Статья "Имплантируемые дети как особая категория обучающихся"
статья

В данной статье рассматриваются кохлеарноимплантированные обучающиеся как особая группа учащихся, отличная от слышащих учащихся и учащихся с нарушением слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Имплантируемые дети как особая категория обучающихся

В сурдопедагогике одной из основных классификаций детей с нарушением слуха является педагогическая классификация Р.М. Боскис (рис. 1).

Рис. 1. Педагогическая классификация детей с нарушением слуха
(по Р.М. Боскис)

В соответствии с этой классификацией все дети с нарушением слуха делятся на глухих и слабослышащих по степени нарушения слуха; глухие разделяются на две группы по возрасту наступления нарушения слуха; слабослышащие, а также глухие позднооглохшие подразделяются на группы в зависимости от уровня развития речи.

Попробуем рассмотреть детей с КИ с точки зрения данной классификации. До операции по введению цепи электродов в улитку и установке радиоприёмника, кандидат на кохлеарную имплантацию остаётся с тем же нарушением слуха, с которым он попал в центр кохлеарной имплантации. Т. е. кандидат на кохлеарную имплантацию входит в одну из групп, выделенных Р.М. Боскис. Чаще всего это глухие, причём в последнее время большое внимание уделяют протезированию ранооглохших детей, и чем раньше, тем лучше.

Сразу после проведения операции ребёнок слышать не начинает. До подключения и первичной настройки речевого процессора он всё ещё остаётся глухим. Только после правильной настройки процессора КИ ребёнок начинает слышать. Но при этом он не становится нормально слышащим — кохлеарный имплант обеспечивает восприятие звуков как при первой степени тугоухости. О.И.Кукушкина определила статус ребёнка с КИ как «уже не глухого, но ещё не слышащащего» [7]. Он продолжает вести себя как глухой, опираясь на сформированные ранее умения и навыки, характерные для тяжелого нарушения слуха. Ребёнок с КИ должен научится разбирать и понимать то, что он слышит, пользоваться слухом в новых слуховых условиях.

Дети с КИ, как особая отдельная группа детей с нарушением слуха требует отдельной проработанной классификации. Это осложняется тем, что по мере протекания слухоречевой реабилитации дети, изначально находившиеся в сходных условиях восприятия звуков на уровне тугоухости 1 степени, под влиянием различных факторов направляются по тому или иному маршруту развития.

Так, в начале слухоречевой реабилитации, на так называемом запускающем её этапе, детей с КИ можно разделить на четыре группы:

  • дети с КИ со сформированной на нормальной сенсорной основе речью;
  • дети с КИ, обладающие развернутой речью, сформированной ранее на слухозрительной основе;
  • дети с КИ, у которых до операции речь не была сформирована, их коммуникация осуществляется другими средствами;
  • дети с КИ, у которых до операции в силу возраста не могло быть развернутой речи [6].

В данном делении, также как и в традиционной классификации Р.М. Боскис, основанием является уровень овладения речью.

Позднее группы детей с КИ перестраиваются, опираясь уже не на уровень развития речи, но на учебные возможности и оптимальный образовательный маршрут:

  • дети, развитие которых приблизилось к возрастной норме, и они готовы к вхождению в общеобразовательную среду;
  • дети, развитие которых ещё не приблизилось к возрастной норме, но есть возможность и перспектива сближения с ней в общеобразовательной среде при систематической специальной поддержке процесса их развития и их адаптации в новой среде;
  • дети, развитие которых не приблизилось к возрастной норме, но есть перспектива сближения с ней в комбинированной среде при значительной специальной поддержке сурдопедагога, направленной на преодоление отставания в развитии;
  • дети, не приблизившиеся по развитию к возрастной норме и не имеющие перспективы сближений с ней в обычной среде, только в специальной общеобразовательной среде, ориентированной на слабослышащих детей.

Состояние слуха и речи ребёнка с КИ, а значит и то, в какой из групп окажется ребёнок с КИ на разных стадиях слухоречевой реабилитации, зависит от множества различных факторов. Первым фактором является возраст ребёнка, когда произошло нарушение слуха. В первую очередь от этого показателя зависит уровень овладения речью до потери слуха, слуховой опыт ребёнка. Не менее важный фактор — возраст проведения кохлеарной имплантации и время, прошедшее от нарушения слуха до имплантации. Как известно, чем раньше проведена имплантация, тем эффективнее будет её действие, тем выше возможность интеграции имплантированного ребёнка в общество слышащих. Задержка имплантации при её доказанной необходимости может негативно сказаться не только на слухоречевом, но также и на общем развитии ребёнка. Кроме того, период между потерей слуха и кохлеарной имплантацией оценивается с точки зрения использования СА и сурдопедагогической работой над развитием слуха и речи. То есть, даже при большом временном промежутке от момента нарушения слуха до кохлеарной имплантации могут наблюдаться высокие показатели слухоречевого развития ребёнка, если на протяжении этого времени он пользовался правильно подобранными СА и занимался с сурдопедагогом и родителями. Также негативное влияние на слухоречевое развитие ребёнка может оказывать наличие сочетанного дефекта.

После подключения и настройки речевого процессора КИ начинают появляться новые факторы, относящиеся непосредственно к послеоперационной слухоречевой реабилитации. В данный период на первый план выходит мотивация родителей к продолжительным занятиям с ребёнком, их активность и готовность взаимодействовать с аудиологом, с сурдопедагогами для достижения наиболее благоприятных условий развития слуха и речи их ребёнка. В процессе реабилитации ребёнка с КИ должны участвовать все четыре стороны: сурдопедагог, аудиолог, ребёнок и его родители, иначе реабилитация будет недостаточно эффективной, не будет происходить закрепления тех навыков, которые вырабатываются на занятиях со специалистами.

И последний, но не менее значимый фактор — качество образовательной среды. Ребёнок с КИ должен обучаться в подходящем ему образовательном учреждении, которое позволит удовлетворить все его особые образовательные потребности. Ребёнок с КИ в зависимости от уровня его слухоречевого развития может обучаться как в общеобразовательной школе, так и в специальной школе для слабослышащих и позднооглохших детей. Выбор образовательного маршрута должен производиться совместно педагогами и родителями с учётом перспектив развития ребёнка.

Таким образом, имплантируемые дети являются особой группой детей с нарушением слуха, группой детей с измененным функциональным статусом вследствие применения новейших медико-биологических и цифровых технологий [9]. Они развиваются несколько иначе, чем дети, вписывающиеся в традиционную классификацию детей с нарушением слуха. Для этих детей постоперационная психолого-педагогическая реабилитация является особой образовательной потребностью, удовлетворение которой позволяет обеспечить принципиальное изменение траектории дальнейшего развития, переход на новый – более сложный образовательный маршрут.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. — М.: Советский спорт, 2004. — 304 с.
  2.  Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Изменение статуса ребенка с кохлеарным имплантом в ходе реабилитации. // Вестник оториноларингологии. 2015. - 80(3). 23-24 с.
  3. Королёва И. В. Введение в аудиологию и слухопротезирование / И. В. Королёва — Спб.: КАРО, 2012. — 400 с. — (Серия «Специальная педагогика»)
  4. Королёва И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). — Спб.: КАРО, 2008. — 752 с.: ил. — (Серия «Специальная педагогика»)
  5. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. «3П-реабилитация» детей с КИ. Основные положения и отличия от «слухо-речевой реабилитации» // Альманах Института коррекционной педагогики. 2017. Альманах №30 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/3p-rehabilitation-of-children-with-ci-basic-provisions-and-differences-from-the-auditory-speech-rehabilitation (Дата обращения: 21.06.2020)
  6. Кукушкина О.И. Гончарова Е.Л. Кохлеарная имплантация: динамическая педагогическая классификация детей // Специальное образование — 2014. 17-21 с.
  7. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Почему нельзя обойтись без психолого-педагогической реабилитации ребенка после КИ? // Альманах Института коррекционной педагогики. 2017. Альманах №30 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/why-not-dispense-with-psychological-and-pedagogical-rehabilitation-of-the-child-after-the-key (Дата обращения: 16.06.2020)
  8. Миронова Э.В., Сатаева А.И., Фроленкова И.Д. Развитие речевого слуха у говорящих детей после кохлеарной имплантации [Текст] / Э.В. Миронова, А.И. Сатаева, И.Д. Фроленкова // Дефектология. – №1. – 2005. – С. 57-64.
  9. Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Карабанова О.А. Развитие образования детей с ОВЗ младшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах №36 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-development-of-education-of-children-with-disabilities-of-primary-school-age-targets,-and-strategic-directions (Дата обращения: 16.06.2020)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о дополнительной дифференцированной работе с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети «группы риска», пропустившие занятия по болезни)

Среди учащихся в процессе обучения английскому языку процент слабоуспевающих составляет около 20%. Это дети с низко сформированными навыками чтения как по русскому языку, так и по английскому, со слаб...

Коррекция к мероприятию опубликованному 30.04.15 Пункт 5.3. Эффективность оказания учителем адресной помощи различным категориям обучающихся (Одарённые дети- интеллектуальная одарённость ). Описание показательного мероприятия.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА МКОУ СОШ №10 "ЭВРИКА" как место предъявления учебных результатов одарённых обучающихся и связи урочной и внеурочной ...

Описание опыта адресной работы с различными категориями обучающихся. Опыт работы с обучающимися отнесенных к специальной медицинской группе по состоянию здоровья.

Проблема  организации физвоспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ,  до настоящего времени не решена. К сожалению, нет адаптивных программ для таких обучающихся четких рекомендаций, фи...

Статья "Индивидуальный профориентационный маршрут особых категорий учащихся"

В статье рассматриваются подходы к построению индивидуальных профориентационных маршрутов обучающихся....

«Дети войны – особая категория людей!»

Методическая разработка воспитательного мероприятияГражданское и патриотическое воспитание1.1 Тематическое направление: гражданское и патриотическое воспитание1.2 Тема воспитательного мероприятия...