Рабочая программа по легкой атлетике для начальной подготовительной группы
рабочая программа

Семенихина Раиса Витальевна

Учебная программа для детско-юношеской спортивной школы  по легкой атлетике разработана в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036), нормативных документов, передового опыта по подготовке легкоатлетов и результатов научных исследований.

Данная программа для ДЮСШ по легкой атлетике составлена в соответствии с Нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ, и Типовым планом-проспектом учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР.

Цель программы: содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка через обучение легкой атлетике, привитие навыков здорового образа жизни детей и подростков, укрепление здоровья.

Задачи программы:

·     Гармоничное физическое развитие юных спортсменов, разносторонняя подготовка, укрепление здоровья

·     Совершенствование техники избранного вида спорта.

·     Подготовка резервов для легкоатлетического спорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_legkoy_atletikeno1.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая  программа

по легкой атлетике

для группы начальной подготовки первого года обучения

 

 

 

Вид спорта: легкая атлетика

                                                                         Этап: ГНП-1 (1 год обучения, 7-8 лет)

                                                            Количество часов в неделю: 6

                                                                             Тренер-преподаватель: Семенихина Р.В.

                                                                     Срок реализации программы: 1 год

 

 

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа для детско-юношеской спортивной школы  по легкой атлетике разработана в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036), нормативных документов, передового опыта по подготовке легкоатлетов и результатов научных исследований.

Данная программа для ДЮСШ по легкой атлетике составлена в соответствии с Нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ, и Типовым планом-проспектом учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР.

Цель программы: содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка через обучение легкой атлетике, привитие навыков здорового образа жизни детей и подростков, укрепление здоровья.

Задачи программы:

     Гармоничное физическое развитие юных спортсменов, разносторонняя подготовка, укрепление здоровья

     Совершенствование техники избранного вида спорта.

     Подготовка резервов для легкоатлетического спорта.

Формы занятий:

     групповые и индивидуальные;

     теоретические и учебно-тренировочные занятия;

     игровые, проверочные и другие.

Условия реализации программы: наличие спортивного зала, тренажерного зала, инвентаря для силовых тренировок, тренажеров, перекладины, гимнастических матов, мячей для спортивных и подвижных игр.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По общей физической подготовке: в течение года в соответствии с планом годичного цикла выполнять контрольные нормативы, соответствующие возрасту и году обучения.

По специальной физической подготовке: выполнение на оценку специальных упражнений и сдача контрольных нормативов в соответствии с требованиями каждого года обучения.

По теоретической подготовке: знать и уметь применять на практике программный материал, соответствующий году обучения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

Этап

Год обучения

Минимальное число учащихся в группе

Максимальное количество учебных часов в неделю

Требования по ОФП и СФП на начало учебного года

ГНП-1

1-ой год

22

6

Выполнение нормативов по ОФП

 

В процессе многолетней тренировки чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок.

Она строится на основе следующих методических положений:

1) ориентация уровней нагрузок юных спортсменов на соответствующие показатели, достигнутые сильнейшими взрослыми спортсменами;

2) увеличение темпов роста нагрузок от времени выбора спортивной специализации на последующих этапах подготовки;

3) соответствие уровня тренировочных и соревновательных нагрузок возрастным особенностям и уровню физической подготовленности юных спортсменов;

4) учет закономерностей развития и взаимосвязи различных систем организма спортсмена.

Календарный учебный план-график составлен на одну группу ГНП-1, согласно расписанию.

Календарный учебный план-график

№ п/п

Содержание занятия

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

Итого часов

1

Теория

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

9

2

ОФП

16

16

16

16

16

16

16

16

16

 

 

 

144

3

СФП

5

6

3

6

5

3

4

5

4

 

 

 

41

4

Техническая подготовка

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

 

 

18

5

Инструкторская и судейская практика

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

 

 

4

6

УТС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

28

26

80

7

Участие в соревнованиях

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

9

8

Контрольно-переводные испытания

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

9

9

Итого часов

26

28

24

28

26

24

26

26

26

 

 

 

314

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Учебно-тренировочная работа проводится в форме теоретических и практических занятий.

     Теоретические занятия проводятся в форме бесед и лекций с демонстрацией наглядных пособий и показом учебных фильмов. Для учащихся начальной подготовки теоретический материал следует преподносить в популярной и доступной форме в виде 15 – 20 – минутных групповых и индивидуальных бесед. Следует давать задания по самостоятельному чтению популярной и специальной литературы по легкой атлетике, периодически заслушивая сообщения учащихся в виде краткой информации.

 

Средства и методы спортивной тренировки юных легкоатлетов

в группах начальной подготовки

 

    Средство – это конкретное содержание действия спортсмена, а метод – это способ действий, путь их применения. Основными средствами тренировки спортсмена являются физические упражнения, которые условно можно разделить на три группы: общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные.

     К общеподготовительным упражнениям относятся те, которые по форме движения не имеют сходства с соревновательным упражнением, с помощью них решается задача всестороннего функционального развития организма спортсмена, повышается общий уровень работоспособности и координации движений.

     Специально-подготовительные упражнения по внешней форме и внутреннему содержанию проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма спортсмена очень близки к избранному виду легкой атлетики. Они занимают центральное место в системе тренировок легкоатлетов и охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности, способствуют направленному воздействию на те или иные системы организма и, решая задачи развития физических способностей, совершенствуют техническое мастерство.

     Специально-подготовительные упражнения по силе воздействия должны быть идентичными соревновательному упражнению или же несколько превосходить его. Только при этом условии возможен положительный перенос тренированности. Чем меньше специально-подготовительные упражнения отличаются от соревновательного, тем они более эффективны.

Соревновательные упражнения – это комплекс двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации и выполняемых в соответствии с существующими правилами соревнований. К этим упражнениям относятся избранный вид легкой атлетики и его варианты.

     Методы спортивной тренировки в практических целях принято условно делить на три группы: словесные, наглядные и практические. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсмена, их классификации и уровню подготовленности.

 

Основные средства и методы тренировки легкоатлетов (по Н.Г.Озолину)

 

п/п

Название

вида

Основное назначение

   Упражнения

Содержание метода

1

Равномерный

1. Воспитание общей выносливости у всех легкоатлетов

2. Поддержание уровня общей выносливости и активный отдых у всех легкоатлетов

3. Построение специального фундамента у средневиков и стайеров

Бег, ходьба на лыжах

 

Бег

 

 

 

Специальные упражнения

1)Прохождение дистанции в равномерном темпе, постепенно увеличивая продолжительность. То же, но по пересеченной местности (кросс)

2)Прохождение дистанции на местности в относительно равномерном темпе

Бег на дистанции на местности в равномерном темпе

3)Непрерывное выполнение упражнений в равномерном темпе

2

«Фартлек»

1. Воспитание общей выносливости у всех легкоатлетов

 

2. Построение специального фундамента у средневиков и стайеров

Ходьба, бег, общеразвивающие и специальные упражнения

Передвижение по пересеченной местности, непрерывно чередуя различные упражнения и их интенсивность

3

Интервальный

1. Воспитание специальной выносливости у средневиков и стайеров

2. Построение специального фундамента и поддержание его уровня у средневиков и стайеров

Бег

 

 

Бег

1)Непрерывное чередование бега высокой и малой интенсивности

2)Чередование бега повышенной и малой интенсивности

4

Переменный

1. Воспитание специальной выносливости у спринтеров и средневиков

 

2. Воспитание специальной выносливости у средневиков и стайеров

Бег

 

 

 

Бег

1)Чередование бега с ускорениями средней (50 – 60 м) и максимальной интенсивности (50 – 60 м) с короткими замедлениями (50 – 60 м)

2)Чередование бега с ускорениями средней и максимальной интенсивности с короткими замедлениями бега

5

Темповый

1. Воспитание специальной выносливости у средневиков и стайеров

Бег

Передвижение с заданной скоростью на дистанцию:

а) меньшую, чем основная;

б) равную ей;

в) большую, чем основная

6

Повторный

1. Повышение специальной подготовленности у спринтеров, прыгунов, метателей, многоборцев

2. Воспитание специальной выносливости у средневиков и стайеров

3. То же и поддержание уровня специального фундамента

Спринт, прыжки, метания, специальные упражнения

 

 

 

Бег

Повторное выполнение тренировочной работы:

а) в облегченных условиях;

б) в затрудненных условиях

Бег на дистанции короче соревновательной

Бег на дистанции, равной соревновательной и превышающей ее

7

«До отказа»

Повышение специальной подготовленности у всех легкоатлетов

Специальные упражнения, в том числе с отягощениями

Безостановочное выполнение тренировочной работы до появления усталости, нарушающей правильность движений

8

Контрольный

Повышение специальной выносливости у бегунов на 400 м и более длинные дистанции

Бег

Прохождение:

а) неполной дистанции;

б) несколько превышающей основную

9

Соревновательный

Повышение специальной подготовленности у всех легкоатлетов

Бег, прыжки, метание, ходьба, специальные упражнения

Выполнение избранного вида легкой атлетике с возможно высоким результатом. Выполнение специальных упражнений. Выполнение упражнений ОФП.

10

Поточный

ОФП для всех легкоатлетов

Общеразвивающие физические упражнения

Поочередное выполнение упражнений группой занимающихся

11

Одновременный

ОФП и СФП для всех легкоатлетов

Общеразвивающие и специальные физические упражнения

Одновременное выполнение одного упражнения всей группой

12

Круговой

ОФП и СФП для всех легкоатлетов

Общеразвивающие и специальные физические упражнения

Выполнение комплекса упражнений, чередуя каждое из них с ходьбой или бегом (один круг)

13

Игровой

ОФП и СФП для всех легкоатлетов

Общеразвивающие и специальные физические упражнения, виды легкой атлетики, спортивные и подвижные игры

Выполнение упражнений в виде игры

 

МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Для проведения учебно-тренировочных занятий имеются следующие помещения и объекты:

1. Спортивный зал – 1;

2. Тренажерный зал – 1.

Инвентарь:

1. Тренажеры – 7 шт.;

2. Гимнастические маты – 3 шт.;

3. Шведская стенка;

4. Мячи – баскетбольные, футбольные, гандбольные, гимнастические, теннисные;

5.Скакалки;

6.Секундомер;

Личное снаряжение:

1.Кроссовки, спортивная одежда.

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

 

Примерные нормативы для зачисления на первый год обучения

в группу начальной подготовки в беге на средние и длинные дистанции

Контрольные упражнения

ГНП – 1 (6-7 лет), девочки

ГНП – 1 (6-7 лет), мальчики

30 м с/х, с

5.3

5.1

60 м с/с, с

12

11

Поднимание туловища, мин

26

36

Прыжок в длину с места, см

160

170

1000 м, мин

5.30

5.00

 

Переводные нормативы для зачисления на второй год обучения

в группу начальной подготовки в беге на средние и длинные дистанции

Контрольные упражнения

Девочки

Мальчики

30 м с/х, с

5.1

4.9

60 м с/с, с

11

10

Поднимание туловища , мин

36

46

Прыжок в длину с места, см

170

180

1000 м, мин

5.00

4.30

 

Личная карточка спортсмена

Ф.И.О.__________________________________

 Дата рождения_______________________

Вид спорта___________________________________________

Год, месяц начала занятий спортом_______________________

Спортшкола__________________________________________

Город, республика_____________________________________

Группа

Год обучения

Дата обследования

Рост

Вес

Длина стопы

Сила сгибателей кисти

ЖЕЛ

Заключение врача

Начальной подготовки

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа

Год обучения

Дата

30 м с/х, с

60 м с/с, с

Поднимание туловища, мин

Прыжок в длину с места, см

1000 м, мин

Начальной подготовки

1

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Бег на средние и длинные дистанции: Система подготовки/ Ф.П.Суслов, Ю.А.Попов, В.Н.Кулаков, С.А.Тихонов; Под ред. В.В.Кузнецова. – М.: Физкультура и спорт, 1982, - 176 с.

2.     Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. – Киев: Здоров я, 1984. – 144 с.

3.     Ивочкин В.В. Нормативные требования и планирование многолетней подготовки юных бегунов на средние и длинные дистанции. – М.: ВНИИФК, 2003. – с. 86 – 89

4.     Легкая атлетика (бег на средние дистанции): Программа для детско-юношеских школ олимпийского резерва (нормативная часть)/ Сост.: Ю.Г.Травин, В.В.Ивочкин. – М.: Советский спорт, 1989. – 12 с.

5.     Теоретическая подготовка юных спортсменов: Пособие для тренеров ДЮСШ/ Под ред. Ю.Ф.Курамшина, Ю.Ф.Буйлина. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 192 с.

6.     Травин Ю.Г. Организация и методика занятий легкой атлетикой с детьми, подростками, юношами и девушками. – М., 1995. – 91 с.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по легкой атлетике

Рабочая программа по легкой атлетике вкоррекционной школе (факультативный курс)...

Рабочая программа по образовательной области "Физическая культура" (подготовительная группа)

Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов, предназначена для инструкторов по физическому воспитанию, работающих в ДОУ....

рабочая программа по легкой атлетике

Программа НП рассчитана на 3 года и охватывает возраст от 8до 12 лет. В этом возрасте у ребёнка происходит ряд значительных изменений связанных с его взрослением: начинается быстрый рост скелета (особ...

Рабочая программа секции "Легкая атлетика"

Рабочая программа секции "Легкая атлетика"...

Рабочая программа по легкой атлетике

Учебная программа для детско-юношеской спортивной школы (САШ) по легкой атлетике составлена на основе примерной учебной программы, Типового положения о детско-юношеской спортивной школе, нормативных д...

Рабочая программа кружка "Легкая атлетика"

Лёгкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а ...