возможность ученику рассказать о своих интересах, увлечениях, целях.

В работе с учащимися 10 классов классному руководителю оказывает помощь педагог – психолог:

  • изучает профессиональный интерес и склонности учащихся;
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствует формированию у школьников адекватной самооценки.

Важным звеном в системе профориентации учащихся является работа с родителями.

Практика показывает, что родители принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Именно родители могут в большей мере помочь своим детям определить их возможности и интересы к определенной профессии. Например, многие учащиеся выбирают еще в детстве профессию своих родителей. Часто случается, что удовлетворенность или неудовлетворенность родителей своей профессией может стать достаточным стимулом для положительного или негативного отношения к ней детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей продолжения образования представляют трудную задачу, как для самих учащихся, так и для их родителей. Желания родителей и профессиональные намерения учащихся во многих случаях не совпадают.

Главная цель работы классного руководителя по профориентации с родителями учащихся - оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь.

 Формы профориентационной работы классного руководителя с родителями учащихся 10-х классов весьма разнообразны:

  • Тематические родительские собрания. Это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано большинство родителей учащихся класса, направленные на выбор профиля обучения: «Выбор профиля обучения», «Значимость выбора в жизни человека», «Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка».
  • Классные часы с привлечением родителей, представляющих определенную профессию. Тематика и форма проведения таких классных часов может быть разнообразной. Например, дискуссия «Мы хотим быть…», «Карнавал профессий», диспут «В поисках будущей профессии», беседа «Ты и твоя будущая профессия».
  • Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора учащимися профессий. Часто родители обращаются за помощью к классному руководителю, который поможет проинформировать об учебных заведениях, дать советы по поводу алгоритма действий при выборе профессии, посоветовать обратиться за помощью к педагогу-психологу.
  • Анкетирование родителей учащихся поможет выявить отношение родителей к профессиональному самоопределению их ребенка, степень влияния родителей на процесс профессионального выбора учащихся. Благодаря анкетированию можно будет корректировать поведение родителей и учащихся в плане выбора будущей профессии. Например, можно провести социологический опрос родителей: «Каким я вижу своего ребенка»; «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии».
  • Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и в учреждения профессионального образования.
  • Информирование родителей (оформление информационного стенда по профориентации, знакомство с сайтами учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона, и т.д.).
  • Лекторий. Информационно-консультационные темы лекций могут быть следующие:

«Будущая профессия вашего ребенка»;

«Как помочь ребенку выбрать профессию»;

«Мифы профессионального cамоопределения»;

«Основные факторы влияющие на выбор профессии»;

«Ошибки при выборе профессии»;

«Правила выбора профессии».

Используя упомянутые формы работы с учащимися, применяя их в воспитательном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании учащихся. В результате у учащихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.

И в заключение хотелось бы отметить. Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным дюдям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться многого. Задача же профориентации помочь учащимся хотя бы тем, что назвать качества, которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у ученика уже есть, а какие ему придется развивать. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предьявляет к работающему, совпадали  с его личностными качествами и возможностями.

 «В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно.»

Де Ниро Р.

Список использованной литературы:

1. Дереклеева Н.И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. М.:ВАКО, 2007. - 368с. - (Педагогика. Психология. Управление).

2. Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 2013 г.

3. Мир профессий: Человек-техника. Человек-природа. Человек-человек. Человек - знаковая система. Составитель Р.Д. Каверина - М. Молодая гвардия, 2005 г.

4. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.:ВАКО, 2006, 240с. - (Педагогика. Психология. Управление).

5. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: Просвещение, 2000 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с классом и родителями учащихся по профориентации

Слайд 2

В жизни каждого человека наступает время, когда он должен сделать выбор: или он будет заниматься тем, к чему лежит его душа, или позволит решать за себя другим . Крис Уайднер.

Слайд 3

Профессия в современном мире является не целью, а средством, способом решения своих собственных социально - экономических проблем. Не случайно в современном мире легко получить второе, третье и какое угодно по счету образование. С принятием Закона Российской Федерации "Об образовании" возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. .

Слайд 4

Механизм идентификации действует в парном взаимодействии ребенок-родитель

Слайд 5

Профориентационная работа с обучающимися Классный руководитель: составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников; организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; помогает обучающемуся моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио; организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях; организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия.

Слайд 6

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ (БЕСЕДЫ, КОНСУЛЬТАЦИИ И Т.Д.); УЧЕБНАЯ ДИАГНОСТИКА (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ХАРАКТЕРА ДИНАМИКИ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ) ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПОДДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СПОСОБСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НАВЫКОВ ПЛАНИРОВАНИЯ, УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ЧЕРЕЗ НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ, ИССЛЕДОВАНИЯ). ФАКУЛЬТАТИВЫ, ШКОЛЬНЫЕ КАФЕДРЫ, КРУЖКИ, СТУДИИ. Реализация помощи учащимся при выборе профессии Функции учителя:

Слайд 7

ЦЕЛЬ : РАЗВИТЬ ИМЕЮЩИЕСЯ У УЧАЩЕГОСЯ СКЛОННОСТИ И ИНТЕРЕСЫ К ОПРЕДЕЛЁННОМУ ВИДУ ТРУДА. ЗАДАЧИ : ПОЗНАКОМИТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ, ФОРМИРОВАТЬ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕННОСТИ И ВАЖНОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ; ФОРМИРОВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ МОТИВАЦИЮ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ; СДЕЛАТЬ ВЫВОД О ТОМ, ЧТО ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ НЕ ТОЛЬКО СВОИ ЖЕЛАНИЯ («ХОЧУ»), СПОСОБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ («МОГУ»), НО И ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ТРУДА («НАДО»); РАЗВИВАТЬ У ШКОЛЬНИКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ И ЛИЧНОСТНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ . Реализация помощи учащимся при выборе профессии

Слайд 8

ФОРМЫ внеклассной работы с обучающимися КЛАССНЫЙ ЧАС; ВИКТОРИНА; ТРЕНИНГ; БЕСЕДА; ДИСКУССИЯ; ДИСПУТ . Т ЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В 10-Х КЛАССАХ «ХОЧУ, МОГУ, НАДО», «МИР ПРОФЕССИЙ», «НА КОГО ПОЙТИ УЧИТЬСЯ», «МОИ ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ».

Слайд 9

РАБОТА НАД НИМИ ПОМОГАЕТ УЧАЩИМСЯ ЛУЧШЕ УЗНАТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ, ВЫЯВИТЬ СВОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ. ДАННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧЕНИКУ РАССКАЗАТЬ О СВОИХ ИНТЕРЕСАХ, УВЛЕЧЕНИЯХ, ЦЕЛЯХ. Следующая форма – это подготовка учащимися мини-сообщений и сочинений о профессиях.

Слайд 10

Формы профориентационной работы классного руководителя с родителями

Слайд 11

Тематические родительские собрания; Классные часы с привлечением родителей, представляющих определенную профессию; Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора учащимися профессий; Анкетирование родителей учащихся; Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий учащихся; Информирование родителей.

Слайд 12

лекции «Будущая профессия вашего ребенка» «Как помочь ребенку выбрать профессию» «Мифы профессионального c амоопределения» «Основные факторы влияющие на выбор профессии» «Ошибки при выборе профессии» «Правила выбора профессии»

Слайд 13

ДЕ НИРО Р. « В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно»

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Работа с классом и родителями учащихся по профориентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся.

Работа с семьей является одним из приоритетных направлений в деятельности классного руководителя. Как организовать работу с родителями в современных условиях....

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ.

   Образовательная школьная среда, в которую попадает ребёнок, достигнув определённого возраста, безусловно, развивает и воспитывает детей. Однако важнейшим условием обеспечения псих...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

Формы и методы работы классного руководителя с родителями разнообразны. Это и проведение общих родительских собраний, и групповые и индивидуальные беседы с родителями, и привлечение родителей к ...

Работа классного руководителя с родителями учащихся

В материале представлен план, формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся, приведен ряд таблиц, облегчающих работу кл. руководителя....

План работы классного руководителя с родителями учащихся 9 класса в 2016-2017 учебном году.

Планработы классного руководителя с родителями учащихся 9 классав 2016-2017 учебном году....

Работа классного руководителя с родителями учащихся начальной школы.

Работа классного руководителя с родителями учащихсяначальной школы....

Работа классного руководителя с родителями учащихся.

Материал подойдет классным руководителям и родителям учащихся....