Методическая разработка . "Этот город на реке Ангаре"
методическая разработка

Дубовая Ирина Вячеславовна

Методическая копилка готовых разработок уроков, классных часов, экускурсий поможет педагогу в проведении мероприятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

Всероссийский конкурс учебных и методических материалов в помощь педагогам

Литературно-краеведческая методическая разработка

«Этот город на реке Ангаре»

Автор проекта:

Дубовая Ирина Вячеславовна, учитель русского языка

и литературы, I квалификационная категория,

педагог дополнительного образования

 при ДДТ г. Усолье- Сибирское.

г. Усолье-Сибирское

2021 год

Уважаемые коллеги!

Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

Методическая разработка призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости усольчан, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Материалы  могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях, классных часах, на уроке краеведение. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. В основе лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Аннотация

         Материалы по литературному краеведению располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности, поэтому очень важно пробудить интерес учащихся к краеведению. Самостоятельность изучения, умение сопоставлять, делать выводы – это необходимые обще учебные навыки, которые получают учащиеся, знакомясь с историей родного края.

   Становление истинного патриота, воспитание любви к Родине начинается с малого: умения по достоинству оценить, дорожить и гордиться своим родным краем. А именно с любви к своей семье, к месту своего рождения начинается любовь к Родине.

         Местный материал очень удобен для анализа, в тоже время он помогает учиться осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

 Объектом исследования является включенный краеведческий материал в уроки литературы, предметом исследования - содержание краеведческого материала и подходов к включению его в урок литературы, истории, краеведение.

         Урочные, факультативные и внеклассные занятия по литературному краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству через привития интереса к литературе, культуре родного края.

Пояснительная записка

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.

Краеведение устанавливает и поддерживает живую связь времен, поколений, их преемственность в родном городе, области. Благодаря краеведению хранится память историческая, воспитывается духовная оседлость. В этом особая, непреходящая сила и ценность краеведения.

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного города и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность. Справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.

Краеведение в школе – это связь с жизнью, с современностью, с окружающей реальной действительностью; это использование таких активных методов обучения, как исследовательский, экскурсионный и другие; это путь приобщения учащихся к творческому труду, к науке.

В настоящее время уделяется большое внимание краеведческому образованию учащихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Очень важно сегодня не только дать определенные знания подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков.

В данной разработке представлены теоретические и практические основы гражданско-патриотического воспитания обучающихся на примере проведения литературной гостиной, тематических часов, викторин, экскурсий.  Методическая разработка составлена на основе имеющегося материала по краеведению и направлена на формирование патриотизма как личностной характеристики каждого из воспитанников и коллективного гражданско-патриотического сознания воспитанников школы.

Знание истории, культуры малой Родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений. Все это способствует комплексному подходу в решении важных образовательных и воспитательных задач.

Актуальность методической разработки

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

Развитие любознательности каждого учащегося, воспитание любви к родному краю, интереса к познавательной деятельности является новизной проекта.

Цель методической разработки

Цель — развитие у учащихся интереса к природе, истории и культуре родного края, воспитание любви и уважения к своей малой родине как части огромной России.

Задачи методической разработки

          Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

- ознакомление с первоначальными сведениями о природе, культуре, истории родного края;

- воспитание патриотизма, уважения к историческому наследию, гуманного отношения ко всему окружающему;

- формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской, познавательной, творческой активности и социально значимых качеств;

- воспитание у учащихся чувства уважения к  делам и  трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков;

- развитие умения самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений и грамотно её оформлять.

Основные направления: Программа “Край, в котором я живу” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.

Предполагаемые результаты

•        Воспитание личности, любящей свой родной край и свою Родину; уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции.

•        Разработка методической копилки для проведения занятий по краеведению.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

- Основные этапы истории города: возраст города Усолье- Сибирское, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;

- историю своей семьи;

- название улиц названых в честь усольчан;

- архитектурные, скульптурные памятники города;

- имена и достижения знаменитых земляков;

- крупные промышленные предприятия города.

Учащиеся должны уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;

-работать в семейных архивах;

- работать с историческими документами;

- самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы;

-посещать музеи и другие культурные учреждения города.

Будут сформированы обще учебные умения и личностные качества:

- развитая зрительная, слуховая и моторная память;

- устойчивость внимания, наблюдательность;

- любознательность;

- умение работать в группе;

- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

- умение слушать и слышать друг друга;

- дружелюбие, толерантность.

Гипотеза

Если развивать творческие способности детей, то это приведёт к повышению познавательной активности, повышению качества знаний по предмету, развитию речи обучающихся, воспитанию чувства толерантности, ответственности, формированию любви и уважения к культурному наследию своего края.

Инновационные технологии и методы проекта

Технология продуктивного чтения - способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.

Технология критического мышления - развитие интеллектуальных умений.

Экскурсии – литературно - просветительская деятельность.

Экологический десант - посильный вклад в улучшение экологической обстановки одного края.

Буктрейлер - пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам.

Формы проведения занятий:

  • Экскурсия.
  • Экспедиция.
  • Работа в архивах.
  • Конференции.
  • Уроки.
  • Внеурочные занятия.
  • Краеведческие пятиминутки.
  • Работа с документами.
  • Исследовательская деятельность.

Нетрадиционный подход к преподаванию способствует развитию детей, учит их приёмам анализа и синтеза, составлению логических схем простейшего характера, позволяет формировать более глубокий интерес к предмету, стремление самостоятельно расширять свои знания.

Нетрадиционные формы занятий помогают ученикам учиться разбираться в проблемах человеческого характера и жизни в целом, не понижая их интереса к предмету и развивая творческий подход к учению. Подобные занятия позволяют развивать память учащихся, способности к логическому мышлению, аналитическую деятельность, формируют поведенческие навыки, имеют широкий воспитательный аспект.

Заключение.

В программе кружка дополнительного образования по краеведению «Край, в котором я живу» представлена система работы с детьми по краеведческому воспитанию школьников.

Предложены разнообразные формы и методы работы с детьми. Это и целевые прогулки, экскурсии, краеведческий музей, игровые обучающие ситуации, ресурсные круги, акции.

Чтобы быть достойным гражданином своей Родины, надо, прежде всего, любить, уважать, ценить свою малую родину, жить с природой в мире и согласии.

Я считаю, что данная разработка способствует углубленному изучению краеведческого материала, высокому уровню воспитания гражданской позиции, нравственной культуры школьников.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Экологический десант на Ангаре

Направление: решение актуальной экологической проблемы.

Цель проекта:

Организация и проведение мероприятия по благоустройству близлежащей территории берега реки Ангары в Усолье – Сибирском, с целью формирования экологической культуры жителей города, улучшения экологической обстановки.

Задачи проекта:

1. Сформировать рабочие группы из учащихся 8-9 классов;

3. разработать программу по реализации проекта;

4. провести информационно - просветительские мероприятия с целью формирования экологической культуры жителей города;

5. провести мероприятия по уборке близлежащего берега реки Ангара.

Ожидаемые результаты:

  1. поддержание экологической чистоты в близлежащей территории реки Ангары и Соляного источника;
  2. повышение уровня экологических знаний учащихся;
  3. умение ребят работать в коллективе;
  4. приобретение позитивного опыта участия в социально - значимых делах;
  5. приобретение навыка общения с взрослыми и умения устанавливать деловые отношения.

Ангара - единственная река, вытекающая из озера Байкал.

Экологический десант высадился  в районе Ангары, «Соляного источника». Летом эта территория - излюбленное место отдыха горожан.

Активисты движения "Молодежь за чистый город". Битое стекло, полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и пластмассовые бутылки - за пару часов собрали добровольцы.

«Хотелось бы надеяться на то, что наш экологический десант увидят те люди, которые оставляют этот мусор за собой и что все-таки изменится их сознание, и наступит такое время, когда мы будет приходить на чистый пляж. Без экологических десантов», – сказала одна из участниц. 

Конспект тематической прогулки

«Нескучная экскурсия на реку Ангару»

Класс: 6

Цель: Познакомить детей с рекой Ангарой.

Задачи: Вызвать интерес, желание узнать, как можно больше о знаменитой реке. Воспитать гордость за то, что наш город стоит на берегу реки Ангара. Формировать желание сохранять реку, и оберегать её, так как она является нашим богатством.

Предварительная работа: За несколько дней до экскурсии учитель сообщает учащимся, что они скоро отправятся на экскурсию, на реку Ангару. Спрашивает, был ли кто из детей, вместе со своими родителями, на реке Ангаре. Предлагает посмотреть иллюстрации с изображением реки нашего города Усолье – Сибирское, который стоит на берегу реки Ангары.

Ход экскурсии: Вот ребята, мы с вами пришли на реку Ангару. Посмотрите, какая огромна река. Как далеко находится противоположный берег. Какой прохладой дышит вода. Наш город построен на реке Ангаре, и многому обязан своей историей. Название нашего города произошло от того, что когда – то на берегу Ангары нашлась соль. Тут же построили первые солеварни. Производство соли увеличилось. Для работы съехалось много народа, возникла необходимость строить жильё для рабочих. Так и образовался город, который и получил название Усолье – Сибирское.

Ангара - на бурятском языке от корня "анга" слова: ангай, ангара, ангагар, ангархай - одинаково означают "разинутый", "открытый", "раскрытый", "зияющий", а также расселина, ущелье, промоина. Происхождение Ангары связано с характером морфологии долины реки у ее истока, напоминающем расселину, ущелье, по которому Ангара вырывается из Байкала. Впервые название "Ангара" упоминается в ХIII веке.

Ангара - одна из самых больших и уникальнейших рек восточной Сибири. Общая длина Ангары 1779 км. Она вытекает из оз. Байкал мощным потоком шириною 1,1 км, глубиной до 1,8 - 1,9 м. Средний расход воды в истоке - 1920 куб. м/сек, или около 61 куб. км в год. Впадает в Енисей в 83 км выше города Енисейска.

Питание Ангара получает из озера Байкал. Естественным регулятором расходов воды является Иркутское водохранилище. Ангара питается за счет вод притоков, роль которых увеличивается к устью.

Легенда о Байкале. А сейчас я хочу вам напомнить легенду о Байкале. ВБайкалвпадает336рек, а вытекает всего одна. Какая? (Ангара). В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём светила светлее неба, ночью была темна темнее тучи. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря.  Могучий Байкал дарил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман камнем.

Игра «Продолжи предложение».1. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает...?

2. Решила Ангара бежать от отца Байкала, а почему?

3. А как звали жениха Ангары?

4. А как называется камень брошенный отцом Байкалом в след убегающей Ангаре?

Игра «Кто дальше бросит камешек?»

Ребята, реку Ангару называют Сибирской красавицей. Она очень красива и величава. Реку называют кормилицей. В реке Ангара водится большое количество рыбы.

Реку называют красавицей. Как вы думаете, почему?

Все мы любим, отдыхать на реке, купаться в её тёплой воде, наслаждаться красивой природой. Часто виновниками гибели живых существ становятся люди, которые приходят к реке на отдых и после себя оставляют мусор в воде и на берегу.

Как вы думаете, что должен сделать человек, чтобы защитить реку от загрязнения? А вы бы хотели участвовать в охране природы?

Игра «Можно - нельзя» (педагог называет ситуации, которые являются источником загрязнения рек)

1. Что произойдет, если мусор, оставленный на берегу попадет в реку?

2. Что произойдет, если река пересохнет?

-Как можно очистить воду, если она уже заражена? (рассуждения детей)

Опыт «Фильтрование воды» (2 баночки одна с грязной водой, другая – пустая, воронка с ватой)

Мы с вами смогли очистить воду от загрязнения и теперь знаем, что взрослые должны заботливо и разумно относится к природным богатствам, одними из которых являются реки.

Наше путешествие подошло к концу.

Что интересного вы узнали?

Тема: Мой город Усолье - Сибирское

Форма: ГЕОКЕШИНГ (КВЕСТ)  – краеведческая – туристическая игра.

Участники: ученики 5-7 классов,  команда «Историки».

Цели:

  • активизировать знания учеников об истории родного города и его развитии, о символике Усолья-Сибирского;
  • развивать интерес к истории своей малой Родины, кругозор учащихся, словарный запас;
  • помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту родных мест через поэтическое слово, наглядные образы (презентация) и музыку;
  • воспитывать эстетический вкус, патриотические чувства, любовь и гордость к своему родному краю.

Целеполагание:

Хочу… (узнать что – то интересное)

Могу… (ответить на вопрос)

Надо…(постараться)

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы отправимся в путешествие по родному городу. Сядьте поудобнее, закройте глаза, и вспомните любимый уголок Усолья, где вы часто бываете с друзьями, родителями, где любите гулять.

Мы часто слышим громкое звучное слово – Родина. Что связано с этим понятием?

– Что вы понимаете под малой родиной? 

- У каждого человека есть малая родина, город или село где он родился и вырос. Когда говорят «москвич», значит, этот человек живет

(в Москве).

- иркутяне  живут….(в Иркутске.)

-в Ангарске живут….(ангарчане)

- братчане живут.….(в Братске.)

- а в как же можно назвать нас, тех, кто живёт в нашем  городе?

(усольчане)

- Конечно же, мы усольчане!

Разминка:

– Что означает название нашего города?

(Город Усолье-Сибирское – город старых окраин и молодых кварталов, город с интересным нелегким прошлым и большим будущим).

Что вы знаете из историй возникновения города Усолье – Сибирское?

Кто такие братья Михалёвы?

Какое значение имеет соль к нашему городу?

Задания команде «Историки».

Команде выдаётся карта маршрута экскурсии по городу Усолье – Сибирское, ученики работают с заданиями и на карте отмечают достопримечательности города.

1 задание. Отгадайте загадки, в ответах найдёте нужный ответ, найдите картинку и вклейте на карту.

Все экскурсии ведет
Человек — ... (экскурсовод)

По городу едем
И их наблюдаем.
Места, что нам ценность
Собой представляют.
То могут быть парки, музеи культуры,
А может быть памятник архитектуры.
Как называются, знаешь ли ты,
Такие места неземной красоты? (Достопримечательности)

Демонстрация достижений
Искусства иль увлечений —
Культуры, науки, кино —
Название будет одно. (Выставка)

(Правильный ответ – музей)

2 задание  Угадайте улицу.

В 1925 году Усолье стало называться городом. В 30-40 годы началось строительство завода, поэтому начал меняться и внешний облик города, строятся новые дома, улицы, детские сады и ясли, школа, гостиница, кинотеатр. Таким образом, с каждым годом расширяет свои границы город. Прошло немного времени, выросли новые благоустроенные кварталы жилых домов. Старый город стал краше и уютнее.

Это улица является центральной улицей города.

Современный центр города вокруг площади - преимущественно 4-5-этажные здания, здесь расположены учебные учреждения, дворец культуры и городской парк.

(Все учащиеся отвечают, что это Комсомольский проспект).

Дальше маршруты учащихся расходятся, каждая команда выполняет своё задание.

3 задание. Составьте пазл, узнайте, что изображено на картинке (картинка пожарной части в Старом городе). Что это такое?

Сообщение ученика История возникновения Пожарной части в городе Усолье – Сибирское.

Пожарная часть

Больше пожаров происходило на левом берегу реки Ангары, где с 1750-х годов начало разрастаться село. В историю села вошел крупный пожар, произошедший в 1897 году.

В Усолье 700 дворов, а противопожарных средств никаких нет, кроме нескольких «домашних» маленьких машин (насосов, - авт.), принадлежащих частным лицам.

Но больше всего пожаров происходило в Усолье. 23 августа 1901 года на Фабричной улице загорелись сеновалы местного содержателя. Сгорели все надворные постройки и большой деревянный дом. Убытки составили около пяти тысяч рублей.

Следующий большой пожар произошел четвертого сентября на Большой улице. Огонь за 15-20 минут распространился на четыре дома с массой скученных построек и пять флигелей. Только благодаря заводским пожарным, прибывшим с двумя пожарными расчетами, не сгорела «лучшая часть Усолья».

В Усолье  было девять крупных пожаров.

Все эти пожары и несчастные случаи заставили группу инициативных усольчан заняться организацией вольной дружины. 29 июня 1902 года. Одновременно из жителей села подбирались добровольцы в пожарную дружину.

Но первейшей задачей Усольской пожарной дружины была борьба с пожарами. Дружина содержала пять лошадей, которым завидовали все хозяева в округе. Каждый дружинник был обязан по особому расписанию быть поддежурным у каланчиста и вообще в любое время суток по сигналу немедленно прибыть на пожар.

1902 было сооружено деревянное срубовое здание с каланчей, приобретены пожарные машины (насосы) на конной тяге, упряжка хороших лошадей (на карте отметить пожарную часть).

4 задание.  Составить пазл, узнать, что изображено не картинке.

Сообщение ученика.

ТРАМВАЙНЫЙ ПАРК

В 60-ых годах доставку рабочих на химкомбинат и дальше до каменного карьера осуществлял паровоз с несколькими вагонами. В народе его панибратски называли «Яшкой». Железнодорожная ветка проходила по улице Степана Разина, будущему Комсомольскому проспекту.

В июне 1961 года было принято решение о прокладке трамвайной линии, связывающей железнодорожный вокзал с химкомбинатом. К работе приступили проектировщики, а затем и строители.

За год коллектив управления № 5 треста «Востоктяжстрой» уложил 2850 метров полотна.

Финансовые средства в размере 400 тысяч рублей на год были освоены лишь наполовину из-за отсутствия стройматериалов, рельсов, опор, контактного провода.

Строительство трамвайного пути первой очереди усиленными темпами началось во втором квартале 1963 года.

За ходом строительства был установлен строгий общественный контроль. Работы велись ускоренными темпами, возводимые депо и прокладка трамвайного пути были объявлены общегородской стройкой.

Строительство трамвайного депо вел участок СМУ-1. Все работы планировалось выполнить в октябре 1965 года, но подводил завод ЖБИ с поставкой железобетонных конструкций: колонн, панелей, плит и ферм перекрытия.

Параллельно шло строительство посадочного павильона и разворотного кольца на улице Загородной .

5 задание. Составить пазл, по картинке догадаться, о чём дальше пойдёт речь (картинка московского тракта в старом городе ).

Сообщение ученика.

М- 53

Московский (Главный Сибирский) тракт (также Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Большой тракт) — старинный сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь к границам Китая.

Московский (Главный Сибирский) тракт проложен в 30–60-е XVIII.

Почтовые станции были построены к 1741. С середины 50-х XVIII Московский тракт усиленно обустраивался и заселялся. В 60-е XIX на Московском тракте в пределах Иркутской губернии было 28 почтовых станций.

Грузовое движение по Московскому тракту было интенсивным. На участке Томск – Иркутск в XVIII–XIX по тележному и санному пути ежегодно проходило 4 млн пудов грузов, от 80 до 100 тыс. подвод. В перевозках участвовало до 20 тыс. «возчиков».

Поскольку Московский тракт имел важное государственное значение, на нем была организована дорожная служба.

В январе 1891 были утверждены «Правила о порядке следования обозов по Главному Сибирскому почтовому тракту между г. Иркутском и Томском.

Неудовлетворительное состояние Московского тракта побудило правительство установить с 1887 по 1889 повозный сбор. Он устанавливался на перегоне Иркутск – Ачинск и взимался с каждой повозки. От уплаты освобождались войсковые обозы, рекрутские и арестантские повозки, повозки, везущие материалы и груз исключительно для нужд Московского тракта, а также крестьяне, перевозившие груз «в своей окрестности» для продажи на рынок.

Город расположен на расстоянии 77 км от областного центра. Имеет выгодное экономическое расположение между автотрассой (Прибайкальский тракт), Восточно-Сибирской железной дорогой и рекой Ангарой.

(На карте отметить Московский тракт).

6 задание. Составить пазл, узнать, кто изображён на картинке.

Сообщение ученика.

Стопани Александр Митрофанович

Раньше эта улица имела название Загородной, т.к. находилась за городом.

На ней шло строительство посадочного павильона и разворотного кольца.

Стопани Александр Митрофанович (21.10.1871 -23.10.1932), партийный и государственный деятель, соратник В. И. Ленина.

Родился в селе Усолье Иркутской губернии в семье военного врача. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Казанского университета, из которого был отчислен. Окончил Демидовский лицей. Организовал первый марксистский кружок в Ярославле. Участвовал в совещании  по созданию газеты «Искра», затем был агентом «Искры».

Работал в Баку секретарём редакции газеты «Гудок». Неоднократно подвергался арестам.

Умер в Москве в 1932г., захоронен в Кремлевской стене.

29 сентября 1984года у кинотеатра «Кристалл» проходил праздник улицы Стопани, где состоялось открытие мемориальной доски, посвящённой А. М. Стопани, рассказ о жизни и деятельности революционера, выступление участников войны и труда, проживающих на 12 этой улице. В настоящее время памятной доски на здании кинотеатра «Кристалл» нет, вследствие его переоборудования под торговый центр

(На карте отметить улицу А.М. Стопани Торговый цент «Кристалл»)

7 задание. Составить пазл, узнать, кто изображён на картинке.

Сообщение ученика.

Вот это место-стелла генералу Н.Ф. Ватутину. Находится она в конце одноимённой улицы. На заднем плане-трасса М-53.

В Усолье решили увековечить память генерала Ватутина. Многие юные жители города до сегодняшнего дня не знали или не предавали значения названию улицы Ватутина. Улицы с таким названием есть в каждом городе. Николай Федорович Ватутин – прославленный полководец , герой войны.

Выдающийся советский военачальник, генерал армии (1943), Герой Советского Союза (посмертно), прошедший путь красноармейца до полководца. В годы Великой Отечественной войны последовательно возглавлял войска ряда фронтов.

В штабе фельдмаршала Манштейна Ватутина прозвали «Гроссмейстером». В Красной Армии за глаза называли «Генералом от победы».

Г.К. Жуков, «Воспоминания и размышления»

29 февраля 1944 г. Ватутин Н.Ф. выехал в войска. Возвращаясь из штаба 13-й армии, был обстрелян в с. Милятын Острожского района, в собственном тылу, бандеровцами, ранен в левое бедро. Его доставили в военный госпиталь города Ровно, откуда переправили в Киев. Ранение сначала казалось не очень опасным, вроде бы дело шло на поправку, но потом состояние генерала резко ухудшилось. За жизнь полководца боролись лучшие врачи, в том числе известный хирург Н. Бурденко. К сожалению, не помогла и ампутация. В ночь на 15 апреля 1944 г. Николай Федорович Ватутин скончался от заражения крови.

«Н.Ф. Ватутин был простым и душевным человеком, который никогда не выпячивал себя, никогда не бахвалился ратными делами и все одержанные победы относил к боевому коллективу, ко всем войскам фронта… Он умел глубоко и ясно анализировать события войны, сложившуюся на фронте обстановку, обладал широким оперативно-стратегическим кругозором, всегда вдумчиво подходил к анализу фактов, стремился видеть сильные и слабые стороны противника и, конечно, хорошо знал свои войска».

Игра со зрителями.

«Помоги гостю».

Расскажи гостю о достопримечательности города Усолье – Сибирское, о военной машине «Катюша» и пушка у памятника Ватутина.

Рефлексия. Поляна. На столе у учащихся зелёный лист бумаги. На столе лежат разного цвета цветы. Красный – ничего не понял. Зелёный чувствую себя нормально. Синий – чувствовал  волнение.

Каждый участник получает памятный магнит о достопримечательности города Усолье – Сибирское.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Город как экосистема" по курсу биологии для 9 класса

Методическая разработка урока  «Город как экосистема» по курсу биологии для 9 класса.                  У...

Методическая разработка "Мой город."

Методическая разработка для всех специальностей, целью которой является развитие навыков чтения и устной речи по теме "Мой город". Разработка включает в себя несколько текстов об истории Екатеринбурга...

Методическая разработка урока "Города России"

Вашему вниманию предлагается методическая разработка открытого урока по немецкому языку на тему "Города России"....

Методическая разработка урока "Города Европейского Севера"

Урок "Города Европейского Севера, проблемы и перспективы развития". Приводиться описание урока с использованием Технологии организации исследовательской деятельности, выделяются формируемые УУД, приво...

Методическая разработка урока "Город Габи в разное время года" 5 класс, ФГОС

Урок начинается в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникационные технологии.На первом этапе активизации формируются личностные УУД : мотивация к обучению и целенаправленная познавательн...

Методическая разработка урока по теме "Реки" 6 класс

Тип урока: изучение  и первичное закрепление нового материала. Основное внимание на уроке уделяется работе с понятиями.Учащиеся учатся формулировать определение понятий, находить в определениях о...