ПРОГРАММА Мониторинг уровня сформированности информационной и коммуникативной компетенций на уроках информатики
материал

 
ПРОГРАММА Мониторинг уровня сформированности информационной и коммуникативной компетенций на уроках информатики
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»

ПРОГРАММА

«Мониторинг уровня сформированности информационной и коммуникативной компетенций на уроках информатики»

Автор: преподаватель информатики

С.Ф.Балан

г. Ельня


МОНИТОРИНГ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Актуальность. Мониторинг представляет собой процесс систематического слежения за учебным процессом, данные которого используются для коррекции учебного процесса.

Потребность в мониторинговой информации может существовать только тогда, когда она становится полезной не только для школьных администраторов, но и для педагогов, учащихся, их родителей. Таким образом, полезность информации мониторинговых исследований приобретает чрезвычайное значение с двух позиций: полезность с точки зрения потребностей управления (на разных уровнях системы) и полезность с точки зрения потребителей информации - педагогов, учащихся, родителей, социума в целом.

Нормативной базой программы мониторинга являются следующие документы:

  • Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
  • Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 года (изм. от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
  • Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ.
  • Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).

Цель: Диагностика и оценка уровня сформированности информационных и коммуникационных компетенций.

Задачи:

  • диагностировать сформированность информационных и коммуникативных компетенций обучащихся. Собирать и накапливать фактический материал о реально протекающих изменениях в знаниях и умениях обучающихся и разработать на этой основе план индивидуальной и дифференцированной работы;
  • создать диагностический инструментарий (КИМы), с помощью которого возможно максимально точно проверить уровень сформированности информационных и коммуникативных компетенций обучающихся;
  • своевременно выявлять проблемы и достижения в результатах обученности старшеклассников по информатике;
  • выявить уровень профессионального мастерства педагога, обобщить и распространить педагогический опыт.

Объект мониторинга. Объектом мониторинга являются результаты уровня сформированности информационной и коммуникативной компетенций на уроках информатики обучающихся 1 и 2 курсов.

Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. Социум получает сведения об образовательном учреждении. На основании этой информации формируется общественное мнение. Учащийся имеет представление о результатах своей деятельности, на основании которых выстраивает индивидуальную траекторию деятельности. В свою очередь каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного или иного уровня.

Основой учебного мониторинга являются уровни планируемых результатов обучения, сформулированные в виде системы задач:

  • минимального уровня (набор шаблонных заданий, обязательных для решения всеми);
  • общего уровня (задачи, представляющие собой комбинации подзадач минимального уровня с явными ассоциативными связями);
  • продвинутого уровня (задачи, являющиеся комбинациями подзадач минимального и общего уровней, связанных явными и латентными ассоциативными связями).

Принципы мониторинга результатов образовательной деятельности обучающихся. Подход, заложенный в программе мониторинга, выражается через совокупность принципов.

  1. Принцип непрерывности. Мониторинг – целостная, динамически развивающаяся система, определяет моменты перехода одного качества обученности в другое.
  2. Принцип научности. Отслеживание происходит на научно обоснованных характеристиках.
  3. Принцип целесообразности. Мониторинг – средство глубокого изучения и инструмент педагогического управления качеством образовательного процесса по информатике.
  4. Принцип диагностико-прогностической направленности. – Данные, полученные в процессе диагностики, являются базой разработки и принятия решений.
  5. Принцип прогностичности. Смысл мониторинга не только в том, чтобы получить конкретную картину состояния сформированности информационно-коммуникативных компетенций в определенный момент и на определенной стадии, сколько в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития различных сторон компетентностей по предмету и предвидеть возможные направления педагогической деятельности, направленные на поддержку и развитие положительных тенденций их формирования и блокировку, трансформацию нежелательных последствий.
  6. Принцип общественно-административной экспертизы. Мониторинг качества обученности по информатике должен стать деятельностью, объединяющей администрацию школы, родительскую общественность, представителей различных служб ОУ (медика, психолога, социального педагога и т.п.).

Таблица 1. Критерии оценки уровня сформированности информационных и коммуникативных образовательных компетенции на уроках информатики

Ключевые образовательные компетенции

Критерии оценки

Уровень сформированности компетенций

низкий

средний

высокий

Информационные

Обеспечивают навыки деятельности ученика

по отношению к информации, составляющей содержание учебных предметов и образовательных областей, а также содержащейся в окружающем мире

Умение работать с информацией используя возможности новых инф. технологий

Слабо развиты умение работать с различными источниками информации, навыки анализа, преобразования информации, формулирования и аргументации выводов

Хорошо развиты навыки работы с различными

источниками информации. Проявляет указанные навыки при поддержке учителя и одноклассников

Самостоятельно работает с различными источниками информации, обладает способностью преобразовывать информацию, делать обобщения, формулировать, аргументировать выводы, сохранять и передавать информацию

Коммуникативные

Навыки общения, сотрудничества, командной работы, направленной на достижение общего результата

Овладение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, навыками общения, сотрудничества в различных областях, умениями отстаивать собственное мнение, быть терпимым к мнению других, контактность в различных социальных группах

Слабое владение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, неразвитость коммуникативных качеств

Хорошее владение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, удовлетворительное развитие коммуникативных качеств

Высокий уровень сформированности навыков взаимодействия с окружающей средой и людьми. Обладание навыками общения, сотрудничества в различных областях и социальных группах. Выступает в качестве лидера при командной работе

Условия проведения мониторинга:

  1. для каждого обучающегося ведется единая карта мониторинга сформированности информационных и коммуникативных компетенций;
  2. на основании карт мониторинга учитель заносит результаты в сводную таблицу, на основании которой делает анализ результативности проделанной работы.

I этап – подготовительный

Задачи этапа

  1. Определение целей, мотивации и задач мониторинга.
  2. Определение основных показателей и критериев.

Критериями сформированности информационных и коммуникативных компетенций старшеклассников выступают общие учебные и предметные знания, умения и навыки как требования к уровню их подготовки, представленные в государственных образовательных стандартах основного общего образования.

  1. Выбор способа установления реальных достижений (реального уровня) обследуемого объекта, выбор инструментария.

Формы диагностики:

  • наблюдение;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • самостоятельные и групповые работы;
  • контрольные работы;
  • индивидуальные задания;
  • практические работы с использованием компьютера.

II этап – практическая часть мониторинга

Задачи этапа

  1. Сбор информации с помощью подобранных методик.
  2. Количественная и качественная обработка полученных результатов;
  3. Учет индивидуальных достижений учащихся по предмету (оценка преподавателя, самооценка учащегося. 

Таблица 2. Циклограмма и технология мониторинга

Сроки

Содержание мониторинговой деятельности, методики

Где представляются результаты мониторинга

Сентябрь

Изучение уровня мотивации.

Владение способами работы с информацией Преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.)

Методики: анкетаизучения уровня мотивации к овладению информатикой:наблюдение.

методическое объединение

Январь

Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)

методическое объединение

Февраль

Систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.)

методическое объединение

Март

Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)

методическое объединение

Апрель

Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.)

педагогический совет

1. Анкета изучения уровня мотивации к овладению информатикой

  • Почему ты учишь информатику? Любишь ли ты работать на компьютере? Желаешь ли знать больше, чем дают на уроке? Планируешь ли сдавать ЕГЭ по информатике? Будет ли твоя будущая профессия связана с информационными технологиями?

2. Измерение общеучебных и предметных умений (таблицы 3, 4)

Таблица 3. Список общих учебных умений учащихся, подлежащих измерению в ходе мониторинга

Область деятельности

Показатели

Познавательная

Сравнение, сопоставление, ранжирование, анализ, классификация, обобщение объектов по предложенным критериям

Моделирование процессов и явлений

Создание алгоритма и работа по нему

Речевая

Поиск и преобразование информации

Построение письменного высказывания по заданному вопросу

Таблица 4

Компетенции

Показатели

Информационные

1. Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web -камера и т.п.)

2. Владение способами работы с информацией

3. Поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах

4. Извлечение информации с различных носителей

5. Систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.)

6. Технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.

7. Преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.)

8. Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)

9. Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.)

10. Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

Коммуникационные

11. Владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.);

12. Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.);

13. Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.);

14. Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.);

15. Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне);

16. Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.);

17. Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.).

 

Таблица 5

Информатика

Показатели

Предметные умения учащихся, подлежащие измерению в ходе мониторинга

Умение оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов; объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации

Умение работать в среде текстового процессора

Умение работать в среде табличного процессора

Умение работать в среде баз данных.

Умение составлять алгоритм для различных ситуаций или процессов в виде блок-схем

Умение составлять программу с помощью языка программирования

Умение корректно общаться в сети

Умение искать информационный ресурс по ключевым словам, рубрикатору, формировать сложный критерий поиска

3. Индивидуальный учет сформированности информационной и коммуникационные компетенций по классам (согласно таблице 4)

Условные обозначения: о – отлично; х – хорошо; п –плохо; н – неудовлетворительно.

№    группы  (согласно таблице 4)

Фамилия

Информационные компетенции

Коммуникационные компетенции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III этап – аналитический

Задачи этапа

  1. Причинно-следственный анализ накопленных и обработанных в ходе педагогического мониторинга данных. Он предъявляется в виде аналитической справки, при составлении которой предусматривается возможность сочетания текстовой аналитической информации, схем, графиков, таблиц, диаграмм и др. По результатам анализа делаются выводы, разрабатываются рекомендации.
  2. Выработка педагогического диагноза. Объяснение причин данного состояния диагностируемого объекта, вскрытие закономерностей, которые привели к данному состоянию диагностируемый объект, указание доминирующих причин.
  3. Структурирование полученной информации.
  • Информация, сообщаемая учителям-предметникам, в виде перечня необходимой коррекционной работы и её методики.
  • Информация, сообщаемая учащемуся вместе с родителями, для формирования адекватной самооценки, определения выбора индивидуального образовательного маршрута, работы по изменению или совершенствованию личностных качеств.
  • Информация, сообщаемая родителям, для адекватной самооценки личности учащегося, учета особенностей личностного развития в воспитательном процессе, процессах социализации и профориентации.

IV этап - прогностический

Задачи этапа

  1. Прогнозирование дальнейших тенденций и возможностей развития дальнейших тенденций и возможностей развития обследуемого объекта.
  2. Разработка плана коррекционных мероприятий.
  3. Предъявление результатов мониторинга и его формы.

Результаты мониторинга проявляются в форме аналитической справки. при составлении которой предусматривается возможность сочетания текстовой аналитической информации, схем, графиков, таблиц, диаграмм и др. По результатам анализа делаются выводы, разрабатываются рекомендации.

Результаты мониторинга, в зависимости от содержания мониторинговых исследований, их целей и результатов представляются:

  • на заседаниях методического объединения;
  • на педагогическом совете;
  • на собрании классного коллектива;
  • на родительском собрании и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего огбразования.

В работе представлены методики для определения уровня сформированности УУД  на ступени основного общего образования....

Программа мониторинга уровня сформированности УУД учащихся 5 классов

Позволяет получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у   учащихся 5-классов в условиях реализации федеральных государственн...

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в основной школе

Программа  мониторинга уровня    сформированности универсальных учебных действий в основной школе. Диагностический инструментарий....

Программа мониторинга уровня сформированности УУД у школьников среднего звена

Получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у   школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных...

Программа мониторинга уровня сформированости общих компетенций обучающихся по общественным дисциплинам

Программа разработана в помощь преподавателямобщеобразовательных дисциплин, ее основными задачами являются:диагностика сформированности общих компетенций обучающихся,разработка диагностического инстру...

Программа мониторинга уровня сформированности общих компетенций обучающихся

Программа мониторинга уровня сформированности общих компетенций (ОК) обучающихся...

Программа мониторинга уровня сформированности общих компетенций (ОК) обучающихся

Программа мониторинга уровня сформированности общих компетенций (ОК) обучающихся...