Классный час по проекту "Дорога памяти"
классный час (7 класс)

Виктория Александровна Томилова

Защита детских мини-проектов "Моя семья в годы Великой отечественной войны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tomilova_klas_chas.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного году Памяти и Славы.

Классный час на тему: защита проекта «Дорога памяти» экспозиция в школьном «Музее боевой  и трудовой славы», творческая защита проекта.

Цели: 1. Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, своих близких.

2. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.

3. Воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.

4. Развитие творческих способностей, самостоятельности в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в сочинениях, рассказах, рисунках.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности

- Располагайтесь поудобнее, присаживайтесь, будьте аккуратны. Большая просьба: руками ничего не трогать.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы находимся в преддверии прекрасного дня – Дня Победы в Великой Отечественной Войне. Наш классный час проходит в школьном музее. Я думаю, что глядя на экспозицию, которая представлена в нашем музее, вы мне ответите:

- Какой теме будет посвящен сегодняшний классный час?

б) Постановка цели урока

- Сегодня мы послушаем защиту проекта «Дорога памяти». Ребята, ученики и вашего класса приносили материал для проекта. Сегодня ребята, участники проекта, познакомят вас с работой над ним.

1. Вступительное слово учителя:

С каждым годом все дальше и дальше от нас героические и трагические

годы ВОВ. Эта война была самым страшным испытанием, которое с честью

выдержала наша страна. Но не могут забыть те страшные дни и ночи

седоволосые ветераны. Память живѐт в их душах.

На официальном сайте президента РФ В.В. Путин обратился ко всем гражданам России и объявил 2020 год Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Сегодня я предлагаю прослушать защиту проекта «Дорога памяти», который победил в муниципальном  этапе всероссийской акции «Я-гражданин России».

Защищают проект учащиеся 8-х классов: Вильгельм Егор и Астафьев Денис.

           Слайд 1.

       1. Здравствуйте уважаемые ребята!    

  1. Сегодня мы хотим вам представить наш проект «Дорога памяти».

Слайд 2.

  1. Над созданием проекта работали ученики 8А и 8Б классов, а также ученица 11А класса – Томилова Анна. Особая благодарность нашим руководителям проекта: Томиловой Виктории Александровне и Черкасовой Екатерине Игнатьевне.              

            Слайд 3.

  1. История Великой Отечественной войны – приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета нашей страны.
  1. Дети 21 века. Хорошо разбираются в компьютерах, новых технологиях, общаются в интернете. Почти с малых лет все умеют пользоваться гаджетами. А вот рассказать о том, кем были их бабушки и дедушки, тем более прабабушки и прадедушки может далеко не каждый из них.
  2. Но знают ли дети страницы истории Великой Отечественной войны, своих прадедов, героев той войны? К сожалению, очень мало.
  1. А правильно ли это? Так родился наш социальный проект «Дорога памяти» в рамках Всероссийской акции  «75 героических страниц».

Слайд 4. (цели и задачи)

  1. Нашей целью стало не просто собрать материал, но и подготовить экспозицию в нашем школьном «Музее трудовой и боевой славы», создать сайт музея, который будет пополняться новыми материалами.

Слайд 5.

  1. Выбранная нами проблема актуальна на сегодняшний день, его сегодняшняя востребованность доказана самой жизнью. С каждым прожитым днём всё дальше отдаляемся мы от тех исторических событий.

Слайд 6.

  1. Всё меньше остаётся в живых солдат, победивших грозного врага, и тружеников, ковавших победу в тылу. Но более семи прожитых от победной весны десятилетий не должны заслонить для будущих поколений мужества, патриотизма и стойкости людей военной поры.

Слайд 7.

1.Мы убедились, что проблема существует после проведенного социологического опроса среди учащихся 2х-11хклассов, учителей, родителей, жителей города. В опросе приняли участие 67 человек.

Слайд 8.

2. На вопрос: знаете ли Вы, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война? – Только 73% ответили точно, и в основном это были старшие участники опроса, ребята среднего и младшего звена не смогли точно дать ответ.

1. На вопрос: Как Вы думаете: знает ли о той войне молодое поколение?- 90% опрошенных сказали, что очень мало.

2.На вопрос: Как Вы считаете, необходимо ли помнить о той далекой войне, воспитывать молодое поколение на примере наших предков - освободителей? – все участники опроса ответили положительно.  

1.В ходе анализа анкетирования, мы пришли к выводу, что особенно многие учащиеся, не знают о войне практически ничего, кроме того, что 9 Мая - это День Победы. Старшее поколение: учителя, родители, жители города, старше 30 лет знают о войне много и на все вопросы анкетирования дали положительные ответы.  

2.Отвечая на последний вопрос анкетирования, многие учителя и родители высказали пожелания о необходимости проведения мероприятий, которые бы повлияли на формирование патриотического воспитания школьников.

Слайд 9.

1.Работа над проектом была очень интересной, к созданию экспозиции подключились практически все: участники, родители, учителя. На слайде пример, что приносили нам ребята, и что в итоге получилось.

Слайд 10.

2.Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что наш проект – социально значимый, и мы думаем, не только для нашей школы.

1.Работа по созданию экспозиции «Дорога памяти» имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания гражданина и патриота. Этот проект раскрывает ценности семьи, нации и Родины.

Слайд 11.

2.Сегодня мы хотим вам показать итог проделанной работы. Но это еще не конец. У нас еще есть время обработать оставшийся материал, чтобы к празднику экспозиция пополнилась и заняла достойное место в нашем музее.

Слайд 12-13.

1.Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с работой Наумова Семёна,

ученика 8А класса. Предоставляем ему слово.

Слайд 14.

«Фотография моего прадеда»

                                                              Есть фотография в старом альбоме.

                                                             На ней отпечаток солдата с войны.

Нахмурены брови, как будто в печали,

                                                                   А, может, он просто устал от войны…

  Однажды, перебирая старые фотографии, мой отец спросил:

-Семен, а ты знаешь кто это?

С пожелтевшей от времени фотокарточки смотрело на меня строгое лицо молодого солдата. Я молчал.

Слайд 15.

-Это мой дедушка, а твой прадед, Барсуков Иван Дмитриевич. Он сражался за Родину в Великой Отечественной войне, -  сказал папа.

Потом, немного помолчав, добавил:

-Я очень хорошо его помню. Не раз я просил его рассказать о войне, но он был не очень-то разговорчив. Наверное, ему было трудно еще раз, пусть и в рассказах, пережить те страшные дни.

  Мне очень захотелось узнать хоть что-то о прадеде, и я попросил отца рассказать мне о нем. Вот его рассказ.

Слайд 16.

  Родился мой дед в Белоруссии в 1913 году. Потом вместе с родителями переехал в Сибирь. На войну призвался из деревни Придорожная Омской области. Провожали призывников всей деревней. Шли гурьбой по улицам до сельсовета. Играла гармошка, но нерадостно было семьям, провожавшим своих мужчин. Вот и бабушка шла около мужа, тесно прижавшись к нему, с лицом, искаженным страданием и тревогой. Что ждет их там, на полях сражений? Все ли живыми вернутся домой?

Слайд 17.

  Деда отправили на 1-ый Украинский фронт под командованием Георгия Константиновича Жукова. По дороге на фронт дед слал весточки семье. Вот строки из его письма: «Едем на фронт вот уже третьи сутки. На станциях бегаем за кипятком и узнаем новости с передовой. Скоро в бой. На сердце тревожно, но все сильнее меня охватывает ненависть к фашистским гадам. Клянусь, родная, бить буду их беспощадно».

Слайд 18.

  Дедушка Иван рассказывал мне о своем первом бое. Правда, совсем немного. Я узнал, что определили его в танковую роту пулеметчиком. В числе первых его танк подъехал к немецким позициям. Фашисты справа и слева окружили наших танкистов. Завязался бой. «Дым, огонь, взрывы. Ничего толком не видно. А я остервенело строчу из пулемета! Взрыв…

Слайд 19.

   Страшная боль в ушах и голове. Ничего не слышу. Контузило меня. Кое - как выбрался из танка. Из ушей кровь сочится, в голове туман. Отключился я тогда, не помню, сколько времени прошло. Очнулся.

Слайд 20.

Вижу: немцы ходят около наших машин, тяжелораненых добивают, а кто ходить может, того строят в шеренгу. Ну и меня в плен взяли», - рассказывал дед.

  Но недолго длился его плен. Им тогда просто повезло. Сопровождали пленных несколько автоматчиков. Когда шли через лес, дед с другими пленными бросились врассыпную. Несколько километров бежали, падали от усталости, вставали и двигались дальше. К ночи вышли к своим. После госпиталя дед вернулся в родную часть. Из-за контузии попал в пехоту.

Слайд 21.

  Я спросил его однажды: «Дед, а на войне тебе было страшно?» Он отвечал: «Нам, мужикам, бояться как-то совестно. Но честно признаюсь, что был у меня страх. Нас тогда бомбили без передышки часа два. Головы нельзя было поднять. Укрыться негде. Падали мы и вгрызались в землю. Очень страшно было в первый раз, а потом привыкли».

  Привыкли… Да разве можно к такому привыкнуть! Бабушка рассказывала, что много раз во сне дед бормотал что-то бессвязное, стонал, вскакивал в холодном поту. Долго курил, вздыхал и уже не засыпал до утра. Не отпускала его война до самой смерти.

  Дед мой дошел до Берлина.

Слайд 22.

Самыми дорогими для него наградами были медаль «За взятие Берлина», медаль «Георгия Жукова» и орден «Отечественной войны».

Слайд 23.

Когда он вернулся с фронта, работал водителем, а потом полеводом. Умер дед Иван в 1998 году. Мне было20 лет. На его могиле мы установили памятник. На гранитном камне слова «Вечная память герою Великой Отечественной войны 1941-1945».

   Отец замолчал, погрузившись в свои воспоминания о деде.

Слайд 24.

 А я еще долго перебирал старые фотографии, разглядывая моих предков. Испытывал чувство гордости за то, что в моей семье были герои войны и труженики тыла. Слайд 25. Теперь в «Бессмертном полку» я понесу фотографию прадеда, доказывая, что память о наших славных героях жива и поныне. Слайд 26.

   Я обязательно расскажу своим будущим детям и внукам о героическом прошлом моей семьи. Слайд 27. Покажу старую фотографию молодого солдата, фотографию моего прадеда.

Слайд 28.

Вечная слава героям, воевавшим и отдавшим свои жизни во имя свободы нашей Родины!

Слайд 29.

Слово учителя:

-А сейчас выступит ученица 11 класса Томилова Анна и расскажет вам об истории своей семьи в годы войны.

Слайд 30.

Слайд 31.

Храните летопись семьи, храните каждую страничку,  храните с чувством доброты, с любовью, верностью и честью. И знайте корни родословные свои, и детям передайте по наследству, чтоб знали прародителей своих, чтоб память берегли о всём семействе. Ведь сохранив историю своей семьи - мы сохраним историю страны. Ведь сила наша -  есть в единстве нашем, и в силе духа, закалённом, словно сталь.

Яна Блынская

Слайд 32.

Здравствуйте все присутствующие в нашем музее!

В своем рассказе «Из истории моей семьи» я попыталась затронуть проблему памяти и отношения к семейным ценностям. Понятно, что за такое короткое время я не смогу много рассказать о моей большой семье, но то, что касается судьбы моего прадеда Черняка Петра Федоровича, я хочу представить в своей презентации.

Слайд 33.

Перед вами любимая фотография моей мамы. На ней прадедушка Пётр с прабабушкой Прасковьей, три дочери с мужьями и детьми, сын Петр. Моя мама сидит на коленках у бабушки с дедушкой…

Слайд 34.

Родились прадедушка с прабабушкой в 1920 году. В 1938 году поженились. Когда началась война, они воспитывали уже двух дочерей. Семья была большой, у прадеда было три брата и три сестры, и все с семьями жили на хуторе, где у каждой семьи был дом. Земли было много, 2 грунта, а это более 24 га. Работы хватало всем, с этого и жили.

Слайд 35.

На фронт прадед ушел в 1944 году, после освобождения Западной Украины.  Призвали  всех троих братьев и мужей сестер. Служили все вместе, родственников не разлучали. Победу встретил в Кёнигсберге. Награждён медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны II степени, множеством юбилейных медалей в послевоенное время.

Слайд 36.

На сайте «Подвиг народа» мы нашли информацию о прадеде, в ней сообщается за что и когда рядовой Черняк был награжден медалью «За отвагу». Еще два года после окончания войны прадедушка с братьями оставался в армии. Вернулся он в 1947 году.

Слайд 37.

Всю жизнь братья прожили вместе. После войны стало строиться село, и все свои дома перевезли на новое место, построились на одной улице. На слайде три брата Черняк: Данило, Перт, Владимир и муж старшей сестры Степан. Вместе были на войне и всю жизнь рядом плечом к  плечу. Похоронены тоже все рядом. Прадедушки не стало в год моего рождения - в 2001 году.

Слайд 38.

Я хочу вам рассказать  историю о спасённых детях в Кёнигсберге и о подарке, что сделал ребёнок моему деду. На слайде вы видите именно эту ложку,  вилку и стакан. Все эти вещи дед принес с войны, и пользовался только ими. Моя бабушка сохранила все это ради памяти. Когда я писала это сочинение, то именно она помогала мне советами, делилась воспоминаниями. Бабушка пообещала, что эти вещи перейдут мне в наследство, чтобы я помнила и хранила память о самом главном - о героических подвигах моего прадеда.

Слайд 39.

Еще дна история – это история  Катерины, которая погибла в 1947 году от рук бандеровцев вместе с преданной собакой Вуйком. Сохранилась фотография довоенного времени. На ней Степан и Катерина. Степан – родной брат моей прабабушки и крёстный моей бабушки Кати, ушел на фронт и погиб в битве за Одер в 1945 году. Катерина – сестра прадедушки. Молодые люди любили друг друга, но война не пощадила их… Это единственная страшная потеря для семьи во время войны.

Слайд 40-41.

С первых лет проведения акции «Бессмертный полк», мы всей семьей принимаем участие в ней. За всю мою жизнь  я ни разу не пропустила участие в праздновании Дня Победы  в нашем городе. Это праздник со «слезами на глазах», и мы отдаём дань памяти близким и родным.

Слайд 42.

Корни родословной глубоки,

Я мечтаю знать о них побольше,

Времена те были далеки,

Хочется, чтоб помнили их дольше!

Помнить всё и знать родной свой род

Я считаю, что обязан каждый,

Может это приведёт народ

В век неравнодушия однажды!

Рефлексия

Ребята, вы сегодня услышали о том, какую работу проделали старшеклассники, готовя проект. Результат нашего проекта – это выставка-экспозиция, которая находится перед вами. Многие сейчас по фотографиям узнают своих прадедушек.

Подводя итог нашего мероприятия, я хочу чтобы вы подумали и ответили мне на следующие вопросы:

- Почему нельзя забывать военное прошлое?

- Почему память о павших нужна не мертвым, а нам живым?

- Какой след оставила война в твоей семье?

- Что ты знаешь о военном детстве твоих родственников, дедушек и бабушек?

- Что в их рассказах тебе запомнилось больше всего?

- Что общего и различного у детей войны и у нас, современных ребят?

Я еще раз хочу обратить ваше внимание на слова, которые являются эпиграфом нашей проделанной работы:

Храните летопись семьи, храните каждую страничку,  храните с чувством доброты, с любовью, верностью и честью. И знайте корни родословные свои, и детям передайте по наследству, чтоб знали прародителей своих, чтоб память берегли о всём семействе. Ведь сохранив историю своей семьи - мы сохраним историю страны. Ведь сила наша -  есть в единстве нашем, и в силе духа, закалённом, словно сталь.

Яна Блынская

Спасибо за внимание! До свидания!

Фотографии с уроков есть на сайте нашего музея.

https://cherkasova29.wixsite.com/website


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Навечно в памяти дано"

классный час посвящен ВОВ, войне в Афганистане, горячей точке Чечне...

классный час "Навечно в памяти дано"

классный час посвященный ВОВ, войне в Афганистане, горячей точке Чечне...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВАМ ХОЛОКОСТА

Пояснительная записка и классный час посвященный Дню  памяти жертвам Холокоста по теме: "Сломанные судьбы...Прерванные жизни...""...

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ "ПАМЯТИ ПОГИБШИХ В ГОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ"

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ "ПАМЯТИ ПОГИБШИХ В ГОДЫ  ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ"...

Классный час посвященный Дню памяти юного героя антифашиста

Классный час посвящен героям антифашистам....

Классный час посвященный Дню памяти юного героя антифашиста

Классный час посвящен героям антифашистам....

Классный час "Урок истории" Памяти Степановой Епистинии Федоровны посвящается...

Имя этой кубанской женщины известно всему миру.Ни один человек не останется равнодушным к трагической судьбе русской матери Епистинии Федоровне Степановой, положившей на алтарь Родины самое дорогое, ч...