Классный час, посвященный празднованию Дня народного единства
план-конспект занятия (7 класс)

Сабитова Алла Владимировна

        Воспитание патриотических чувств у детей школьного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, родному городу и родной стране. Работа по данным направлениям имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, юные россияне.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_noyabrya.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» города Троицка

Классный час, посвященный празднованию Дня народного единства

                      Автор: Сабитова Алла Владимировна,

 воспитатель

Троицк

2022

Цель классного часа:

  • Изучить историю возникновения праздника;
  • Формировать чувство гордости за свой народ и его историю;
  • формировать чувство собственного достоинства и любви к Родине.

Форма: устный журнал с викториной.

Слайд 1,2

В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации.

У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени.

Те, кто высказывают какие-то сомнения относительно уместности нового праздника, недостаточно осознают смысл произошедшего тогда на Руси.

Дело в том, что Смутное время вовсе не сводится к польско-шведской интервенции. Это было время, когда расшатались устои государственной и национальной жизни.

Слайд 3

Под Смутным временем историки подразумевают события почти трех десятилетий, со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых - государь Михаил Федорович. Смутное время было эпохой глубочайшего кризиса Московского государства.

Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы - совпали с полным расстройством управления. Русь пришла в состояние крайней нищеты и раздробленности,  бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию. Одна проблема влекла за собой другую. Так, из-за голода помещики выгоняли холопов, чтобы их не кормить, а те сбивались в шайки и начинали добывать пропитание разбоем. Природные катаклизмы оборачивались экономическими, за ними шли социальные, политические, которые усугубляли друг друга. Как говорят в народе, беда не приходит одна.

Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Власть в Москве во главе с князем Федором Мстиславским, пустила в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

Осенью 1609 года началась открытая польско-литовская интервенция.

Слайд 4

И этот страшный период длился годами. Разрасталась настоящая национальная катастрофа.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

Слайд 5  

В сентябре 1611 года нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он призвал горожан добровольно собрать деньги на ополчение. Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. Минин сам показал пример согражданам, пожертвовав на спасение Отечества все наличные средства и украшения жены.

Слайд 6

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. Народ выбрал земского старосту Кузьму Минина, который стал заведовать казной ополчения. Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

Слайд  7

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество крестьян.

В августе 1612 года полки Второго ополчения подошли к Москве

Здесь в районе Новодевичьего монастыря им пришлось вести тяжелые бои с гетманом Ходкевичем.

В решающий момент отрядам Второго ополчения помогли казаки Первого ополчения. Боевое содружество привело к победе над врагом и к объединению всех сил.

25 августа  Ходкевич был изгнан из Москвы. Однако не вся Москва была освобождена от захватчиков. Оставались ещё польские отряды.

Зная, что осажденные поляки терпят страшный голод, Пожарский направил им письмо, в котором предлагал польскому рыцарству сдаться. На что от польских полковников последовал высокомерный и хвастливый ответ с отказом на предложение Пожарского

Слайд  8  

Нижегородское земское ополчение с Казанскою иконой Божьей Матери сумело 22 октября, а по новому стилю 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы, продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе

Так завершилось очищение Москвы и Московского государства от иноземных захватчиков.

Слайд   9

По указу царя Алексея Михайловича Романова в 1646 году в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси. В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Этот день праздновался в течение столетий до 1917 года.

Таким образом, можно сказать, что «День народного единства» совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Впервые в современной России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

Слайд  10      

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».

Слайд 11

В благодарность потомки поставили памятник Минину и Пожарскому. Этот памятник - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение.

Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

Слайд 12

Вопросы викторины:

1.      Кто занял место царя Ивана Грозного? (его сын Федор)

2.     В каком веке происходили события, которые называют «смутное время»? (конец 16 – начало 17 века)

3.      Кем был Кузьма Минин? (земский староста)

4.      Какую роль в ополчении играл князь Пожарский (он командовал народным ополчением)

5.      Какие враги были у России в «смутное время»? (поляки и шведы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к классному часу : 4 ноября - день народного единства.

Презентация состоит из 12 слайдов, на которых представлена краткая история событий, предшествующих назначению праздника 4 ноября....

Классный час на тему: «День народного единства».

Цели: • познакомить учащихся с историей праздника; • подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны; • воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. Все проходит. ...

Классный час 9 класс "День Народного Единства".

Классный час 9 класс "День Народного Единства"....

Классный час на тему "День народного единства"

Целью классного часа является показать решающую роль народных масс, К.Минина и Д.Пожарского в борьбе против польской интервенции и освобождении страны. Показать значимость национального самосознания р...

Классный час 4 ноября День народного единства

День народного единства группе 187 Реклама...

Классный час, посвященный празднованию Дня Народного Единства

Конспект классного часа, посвященный празднованию Дня народного Единства...