Доклад "Информационная безопасность студентов"
материал

Доклад "Информационная безопасность студентов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_bezopasnost_studentov.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Информационная безопасность студентов»

В настоящее время жизнь развивается с такой скоростью, что за ней практически невозможно угнаться, и уже сейчас никто не может отрицать значение сети Интернет как всемирной информационной среды. Но, несмотря на глобальное значение Интернета у современного общества стали возникать проблемы с использованием сети. Личность ребенка, включенная в процесс познания, оказывается незащищенной от потоков информации, в связи, с чем возникает острая необходимость расширения содержания общего среднего образования, введения в него новых компонентов, связанных с обучением информационной безопасности.

Информационная безопасность человека подразумевает исключение опасностей в процессе информирования. Формирование информационной безопасности связывают с воспитанием умения адекватно реагировать на поступающую информацию, избавляться от непродуманных поступков, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия. Информационная безопасность, как часть национальной, не может быть обеспечена без должного стремления к ней государства, общества, человека, а в образовании — без создания необходимых педагогических условий обеспечения информационной - безопасности учащихся.

Для выяснения информации о количестве проводимого времени учащимися за компьютером в сети Интернет, ребятам 15-16 лет были предложены следующие вопросы:

1. Сколько времени вы проводите в сети Интернет в будние дни?

2. Сколько времени вы проводите в сети Интернет в выходные дни?

Из этого опроса выяснили, что 50% опрошенных ребят проводят в будние дни в интернете 5-8 часов, а 40% ребят от 1 до 3 часов. В выходные дни количество посещений в онлайн увеличивается в разы. И лишь 10% ребят, из опрошенных, ответили, что у них временно отсутствует Интернет, о чем они очень сожалеют. Большинство подростков пользуются своими компьютерами, ноутбуками, сотовыми телефонами. Самый популярный вариант интернета у подростков это мобильный интернет. Мобильный телефон и смартфон, мобильным интернетом сегодня пользуется практически каждый второй ребенок.

Причем учащиеся зачастую находятся в онлайн прямо на занятиях, пряча свой телефон под партой. Это отвлекает студентов от усвоения программы занятий. Многие студенты испытывают огромную зависимость от интернета и не представляют жизни без него. Характерно, что в большинстве случаев интернет-общение захватывает именно те личности, которые испытывают дефицит общения в реальной жизни и не имеют сложившихся ярко выраженных стереотипов общения. Взгляды на межличностное взаимодействие у такого человека будут формироваться на основе сетевого, а не реального опыта. И, следовательно, неизбежен неосознанный перенос этого опыта на общение в повседневной жизни.

Из многих факторов риска наибольшую опасность учащимся приносят современные компьютерные игры. При помощи компьютера натуралистично воспроизводятся лужи крови и мозги на стенах, жуткие вопли и скрежет ломаемых костей, оторванные головы и летящие куски окровавленной плоти. Движущиеся под музыку образы на цветном экране оказывают на игроков гипнотический эффект. В ходе игр подростка имитируют действия убийц, преступников: убивают десятками, калечат, расчленяют тела персонажей игр. Подросток приобщается к реалиям криминального мира. Игроки находятся в состоянии «пассивного возбуждения», при котором удовольствие достигается без усилий, что оказывает расслабляющее влияние на личность, действует как наркотик. У детей создается ощущение собственного всемогущества. Реальные дела забываются, жизненные проблемы не решаются. У некоторых студентов появляются признаки компьютерной наркомании. Нарушается общение со сверстниками, утрачиваются контакты с близкими. Ухудшается успеваемость. Спорт, искусство занимают в их жизни последнее место. При отсутствии возможности играть на компьютере у заядлых игроков начинается типичная «ломка»

Но студенты не только играют в игры, еще используют сеть Интернет для поиска различных познавательных материалов развивающего и научного характера для подготовки домашнего задания или общего развития. С одной стороны это хорошо, что студенты постоянно обращаются к Интернет-ресурсам, а с другой стороны возникла проблема информационной безопасности для подростка в глобальной сети Интернет, которая таит в себе чрезвычайную опасность. И опасность эта кроется не в самом компьютере (например, свойствах излучения: они не больше, чем у телевизора), а именно в информации, которая размещается в сетях, доступ к которой открыт для всех желающих.

Мне как преподавателю не безразлично, как эта информация может сказаться на интеллектуальном, нравственном развитии студентов, их психическом, да и физическом здоровье.

Подростки прирастают к компьютеру тогда когда реальный мир,не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей – и найти в себе силы и время общаться и слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен. ( Заряны и Нины Некрасовых «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать»)

Взрослым необходимо понять, что проблема заключается в том, что подросткам не хватает простого человеческого общения и понимания, но и не достаток компетентной информации. Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей. В моей педагогической деятельности уделяю большое внимание учебно-воспитательной работе со студентами, направленной на преодоление негативного воздействия ИКТ, а также провожу беседы с родителями. В возрасте 15-16 лет взрослым сложно контролировать своих детей, так как о сети Интернет они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет - безопасности – соглашение между родителями и подростками. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности подростков в сети Интернет. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей в строгом секрете от детей.

На родительском собрании рассматривался вопрос о компьютерной безопасности подростков. И родители активно участвовали в дискуссии этого вопроса. Мной была предложена следующие советы работы родителей с детьми:

Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет

  • Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернет, руководство по общению в Интернет (в том числе в чатах).
  • Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
  • Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
  • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
  • Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
  • Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
  • Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.
  • Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
  • Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
  • Расскажите детям о порнографии в Интернет. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
  • Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
  • Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
  • Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ...

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по английскому языку для студентов заочной формы обучения ДВГГТК по специальности 280703 «Пожарная безопасность»

Дисциплина «Иностранный язык» входит в цикл общих гуманитарных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и составляет часть профес...

Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности для студентов младших курсов образовательных учреждений среднего профессионального образования и учащихся общеобразовательных школ.

Программа кружка по ОБЖ разработана для студентов младших курсов и учащихся общеобразовательных школ разработана для выработки умений и навыков для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни...

Памятка студентам о безопасном поведении во время каникул

Памятка студентам и их родителям о безопасном поведении во время отдыха, в общественных местах и в сети Интернет....

Задание для самостоятельной работы для студентов 1 курса СПО по Основам безопасности жизнедеятельности по Разделу 4.Основы здорового образа жизни

Задания даны в соответствии с программой дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" для студентов СПО 1 курса (специальности:«Экономика и бухгалтерский учет». «Коммерция», «Реклама», «Страхово...

Методические рекомендации для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы по предметам: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» и «Безопасность Жизнедеятельности»

Методическая разработка: «Методические рекомендации для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы по предметам: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» и «Безопасность Жизнедеятельнос...