Статья "Формирование комфортной образовательной среды"
статья

Горбунова Ольга Сергеевна

Статья "Формирование комфортной образовательной среды" опубликована в сборнике "Буква", выпуск №11, 2020 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_statya.docx66.96 КБ

Предварительный просмотр:

«БУКВА»

Международный сборник педагогических публикаций УДК: 37        ББК: 74

ISBN: 978-5-91556-655-1


Выпуск №11 Часть 7

(Школьное образование) Возрастная категория: 0+ г. Москва, 2020 год

Главный редактор: Божок Ольга Анатольевна (Преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории)

Редакционный совет: Анохин Виктор Иванович (Кандидат наук), Балалаева Валентина Александровна (Воспитатель высшей квалификационной категории)

Корректор: Харченко Вадим Романович (Преподаватель информатики)

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей.

Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.

Работы публикуются в авторской редакции.

Редакция оставляет за собой право менять заголовки, сокращать тексты статей, вносить стилистические правки без согласования с автором.

При перепечатке ссылка на сборник обязательна.

E-mail: support@bukva.com.ru        Официальный сайт: https://bukva.com.ru

Подписано в печать: 30.11.2020 г.

Тираж 100 экз. Заказ №1447

Отпечатано в типографии ИП Колмогоров И.А. по заказу ООО «Буква» 115404, г. Москва, 1-я Стекольная, 7 корпус 2

Учредитель СМИ «БУКВА» ФС 77 - 72498: Божок Ольга Анатольевна

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Цифровые образовательные сервисы, как образовательная платформа для ученика

3

начальной школы (Аранова Л.О., Сургутская Н.И.)

  1. Повышение мотивации младших школьников к изучению иностранного языка с помощью

9

внеурочной деятельности (Гуренко Е.А., Ельчанинова Е.Т.)

  1. Урок русского языка. 2 класс. Упражнения в распознавании однокоренных слов

12

(Малицкая Е.В., Осокина О.В., Шакурова О.В.)

  1. Значение        навыков        самостоятельной        работы        учащихся        начальных        классов        при

16

дистанционном обучении (Земзюлина Л. В.)

  1. Медленное чтение как средство эстетического воспитания (Иванова Е.А., Руденко Н.М.)        23
  2. Сценарий выпускного вечера в 4 классе (Крученкова З.Ф.)        26

  1. Интерпретация результатов экспериментального обучения при помощи аудиовизуальных

34

технологий (Рындина Т.В.)

  1. Рабочая программа по английскому языку к УМК «Rainbow English» О.В.Афанасьевой для

37

4 класса (Кит О.Б., Тимошкина Г.В.)

  1. «День Победы 9 Мая – праздник мира в стране и весны» (Рейш Н.В.)        60
  2. Дистанционное обучение на уроках физики (Чернов Д.В.)        69
  3. Доклад «Формирование комфортной образовательной среды» (Горбунова О.С.)        72

  1. Роль дистанционного обучения в изучении иностранных языков (Номоконова В.Ф.,

75

Лапина Н.А.)

Горбунова О.С., преподаватель английского языка

МБОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район» Астраханской области

Россия, Астраханская область

Доклад «Формирование комфортной образовательной среды»

Вопросы создания комфортной образовательной среды становятся сегодня все более остро востребованными. Это связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортноесостояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками.

Решение этой проблемы - в достижении школьниками комфорта во время учебно-- воспитательного процесса.

Образовательная среда – понятие комплексное, включающее в себя все, что окружает ребенка в школе: здание, оборудование, рабочая мебель, оснащенность, режим обучения, учебные программы и способы их реализации, объем дневной и недельной учебной нагрузки, взаимоотношения с учителями и сверстниками.

Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье учащихся.

Под комфортностью образовательной среды понимается, прежде всего, атмосфера спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать в школе каждый ученик и учитель.

Комфортность можно разделить на 3 составляющие:

  • Психологическая
  • Интеллектуальная
  • Физическая

Рассмотрим эти составляющие подробнее.

  1. Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Источником        психологической        комфортности        является:

  • положительное        эмоциональное        состояние,        как        ученика,        так        и        учителя;
  • доброжелательное отношение между учителем и учеником, т. к. в школе главной фигурой был и остается учитель.

Действия учителя по обеспечению здоровой психологически комфортной среды сводятся к созданию благоприятных условий для взаимодействия «учитель-ученик» с целью обеспечения возможностей        реализации        личности        ребенка        в        полной        мере. Как добиться психологической комфортности?

  • единые требования к участникам образовательного процесса;
  • четкая    организация     урока     или     мероприятия,     а     не     жесткая     дисциплина;
  • использование на уроках или мероприятиях методов эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка);
  • использование методов словесного убеждения, а не агрессивного словесного воздействия;
  • не допускать стрессообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
  • использование компромиссных решений спорных вопросов, а не открытую, либо скрытую конфронтацию;
  • использование        в         своей         работе         просьбы,         а         не         требования;
  • преемственность образовательного процесса и комфортный переход учащимися различных ступеней обучения.

Принцип психологической комфортности является ведущим, т. к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.

  1. Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет учащихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость     и      различные      признаки      взросления:      курение,      демонстративный интерес к противоположному полу и др.

Как добиться интеллектуальной комфортности?

  • использование частой смены видов учебной деятельности на уроке (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской);
  • использование не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их не позже чем через 10-15 минут;
  • наличие внешней мотивации   обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);
  • стимулирование внутренней мотивации- стремление больше узнать, радость от активности, интерес к        изученному        материалу,        удовольствие        от        полученных        знаний;
  • использование на уроке или мероприятии методы, способствующие активизации взаимодействия и творчеству самовыражения самих учащихся.
  • поощрение       интеллектуальных        способностей        учащихся-        ситуации        успеха;
  • справедливое оценивание ответов учащихся.
  1. Физическая комфортность школьника это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.

Как добиться физической комфортности в школе?

  • соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по наполняемости классных коллективов; составлению оптимального расписания; по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;
  • обеспечение безопасности ребенка и учителя;
  • организация горячего питания в школе;
  • соблюдение питьевого режима;
  • обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе (отсутствие монотонных,

неприятных звуковых раздражителей, запахов).

В настоящее время общество предъявляет качественно новые требования к школе. Школа должна быть эффективна, современна. Один из возможных аспектов эффективности – адекватная реакция на социокультурные и иные изменения в жизни общества, создание оптимальной дляразвития ребенка и педагога образовательной среды.

Комфортность образовательной среды следует рассматривать как возможность удовлетворения потребностей личности. Следовательно, качество комфортной образовательной среды школы, с одной стороны,   определяет   способность   этой   среды   обеспечивать    всем    субъектам образовательного процесса систему возможностей, связанных с удовлетворением их потребностей, а с другой, создает определенные условия для развития всех участников образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комфортность образовательной среды

Комфортность образовательной среды...

Создание комфортной образовательной среды на уроках физики в 5 классе

Представлены методические приемы работы на уроках физики в 5 классе...

Педагогическое проектирование как средство создания комфортной образовательной среды

Опыт рабы по реализации проекта озеленения и благоустройства территории "Наш уголок" представлен мной в 2009 году на научно-методической конференции педагогов, воспитателей детских домов, школ-ин...

Рейтинговая система обучения - залог создания комфортной образовательной среды при переходе к ФГОС ООО/

Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся, система оценки накопительного типа путем набора баллов, учитывает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, поз...

СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

Статья посвящена наверное самой актуальной проблеме повышения мотивации к изучению английского языка в урочной и внеурочной деятельности, созданию комфортной образовательной среды в образовательном уч...

Система работы учителя по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды.

Одной из актуальных практических задач современной школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технол...