Статья на тему " Арт-терапия для детей с нарушением интеллекта"
статья

Хоменкова Ольга Николаевна

Статья на тему " Арт-терапия для  детей с нарушением интеллекта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped._statya._korrekts._1.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

 Арт-терапия для  детей с нарушением интеллекта.

В специальной педагогике и психологии существует множество концепций, определяющих способы применения арт-терапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями интеллекта (страдающих умственной отсталостью). Арт-терапия – это первый шаг на пути к их исцелению и приспособлению к жизни в человеческом обществе среди здоровых сверстников.

Методы коррекционной работы с использованием арт-тераппи с детьми с нарушениями интеллекта (страдающих умственной отсталостью) претерпели сложное историческое развитие. Еще в недавнем прошлом ученые пользовались методологией, разработанной Галлем (методы, основанные на данных френологии) и Месмером (методы «циркуляции флюида» и гипноза). Карл Юнг и Зигмунд Фрейд заложили основы теории психоанализа, что стало началом развития современной психологии и психиатрии. Одним из наиболее известных  последователей Фрейда и Юнга стал немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер. Настоящим революционером в теории психологической коррекции стал П.Б.Ганнушкин, разработавший методологии лечения разного рода «пограничных состояний». Особого внимания заслуживает теория поэтапного формирования умственного действия, предложенная А. Гальпериным, которая была основана на обширном фактическом материале.  

В коррекционной работы с использованием арттераппи с детьми с нарушениями интеллекта должны применяться методы изучения и сопоставления поведения и мышления в разных возрастных группах, методы изучения и воспроизведения функционально-генетических изменений, приводящих к формированию разного вида образов и понятий. Поэтому педагог, проводящий занятия с детьми, страдающими умственной отсталостью, должен использовать в своей деятельности принцип целенаправленного и планомерного формирования психических функций и навыков у ребенка.

Арт-терапия должна проводиться в соответствии с существующими методиками и учитывать особенности детской психики. У умственно отсталых детей слабо выражена склонность к фантазированию, так как они не могут создавать новые образы из материала старых представлений. Встречаются дети с легкой умственной отсталостью, которые склонны к фантастическим измышлениям, причем их фантазии отличаются бедностью и элементарностью, случайным и необдуманным содержанием.

Исследования А.Р.Лурия, В.И. Лубовского, А.И. Мещерякова и М.С. Певзнер показали, что у умственно отсталых детей имеются довольно глубокие изменения в условно-рефлекторной деятельности, разблокированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для развития психики ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю и личность в целом. Особенности психики умственно отсталых исследованы достаточно подробно (Л.В.Занков, В.Г.Петрова, С.Я.Рубинштейн, И.М.Соловьев, Ш.И. Шиф) и нашли отражение в специальной литературе.

Согласно исследованиям Выготского Л. С. (1956 г.), Леонтьева А. Н. (1965 г.), Рубинштейна С. Я. (1970 г.) у детей с умственной отсталостью медленно формируются ощущения и восприятие. Недостаточность и замедление развития зрительных, слуховых, кинестетических и других процессов восприятия нарушают ориентировку детей в окружающей среде, препятствуют установлению в сознании больного полных и адекватных связей и отношений между объектами реального мира.

Недостаточность восприятия при олигофрении во многом обусловлена нарушениями целенаправленного произвольного внимания; внимание таких детей с трудом привлекается и фиксируется, легко рассеивается.

Задачи и содержание работы: непосредственно образовательная деятельности.

Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности.

Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества.

Изготовление украшений к праздникам, предметов для игр, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.

Создание макетов, коллекций и их оформление.

Украшение предметов для личного пользования.

Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях ДПИ, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций.

Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании)

Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в рисовании.

Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании.        

Изобразительная деятельность – это один из самых простых, увлекательных и доступных способов развития ребенка с особенностями развития. Часто изобразительную деятельность детей называют «изотерапией», так как она позволяет любому ребёнку, независимо от его интеллекта без слов выразить свои мысли, свои желания, мечты.

Изотерапия – это терапия изобразительным творчеством, рисованием, применяется в наше время и для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель изотерапии: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Задачи: создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами; обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта; стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения; поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; формировать собственное мировоззрение, отношение к себе и окружающим; воспитание гармоничной личности, умеющей свободно адаптироваться в социуме.

Для достижения поставленных цели и задач необходимо соблюдение нескольких условий подбора техник и приемов создания изображений: техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности; интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат

Зрительный опыт у детей мал, поэтому перед каждым заданием детям нужно показывать как можно больше наглядного материала: иллюстрации к книгам, фильмы, картинки рисунки. По возможности, водить детей в зоопарк и рассматривать животных, птиц, обращать внимание детей на детали (клюв, лапки, крылья и т.д.). Показывать овощи, фрукты или их муляжи, листочки деревьев разных пород, цветы и т.д., перед началом работы все убирать, чтобы не отвлекать внимание детей и дать им работать творчески. Почти все темы и техники исполнения годятся для детей всех возрастов, но несколько видоизменяются.

По словам психолога О. Новиковой, рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.

Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка и аппликация) является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанным с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Занятия могут быть составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели.

Занятия по рисованию с детьми проводятся регулярно, продолжительность занятия 15-20 минут.

Важна и предварительная работа до занятия (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин). Занятия по рисованию строятся по следующему примерному плану: создание интереса и эмоционального настроя (знакомство с произведениями изобразительного искусства, сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки, напоминание о виденном ранее, игры-драматизации, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра); процесс работы начинается с рассматривания и ощупывания изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по выполнению работы, в некоторых случаях показа приемов изображения на отдельном листе. Далее дети приступают к созданию работ. При доработке рисунка дополнительными элементами нужно обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные нужные цвета и интересные детали). Воспитатель может показать детям удачно начатый рисунок, направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. Важно рассматривание полученной работы (детским рисункам дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы и работы других ребят, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой. Дети рисуют предмет по частям - сначала самые крупные части, затем более мелкие и некоторые характерные детали. Затем постепенно начинают соединять в одном рисунке несколько предметов, создавая сюжетную композицию; учатся подбирать соответствующие цвета. У них вырабатывается прочный навык правильного владения карандашом и кистью.

Для поддержания постоянного интереса у детей с умственной отсталостью к изобразительной деятельности и достижения наилучших результатов у них, необходимо использовать нетрадиционные техники рисования. Например, такие как:

Марания - в буквальном понимании «марать» - значит «пачкать», «грязнить», при помощи мараний можно рисовать такие вещи, как страхи, гнев, в дальнейшем преобразовывать их во что-то позитивное. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Т.е. это снимает тревожность и помогает выплеснуть агрессию, страх и пр.;

Штриховка, каракули; штриховка - это графика, изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка.

Рисунок на стекле - используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность;

Отпечатки листьев. Особенно приветствуется при изотерапии, когда ребенок изображает абстрактные понятия - "добро", "зло", "счастье", эмоциональные состояния и чувства - "радость", "гнев", "удивление" и пр. Подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Оттиск печатками из картофеля ("печатки"). Суть этого способа рисования состоит в следующем: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка

Кляксография. Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой, выливает на бумагу или набирает толстой кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. В результате получаются произвольно расположенные пятна. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой. Ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку), или набирает кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. Затем дует на это пятно из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются и др.

Кроме того, проведение таких коррекционно-развивающих занятий способствует, во-первых, снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, а также: развивает пространственное мышление; учит детей свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; учит детей работать с разнообразным материалом; развивает чувство композиции, ритма, колорита, восприятия цвета; развивает чувство фактурности и объёмности; развивает мелкую моторику рук; развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии; во время работы дети просто получают эстетическое удовольствие.

На основании вышеизложенного, необходимо сделать ряд выводов. Изотерапия способствуют развитию критичности умственно отсталых детей, укреплению навыков их самоконтроля и повышению самооценки. С помощью изотерапии дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность. Таким образом, изотерапия с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с умственно отсталыми детьми - это огромная возможность для детей развиваться.

Литература.

  1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. СПб.: КАРО, 2004.
  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
  3. Васина Е., Барыбина А.: Арт-альбом для семейного консультирования. Детский. СПб: Речь, 2006. – 24 с.
  4. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие / В.И. Волынкин. М.: Феникс, 2007.
  5. Грегг М. Ферс: Тайный мир рисунка. Перевод с англ. – СПб «Деметра», 2003. – 176 с.
    Копытин А.И. Системная арт-терапия. Спб.: Питер, 2001. 216с.
  6. Каракулова О. «Рисуем» скотчем! // Обруч. 2003. № 5.
  7. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова; под ред. Е.А. Медведевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Речь будущего первоклассника. Профилактика нарушений письма и чтения."

Актуальность данной статьи заключается в том, что по данным научных исследовний ВОЗ примерно 40% современных дошкольников имеют то или иное нарушение речи. Важно вовремя распознать наличие проблемы у ...

Статья "РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ СИРОТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью. Однако для воспитанников коррекционных детских домов, этот вид деятельности вызывает большие трудности. В статье описаны причины, основн...

Работа на тему «Физическая реабилитация детей с нарушением интеллекта»

опыт работы по работе с редьми с отклонениями здоровья...

Выпускная квалификационная работа по теме: «Воспитание ответственности подростков с нарушением интеллекта»

Выпускная квалификационная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе «Олигофренопедагогика, проектирование и реализация образовательног...

выступление на педсовете с докладом Доклад на тему: «Нравственное воспитание учащихся с нарушением интеллекта – одно из значимых направлений деятельности классного руководителя в становлении личности»

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности.  Нравственное  воспитание – одна из актуальных и  сложнейших пр...

статья "Психологическая готовность к школе детей с нарушениями интеллекта"

В статье  рассматриваются особенности психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта. Рассматриваются формы работы, способствующие формированию психологической готовности к ш...

СТАТЬЯ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА"

В статье мы рассматриваем особенности психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта. Рассматриваем формы работы, способствующие формированию психологической готовности к школе у ...