Общение и взаимодействие учителя физической культуры с обучающимися.
статья

Котова Юлия Алексеевна

От учителя во многом зависит формирование лич­ности его учеников. Критерии педагогического мастерства скла­дываются из совокупности деловых и личных качеств препода­вателя. Обязательными деловыми качествами учителя физической культуры должны быть: понима­ние идейных основ воспитания в нашей стране, знание своего дела, умение обучать движениям и воспитывать физические каче­ства, умение организовывать коллектив занимающихся и нахо­дить важный подход к ученикам, умение наблюдать и учитывать результаты учебно-воспитательного процесса, уметь воспитывать своим предметом, быть культурным. К основным личным качествам, которыми должен обладать учитель, относятся: творческая активность, гиб­кость ума, трудолюбие, честность, бескорыстие, принципиаль­ность, выдержка, требовательность, скромность, культура. Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздо­ровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основ­ным специфическим средством физического воспитания являют­ся физические упражнения, вспомогательными средствами — оздо­ровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплек­сное использование этих средств позволяет специалистам по фи­зической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физичес­кого воспитания можно отобразить в виде схемы. Неосознанно вынуждены ре­шать такие психологические задачи, как определение самочув­ствия собеседника, степени его искренности и уровня знаний, мотивов поступков и т. п. Делается это ими не ради любопытства. Учитель физической культуры решает, какое задание, какой вопрос лучше дать тому или иному ученику, как заставить его поверить в собственные силы, как ответить, чтобы ученик не обиделся, понял истинные намерения учителя, и т.п. Ученик, в свою очередь, должен знать, какое настроение у учи­теля, каковы мотивы тех или иных его поступков, как ответить, чтобы это понравилось учителю, и т.п. Таким образом, отноше­ния в педагогическом процессе формируются на основе познания учителем физической культуры и учащимися друг друга.  Следовательно, установить педагогически целесообразные отно­шения — это прежде всего сформировать ценностные ориента­ции, Мировоззрение учащихся. Исследования показывают, что представления, которые скла­дываются у учащихся об учителе, зависят в значительной мере от их личностных характеристик, от того, какие взгляды на челове­ка у них сформированы. Отсюда — чем более значим в системе ценностей учащихся педагог, тем заинтересованнее их отноше­ние к нему. Однако это не значит, что учитель в целях установле­ния педагогически целесообразных отношений должен подстраи­ваться под уже имеющуюся систему ценностей учащихся. Эмпатия и идеализация как условия становления отношений вос­питанников. В процессе установления взаимоотношений в педаго­гическом процессе большое значение имеет такое явление, как эмпатия (сопереживание). Она является условием более успешно­го решения всех профессиональных задач и установления педаго­гически целесообразных взаимоотношений педагогов по Ф.К. и учащихся. Именно чувства, которые возникают у учителя в ходе познания учащихся, начинают затем оказывать воздействие и на последую­щую оценку их личностно-деловых качеств. Во многих случаях на основе эмпатии развивается такое явле­ние, как идеализация, т.е. преувеличенная оценка личностных качеств ученика. Чем больше ученик нравится учителю, тем выше он оценивает все его качества, и наоборот. Оценка учителем от­дельных учащихся может не совпадать с обще групповой оценкой, что нередко и бывает, а это отрицательно сказывается на форми­ровании отношений педагога и учеников. Учащиеся видят, что учитель неадекватно оценивает (недооценивает) их. Это обстоя­тельство решающим образом сказывается и на психологическом климате в ученическом коллективе. Явление идеализации во многом служит основой выделения так называемых любимчиков. Естественно, и в установлении взаимоотношений с классом эти учителя будут опи­раться на «любимых» учеников, а это не только не помогает, а напротив, затрудняет установление педагогически целесообразных взаимоотношений. Однако выделение «любимчиков» — явление, часто психологически неосознаваемое и не всегда отрицательное. Ровное отношение ко всем учащимся не всегда залог успеха. Одина­ковое отношение и к добросовестному ученику, и к нерадивому, с одной стороны, понижает активность первого и отрицательно ска­зывается на отношениях учителя с классом, а с другой — создает благоприятные условия для «нарушителей спокойствия». Чтобы этого не случилось, нужно четко дифференцировать отношение учителя не только к разным группам учащихся, но и к каждому ученику в отдельности, не снижая при этом требовательности. Понятие педагогически целесообразных взаимоотношений. Отношения педагогов и воспитанников в школе — это обуслов­ленное всей системой производственных, политических, правовых и моральных отношений общества взаимодействие, направляемое пе­дагогами на решение образовательных задач. Нормой отношений учителя и обучающихся в школе являются гуманные или так назы­ваемые педагогически целесообразные отношения. Такие взаимоот­ношения подчинены достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании учащимися авторитета, прав, знаний и опыта педагога и его лидерства. Это проявляется в стремлении учащихся учиться у учителя физической культуры, общаться с ним и под­ражать ему. Существенной чертой этих отно­шений становится то, что они сознательно используются педаго­гом в целях формирования активно-положительного отношения учащихся к учению, труду и общественному достоянию, к своим товарищам. Приступая к организации какой-либо дея­тельности, педагог по Ф.К.,  выдвигает определенные требования, от выполнения которых зависит успех. Но педагогическое требование — это не единственный метод, с помощью которого устанавливаются педагогически целесообраз­ные отношения с воспитанниками. Более того, не подкрепленное яркой, заманчивой перспективой, пробуждающей инициативу детей, их интерес к общему делу, радость и счастье творческого усилия, требование легко может стать помехой на пути установ­ления таких отношений. Важную роль в их создании играют опора на формирующееся общественное мнение детского коллектива и имеющиеся в нем микрогруппы, правильная объективная оценка знаний и поведения учащихся. Ошибки педагогов в такой оценке чреваты особо тяжелыми последствиями для их отношений с уча­щимися. Большое влияние на становление взаимоотношений пе­дагогов и воспитанников оказывает и личный пример первых, их убеждения, личные моральные качества и поступки. Таким образом, технология установления педагогически целе­сообразных взаимоотношений может быть рассмотрена с пози­ций инструментовки педагогического требования, опоры на об­щественное мнение коллектива, адекватности оценок знаний, умений, навыков, а также поведения учащихся и самой личности педагога Ф.К. как фактора, оказывающего непосредственное влияние на характер складывающихся отношений в той или иной деятель­ности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общение и взаимодействие учителя физической культуры с обучающимися.

От учителя во многом зависит формирование личности его учеников. Критерии педагогического мастерства складываются из совокупности деловых и личных качеств преподавателя. Обязательными деловыми качествами учителя физической культуры должны быть: понимание идейных основ воспитания в нашей стране, знание своего дела, умение обучать движениям и воспитывать физические качества, умение организовывать коллектив занимающихся и находить важный подход к ученикам, умение наблюдать и учитывать результаты учебно-воспитательного процесса, уметь воспитывать своим предметом, быть культурным. К основным личным качествам, которыми должен обладать учитель, относятся: творческая активность, гибкость ума, трудолюбие, честность, бескорыстие, принципиальность, выдержка, требовательность, скромность, культура. Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами — оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физического воспитания можно отобразить в виде схемы. Неосознанно вынуждены решать такие психологические задачи, как определение самочувствия собеседника, степени его искренности и уровня знаний, мотивов поступков и т. п. Делается это ими не ради любопытства. Учитель физической культуры решает, какое задание, какой вопрос лучше дать тому или иному ученику, как заставить его поверить в собственные силы, как ответить, чтобы ученик не обиделся, понял истинные намерения учителя, и т.п. Ученик, в свою очередь, должен знать, какое настроение у учителя, каковы мотивы тех или иных его поступков, как ответить, чтобы это понравилось учителю, и т.п. Таким образом, отношения в педагогическом процессе формируются на основе познания учителем физической культуры и учащимися друг друга.  Следовательно, установить педагогически целесообразные отношения — это прежде всего сформировать ценностные ориентации, Мировоззрение учащихся. Исследования показывают, что представления, которые складываются у учащихся об учителе, зависят в значительной мере от их личностных характеристик, от того, какие взгляды на человека у них сформированы. Отсюда — чем более значим в системе ценностей учащихся педагог, тем заинтересованнее их отношение к нему. Однако это не значит, что учитель в целях установления педагогически целесообразных отношений должен подстраиваться под уже имеющуюся систему ценностей учащихся. Эмпатия и идеализация как условия становления отношений воспитанников. В процессе установления взаимоотношений в педагогическом процессе большое значение имеет такое явление, как эмпатия (сопереживание). Она является условием более успешного решения всех профессиональных задач и установления педагогически целесообразных взаимоотношений педагогов по Ф.К. и учащихся. Именно чувства, которые возникают у учителя в ходе познания учащихся, начинают затем оказывать воздействие и на последующую оценку их личностно-деловых качеств. Во многих случаях на основе эмпатии развивается такое явление, как идеализация, т.е. преувеличенная оценка личностных качеств ученика. Чем больше ученик нравится учителю, тем выше он оценивает все его качества, и наоборот. Оценка учителем отдельных учащихся может не совпадать с обще групповой оценкой, что нередко и бывает, а это отрицательно сказывается на формировании отношений педагога и учеников. Учащиеся видят, что учитель неадекватно оценивает (недооценивает) их. Это обстоятельство решающим образом сказывается и на психологическом климате в ученическом коллективе. Явление идеализации во многом служит основой выделения так называемых любимчиков. Естественно, и в установлении взаимоотношений с классом эти учителя будут опираться на «любимых» учеников, а это не только не помогает, а напротив, затрудняет установление педагогически целесообразных взаимоотношений. Однако выделение «любимчиков» — явление, часто психологически неосознаваемое и не всегда отрицательное. Ровное отношение ко всем учащимся не всегда залог успеха. Одинаковое отношение и к добросовестному ученику, и к нерадивому, с одной стороны, понижает активность первого и отрицательно сказывается на отношениях учителя с классом, а с другой — создает благоприятные условия для «нарушителей спокойствия». Чтобы этого не случилось, нужно четко дифференцировать отношение учителя не только к разным группам учащихся, но и к каждому ученику в отдельности, не снижая при этом требовательности. Понятие педагогически целесообразных взаимоотношений. Отношения педагогов и воспитанников в школе — это обусловленное всей системой производственных, политических, правовых и моральных отношений общества взаимодействие, направляемое педагогами на решение образовательных задач. Нормой отношений учителя и обучающихся в школе являются гуманные или так называемые педагогически целесообразные отношения. Такие взаимоотношения подчинены достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании учащимися авторитета, прав, знаний и опыта педагога и его лидерства. Это проявляется в стремлении учащихся учиться у учителя физической культуры, общаться с ним и подражать ему. Существенной чертой этих отношений становится то, что они сознательно используются педагогом в целях формирования активно-положительного отношения учащихся к учению, труду и общественному достоянию, к своим товарищам. Приступая к организации какой-либо деятельности, педагог по Ф.К.,  выдвигает определенные требования, от выполнения которых зависит успех. Но педагогическое требование — это не единственный метод, с помощью которого устанавливаются педагогически целесообразные отношения с воспитанниками. Более того, не подкрепленное яркой, заманчивой перспективой, пробуждающей инициативу детей, их интерес к общему делу, радость и счастье творческого усилия, требование легко может стать помехой на пути установления таких отношений. Важную роль в их создании играют опора на формирующееся общественное мнение детского коллектива и имеющиеся в нем микрогруппы, правильная объективная оценка знаний и поведения учащихся. Ошибки педагогов в такой оценке чреваты особо тяжелыми последствиями для их отношений с учащимися. Большое влияние на становление взаимоотношений педагогов и воспитанников оказывает и личный пример первых, их убеждения, личные моральные качества и поступки. Таким образом, технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений может быть рассмотрена с позиций инструментовки педагогического требования, опоры на общественное мнение коллектива, адекватности оценок знаний, умений, навыков, а также поведения учащихся и самой личности педагога Ф.К. как фактора, оказывающего непосредственное влияние на характер складывающихся отношений в той или иной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя физической культуры в вопросе укрепления здоровья детей

Будучи социально востребованным, дополнительное образование нуждается в пристальном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе физическое воспи...

Физическая культура. Методическая папка практических материалов взаимодействия учителя Физической культуры с учеником. Психология общения.

Методическая папка практических материалов взаимодействия учителя Физической культуры с учеником. Психология общения....

План взаимодействия учителя физической культуры с педагогами школы.

План взаимодействия учителя физической культуры с педагогами школы....

Выступление на МО предметников на тему: «Взаимодействие учителя физической культуры и учителей предметников»

Выступление на МО предметников на тему:«Взаимодействие  учителя физической культуры иучителей предметников»...

Работа учителя физической культуры с обучающимися с РАС

Выступлание на методической конференции, опыт работы...