Исследовательская деятельность на занятиях внеурочной деятельности по русскому языку как средство формирования учебно-коммуникативных умений и навыков учащихся
статья

Сегодня молодым людям, чтобы быть уверенными во взрослой жизни и 
добиться успехов в профессиональной деятельности необходимо владеть 
коммуникативными компетенциями. 
Задача учителя – создать условия для их формирования и развития. Для 
этого педагогу необходимо постоянно включать учащихся в диалог, учить 
задавать вопросы разных типов, выработать навык структурированного 
монологического высказывания, учить слушать и слышать собеседника, 
делать записи по ходу объяснения, чтения текста учебника. Все эти вопросы 
успешно решаются путём организации исследовательской деятельности 
школьников на занятиях внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_o_vud.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность на занятиях   внеурочной деятельности по русскому языку как средство формирования учебно-коммуникативных умений и навыков учащихся

Главная роскошь на земле – роскошь человеческого общения.

       А. де Сент-Экзюпери

Сегодня молодым людям, чтобы быть уверенными во взрослой жизни и добиться успехов в профессиональной деятельности необходимо владеть коммуникативными компетенциями.

Задача учителя – создать условия для их формирования и развития. Для этого педагогу необходимо постоянно включать учащихся в диалог, учить задавать вопросы разных типов, выработать навык структурированного монологического высказывания, учить слушать и слышать собеседника, делать записи по ходу объяснения, чтения текста учебника. Все эти вопросы успешно решаются путём организации исследовательской деятельности школьников на занятиях внеурочной деятельности.

Корни исследовательского метода находим в педагогических идеях древности. Ещё Сократ учил смело и самостоятельно мыслить. Его знаменитое «Исследуем!» определяло характер его дидактики. Исследовательскую работу с учениками можно проводить в нескольких направлениях:

коллективная работа;

индивидуальные занятия;

творческие конкурсы;

научно-практические конференции.

Применение исследовательских приёмов на занятиях внеурочной деятельности способствует осознанию школьниками практической значимости учебного материала и созданию условий для развития умений сравнивать, анализировать, использовать научные методы познания.

Исследовательская деятельность учащихся основана на следующих принципах:

  • проблемность;
  • ориентация на развитие авторской позиции ребёнка;
  • индивидуализация и дифференциация;
  • творческая активность и самостоятельность;
  • сотрудничество;
  • саморазвитие личности.

Этапы исследовательской деятельности:

  1. создание проблемной ситуации;
  2. постановка проблемы;
  3. нахождение способа решения проблемы путём выдвижения гипотезы;
  4. доказательство гипотезы;
  5. проверка правильности решения проблемы.

        Исследовательскую деятельность можно организовать как на отдельном этапе занятия, так и на занятии в целом. Проведение занятия-исследования требует от педагога умения моделировать эвристическую беседу: ставить вопросы, следить за ходом дискуссии, подводить её итоги, давать рекомендации по организации самостоятельной работы с учебными пособиями, справочной литературой по данной теме, словарём и т.д.

        Приёмы создания проблемной ситуации:

        учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

        сталкивает противоречия в практической деятельности;

        излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

        предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

        побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, вывода из ситуаций, сопоставлять факты;

        ставит вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;

        определяет проблемные теоретические и практические задания;

        формирует проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с заведомо допущенными ошибками.

        Рассмотрим некоторые приемы.

Приём «5 Ч» позволяет организовать работу в парах. Например, ребята должны подготовить друг другу по теме занятия 5 вопросов, начинающихся словом «Что…». По теме «Фонетика» это могут быть следующие вопросы: Что такое фонетика? Что ты знаешь о звуках речи? и т.д.

Условием успешного применения этого приёма является его систематичность и организованность группы. В зависимости от ситуации приём может варьироваться и звучать, например, как «5 З». Тогда фраза начинается со слов: «Знаю, что…»

Приём «Приглашение к исследованию». В начале занятия учитель обращается с просьбой «Ребята, помогите мне разобраться в вопросе…»

        Приём «Эпиграф». Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, пока неизвестной темой занятия. На доске записывается известная фраза, соответствующая теме занятия, а школьникам необходимо самостоятельно определить тему занятия, выдвинуть свою гипотезу. В конце занятия следует обязательно вернуться к фразе на доске и аргументировать ее выбор.

        Приём «Поиск отгадки». В начале занятия предлагается загадка или удивительный факт, отгадка или ключик для понимания которых будут открыты в процессе работы над новой темой. Так, например, при знакомстве с темой «Лексика» школьники выполняют предложенные задания и заполняют лексический чайнворд, вписывая слова-ответы в клеточки слева направо и снизу вверх. После их выполнения педагог обязательно возвращается к первоначальным предположениям ребят и оценивает их работу.

        Все эти приёмы помогают организовать групповую работу, работу в парах, коллективную работу. Учащиеся выслушивают мнение товарищей, высказываются сами, сопоставляют альтернативные точки зрения. Это позволяет формировать у школьников умение общаться и взаимодействовать с одноклассниками, обмениваться информацией. Дети учатся слушать и слышать друг друга, аргументировать свою позицию.

        Приём «Согласен – не согласен» реализуется в форме диалога: ученики обращаются друг к другу или педагогу с тезисами, которые можно принять или не принять. Например:

        -  Я утверждаю, что все имена прилагательные имеют степени сравнения.

        - Не согласен. Относительные и притяжательные имена прилагательные не имеют степеней сравнения.

Или такое утверждение:

        - Я утверждаю, что имена прилагательные могут изменяться по числам и по падежам.

        - Согласен, но имеется уточнение, что имена прилагательные изменяются ещё и по родам в единственном числе.

        Проводя такой учебный диалог, учителю нужно заранее ограничить тематику, дать ребятам задание подобрать не менее пяти утверждений, тогда ученики не будут долго придумывать их по ходу диалога и сконцентрируют внимания на своих и чужих ответах.

        Приём «Интервью» можно применить на разных этапах занятия. При изучении темы «Имя существительное» (или любой другой части речи) ученики берут интервью у слова.

Например:

         - К какой части речи (служебной или самостоятельной) вы себя относите? Почему?

        - Как отличить собственные имена существительные от нарицательных?

        - Каким членом предложения вы можете быть? И т. д.

        Этот приём способствует развитию речи учащихся, их коммуникативной компетенции. Огромное значение в развитии коммуникативной компетентности играет работа с текстом. Текст также открывает широкие возможности для организации исследования. При работе с текстом можно использовать приёмы: «Диалог с текстом», «Спрятанный вопрос», «Магнит».

        Сущность приёма «Перефразирование» состоит в том, что надо возвратить собеседнику его высказывания (одну или несколько фраз), сформулировав их своими словами. Обычно первым начинает учитель. Например, он сообщает: «Все имена существительные относятся к собственным или нарицательным. Некоторые существительные могут быть и теми, и другими». Учащиеся продолжают: «Другими словами, Вы хотите сказать, что, когда существительное орёл называет птицу, то оно нарицательное, а когда город – собственное». Следующий ученик продолжает: «Как я вас понял…» и т.д. Но при «возврате» реплики не стоит что-либо добавлять «от себя», интерпретировать сказанное.

        Этот приём позволяет дать собеседнику представление о том, как вы его поняли, и натолкнуть на разговор о том, что в его словах кажется вам наиболее важным.

        Приём «Резюмирование» предполагает воспроизведение слов партнёра в сокращенном виде, краткое формулирование самого главного, подведение итога: «Если теперь подытожить сказанное, то…»

        Оценивая эффективность использования названных приёмов, следует отметить, что их систематическое применение обеспечивает формулирование коммуникативной компетенции учащихся, способствует повышению мотивации, созданию оптимальных условий для самоконтроля.

        Ученики придумывают и обсуждают новые идеи, комментируют и обсуждают высказывания, учатся проявлять свою самостоятельность.

        Исследовательская деятельность на занятиях внеурочной деятельности приносит радость совместного поиска решения поставленной проблемы, помогает «расти» и учителю, и ученику.

Составила Далла Ольга Антоновна, методист ГБОУ лицей № 373 Московского района Санкт-Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Процесс становления новой системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми про...

Использование игровых технологий на уроках русского языка для формирования и развития процесса словообразования учащихся с ЗПР.

Материалы методической работы с детьми с ОВЗ (с ДЦП).Использование игровых технологий на уроках русского языка для формирования и развития процесса словообразования  учащихся с ЗПР....

Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.

Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...

Формирование умения поисково-исследовательской деятельности у обучающихся на уроках русского языка через применение технологии развивающего обучения

В статье  описывается  как, используя какие современные технологии, сформировать у обучающихся умение вести поисково-исследовательскую  деятельность....

«Формирование умения поисково-исследовательской деятельности у обучающихся на уроках русского языка через применение технологии развивающего обучения»

Приводится проектная работа, раскрывающая использование технологии  критического мышления для формирования умений поисково-исследовательской  деятельности...