Способы повышения мотивации на уроках физической культуры младшего школьного возраста
методическая разработка

Котова Юлия Алексеевна

Перед начальной общеобразовательной школой сегодня стоит важная задача: организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников, так как в этом возрасте закладываются основы знаний.

Физическое воспитание - это особый образовательный предмет, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность ребенка.

В классах обучаются учащиеся с разным уровнем физической подготовленности, а требования к ним предъявляются одинаковые. В результате школьники испытывают психологический дискомфорт и как следствие теряют мотивацию к урокам физкультуры.

Ниже представлено несколько способов.

  1. Сюжетные уроки.

Сюжетные уроки по физической культуре для младших школьников занимают одно из ведущих мест в моей деятельности. При подготовке к уроку подбираю сюжет, который бы способствовал достижению цели урока: «Поиск клада», «Поход на опушку леса», «Путешествие на луну», «Путешествие в страну Спортландию».  Хорошо помогают театральные детали: доктор Айболит, Здоровей-ка, Спортик и т.д. В сюжет вводятся детские стихи, загадки, сказки, имитационные движения, игровые и рифмованные формы физических упражнений, ролевые ситуации, подвижные игры. Положительные эмоции усиливают физиологические механизмы в организме и улучшают работу всех органов и систем, а эмоциональный подъём создает у детей повышенный тонус и интерес к занятиям. Любой человек с удовольствием выполняет ту работу, которая ему интересна.

  1. Ребусы, кроссворды, анаграммы.

Большой интерес вызывает у детей разгадывание анаграмм, ребусов, кроссвордов.

  1. Пиктограммы.

Очень нравится ребятам рисовать. На уроке ребята изображают человечка, который делает упражнения. С помощью пиктограмм ученики составляют комплексы общеразвивающих упражнений для урока, домашнего задания, утренней гигиенической гимнастики, круговой тренировки и т.д.

  1. Проектная деятельность.

Этот как вид можно использовать, как самостоятельная работа учащихся, так и групповая. При выполнении проектов, ребята развивают фантазию, показывают свои умения и навыки в компьютерных технологиях, проводят простейшие эксперименты.

  1. Индивидуальная работа - работа по карточкам с заданиями.

Чтобы разработать индивидуальные задания, например, на развитие физических качеств, нужно понимать уровень подготовленности учащихся. По сложности, содержанию и объему все задания карточек разные. Каждый учащийся выбирает себе задание по силам. Работать ученики могут либо самостоятельно, либо в микрогруппах по несколько человек. Ребята, которые выполнили задания на одной карточке, переходят к выполнению задания на другой карточке. На протяжении урока необходимо помогать ученикам выполнять задания,  и исправлять ошибки. Во время проведения следующего испытания, ученик должен показать результат лучше предыдущего. При этом результат учащегося никогда не сравнивается с результатами других учеников. Свои результаты ребята сравнивают в индивидуальной карте физической подготовленности и проводят самооценку своего развития.

  1. Круговая тренировка.

Круговая тренировка - это особая организационно - методическая форма работы, которая предполагает последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений. Этот способ используется для совершенствования двигательных действий и развития физических качеств. Время выполнения упражнения, время отдыха на каждой "станции", дозировка выполнения упражнений индивидуальная для каждого обучающегося или для группы учеников. Всегда схему круга и подбор упражнений продумывала сама, но теперь создаю такие условия, при которых обучающиеся сами могли бы выбрать упражнения и расставить их в тренировочный круг. Хорошо подготовленным учащимся разрешается помогать и контролировать выполнение упражнений у ребят, которые не до конца освоили какой-то элемент или упражнение в целом. При таком методе работы каждый ученик может освоить двигательное действие в удобном для себя темпе, что станет основой для формирования его индивидуального развития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы повышения мотивации на уроках физической культуры младшего школьного возраста.

Перед начальной общеобразовательной школой сегодня стоит важная задача: организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников, так как в этом возрасте закладываются основы знаний.

Физическое воспитание - это особый образовательный предмет, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность ребенка.

В классах обучаются учащиеся с разным уровнем физической подготовленности, а требования к ним предъявляются одинаковые. В результате школьники испытывают психологический дискомфорт и как следствие теряют мотивацию к урокам физкультуры.

Ниже представлено несколько способов.

  1. Сюжетные уроки.

Сюжетные уроки по физической культуре для младших школьников занимают одно из ведущих мест в моей деятельности. При подготовке к уроку подбираю сюжет, который бы способствовал достижению цели урока: «Поиск клада», «Поход на опушку леса», «Путешествие на луну», «Путешествие в страну Спортландию».  Хорошо помогают театральные детали: доктор Айболит, Здоровей-ка, Спортик и т.д. В сюжет вводятся детские стихи, загадки, сказки, имитационные движения, игровые и рифмованные формы физических упражнений, ролевые ситуации, подвижные игры. Положительные эмоции усиливают физиологические механизмы в организме и улучшают работу всех органов и систем, а эмоциональный подъём создает у детей повышенный тонус и интерес к занятиям. Любой человек с удовольствием выполняет ту работу, которая ему интересна.

  1. Ребусы, кроссворды, анаграммы.

Большой интерес вызывает у детей разгадывание анаграмм, ребусов, кроссвордов.

  1. Пиктограммы.

Очень нравится ребятам рисовать. На уроке ребята изображают человечка, который делает упражнения. С помощью пиктограмм ученики составляют комплексы общеразвивающих упражнений для урока, домашнего задания, утренней гигиенической гимнастики, круговой тренировки и т.д.

  1. Проектная деятельность.

Этот как вид можно использовать, как самостоятельная работа учащихся, так и групповая. При выполнении проектов, ребята развивают фантазию, показывают свои умения и навыки в компьютерных технологиях, проводят простейшие эксперименты.

  1. Индивидуальная работа - работа по карточкам с заданиями.

Чтобы разработать индивидуальные задания, например, на развитие физических качеств, нужно понимать уровень подготовленности учащихся. По сложности, содержанию и объему все задания карточек разные. Каждый учащийся выбирает себе задание по силам. Работать ученики могут либо самостоятельно, либо в микрогруппах по несколько человек. Ребята, которые выполнили задания на одной карточке, переходят к выполнению задания на другой карточке. На протяжении урока необходимо помогать ученикам выполнять задания,  и исправлять ошибки. Во время проведения следующего испытания, ученик должен показать результат лучше предыдущего. При этом результат учащегося никогда не сравнивается с результатами других учеников. Свои результаты ребята сравнивают в индивидуальной карте физической подготовленности и проводят самооценку своего развития.

  1. Круговая тренировка.

Круговая тренировка - это особая организационно - методическая форма работы, которая предполагает последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений. Этот способ используется для совершенствования двигательных действий и развития физических качеств. Время выполнения упражнения, время отдыха на каждой "станции", дозировка выполнения упражнений индивидуальная для каждого обучающегося или для группы учеников. Всегда схему круга и подбор упражнений продумывала сама, но теперь создаю такие условия, при которых обучающиеся сами могли бы выбрать упражнения и расставить их в тренировочный круг. Хорошо подготовленным учащимся разрешается помогать и контролировать выполнение упражнений у ребят, которые не до конца освоили какой-то элемент или упражнение в целом. При таком методе работы каждый ученик может освоить двигательное действие в удобном для себя темпе, что станет основой для формирования его индивидуального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и др. К.Д. Ушинский задачу будущей пе...

Повышение мотивации на уроках физической культуры

Статья на тему "Повышение мотивации на уроках"...

Практические рекомендации для повышения мотивации на уроках физической культуры

Рекомендации по повышению мотивации на уроках физической культуры...

Повышение мотивации к урокам физической культуры у учащихся

Чем выше мотивация, тем выше результат....

Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры

Игра — один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Она является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её п...

Статья "Сравнительный анализ интереса и мотивации к урокам физической культуры у школьников разных возрастов"

Тема особенно актуальна сейчас, во время информационных технологий, когда Интернет-общения и онлайн игры приковывают детей к ПК.  Существует множество сопутствующих факторов, которые могут отрица...