«Социализация школьников через урок»
статья

Бирюкова Кристина Вячеславовна

Выступление на педагогическом совете по теме

 

 

«Социализация школьников через урок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме

«Социализация школьников через урок»

Бирюковой К. В.

2022 г

Когда людей станут учить не тому, что
они должны думать, а тому, как они 
должны думать, то тогда исчезнут 
всякие недоразумения".
Г.К. Лихтенберг

                Таланты создавать нельзя, но создавать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты - можно. Иногда наш труд оправдан.

Генрих Нейгауз .

   Проблемой современного общества и государства XXI века является проблема воспитания нового поколения россиян, способных осваивать информацию и принимать эффективные решения. Система образования сегодня является одним из важнейших и мощных факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой, так как содержание образования формируется под влиянием общества и общество изменяется под влиянием образования.

    Формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного искать и находить взвешенные решения, основанные на самостоятельном исследовании окружающего мира,  является одной из задач современной школы.  Именно такие члены нашего общества будут определять успех России в будущем.                                                          

 Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, которая ориентируется в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию,  умеет  общаться, толерантно относиться к чужой точке зрения, самостоятельно работать в увеличивающихся информационных потоках, ставить себе задачи и находить алгоритмы их решения.  

Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу предметных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, т.е. индивидуальности человека.   Модернизация образования предполагает интеграцию учебного, внеучебного, внутришкольного образования детей и образования в системе сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования  в единое образовательное пространство. Несомненные характеристики образования, такие как добровольность выбора, индивидуальные образовательные траектории, большой блок самостоятельной работы и безусловная ориентация на успех необходимо максимально перенести в область общего образования, поскольку именно в таких условиях возникает мотивация на учебную деятельность.

    Школа должна помочь состояться молодому человеку.  Успешную социализацию учащихся нужно сделать основной педагогической идеей школы. Реализация этой идеи может осуществляться только одним способом - созданием для ученика условий свободы, творчества, уважения каждого отдельного ученика и совместное взаимодействие с миром, человечеством, с самим собой.

  И становится очевидным, что решить возникшую проблему мы можем только в программно-целевом объединении усилий семьи, школы и общественных институтов.

  Общественная жизнь школы – деятельность различных детских объединений в рамках школы, клубная, кружковая деятельность, взаимодействие детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и реализации школьных событий.

Сотрудничество - отношения, возникшие в процессе совместной деятельности взрослых и детей, становящиеся основой развития всех участников деятельности.

           Одной из основных отличительных особенностей ФГОС ООО второго поколения является ориентирование на становление личностных характеристик выпускника, четко прописанных в портрете выпускника основной школы.   Одним из элементов, на котором базируется воспитание, является развивающее обучение, позволяющее ученику выступать автором собственного видения мира.

      Одинаково опасен безнравственный профессионал и добродушный незнайка, поэтому воспитание невозможно без знаний, они неразрывно связаны как две стороны единого целого. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
      Разработчики новых стандартов, введя в состав основной образовательной программы программу воспитания и социализации, предоставляют возможность объединить все формы деятельности (учебную, внеучебную, воспитательную и социально-значимую) в единое целостное воспитательное пространство.

           Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе.  

  Отличительной особенностью современного урока с позиций ФГОС является возможность планирования воспитательной функции урока. Учитель не выдумывает каждый раз воспитательные задачи, а планомерно реализует программу воспитания и социализации по направлениям, соответствующим предметному содержанию.

Назовём три основных составляющих воспитательного потенциала урока:

  • Отбор содержания материала
  • Использование современных образовательных технологий
  • Имидж учителя.

  Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.

      Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога - в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.
Содержание урока, ориентированное только на знание, для учащихся нейтрально. Задача учителя состоит том, чтобы содержание воспринималось учащимися как определённая ценность: социальная, нравственная, эстетическая, экологическая и другие. Какие условия для этого необходимы.

Очень важно, чтобы урок проходил в атмосфере интеллектуальных, нравственных, и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся. На помощь учителю приходят новые (а может и забытые старые) воспитательные технологии: дискуссия, диспут, дебаты, конференция, проблемно-ценностное общение, ролевые игры, проектные задания, "мозговой штурм".

   Конечно, на уроке мы учим, сообщаем определённую научную информацию, вооружаем умениями применять знания на практике. Но урок не просто “форма организации”, а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение. И задача учителя – сделать так, чтобы каждые 40 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием, направленным на формирование нравственных отношений учителя и учеников и каждого из них друг с другом. Урок – продолжение жизни ученика и продолжение процесса формирования его личности.

   Социальная среда, определяющая развитие личности школьника на уроке не исчезает.  В ходе познавательной деятельности на уроке английского языка он вступает во взаимодействие с товарищами, с учителем как представителем науки, государства, мира взрослых, со школой в целом, с учениками сильными и  слабыми, с мальчиками и девочками.

     Не важно в этом случае, каким содержанием заполнен урок: математическими формулами, литературными текстами, лабораторными исследованиями. Воспитание личности идёт благодаря устанавливающимся и развивающимся отношениям.

     Научить мыслить может только мысль. Поэтому учителю необходимо найти время послушать каждого ученика, дать возможность каждому из них принять участие в поиске, правильно, логично построить ответ.
Но технологию урока нельзя растаскивать по кускам, по отдельным понравившимся приемам. Она должна применяться как система. В противном случае утрачивается и образовательный, и воспитательный смысл применяемой технологии.

          Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей.

      Большое влияние на нравственное воспитание учащихся оказывает и личность учителя. 40 минут учитель наедине с классом, со своими учениками. В эти 40 минут ученик должен видеть учителя увлечённым, влюблённым в своё дело. В этом случае он сможет увлечь и ребят своим примером, включить всех в творческий поиск.

Педагог как садовник. Он не в силах изменить породу дерева, но он может и должен улучшать плоды своего сада. Какими бы вы хотели видеть плоды своего труда и партнеров?

В каждой группе продолжите выражения:

      Родители моих учеников - …..

      Мой ученик - ……

      Мой коллега - …..

      Мой социальный партнер -…

Свои ожидания запишите на этих символических «яблоках», разместите их на «дереве ожиданий» и озвучьте полученный результат. (2 мин.)

Подведем итог.

      Начнем  с родителей, ведь именно с семьи начинается воспитание личности.

     Важный фактор в социализации личности школьников  играет педагогический коллектив. Каким, по-вашему мнению, он должен быть?

      Какими вы видите наших социальных партнеров?

      А теперь ученик. Каким бы вы хотели его видеть?

 В основном, мы услышали наш достижимый, но все же идеал. Все мы хотим видеть ученика знающего, умеющего, ……. – т.е. социально зрелого.


     Формирование личности и характера школьником идёт в повседневности школьных будней на каждом уроке. И здесь не должно быть мелочей, неважных для учителя. Ни один поступок ребёнка не должен остаться не замеченным учителем, не должен не получить этической оценки. Ведь каждый поступок – это может быть, будущая судьба. И учить детей быть счастливыми и нравственно здоровыми, вероятно, главная задача и трудность урока. Об этом учитель никогда не должен забывать. И постоянно самому учиться искусству воздействия на личность школьника, создания на уроке атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

       Чем успешнее будет эта работа, тем скорее сбудутся слова создателя классно-урочной системы Я.А.Коменского, призывавшего педагогов "...учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию".

Моим девизом нашей в вопросе социализации учащихся    стали  слова Д.Дьюи: «Добрая школа – это хорошо,
умная школа – это великолепно, но ребенок должен быть еще и
подготовлен к жизни».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация школьников через применение на уроках современных образовательных технологий (работа в рамках модульной технологии обучения на уроках обществознания)

Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в школе с началом модерниза...

Проблема социализации школьников на уроках информатики и ИКТ

Проблемы взаимодействия образования и социализации являются актуальными для отечественной науки. Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Активное участие учеников...

Создание условий для социализации школьников через уроки обществознания

Создание условий для социализации школьников через уроки обществознания...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ИГРУ ИЛИ КАК ПОМОЧЬ ПЕРВОКЛАССНИКУ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ

Статья посвящена проблеме социализации  первоклассников через игровую деятельность в период адаптации к новым учебным условиям. Автор освещает работу кружка по психологии и знакомит читателей с п...

Программа социализации обучающихся через уроки информатики посредством проектной деятельности

Целью данной программы является оптимизировать условия и возможности для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся,   освоения обучающимися социального опыта, основных с...

Влияние самоизоляции во время пандемии на успеваемость и социализацию школьников на уроках английского языка

Вашему вниманию предоставляются результаты исследования по теме: Влияние самоизоляции во время пандемии на успеваемость и социализацию школьниковКоронавирусная инфекция 2019 года (COVID-19) глубоко вл...

Методическая разработка «Метод проектов как условие социализации школьников на уроках английского языка»

Исследуя тему социализации обучающихся применительно к урокам английского языка, мы выяснили, что для формирования и развития социальной компетенции нужны такие формы, методы  организации обучени...