Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»
презентация к уроку

Сысолина Анна Васильевна

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.

Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»

Цель: предоставление опыта работы по вопросам повышения учебной мотивации обучающихся НОО.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования Презентация подготовлена педагогом-психологом: Сысолиной Анной Васильевной Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» Радужный, 2023

Слайд 2

Слово «мотивация» от лат. глагола « movere » - двигать. Мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Система мотивации — это взаимосвязь материальных и нематериальных стимулов, цель которых состоит в обеспечении качественного и высокопроизводительного труда. «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». ( В.А.Сухомлинский ) Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Слайд 3

Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В . Немовой )

Слайд 5

Взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательного процесса

Слайд 6

Система работы педагога-психолога по повышению учебной мотивации обучающихся 1 – 4 классов Мероприятия 1 этап - аналитико - диагностический Первичная диагностика обучающихся. Аналитическая деятельность. Ознакомление педагогов – кл.руководителей с результатами диагностики детей по классам. Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей)и педагогов. 2 этап - содержательный Психологическая профилактика – адаптационные занятия по программе «В школу с радостью». Психологическая коррекция и развитие обучающихся по программе познавательного развития «Лесенка к успеху». Психологическая коррекция и развитие обучающихся по программе коррекции гиперактивности «В гармонии с собой». Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) и педагогов. Проведение семинара-практикума для педагогов « Гиперактивный ребенок в классе: формы и методы взаимодействия». Проведение тренинга для молодых специалистов «Я – успешный педагог» Проведение семинара- практикума «Взаимодействие с тревожными обучающимися» Круглый стол для педагогов «Успешная адаптация первоклассников как результат системы взаимодействия: «Классный руководитель – Педагог- психолог – Родитель».

Слайд 7

2 этап - содержательный Психологическая коррекция и развитие обучающихся: по программе коррекции тревожности и страхов обучающихся «Я не боюсь» по программе коммуникативного развития «Калейдоскоп чувств и эмоций » по программе коррекции гиперактивности «В гармонии с собой» по программе познавательного развития «Лесенка к успеху» по программе психолого-педагогического сопровождения «По дороге в пятый класс». Психологическая профилактика: цикл тренинговых занятий на сплочение классного коллектива тренинги и семинары для педагогов Психологическое консультирование педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам развития обучающихся. 3 этап – заключительный. Итоговая диагностика обучающихся. Аналитическая деятельность. Планирование работы. В перспективе….

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.

Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»

Дата проведения: 13 января 2023 года

Подготовила: педагог-психолог, Сысолина А.В.

Цель: предоставление опыта работы по вопросам повышения учебной мотивации обучающихся НОО.

Оборудование и материалы:

  1. Презентация «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования».
  2. Доклад «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования».
  3. Интерактивная доска.
  4. Проектор.

     Предварительная работа:

  1. Систематизация опыта работы.
  2. Оформление доклада и презентации.

Предполагаемый ход выступления:

«Все наши замыслы,

все поиски и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться».                

 (В.А.Сухомлинский)

Начало обучения в школе — это важный этап в жизни каждого ребенка. Его жизнь меняется — он начинает учиться, сталкивается с правилами, которые должен строго соблюдать, включается в новый коллектив — коллектив одноклассников и т. д. Происходит смена ведущей деятельности, на смену игровой деятельности приходит учебная. От того, насколько активно и успешно обучающийся включится в школьную жизнь и учебную деятельность, завит успешность овладения учебной программой, эффективность дальнейшего обучения. Помогает ему в этом учебная мотивация.

Слово «мотивация» от лат. глагола «movere» - двигать. Мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Система мотивации — это взаимосвязь материальных и нематериальных стимулов, цель которых состоит в обеспечении качественного и высокопроизводительного труда.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Особенности учебной мотивации обучающихся НОО.

Выделяются положительные и отрицательные стороны мотивации учения младшего школьника и ее динамику на протяжении этого возраста.

В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов младших школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающей жизни, которые не входят в программу даже средней школы. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных черт, характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников:

  • недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;
  • неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают утомление);
  • малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;
  • слабо обобщены, то есть охватывают один или несколько учебных предметов, но объединенных по их внешним признакам;
  • содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения (знание, причем с их фактической, иллюстративной стороны и лишь затем - закономерности), а не на способы учебной деятельности; до конца начальной школы порой не складывается интерес к преодолению трудностей в учебной работе (что нередко косвенно стимулируется самими учителями, так как в отметке оценивается прежде всего результат, а не стремление к преодолению трудностей, которая чревата неуспехом).

Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к учению, называемый иногда формальным и беспечным отношением к школе.

Виды мотивов:

  • социальные (внешние) - эти мотивы основа самовоспитания и самосовершенствования: связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности (долг, ответственность, понимание значимости учения; стремление через учение утвердить свой статус, добиться признания окружающих, иметь достойное вознаграждение за свой труд).
  • познавательные (внутренние) – эти мотивы основа самообразования: это побудители, непосредственно связанные так или иначе с содержанием учебной деятельности. Ориентация на эрудицию, удовлетворение от процесса обучения и его результатов; ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов, на приобретение дополнительных знаний.

Все взрослые участники образовательного процесса нацелены на успех обучающего. А высокая учебная мотивация — это залог успеха. Работа педагога-психолога тем или иным образом направленна на повышение мотивации учеников.

Взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательного процесса.

Обучающиеся 1-4 классов

  • Психологическая диагностика
  • Тренинговых занятия в классном коллективе
  • Групповые и подгрупповые занятия с обучающимися по программам коррекции
  • Индивидуальные занятия

Педагоги

  • Тренинги
  • Семинары практикумы
  • Индивидуальные консультации
  • Разработка информационных материалов

Родители (законные представители)

  • Родительские собрания
  • Индивидуальные /групповые консультации
  • Разработка информационных материалов

Система работы педагога-психолога по повышению учебной мотивации обучающихся 1 – 4 классов.

Мероприятия

1 этап - аналитико –диагностический

  • Первичная диагностика обучающихся.
  • Аналитическая деятельность.
  • Ознакомление педагогов – кл.руководителей с результатами диагностики детей по классам.
  • Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) и педагогов.

2 этап - содержательный

  • Психологическая профилактика – адаптационные занятия по программе «В школу с радостью».
  • Психологическая коррекция и развитие обучающихся по программе познавательного развития «Лесенка к успеху».
  • Психологическая коррекция и развитие обучающихся по программе коррекции гиперактивности «В гармонии с собой».
  • Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) и педагогов.
  • Проведение семинара-практикума для педагогов «Гиперактивный ребенок в классе: формы и методы взаимодействия».
  • Проведение тренинга для молодых специалистов «Я – успешный педагог»
  • Проведение семинара- практикума «Взаимодействие с тревожными обучающимися»
  • Круглый стол для педагогов «Успешная адаптация первоклассников как результат системы взаимодействия: «Классный руководитель – Педагог- психолог – Родитель».

В перспективе:

2 этап – содержательный

Психологическая коррекция и развитие обучающихся:

  •  по Программе коррекции тревожности и страхов обучающихся «Я не боюсь»
  •  по Программе коммуникативного развития «Калейдоскоп чувств и эмоций»
  •  по Программе коррекции гиперактивности «В гармонии с собой»
  •  по Программе познавательного развития «Лесенка к успеху»
  •  по Программе психолого-педагогического сопровождения «По дороге в пятый класс».

Психологическая профилактика:

  • цикл тренинговых занятий на сплочение классного коллектива
  • тренинги и семинары для педагогов

Психологическое консультирование педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам развития обучающихся.

3 этап – заключительный.

  • Итоговая диагностика обучающихся.
  • Аналитическая деятельность.
  • Планирование работы.

Список используемой литературы:

  1. Шевелева, К. М. Деятельность педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения / К. М. Шевелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80159/
  2. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. 352 с.
  3. https://multiurok.ru/files/osobiennosti-motivatsii-uchashchikhsia.html?ysclid=lcsrp6r6ad404243367

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагога- психолога общеобразовательной школы с одаренными детьми

Опыт работы педагога- психолога с одаренными детьми может быть полезным как школьным психологам, так и классным руководителям. Кроме этого, данная работа может быть использована в работе заместителей ...

Выступление на педагогическом совете по теме «Эффективность работы ШМО классных руководителей МБОУ СОШ №4 г.Муром по реализации программы развития школы»

В данной работе представлен отчет работы ШМО классных руководителей за 2011-2012 учебный год.Данное выступление сопровождается презентацией, которая прилагается....

Мониторинг программы формирования УУД на ступени начального общего образования

Материал содержит технологические карты сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. Список методик для мониторинга УУД на ступени начального общего образования....

Проблемы формирования учебной мотивации в начальной школе

Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность прежде всего обусловлена обновлением содержания обучения, форм...

Учебник « Spotlight» как основа формирования учебной мотивации в начальной школе

Зачастую учителям английского языка довольно часто приходится встречаться с тем, что у учащихся пропадает интерес к учебе, снижается мотивация. В статье я попыталась проанализировать УМК Spotlight на ...

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...

Выступление на педсовете "Формирование учебной мотивации обучающихся среднего и старшего школьного возраста".

Выступление на педсовете "Формирование учебной мотивации  обучающихся среднего и старшего школьного возраста"....