Доклад тема: «Как защитить подростков от сетевых хулиганов: международный опыт и личные наблюдения»
материал

Доклад

тема: «Как защитить подростков от сетевых хулиганов: международный опыт и личные наблюдения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchita_ot_kiberbullinga.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

тема: «Как защитить подростков от сетевых хулиганов: международный опыт и личные наблюдения»


 ХАРАКТЕРИСТИКА КИБЕРБУЛЛИНГА

Термин «кибербуллинг» ввели психологи в середине 1990-х годов, когда интернет пришёл в массы, чтобы описать травлю в онлайн-среде. Кибербуллинг может иметь разные формы: оскорбления, преследование, шантаж, домогательства, клевета, распространение личных данных. Всё это наносит психологическую травму жертве.

Важно отметить, что кибербуллинг – это длительный, систематический процесс. Единичный нелестный комментарий или гневный ответ ещё не является травлей. Кто же становится агрессором и жертвой? Как правило, с кибербуллингом чаще встречаются учащиеся средней и старшей школы, поскольку именно в подростковом возрасте дети пробуют разные формы доминирования в коллективе. Подростки ещё не умеют адекватно выражать свои чувства и эмоции и выпускать агрессию социально приемлемым путём. Однако, это не значит, что травле не может быть подвержен любой другой пользователь сети. Травля в интернете может быть абсолютно разной. Есть несколько важных определений, которые помогут разобраться в категориях насилия в сети.

Например, написать токсичный комментарий под фотографией, оскорбить в групповом чате или на стенке в социальной сети, затроллить, выложить данные или подробности из личной жизни. Поводом для кибербуллинга чаще всего являются внешность, сексуальная ориентация и активность в интернете.

Негативные комментарии по поводу лишнего веса может заставить юного подростка страдать от пищевых расстройств. Один комментарий по поводу его ориентации может всю жизнь заставлять стесняться его своей ориентации, ведь чаще неприятные эмоции доставляют не только и столько количество комментариев, сколько их попадание в цель. Регулярные комментарии по поводу его никчемности или ненужности может даже привести к попытке навредить себе.

Чаще всего человек не может сам защититься от кибербуллинга, но лишь небольшая часть пользователей готова поддержать жертву травли в сети. Исследователи выяснили, что:

52% респондентов никогда не заступались ни за кого в интернете,

65% считают публичную поддержку бессмысленной,

13% боятся, что агрессия перекинется на них,

20% полагают, что они бессильны и ничего не могут сделать, чтобы поддержать пострадавшего от кибербуллинга.

Человек, нападающий на жертву, как правило сам не уверен в себе и боится, что это станет заметным. Он хочет быть выше других, но не за счёт своих особенностей, а за счёт обесценивания жертвы. И если раньше задирой становились физически более развитые ребята, то с развитием технологий самоутверждаться за счёт других может кто угодно.

Благодаря возможностям сети агрессор может прятаться под разными аккаунтами, а также заводить сообщников, что увеличивает объём вреда, наносимого жертве. Анонимность в интернете растормаживает нападающих и позволяет им больше, чем они могли бы сделать в реальной жизни.

Как правило, жертвами становятся тревожные, зажатые, пугливые подростки. У них мало знакомых и друзей, которые могли бы прийти на помощь и заступиться. Низкая самооценка только поддерживает в них убеждение, что всё сказанное агрессором правда, и дать отпор просто нет никакой возможности. А высокая тревожность не позволяет активно работать над собой. Таким образом агрессор быстро вычисляет «болевые точки» жертвы и начинает планомерно разрушать её жизнь.

Важно упомянуть ещё одну сторону, участвующую в конфликте – свидетели. Даже не будучи агрессором или жертвой, часто можно увидеть кибербуллинг в интернете. Для неокрепшей детской психики это может стать серьёзным испытанием.

Свидетели могут занять одну из сторон став «помощником агрессора» или «защитником», а могут статься в стороне:

«Помощники агрессора» очень конформны (согласны с мнением большинства), готовы выполнять поручения агрессора и боятся оказаться на месте жертвы;

«Защитники» — участники кибербуллинга, всеми силами старающиеся остановить травлю, найти слова примирения. Они неконфликтны и хотят комфортного существования внутри коллектива. Это люди с нормальной самооценкой, не ищущие неприятностей.

Последствия кибербулинга очень разнятся и степень их серьезности значительно отличается.

Кибербуллинг может привести к:

  • росту уровня тревоги
  • стрессу
  • нарушению сна
  • психосоматическим расстройствам
  • снижению академической успеваемости и прогулам
  • снижению самооценки
  • депрессии.

Существуют разные исследования, противоречащие друг другу по поводу того, кто чаще — мальчики или девочки — становятся жертвами и агрессорами, поэтому, скорее всего, пол не является основополагающим фактором для участия в кибербуллинге.

Причины начинать преследовать жертву могут быть совершенно различными – обиды, зависть, злость. Но катализатором для перехода к активным действиям является кажущиеся анонимность и вседозволенность в интернет-среде. Некоторые агрессоры изначально сами боялись оказаться среди жертв и поэтому нападают первыми. Так часто происходит со свидетелями травли. Путём унижения других участников они пытаются примкнуть к более сильной группе, а то и возглавить её. Если цель состоит именно в утверждении себя в роли лидера, то обидчик скорее будет использовать свой личный аккаунт, а не анонимную личину. Часто объектами насмешек становятся представители других культур и национальностей. Отсутствие грамотной работы по сплочению коллектива в школе может привести к ярко выраженным конфликтам на межнациональной почве.

1.2 Виды кибербуллинга

Троллинг. Не совсем буллинг. Это своего рода жёсткий вызов на состязание по юмористическому мастерству. Как правило, троллю не важно с кем и как долго пикетироваться. Если в ответ придёт более остроумная ремарка или будет полное игнорирование комментария, то «юморист» пойдёт искать себе другую площадку для выступления.

Флейминг. Тоже ещё не травля. Единичная вспышка гнева в адрес человека, выраженная через оскорбительный комментарий или жёсткую критику. Как правило, авторы таких грубых сообщений не нуждаются в ответе. Они вылили свою реакцию на ваш продукт (пост, статью, видео, фото и т.п.) и пошли дальше, через 2 минуты забыв о вашем существовании.

Хейтинг. Происходит от английского слова «ненависть» — это полноценная травля против человека, развертывающаяся в сети. Жертву буквально осыпают оскорбительными сообщениями и комментариями через все возможные источники – социальные сети, мессенджеры, видеохостинги

Харасмент (домогательства). Травля с явным сексуальным подтекстом. Человеку начинают приходить сообщения с фотографиями и видео сексуального характера, соответствующие призывы и признания. Обратной стороной может стать форма мести, при которой некогда близкий человек начинает угрожать выложить или выкладывает интимные снимки и видео файлы с жертвой на всеобщее обозрение.

Диссинг (клевета). Распространение недостоверной информации и слухов о жертве, с целью нанести максимальный репутационный урон. Для этих целей могут быть созданы фейковые переписки, фотожабы, написаны посты с заведомо перевранными подробностями.

Подделка личности. Путём взлома страницы пользователя или создания её копии начинается распространение ложной информации и очернение человека. От лица жертвы рассылаются оскорбительные сообщения в адрес знакомых, учителей (если речь идёт о школьниках) и т.п.

Бойкот. Часто случается внутри реального коллектива. Жертву исключают из общих групп и чатов, лишая её возможности участвовать в обсуждениях и высказывать своё мнение. Поводом для бойкота внутри класса может стать любая мелочь, отличающая ребёнка от остальных.

Разглашение личных данных. Публикация в интернете любых сведений о человеке, которые не являются достоянием общественности, может повлечь за собой тяжёлые последствия для жертвы. Например, достаточно распространить домашний адрес известной личности, чтобы доставить ей огромных хлопот – вплоть до смены места жительства. Также выкладывание в сеть фотографий интимного характера или источника заработка без разрешения человека и т.п. является одним из видов травли.

Киберсталкинг. Длительное преследование в сети, сопровождающееся угрозами расправы и сексуальным домогательством. Агрессор буквально везде следует за своей жертвой – отмечается на фотографиях, комментирует любую активность в интернете, вступает в те же группы, вынюхивает информацию у друзей.

Открытые угрозы расправы. Комментарии и сообщения напрямую или заувалированно содержат в себе описания физической расправы. Предпринимаются попытки выследить жертву в реальном мире, назначаются «стрелки».

1.3. План мероприятий по профилактике кибербуллинга

Мероприятия

Сроки

проведения

Ответственные

Нормативно-правовое и информационное обеспечение мероприятий

1

Утвердить на методическом совете антибуллинговую программу профилактики детского насилия и буллинга (кибербуллинга) на учебный год.

сентябрь

зам. директора

Разработать:

  • комплексный план мероприятий по профилактике и предотвращению детского насилия и буллинга (кибербуллинга) на учебный год;
  • методические материалы (рекомендации для педагогов и родителей, классные часы, беседы, тренинги, экспресс – диагностика, анкетирование, тестирование и пр.) в рамках реализуемого плана мероприятий

сентябрь

в течение учебного года

зам. директора

кл.руководители

кл.руководители

Изучить нормативно-правовые документы по профилактике явлений детского насилия и буллинга (кибербуллинга) в образовательной среде

сентябрь-октябрь

зам. директора, кл.руководители

Подготовить:

  • информационный материал по профилактике детского насилия и буллинга (кибербуллинга) для размещения на сайте ГАПОУ СКСиПТ
  • раздаточные материалы (памятки, буклеты, стендовую информацию) для всех субъектов образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей) по проблеме буллинга;

октябрь

в течение учебного года

кл.руководители

кл.руководители

Организационно-педагогическая и научно-методическая работа с педагогическим коллективом

4

Совещание: «Организация работы по профилактике детского насилия, буллинга (кибербуллинга) в УЦПК г.Ельня

сентябрь

зам. директора

Педагогический совет: «Основные механизмы и проявления феномена буллинга (кибербуллинга) и его влияние на процесс обучения детей в условиях дополнительного образования»

октябрь

зам. директора

Совещание при заместителе директора по работе по темам:

  • распространенность и особенности проявления буллинга (кибербуллинга)
  • роль педагога в профилактике детского насилия, буллинга (кибербуллинга) в ученических коллективах;
  • анализ работы педагогического коллектива по профилактике детского насилия и буллинга (кибербуллинга) за учебный год

ноябрь

март

май

кл.руководители

кл.руководители

кл.руководители

Пополнение методической копилки новыми формами работы по профилактике и предотвращению буллинга (кибербуллинга) в УЦПК г. Ельня

в течение учебного года

кл.руководители

Лекторий для педагогического коллектива на тему: «Буллинг (кибербуллинг) как социально-педагогическая проблема»:

  1. Лекция 1. Буллинг как форма насилия в ученическом коллективе.
  2. Лекция 2. Буллинг: причины и последствия
  3. Лекция 3. Как педагогу противостоять травле детей

в течение учебного года

в течение учебного года

зам. директора, кл.руководители

Семинары, круглые столы, деловые игры, тренинги для педагогов на темы:

  • Нормативные основания и алгоритм действий педагогов в случае подозрения на возможный факт насилия в детском коллективе.
  • Буллинг (кибербуллинг) в образовательной среде: как помочь ребенку побороть агрессию. Методы предотвращения буллинга.
  • Формирование личности ребенка как основа для противодействия насилию

октябрь

декабрь

февраль

зам. директора, кл.руководители

Индивидуальные консультации педагогов по профилактике конфликтных ситуаций в детском коллективе, в общении, по вопросам оказания поддержки неуверенным, отвергнутым детям, создание ситуации успеха

в течение учебного года

(по запросу)

зам. директора

кл.руководители

Работа с родителями обучающихся

2

Общее родительское собрание «Буллинг (кибербуллинг) в детской среде»

октябрь

зам. директора

Родительские собрания в классах (примерная тематика):

  • О правах ребенка на защиту от любой формы насилия.
  • Как предотвратить и преодолеть буллинг (кибербуллинг)?

октябрь

педагоги

Устный журнал (стендовая информация):

  • Буллинг (кибербуллинг) – это не детская шалость.
  • Невидимый буллинг.
  • Психологический дискомфорт обучающихся в образовательной среде: причины, проявления, последствия и профилактика
  • Буллинг, изгои, отверженные – одна проблема?

1 раз в квартал

кл.руководители

Психологический практикум «Психология поведения жертвы буллинга (кибербуллинга)»

апрель

кл.руководители

Индивидуальные консультации педагога-психолога по профилактике конфликтных ситуаций в детском коллективе, в общении, по вопросам оказания поддержки неуверенным, отвергнутым детям, создание ситуации успеха

в течение уч. года

(по запросу)

кл.руководители

Психологическая диагностика в контексте проблемы буллинга: Анкетирование «Оценка уровня психологической безопасности образовательной среды»

март-апрель

кл.руководители

1.4. Исследование уровня защищенности учащихся.

Цель исследования: исследовать уровень информационной защищенности студентов.

Задачи исследования:

  1. Изучить технологии кибербуллинга
  2. Изучить основные виды кибербуллинга в Интернете
  3. Интерпретировать полученные результаты и выводы.
  4. Дать рекомендации учащимся по конструктивному использованию Интернет.

Объект исследования: студенты.

Экспериментальная выборка: в исследовании приняли участие 120 человек.

Методические принципы исследования. В моих исследованиях я учитывал то, что нельзя частное принимать за общее, и на основе уровня информационной защищенности подростков мы не делали выводы для интернет-пользователей в целом. Результаты исследования проверяемы и объективны. В ходе исследования было исключено всякое влияние на достоверность результатов исследования. При исследованиях были применены опросники, которые были апробированы на подростках России.

В результате исследования были получены следующие данные:

35% опрошенных проводят в Интернет в среднем 3 часа в день, а 45% - все свободное время.

Используют Интернет для развлечения (32%), для общения (35%), в образовательных целях (33%).

Половина (55%) получали по Интернету обидные или непристойные сообщения.

22% опрошенных ответили, что про них размещались обидные или непристойные сообщения.

Более половины (58) встречали Интернет страницы, на которых высмеивался определенный человек.

53% сами намеренно скрывали информацию о себе.

Большинство встречались с кибербуллингом в социальных сетях

Информацию о себе выкладывают почти все опрошенные.

Как обезопасить себя от угроз опрошенные отвечали по разному, большинство блокируют источник опасности, но 12% пытались отомстить.

Об угрозах по Интернету 34% рассказывают друзьям и только 22% родителям, а 28% - никому.

Выводы.

ИКТ технологии способствовали развитию новой формы агрессии – кибербуллинга. Изучив результаты анкетирования, мы пришли к выводам, что часть подростков не знает об опасностях, подстерегающих их на просторах сети интернет. На сегодняшний день возникла острая необходимость защищать детей от опасностей, связанных с выходом в онлайн, поскольку кибербуллинг может иметь серьезные последствия, как для школьного обучения, так и для психологического благополучия школьников. Только сам пользователь может сделать свою жизнь в виртуальном пространстве безопасной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений с обрамлением.

Развитие реечевой деятельности. Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений развитие в учащихся творческие способности, умение видеть и передавать увиденное в публицистическом и худо...

IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ  «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ  - РОССИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ » 23-27 ИЮЛЯ 2012 ГОДА. Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. РОССИЯ

В презентации представлена информация о IV Международном педагогическом форуме в г. Санкт- Петербург, участницей которого мне посчастливилось стать. Имеется программа форума в целом и программа ...

Занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста на тему «Животные Поозерья – герои сказок» (приурочено к Международному дню защиты животных)

Цель: Знакомство детей с животными Пооозерья – героями сказок.Задачи: 1. Выявить отличительные черты сказочных животных и реальных обитателей живой природы.2. Способствовать экологическому воспитанию ...

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...

Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы»

Технологическая карта урока в 7 классе...