Роль воспитателя в системе воспитания учащихся школы – интерната
материал

Голоева Марина Константиновна

 Профессиональная деятельность воспитателя ответственная, потому что он является первым воспитателем в жизни ребенка после родителей, закладывает основы воспитания, и от его результатов работы часто 
зависит дальнейшее развитие воспитанников. Общество предъявляет высокие требования к личности, профессиональной деятельности педагогов, так как они решают важную задачу - организуют процесс воспитания и обучения каждого ребенка с учетом его способностей, интересов, физических и психических возможностей. Внешность воспитателя, его культура поведения, владение речью, жесты, мимики, различные привычки, тактичность - в общении с детьми являются примером для детей. Каким же должен быть воспитатель школы - интерната? Воспитатель должен не просто «работать с детьми», он должен жить с ними, делить радости и печали, успехи и падения, не допуская фальши в отношениях. Мы зовёмся воспитателями только формально. Дети, оказавшиеся в стенах школы – интерната обычно представляют своего воспитателя как творца их радости, способного придумать что-то новое, весёлое и неожиданное, и как мудреца, всё знающего и всё умеющего, и как защитника, готового оградить их от бед и несправедливости, зла и обид, который всегда рассудит по совести. Дети связывают личность своего воспитателя с эталоном нравственности и требуют от него высокого профессионального мастерства. Работа воспитателя в интернате предполагает индивидуальную работу. Воспитатель должен хорошо знать природу каждого ребёнка, все нюансы его физиологического и психического развития в любой период его жизни, чтобы не причинять вреда своему воспитаннику. Для воспитателя, важно уметь чувствовать детей, понимать их духовный мир, он всегда должен продумывать каждый свой шаг и каждый свой поступок, чтобы не причинить детям переживаний. А это значит, что перед воспитателем стоит очень сложная и тонкая задача – настроить с каждым воспитанником такие отношения, которые создадут для ребёнка мотивацию к преодолению пробелов в его познаниях и умениях. Постоя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya_v_shkole_internat.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« САНАТОРНАЯ  ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ИМЕНИ ГЕНЕРАЛ – МАЙОРА

МИХАИЛА САНДРОВИЧА БАРОЕВА»

ДОКЛАД ВОСПИТАТЕЛЯ

Голоева Марина Константиновна

Роль воспитателя в системе воспитания учащихся школы – интерната.

 Профессиональная деятельность воспитателя ответственная, потому что он является первым воспитателем в жизни ребенка после родителей, закладывает основы воспитания, и от его результатов работы часто 
зависит дальнейшее развитие воспитанников. Общество предъявляет высокие требования к личности, профессиональной деятельности педагогов, так как они решают важную задачу - организуют процесс воспитания и обучения каждого ребенка с учетом его способностей, интересов, физических и психических возможностей. Внешность воспитателя, его культура поведения, владение речью, жесты, мимики, различные привычки, тактичность - в общении с детьми являются примером для детей. Каким же должен быть воспитатель школы - интерната? Воспитатель должен не просто «работать с детьми», он должен жить с ними, делить радости и печали, успехи и падения, не допуская фальши в отношениях. Мы зовёмся воспитателями только формально. Дети, оказавшиеся в стенах школы – интерната обычно представляют своего воспитателя как творца их радости, способного придумать что-то новое, весёлое и неожиданное, и как мудреца, всё знающего и всё умеющего, и как защитника, готового оградить их от бед и несправедливости, зла и обид, который всегда рассудит по совести. Дети связывают личность своего воспитателя с эталоном нравственности и требуют от него высокого профессионального мастерства. Работа воспитателя в интернате предполагает индивидуальную работу. Воспитатель должен хорошо знать природу каждого ребёнка, все нюансы его физиологического и психического развития в любой период его жизни, чтобы не причинять вреда своему воспитаннику. Для воспитателя, важно уметь чувствовать детей, понимать их духовный мир, он всегда должен продумывать каждый свой шаг и каждый свой поступок, чтобы не причинить детям переживаний. А это значит, что перед воспитателем стоит очень сложная и тонкая задача – настроить с каждым воспитанником такие отношения, которые создадут для ребёнка мотивацию к преодолению пробелов в его познаниях и умениях. Постоянное общение с ребенком — важнейшая служебная функция воспитателя. .

Воспитатели школ-интернатов приходят на работу, как правило, во второй половине дня и остаются с детьми до конца дня, нов нашей школе обычный день начинается с восьми утра. Просыпаясь, ребенок видит воспитателя, он делает с детьми зарядку, наводит порядок в помещении, идет на завтрак, но огромная доля труда воспитателя уходит наработус детьми во вторую половину дня.
Он организует ученический коллектив так, чтобы время проходило с пользой для ребенка по всем направлениям. 
Воспитатель приобщает детей к труду ,
при этом следит, чтобы трудовые поручения были ребенку не в тягость. Необходимо формировать у детей умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя). Задача взрослых не просто дать детям трудовое задание, а помочь понять ребенку, для чего это нужно, так как труд для наших воспитанников – важнейшее средство социализации. В течении всего пребывания ребенка в интернате ему прививают навыки самообслуживания, умения и навыки по формированию культуры внешнего вида воспитанников, хранения одежды, обуви, наличия и маркировки одежды, стирки, порядка в шкафах, наличия спец. одежды, состояния кроватей, уборки комнат, хранения чистого и грязного белья и т.д.
Охрана здоровья и физическое развитие воспитанников. Игра, прогулка на свежем воздухе– важнейший вид детской деятельности. Они являются эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитатель использует игру как средство физического воспитания. 
Двигательная активность во время игры способствует формированию правильной осанки, развитию координации движений, их красоты. Веселое настроение является существенным элементом игры и оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка. При знакомстве с играми у детей формируются знания и умения, развиваются их умственные способности, художественный вкус, нравственные качества. Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко и т.п. Выполнение несложных правил организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помогать друг другу.
Для положительного взаимодействия ребенка и воспитателя необходимо как можно чаще планировать совместную деятельность. Во время подобного времяпровождения взрослые учат детей культурному общению, умению выстраивать диалог, находят моменты для сглаживания конфликтов и многое другое. В процессе совместных занятий дети должны узнавать то, что обещал рассказать или показать воспитатель, устанавливать связь между тем, что было запланировано, и тем, что происходит на самом деле. Вечером с ребятами полезно устраивать беседы о прожитом дне. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить: было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался, кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить (а на первых порах такое молчание наблюдается очень часто), нужно помочьдетям-напомнитькакой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Понятно, что такие беседы требуют от воспитателя пристального внимания к детям в течение всего дня и запоминания всех существенных событий. Каждодневный воспитательский труд дает свои плоды, у детей вырабатывается привычка жить в определенных условиях, а вместе с ними: ответственность, дисциплинированность, желание что-то сделать самому, ограждение самого себя от вредных привычек Но и есть над чем работать: · работать над сплочением детского коллектива; · воспитывать уважение к себе и окружающим; · формировать культуру поведения, культуру общения; · содействовать профилактике здорового образа жизни;· · вовлекать детей в общественную жизнь и жизнь школы. 
Приятно прийти на работу после выходного дня или отпуска, когда дети бегут навстречу с улыбками и объятиями, одни радуют своими успехами, другие огорчают, но каждый из них уверен, что в любое время он может обратиться к любому воспитателю из школы за советом или попросить помощи. В такие минуты мы понимаем, что нам доверяют.В школе- интернате  работать воспитателем постоянно и долго могут только люди особой душевной организации. Жизнь детей в школе-интернате нужно по возможности насыщать событиями, обогащать новыми впечатлениями: устраивать концерты, в которых они сами участвуют, инсценировать разные сказки, водить на экскурсии, организовывать новые игры и т. д. Но дети должны не быть пассивными участниками происходящих событий, которых внезапно куда-то ведут, что-то показывают, а проживать события активно, ждать их и готовиться к ним

 Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому педагогическая позиция нашего коллектива заключается в принятии каждого ученика, как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё Я. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ, воспитатели создают условия, чтобы каждый воспитанник проявил себя. 

Основная задача педагога – быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания в школе-интернате заключается в следующем: воспитанник не должен ощущать давления со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь. Чтобы понять, что интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей, педагоги чаще всего встают на их место.

Воспитательная среда – это та действительность, которая окружает ребёнка, из которой он черпает знания об отношениях. 

Так как ценности в школьный коллектив привносит именно педагог, то нам наиболее важным представляется определение тех черт, которые характеризуют как ученика, так и педагога, а это:

образованность, целеустремлённость, демократичность  ,интеллигентность; воспитанность,

законопослушность,творческая направленность,сохранение здоровья

Судьбы воспитанников школ-интернатов, как правило, бывают непростыми. Задача педагогов – помочь этим детям стать счастливыми. А для этого необходимо дать им соответствующее образование, научить их жить, помочь стать нужными обществу, найти в нем своё место после выхода из школы-интерната.

Правильно построить воспитательный процесс в школе-интернате непросто. В нашем учреждении мы стараемся осуществлять его в двух взаимосвязанных аспектах:

развитие личности ребёнка;

оздоровительный компонент

 Быть здоровым – это естественное состояние человека. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие у него болезней и физических дефектов.

    В настоящее время одной из важных задач стоящими перед педагогами является  сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Как говорил В.А. Сухомлинский «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важный труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их умственное развитие, прочность знаний».

   Дети, обучающиеся в нашей школе, в основном имеют 2 группу здоровья, в большей массе это дети из неблагополучных семей или дети лишённые родительского попечения. И наша задача содействовать гармоничному физическому и психическому развитию личности. 

  В нашей школе уделяется большое внимание оздоровлению детей. Происходит это в процессе ежедневной жизни и быта школы. День всегда начинается с утренней зарядки (младшие и старшие по возрасту.. Во время каждого урока и самоподготовки  обязательная физкультурная пауза.. Наряду с этим ежемесячно проводятся дни здоровья и массовые спортивные праздники. В школе функционирует баскетбольная и волейбольная секция, Огромное значение имеет прогулка, т.к. во время проведения игр на свежем  воздухе у ребёнка закаляется нервная система и в целом укрепляется здоровье.( фото прогулок)

Ведь именно в процессе двигательного творчества ребёнок получает возможность личностного самовыражения. Игры снимают напряжение, возникающие в процессе учебных занятий. Они являются одним из самых доступных, эмоциональных и вместе с тем действенных средств физического развития.. Здесь необходимо учитывать не только возрастные, но и психофизические особенности и недостатки каждого ребёнка. Подвижные игры имеют, оздоровительное значение. В процессе игры у ребёнка формируются и совершенствуются основные двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, координация движений, сила и выносливость. В том числе участие в игре вырабатывает стойкий характер и воспитывает такие качества как целеустремлённость, выдержка, дисциплинированность, коллективизм. Игра – это средство общения детей друг с другом, а так – же воспитателя с воспитанником.

  По определению Сидорова А.П. « Здоровый образ жизни – это активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья».

Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здорового человека через изменения стиля и уклада жизни, в его оздоровлении с использованием гигиенических знаний о борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных жизненных ситуаций.

Формирование здорового образа жизни должно выражаться в привитии и закреплении навыков, умений и жизненных стереотипов, охватывающих рациональную организацию труда и отдыха, снижение факторов риска, ухудшающих состояние здоровья (нерациональное питание, гиподинамия, вредные привычки и др.), способы увеличения резервов здоровья.

У детей воспитывающихся в школе – интернате, необходимо закладывать и формировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а также воспитывать привычку к здоровому образу жизни, Обязательным условием успешного формирования здорового образа жизни является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребёнка.

В нашей  школе разработаны оздоровительные мероприятия, которые направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, проводятся спортивно – развлекательные конкурсы, «Праздник здоровья»..Разработаны авторские программы.

Основополагающими задачами стали не только формирование физического здоровья, но и духовного. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста учился любви к себе, людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни. Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни.

В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных форм и методов работы: беседы, деловые, сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры – путешествия, игры – соревнования. Такие воспитательные мероприятия, как « Самое дорогое у человека – это здоровье», « Вредным привычкам – нет», «Опасные привычки и их влияние на здоровье человека», «Гигиена и питание»и многие другие занятия, которые проходят на высоком уровне. Дети относятся к ним со всей серьёзностью, ощущая себя обличителями пагубных пристрастий. Воспитанники глубже чувствуют вред, наносимый употреблением табака и алкоголя, задумываются о своём здоровье.

Следовательно, занятия оздоровительного характера должны вызывать у ребёнка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать двигательные упражнения. Кроме того,материалы подобных занятий должны находить отражения во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса(учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, воспитательских занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях.)

Для школьников основными составляющими элементами ЗОЖ являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний . Учитывая состояние здоровья детей школьного возраста, в последние годы в стране значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, направленной на формирование у детей навыков здорового образа жизни .

Таким образом, в школе ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.

Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми, у них закладываются прочные основы хорошего здоровья.

Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.

Миссия школы – интерната:

Школа-интернат – это дом, в котором каждый ребёнок открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной,  эмоциональной и этической деятельности, это заведение, готовящее к жизни среди людей и для людей.

В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж.Руссо хочется сказать: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль патриоитческого воспитатния в системе воспитательной работы школы-интерната

Опыт  моей  работы  по  патриотическому  воспитанию  воспитанников – это  один  из  наших  примеров,  создания  эффективной  системы...

Роль музейной педагогики в воспитании учащихся школы

В работе описана роль музейной педагогики  в формировании предметных и метапредметных результатах образования обучающихся....

Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы школы-интерната. Номинация: На благо Отечества

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в соци...

Роль воспитателя в самоорганизации деятельности учащихся школы-интернат

Особо важным направлением в работе воспитателя интернатного учреждения является научить воспитанников учиться, общаться друг с другом и жить вместе, научить получать знания и сохранять здоровье. Очень...

Обобщённая информация о результатах профессиональной деятельности (воспитатель специализированной (коррекционной) образовательной организации, школы-интерната, детского дома, санаторной школы)

Обобщённая информация о результатах профессиональной деятельности (воспитатель специализированной (коррекционной) образовательной организации, школы-интерната, детского дома, санаторной школы)воспитат...