рабочая программа учителя логопеда ФГОС вариант 2 умеренная умственная отсталость 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Василовская Зинаида Викторовна

Коррекционная программа по логопедии составлена  для обучающихся 7  класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями.  

       Цель программы: формировать коммуникативные и речевые навыки обучающихся.

      Основные задачи: развивать фонематического восприятия, навыки звукового анализа и синтеза, формировать правильного произношения, расширять словарного запаса, формировать практические навыки словообразования и словоизменения, самостоятельную связную речь.

Характеристика обучающихся.

Для данной группы обучающихся характерна низкая трудоспособность, неустойчивость внимания.

Наблюдается ограничение речевых способов общения. Активный словарь состоит из малого количества слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Характерна многозначность употребляемых слов, широко используются указательные жесты, мимика.

Фраза состоит из лепетных элементов и пояснительных жестов.

Импрессивная сторона речи находится на низком уровне развития.

Дети не понимают формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глаголов, формы мужского и среднего рода, не понимают значения предлогов.

Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Не сформировано зрительное и слуховое внимание.

Программа логопедической коррекции рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов. Занятия проводятся во внеурочное время. Форма проведения занятий - подгрупповая, продолжительность 30-40 минут.

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.

Система оценки достижения планируемых результатов.

 Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме

  • первичной входящий аттестации
  • текущего мониторинга
  • промежуточной аттестации в конце учебного года.

         Аттестация осуществляется на групповых занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своём развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная входящая аттестация проводится в первые две недели сентября (с 01.09 по 15.09) и промежуточная аттестация в последние две недели мая ( с 15.05 по 31.05) в форме практических заданий. Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдения за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности один раз полугодие а также анализа их поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.

Ожидаемые результаты:

В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию результатов программы, могут быть применимы не ко всем обучающимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.

  • дети правильно и четко произносят звуки: [а], [у], [и], [о], [э], [м], [б], [п], [в], [ф].
  • воспринимают предметы по количественным признакам (один - много, один -два), подбирают объемные геометрические тела и плоскостные фигуры более сложной конфигурации (звездочка, овал, многоугольник).
  • различают неречевые звучания (последовательный ряд из 2-3, 3-4 звуков); узнает на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания взрослого.
  • умеют вслушиваться в интонации взрослого, реагирует на громкость звучания его голоса (громко, тихо, шепот).

 

Основные требования к знаниям и умениям учащегося

  • понимают обращенную речь в соответствии с парамет­рами возрастной нормы и дефекта.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_uo_var_2_7_kl.docx64.24 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………….…................….3
  2. Содержание программы………………………...…………..………5
  3. Календарно – тематическое планирование……………….….……6
  4. Материально – техническое обеспечение……………..……....….13
  5. Приложение ……………………………………………….…..…...15

Пояснительная записка.

Коррекционная программа по логопедии составлена на 2022/2023 учебный год для обучающихся 7 "Г" (Зотин С., Межберт Р., Григоренко В.) класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями, ФГОС умственная отсталость вариант 2.

        Целью данной программы является коррекция всех компонентов речевой деятельности.

Задачи программы:

  1. Формировать навыки         звукобуквенного       анализа       с
    установлением соотношения между буквами и звуками в слове;
  2. Уточнять и обобщать сведения о звукобуквенном составе русского языка;
  3. Обогащать   словарный   запас   и   накапливать   представления   об окружающем мире;
  4. Развивать и уточнять пространственно-временные представления;
  5. Развивать внимание, память, мышление;
  6. Формировать и развивать связную выразительную речь, обогащать
    словарный запас;
  7. Развивать анализаторы (слуховой, зрительный и кинестетический), участвующие в акте речи, письма и чтения.

               Результаты диагностики показали, что у ребят фонематический слух нарушен. С ошибками воспроизводят цепочку слов с одинаковым звучанием.  Звуковой анализ слов доступен по образцу учителя. Сложные формы звукового анализа не делают. Не дифференцируют звуки по глухости-звонкости.  Словарный запас ограничен бытовой тематикой,  не знают многих видовых понятий. С ошибками подбирают синонимы к словам. Антонимы употребляют только в хорошо знакомой ситуации.  Грамматический строй нарушен. Словообразование и словоизменение с ошибками. Неверно согласуют существительные с числительными, глаголами. При составлении предложений наблюдается аграмматизмы.  Связная речь на бытовом уровне. Фразы простые, и нераспространенные.  Темп письма крайне низкий.

Программа логопедической коррекции рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов. Занятия проводятся во внеурочное время. Форма проведения занятий - подгрупповая, продолжительность 30-40 минут.

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.

Система оценки достижения планируемых результатов.

 Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме

  • первичной входящий аттестации
  • текущего мониторинга
  • промежуточной аттестации в конце учебного года.

         Аттестация осуществляется на групповых занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своём развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная входящая аттестация проводится в первые две недели сентября (с 01.09 по 15.09) и промежуточная аттестация в последние две недели мая (с 15.05 по 31.05) в форме практических заданий. Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдения за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности один раз полугодие а также анализа их поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

 В конце программы у обучающихся должны быть:

1.  Сформированы представления о звуковой стороне речи;

2.   Сформированы  фонематические  процессы  и   представление  о  звуко-слоговом составе слова;

3.   Уточнены и закреплены основные грамматические понятия: гласные и согласные звуки и буквы, парные звонкие и глухие согласные, твердые имягкие согласные, предложение;

4.  Уточнены   значения   слов,   имеющихся   у   детей   в   активном   запасе,
сформировано умение точно соотносить слова с предметами, явлениями,
действиями;

Обучающиеся:

1.     пользуются простыми формами словообразования;

2.     строят предложения из 2-х-3-х слов.

Содержание программы

Учебно – тематический план (68 часов).

№ п/п

Наименование разделов и тем

Часы учебного времени

Количество проверочных работ

1

Обследование

8

2

Гласные звуки и буквы

22

3

Согласные звуки и буквы

18

1

3

Слог. Слоговой анализ и синтез

8

1

    4

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст

8

5

Связная речь

4

Итого

68

Формы контроля:

  • анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
  • проверочные работы и диктанты в течение года (в группе)

Программа состоит из следующих разделов и тем.

Гласные звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я. Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ю. Звуко-буквенный анализ слов. Буква Е.

 Согласные звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р-Л. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М-Н. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б-П. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г-К. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В-Ф. Звуко-буквенный анализ слов.  Буквы Д-Т Звуко-буквенный анализ слов. Буквы З-С. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж-Ш. Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков. Развитие навыков звуко-буквенного анализ и синтеза слов. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Итоговое занятие

Слог. Слоговой анализ и синтез Слоги. Слоговой анализ слов (вводное занятие). Слоги. Слоговой анализ двусложных и трёхсложных слов. Слог. Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие.

 Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Ударение. Ударный слог. Ударная гласная Дифференциация предлогов и приставок. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

Связная речь Последовательный рассказ. Описательный рассказ.

Календарно – тематическое планирование по логопедии

 (105 часов)

п\п

Дата

проведения

Наименование разделов, тем уроков

Кол - во часов

Содержание коррекционной работы

Примечание

План

Факт

1.

Состояние звукопроизношения. Состояние связной речи.

1

Обследование речи детей

2.

Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова.

1

3.

Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи).

1

4.

Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной).

1

5.

Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.

1

6.

Исследование процесса письма. Обследование чтения.

1

Обследование письма и чтения

7-8

Звук. Буква.  Осень.

2

Развитие у детей общего внимания и понимания речи, словесно-логического мышления

9-10

Гласные – согласные звуки. Деревья осенью

2

Ознакомление детей с органами артикуляции; развитие мелкой моторики пальцев рук, работа над речевым дыханием, ритмической стороной речи.

11

Гласные звуки и буквы.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А

Овощи

1

Обучение детей пониманию существительных в родительном падеже единственного числа от существительных в именительном падеже, согласовывая существительное с соседними словами. Уточнение значения предлога А.

12

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У. 

Фрукты

1

Закрепление правильного произнесения звука У; выделение звука У из ряда гласных, из начала слов. Развитие слухового внимания и памяти.

13

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О. 

Лес. Растения леса – грибы.

1

Четкое произнесение  звука О. Выделение  звука О в начале и в конце слов. Запоминание слов со звуком О из стихов и рассказа.

14-15

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э

Продукты питания

2

Четкое произнесение и характеристика звука Э. Определение  места звука Э в словах. Деление  слов на слоги. Звуковой анализ  и синтез  прямых и обратных слогов. Закрепление понимания употребления предлога В.

16-17

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы. 

Семья

2

Четкое произнесение звука Ы. Выделение гласного Ы из ряда гласных , из слов. Воспроизведение слоговых рядов со звуком Ы. Закрепление образования имен. падежа множ. числа  существительных.

18-19

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И

Наше тело

2

Четкое произнесение и характеристика звука И. Выделение начального ударного и безударного звука И. Звуковой анализ звукосочетаний. Понимание предложений по предметным картинкам и опорным словам-действиям Поливать, Лечить, Покупать.

20-21

Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я

Посуда.

2

Четкое произнесение и характеристика звука Я. Выделение начального ударного и безударного гласного звука А. Развитие внимания и памяти.

22-23

Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ю Мебель.

2

Произнесение и сопоставление звуков я-ю. Звуковой анализ звукосочетаний. Воспроизведение звуковых рядов типа. Подбор слов к сюжетным картинкам  на изучаемые звуки.

24-25

Звуко-буквенный анализ слов. Буква Е Обувь

2

Практическое закрепление четкого произнесения звука Е в речи, выделение звука Е из ряда гласных, начала слов.

26-27

Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ё

Одежда. Проверочная работа

2

Четкое произнесение звука Ё. Выделение звука Ё из ряда гласных, из прямого слога под ударением после согласного. Воспроизведение слоговых рядов со звуком Ё. Развитие внимания, памяти, мышления.

28-20

Звуко-буквенный анализ слов.

 Буквы Р-Л.

Одежда.

2

Четкое произнесение звука Р. Выделение согласного Р из ряда согласных , из слов. Воспроизведение слоговых рядов со звуком Р. Закрепление образования имен. падежа множ. числа  существительных.

30-32

Звуко-буквенный анализ слов.

Буквы М-Н.

Зима.

3

Четкое произнесение и характеристика звука М. Выделение первого и последнего звука М. Воспроизведение слоговых рядов типа АМ-ОМ-УМ-ЫМ. Звуковой анализ и составление схем слогов типа АМ.

33-34

Звуко-буквенный анализ слов.

Буквы Б-П

Домашние животные.

2

Четкое произнесение звука П. Понимание простых нераспространенных предложений с глаголами Покупать, Петь, Пить, Пугать в 3 л. настоящего времени.

35-36

Звуко-буквенный анализ слов.

Буквы Г-К.

Домашние птицы.

2

Четкое произнесение звуков Г-К. Звуковой анализ, составление схем слогов. Развитие внимания и памяти. Закрепление  понимания родительного падежа единственного числа существительных без предлога и с предлогом У.

37-38

Звуко-буквенный анализ слов.

Буквы В-Ф

Звери наших лесов.

2

Четкое произнесение звуков В - Ф. Звуковой анализ, составление схем обратных слогов. Деление слов на слоги. Составление предложений по предметным картинкам с числительными Один, Одна, Два, Две; закрепление согласования с существительными в роде.

39-40

Звуко-буквенный анализ слов.

Буквы Д-Т

Зимующие птицы.

.

2

Четкое произнесение звуков Д,Т. Различение звуков Д-Т. Закрепление понимания мягкости согласных. Развитие внимания и памяти. Звуковой анализ и составление схем слов.

41-42

Звуко-буквенный анализ слов.

Буквы З-С.

Животные жарких стран.

2

Четкое произнесение звуков З, С. Выделение начального и конечного согласного в словах Выделение слов со звуком З. Согласование числительных  с существительными в роде, числе, падеже.

43-44

Звуко-буквенный анализ слов.

Буквы Ж-Ш.

Животные севера.

2

Четкое произнесение и характеристика звука Ж/Ш. Анализ  и синтез слогов, развитие слухового внимания, памяти, выделение звука Ш из начала слов.

45-46

Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков.

Весна.

2

Упражнение с деформированной фразой. Составление детьми предложений с предлогом НА. Развитие диалогической речи. Закрепление представлений о весне.

47-48

Развитие навыков звуко-буквенного анализ и синтеза слов.

Профессии

2

Практическое усвоение  рода существительных Соотнесение существительных мужского и женского рода с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ. Совершенствование мыслительных операций: обобщение, классификация, исключение.

49-50

Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Итоговое занятие

Инструменты

2

Обучение детей пониманию существительных в родительном падеже единственного числа от существительных в именительном падеже, согласовывая существительное с соседними словами. Уточнение значения предлога У.

51

Слоги. Слоговой анализ слов (вводное занятие). Инструменты.

1

Воспроизведение слоговых рядов типа. Звуковой анализ и составление схем слогов.

52

Слог.

Инструменты

1

Уточнение, закрепление и расширение представлений детей об инструментах.,

53-54

Слоги. Слоговой анализ двусложных и трёхсложных слов . Проверочная работа

Перелетные птицы.

2

Воспроизведение звуковых и слоговых рядов. Определение место звука в слове. Деление слов на слоги, составление схем слов.

55

Слог. Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза.

Транспорт.

1

Закрепление и обобщение знаний о транспорте. Соотнесение с вопросами: какой? какая? какое? Подбор признаков к предметам с помощью вопросов. Развитие диалогической речи.

56-57

Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие

Наш город,улица.

2

Деление слов на слоги. Анализ и синтез слогов. Закрепление употребления предлога В.

58

Ударение.

Дом и его части.

1

Закрепление и расширение знаний детей о доме, его частях. Подбор существительных к прилагательным. Практическое употребление антонимов.  

59

Ударение. Ударный слог. Ударная гласная

Труд весной.

1

Расширение представлений детей о весне.

60

Дифференциация предлогов и приставок.

 Цветы.

1

Обучение детей дифференцированию по смыслу глаголов, имеющих разные приставки и общую основу ехать

61-62

Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

Насекомые.

2

Упражнение в понимании существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Знакомство с ласкательными именами людей. Договаривание слов.

63-64

Последовательный рассказ

2

Обучение детей отвечать на вопрос с помощью картинки.  

65-66

 Описательный рассказ

2

Обучение детей дифференцированию вопросов Кто? Кого? Что? в зависимости от того, является ли существительное одушевленным или неодушевленным.

67-68

Фронтальное обследование.

2

Обследование речи детей

Материально – техническое обеспечение.

Список литературы:

  1. Программа логопедической работы по преодолению общего
  2. недоразвития речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.:Просвещение, 2009г.
  3. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений        слоговой структуры слов у детей. - Спб.: Детство-Пресс, 2001.
  4. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  5. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5-ти лет. -  М: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
  6. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. -  М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
  7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей  дошкольного возраста. М.: «Айрис Пресс», 2004.
  9. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение  детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»  - М.: «Дрофа», 2000

Вариативные дидактические материалы:

1. Лото с шариками.

2. Пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики.

3. Кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т.д.)

4. Разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего.

5. Набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов.

6. Лото « живое – неживое», «бывает – не бывает» (сюжеты с элементами фантастики).

7. Игра «Сравни и отличи» (наборы картинок типа: самолет – птица, кукла – девочка).

8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями.

9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).

10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.

11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок — слов омонимов.

12. Слова для составления шарад и ребусов.

13. Слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с перепутанными словами.

Картотеки:

-пальчиковых гимнастик,

-логоритмических игр,

-дыхательных гимнастик.

Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:

—      обувь, одежда

—      посуда, игрушки

—      домашние птицы, зимующие и перелетные птицы

—      домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера

—      овощи, фрукты, ягоды

—      растительный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые

—      рыбы, продукты питания

—      профессии, транспорт

—      времена года

—      части тела человека

—      школа, мебель

—      дом и его части

—      действия (глагольный словарь)

—      занимательные игры.

Дидактический материал по формированию связной речи:

—      сюжетные картины

—      серии сюжетных картин

—      тематические картины.

Приложение

Диктант

      Щука

      Щука живет в пресных реках. Это хищная рыба. Длина обычной щуки около двух метров. Ее вес может быть больше десяти кг. Щука пятнистая с темными полосками. Щуки живут в глубоких местах. В начале лета они могут выходить на мелководье. (40 слов)

Проверочная работа по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме».

  1) Словарный диктант.

     Слова для диктанта по рисункам: трактор, трамвай, овес, пшеница, морковь, помидор, топор, земляника.
   1. Стоят Ермачки, красные колпачки. Кто ни пройдет, всяк поклон им отдает. (Земляника.) 2. Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор.) 3. Землю пашет и рычит, очень мощный он на вид. (Трактор.) 4. Второй месяц года. (Февраль.) 5. Он по городу идет, много он людей везет. (Трамвай.) 6. В камзоле алом тот синьор, он зовется... (помидор). 7. Брось в грязь — будет князь. (Овес.) 8. Стоят столбы точеные, головки золоченые. (Пшеница.)
      

2) Диктант с грамматическим заданием.

Ленивый кот

      У Миши жил кот Пушок. У него был пушистый хвост. Кота кормили молоком и кашей. Но Пушок кашу не любил. Он просил мяса. Мышей он не ловил. Часто мыши пробегали у самого кончика хвоста Пушка. Хорошо жилось мышам с ленивым котом! (43 слова)

      Задание: выписать пять слов с проверяемыми безударными гласными; подобрать и записать проверочные слова к выписанным словам.

Проверочная работа по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме»

      а) Вставьте пропущенные буквы согласных звуков, подберите и запишите проверочные слова. Тетрадка, шубка, березка, крик, мороз, сноп, грядка, головка, арбуз, час.
      б) Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы гласных звуков, подберите и запишите проверочные слова. К
озел за водой ходил, сам и кашу он варил, деда с бабушкой кормил.
      в) Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Дружно по д
орожке топают две ножки. Уходи с дороги, кот! Маленький сынок идет!

Контрольная работа по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение»

Ветер

      Ветер играет большую роль в жизни животных и растений. Он может переносить плоды и семена березы, клена, одуванчика. Ветер может далеко занести мелких насекомых. Осенью летят по ветру маленькие комарики и паучки. (33 слова)

      

Задания на отработку навыка написания букв безударных гласных звуков.

      1) Распределить читаемые учителем слова в два столбика:
      а) с буквой Е или буквой И, обозначающими безударные гласные звуки: сидеть, верхушка, деревья, лежать, семена, занести, лететь, синеть, увидать, зеленеть, цветы, шмели;


      б) с буквой А или буквой О, обозначающими безударные гласные звуки: помогать, коты, хвосты, ходить, варить, махать, носить, плоды, далеко.

   2) Записать предложения, найти и проверить буквы безударных гласных звуков.
      Мама полоскала белье на реке. Девочка поласкала кошку. Дедушка к старости совсем поседел. Бабушка устала и посидела на скамейке в парке.

     3) Записать слова из словаря: погода, мороз, ворона, ветер, растения, береза, насекомые, жужжать, ребята.


 

Задания на отработку написания букв парных по звонкости-глухости согласных звуков.

Выписать из предложений слова с нужной орфограммой, подобрать проверочные слова.

 Береги нос в большой мороз. У подружки под подушкой пирожки и ватрушки.

 Образовать слова по образцу (шуба — шубка) от таких слов: рыба, тетрадь, береза, шляпа, слеза, трава, губа, голова, репа, ягода.

   

Задания на отработку написания буквосочетаний с шипящими согласными.
      1) Записать слова под диктовку: пушистый, животное, живот, одуванчик, паучки, оживать, листочки, душистый, счастливый.
      2) Распределить слова в две группы: с мягким знаком — без мягкого знака: маленький, солнечный, пшеничный, мощный, сельский, точка, полька.

Задание на отработку навыка написания слов с непроизносимыми согласными.
      К данным словам подобрать слова-родственники с непроизносимыми согласными по образцу (радость — радостный). Записать слова парами. 

      Место, звезда, грусть, ненастье, счастье.

Контрольная работа по разделу «Части речи»

  1. Записать слова белый, белизна, белеть, игра, красивый, еж, ворона, бежать, трамвай, морской, смотреть в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. (Слова или записаны на доске заранее, или диктуются учителем.)


      2. Составить словосочетания из пар прочитанных учителем слов, добавив предлог: сидеть, дерево; писать, тетрадь; смотреть, окно; учиться, школа. С одним из словосочетаний составить предложение.


      3. Записать текст под диктовку.

      Мой младший брат Саша хочет поехать в деревню к коту Матроскину. Саша любит этого кота. Он любит собаку Шарика и почтальона Печкина. Брат думает, что они существуют на самом деле. (30 слов)

    

  Подчеркнуть буквы проверяемых ударением безударных гласных звуков в корне слова, буквы парных по звонкости-глухости согласных звуков в конце и в середине слова. Устно ответить на вопрос по содержанию текста диктанта: А вы думаете так же, как Саша?

Проверочная работа по разделу «Предложение. Текст»

Записать под диктовку или списать с доски текст, озаглавить его; подчеркнуть подлежащее и сказуемое в каждом предложении; указать тип текста. При списывании текста с доски вставить, где это необходимо, пропущенные буквы, раскрыть скобки.


      Наступает лето. Занятия в школе к_н_чаются. М_и друз_я едут (во)время к_никул или на море, или в д_ревню, или в новые б_льшие и кр_сивые г_рода. Много интересного мы увидим летом! (30 слов)

      Надо указать знаки препинания (запятые) в третьем предложении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа для детей - инвалидов с умеренной умственной отсталостью по обучению письму 6 класс (индивидуальное обучение)

Адаптированная образоватеьльная программа по обучению детей с умеренной умственной отсталостью составлена на основе "Программы обуччения и воспитания детей с умеренной и тяжёлой  умственой отстал...

Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 7 класс

Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 7 класс...

Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 8 класс

Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 8 класс...

Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 9 класс

Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 9 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) 6-9 КЛАССОВ

Рабочая программа  по биологии 7-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отст...

Рабочая программа учителя - дефектолога для детей с умственной отсталостью умеренной и тяжёлой степени

Сведения о создании условий для обучающихся с овз. Плнируемые результаты освоения программы в соответствии с АООП....

рабочая программа учителя -логопеда легкая умственная отсталость 5 класс

Коррекционная программа по логопедии составлена  для обучающихся 5 класса  и 7классов на основе ФГОС О УО вариант 1Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающи...