Эффективные формы обучения детей Правилам дорожного движения
материал

Ганулина Ольга Владимировна

Эффективные формы обучения детей Правилам дорожного движения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные формы обучения детей безопасному участию в дорожном движении

Во все времена существования человечества обеспечение безопасности дорожного движения являлось важнейшей проблемой общества, но именно сейчас, в условиях интенсивного движения транспортных средств по улицам и дорогам наблюдается большое количество несчастных случаев с детьми. Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил безопасного поведения на улицах и дорогах, или нарушают их, не осознавая опасных последствий этих нарушений. Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу. Рассмотрим, наиболее эффективные формы обучения детей безопасному участию в дорожном движении.

1. Внушение. Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.

2. Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На детей наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером. В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

3. Пример. Воспитательное значение примера состоит том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично). Поэтому важно окружить ребенка положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

4. Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность. Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

5. Поощрение - положительная оценка послушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.

Необходимо отметить, что обучение детей безопасному участию в дорожном движении должно осуществляться с учетом принципа «возрастная адекватность».

Так, формирование установок на соблюдение ПДД в младшем школьном возрасте (7-10 лет) ориентировано на изучение правил безопасного поведения пешехода на дорогах, в транспорте, вблизи транспортных средств.

Младшие подростки (11 - 13 лет) лучше усваивают ПДД в процессе групповых, тренинговых форм работы, где применяются такие технологии, методы и приемы, как дискуссии, обсуждения, командные игры и т.д.

Старшие подростки (14 - 16 лет) лучше воспринимают информацию, которая касается их лично или ближайшего окружения. Поэтому важно при формировании установок по соблюдению ПДД делать акцент на необходимость уважительного отношения и к своей собственной жизни, и к жизни других людей.

В этом возрасте необходимо акцентировать внимание подростков и на изучение таких вопросов, как ответственность за свое поведение на дороге; права и обязанности по соблюдению ПДД.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно -тематическое планирование работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

В данном перспективном плане представленна работа по профилактике дорожно - транспортного травматизма Из года в год в нашем городе и нашей стране увеличивается количество автомобильного транспор...

Разработка творческой идеи по обучению детей правилам дорожного движения.

Аннотация.Название работы: Разработка творческой идеи по обучению детей, на занятиях технического творчества, правилам дорожного движения и безопасной жизнедеятельности в условиях города.Назначе...

Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

Материал предназначен для родителей  по обучению детей правилам дорожного движения...

Памятка для родителей по обучению детей Правилам дорожного движения

Памятка для родителей по обучению детей Правилам дорожного движения....

Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.Не переходите доро...

Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

Уважаемые родители! Наши дети - самое ценное в нашей жизни.. Этот материал поможет вам сохранить драгоценные жизни наших детей...

Методическая разработка тематических занятий с командой ЮИД по теме: «Обучение детей Правилам дорожного движения»

Трагическая статистика свидетельствует, что в России в дорожно-транспортных происшествиях каждый год гибнет более 30 тыс. человек, получают ранения свыше 180тыс. чел. Ежегодно под колесами автотранспо...