Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов
рабочая программа (5 класс)

Разумная Нина Викторовна

Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_odnknr_5-6.docx39.19 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов Россиии», составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования  и науки РФ от 17 декабря 2010 г., с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.);

- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

        - Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

        - Авторской программы под редакцией Н.Ф. Виноградовой (авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков);

- с учетом рабочей программы воспитания.

.

Общая характеристика учебного предмета

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Изучение курса  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами России духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
  • углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
  • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
  • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

Место предмета в учебном плане

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе изучается в 5-6 классах. Общее количество времени составляет 68 часов. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1 час.

Содержание курса

5 класс

Введение

Зачем изучать предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Отношение к культуре родного народа, Родины как отражение патриотических чувств человека.

Что такое культура общества. Культура как совокупность интеллектуальных, нравственных, этических и эстетических достижений общества. Многообразие культуры. Культура материальная и духовная. Как развивается и обогащается культура. Материальная и духовная культура.

Расширение кругозора. Примеры культурной жизни народов в разные исторические времена; зарождение культуры в первобытном обществе.

В мире культуры

Величие многонациональной российской культуры. Российская культура — сплав культур народов, проживающих на территории РФ. Фольклор и декоративно-прикладное творчество народов России. Деятели науки и культуры — представители разных национальностей (ученые, писатели, художники, композиторы, архитекторы, актеры, представители других творческих профессий).

Человек — творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности — часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую». Патриотические чувства — характеристика культурного человека. Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Былинные герои русского эпоса.

Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.) Патриоты — представители разных конфессий (Сергей Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Герои Великой Отечественной войны.

В труде — красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).

«Плод добрых трудов славен». Традиционные религии о труде и трудолюбии.

Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники, геологи, космонавты и др.).

Бережное отношение к природе. Бережное отношение к природе — нравственная ценность. Одушевление природы нашими предками. Создание заповедников, заказников как часть природоохранной деятельности. Заповедные места и природные памятники на карте России.

Семья — хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, уважение, взаимопомощь и поддержка — главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение семейных ценностей в фольклоре разных народов. Семья — первый трудовой коллектив. Коллективный труд в семье. Традиции и семейные праздники, совместное проведение досуга.

6 класс

Введение. Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России

Что такое культура общества, что такое индивидуальная культура человека. Интеллектуальные, нравственные, художественные ценности российской культуры. Истоки возникновения культуры. Влияние традиций и религиозных идей на развитие культуры.

Человек — носитель и творец культуры. Деятели науки, литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра и их вклад в развитие российской культуры.

Религия и культура

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Примеры интеллектуальных, нравственных, художественных культовых ценностей культуры. Представления о сотворении мира в разных религиях.

Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на развитие общества и становление культуры народа. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Роль монастырей в развитии образования. Традиции православной религии в воспитании детей. Художественные ценности христианства. Православный храм как культовое произведение архитектуры. Икона - художественное произведение. Духовная музыка. Богослужебное пение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Православные праздники.

Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России. VII-XII вв. - золотое время исламской культуры. Успехи науки и образования. Мечеть - архитектурный шедевр, ценность исламской и мировой культуры. Роль мечети в развитии культуры и образования мусульман. Традиции ислама в воспитании детей. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Орнамент, каллиграфия в искусстве ислама. Исламский календарь. Мусульманские праздники.

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Иудаизм в России. Тора — Пятикнижие Моисея. Иудейская история в произведениях живописи. Мифы, легенды о сотворении мира. Синагога — дом окнами на Восток, прообраз мироздания, молельный дом евреев. Еврейский календарь. Праздники в иудаизме.

Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. Распространение буддизма в России. Буддийские монастыри — очаги культуры, буддийские школы для детей. Жизнь буддийских монахов. Разнообразие и особенности буддийских культовых сооружений. Искусство танка. Буддийский календарь. Буддийские праздники.

Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные права граждан на свободу исповедования. Трудные периоды в истории религий. Расцвет традиционных религий России.

Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Твой духовный мир

Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир. Интересы, склонности, убеждения человека. Культура человека и его образованность. Влияние образования на повышение уровня культуры. Расширение представлений об истории, научных открытиях, событиях общественной жизни. Эмоциональное отношение к окружающему миру, проявление чувств. Развитие в себе чувства прекрасного, желание общаться с природой, произведениями искусства. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

  • осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
  • проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
  • стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

  • характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
  • сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
  • различать культовые сооружения разных религий;
  • формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

  • рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
  • кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

  • оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
  • анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

  • анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

  • Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
  • Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
  • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
  • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
  • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
  • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

  • Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
  • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
  • Работать с историческими источниками и документами.

Тематическое планирование

5 класс

№ урока

Тема

Количество часов

Введение

3

1

Что изучает курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России?

1

2

Что такое культура общества

1

3

Зарождение культуры в первобытном обществе

1

Культура России как диалог культур разных народов

5

4

Величие многонациональной российской культуры

1

5

Фольклор и декоративно-прикладное творчество народов России

1

6

Выдающиеся деятели российской науки и культуры

1

7

Практикум. Выдающиеся представители российской культуры – люди разных национальностей

1

8

Выдающиеся деятели России, причисленные к православным святым

1

Нравственные ценности российского народа

10

9

Что такое нравственная культура

1

10

Совесть – внутренний голос человека

1

11

Быть справедливым – нравственный долг человека

1

12

Что такое интеллигентность?

1

13

Патриотизм – нравственное чувство гражданина

1

14

Жизнь ратными подвигами полна

1

15

Практикум. Герои нашего Отечества

1

16

Есть ли место подвигам в мирной жизни?

1

17

Гуманизм – высшее нравственное чувство человека

1

18

Благотворительность как проявление милосердия и сострадания

1

Нравственные ценности традиционных религий России

4

19

Нравственные заповеди христианства

1

20

Нравственные заповеди ислама

1

21

Нравственные заповеди буддизма

1

22

Нравственные заповеди иудаизма

1

Труд как общественная ценность

3

23

Житейская мудрость в сказках о труде народов России

1

24

«Плод добрых трудов славен». Российские награды за доблестный труд

1

25

Практикум. Люди труда

1

 

 Интеллектуальная культура российского общества

2

26

Интеллектуальная культура общества и интеллектуальный труд человека

1

27

Практикум. Люди интеллектуального труда

1

Эстетическая  культура общества

6

28

Эстетические ценности культуры

1

29

Народное искусство

1

30

Эстетическая культура, рожденная религией

1

31

Архитектура православных храмов

1

32

Мечеть – произведение мусульманской архитектуры

1

33

Итоговое повторение

1

Тематическое планирование

6 класс

№ урока

Тема

Количество часов

Введение

2

1

Что мы уже знаем о духовно-нравственной культуре народов России

1

2

Человек – творец и носитель культуры

1

Культура общества

4

3

Что такое культура общества?

1

4

Человек и вера

1

5

Что такое религия

1

6

Традиционные религии России

1

Нравственные ценности российской культуры

5

7

Гражданин и государство

1

8

Кого называют патриотом?

1

9

Героические страницы истории нашей страны

1

10

Практикум. Герои Отечественной войны 1812 г.

1

11

Практикум. Герои Великой Отечественной войны

1

12

Нравственные ценности личности

Семья – создатель и хранитель духовно-нравственных ценностей

3

13

Семья – ячейка общества

1

14

Семейные ценности

1

15

Традиционные религии о семейных ценностях

1

 

 

Роль образования в развитии культуры общества

7

16

Общество и образование

1

17

Страницы истории развития образования. Начальное образование на Руси

1

18

Образование в России в 18-19 веках

1

19

Практикум. Великие ученые и выдающиеся открытия 18-20 веков

1

20

Христианская вера и образование на Руси

1

21

Влияние ислама на развитие образования

1

22

Влияние буддизма и иудаизма на развитие образования

1

Художественная культура народов России

23

Области художественной культуры

1

24

Мифология и фольклор как пласт культуры

1

25

Декоративно-прикладное творчество народов России

1

26

Выдающиеся деятели культуры народов России

1

27

Художественная культура, рожденная религией. Православный храм

1

28

Мечеть – исламский храм

1

29

Буддийские храмы и монастыри

1

30

Православная художественная культура

1

31

Художественная культура ислама

1

32

Вклад буддизма и иудаизма в мир искусства

1

33

Как сохранить культуру общества

1

34

Итоговое повторение

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 5 класс

Учебная

программа

   Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.

Учебники,

учебные пособия

   Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Москва. Просвещение

Методические

материалы

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Методические рекомендации. Наталья Виноградова. Просвещение


  Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС. Наталья Виноградова. Москва. Просвещение

Дидактические

материалы

      Разработки учителя

Материалы

для контроля

       Разработки учителя

6 класс

Учебная

программа

   Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Просвещение

Учебники,

учебные пособия

   Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс. Москва.: Просвещение

Методические

материалы

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5-6 класс. Программа. Поурочно-тематическое планирование. Наталья Виноградова. Москва.: Просвещение
 

Дидактические

материалы

      Разработки учителя

Материалы

для контроля

       Разработки учителя

Оценка усвоения комплексного учебного курса «ОДНКНР» включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.

Критерии результатов усвоения курса

Инструментарий

Предметные результаты:

- знание и принятие ценностей;

- понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений;

- осознание и принятие нравственной нравственности и духовности в жизни.

   - тесты,

   - составление словарей терминов и понятий,

   - контрольно - измерительные материалы,

   - защита проектов.

Метапредметные результаты

   - творческие работы,

   - участие в конференциях,

   - диспуты,

   - ролевые игры,

   - тесты,

   - тренинги.

Личностные качества

  - карта наблюдений,

  - диагностика качеств личности,

  - портфолио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС

Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного  гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяю...

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса

Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....

Рабочая программа внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление) «Наше наследие» для 7-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Программа ку...

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России ( Модуль "Основы мировых религиозных культур")

Целью рабочей программы является  формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многона...

Аннотация к рабочей программе по основам духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс

Аннотация к рабочей программе по основам духовно-нравственной культуры народов России (5 класс) включает в себя: 1) Место учебного предмета в структуре основной общеобразовательной программы школ...