Влияние стилей взаимоотношения в семье на проявление агрессивности подростков
консультация

Черникова Ольга Анатольевна

В настоящее время складывается ситуация, обуславливающая рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков, среди которых особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчуждённость, повышенная тревожность, духовная опустошённость детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте, поскольку агрессивность уже выливается в иные формы поведения, психосоматические симптомы или становится причиной различных заболеваний [Фурманов].

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде – в последнее время вызывает научный интерес как отечественных, так и западных ученых. Работы, большей частью, содержат в себе теоретические рассуждения о механизмах и проявлениях агрессии, а также выделяются факторы, способствующие становлению агрессивного поведения: - семейное воспитание; - общение со сверстниками; - средства массовой информации. Анализ исследований, посвященных проблемам агрессивности, позволяет понимать семейное воспитание как одно из основных условий становления и развития агрессивности ребенка. Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. (И.М. Марковская).

 Поэтому семейные условия, включая социальные условия, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ребенку родители, на него воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Нет практически ни одного социального и психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом (А. Реан).  Так же сильно влияет на судьбу подростков и состав семьи, характер взаимоотношений между её членами.

Семья обычно рассматривается как социальный институт, в котором изобилует любовь и теплые взаимоотношения. Однако, и противоположное часто оказывается истиной: усвоение агрессивного поведения часто происходит именно в семье.

 

Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами — вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне её, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.

Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, — это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Эти взаимоотношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimootnosheniya_i_agressiya.docx41.43 КБ

Предварительный просмотр:

    Управление образования и науки
Липецкой области

  Государственное (областное)
бюджетное учреждение
Центр «СемьЯ»

Сообщение

на методическом объединении педагогов-психологов на тему

«Влияние стилей взаимоотношения в семье на проявление

агрессивности подростков»

Подготовила:

О.А.Черникова,

педагог-психолог Долгоруковского ТО

2023г.

В настоящее время складывается ситуация, обуславливающая рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков, среди которых особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчуждённость, повышенная тревожность, духовная опустошённость детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте, поскольку агрессивность уже выливается в иные формы поведения, психосоматические симптомы или становится причиной различных заболеваний [Фурманов].

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде – в последнее время вызывает научный интерес как отечественных, так и западных ученых. Работы, большей частью, содержат в себе теоретические рассуждения о механизмах и проявлениях агрессии, а также выделяются факторы, способствующие становлению агрессивного поведения: - семейное воспитание; - общение со сверстниками; - средства массовой информации. Анализ исследований, посвященных проблемам агрессивности, позволяет понимать семейное воспитание как одно из основных условий становления и развития агрессивности ребенка. Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. (И.М. Марковская).

 Поэтому семейные условия, включая социальные условия, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ребенку родители, на него воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Нет практически ни одного социального и психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом (А. Реан).  Так же сильно влияет на судьбу подростков и состав семьи, характер взаимоотношений между её членами.

Семья обычно рассматривается как социальный институт, в котором изобилует любовь и теплые взаимоотношения. Однако, и противоположное часто оказывается истиной: усвоение агрессивного поведения часто происходит именно в семье.

Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами — вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне её, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.

Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, — это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Эти взаимоотношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка.

Многие работы психологов, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

Индифферентный стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости, что существенно предопределяет становление агрессивного поведения.

Исходя из вышеизложенного, нужно сказать, что стиль семейного воспитания и взаимоотношений между родителями и детьми является одним из основных условий становления и развития агрессивности ребенка. Необходимо сотрудничество, которое является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. А отсутствие такового сотрудничества может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

Придерживаясь авторитарного, опекающего стиля воспитания и взаимодействия с подростками, родители способствуют возникновению у последних более сильного раздражения. А в отсутствии понимания, принятия и взаимодействия, признания равенства и партнерства в отношениях между родителями и детьми, подростки винят себя, испытывают «угрызения совести». Но зачастую, не получая обратную связь от взрослых (родителей) на свое поведение, поступки, подростки либо замыкаются в себе, либо обращаются за помощью к таким же как они сами. И лишь единицы решаются обратиться за советом к педагогу или психологу. Поэтому, живя со своими сложными и непонятными для себя чувствами, отношением «что такое хорошо и что такое плохо» в период формирования своей «Я – концепции» в реальности мы наблюдаем повышение показателей по таким видам агрессии как «раздражение», «вербальная агрессия», «негативизм».

Из опыта работы хочу сказать следующее, что есть две условные группы родителей заинтересованные и незаинтересованные. Можно сделать вывод о том, что коррекционные занятия необходимо проводить как с подростками, родители которых заинтересованы, так и с подростками, родители которых не заинтересованы в сотрудничестве с психологом. А также необходимо, по мере возможного, организовать тренинговые занятия или «Родительский клуб» и для родителей подростков. Это необходимо еще и потому, что «чувство вины» и высокий уровень невротизации (в следствии неправильного стиля воспитания) у младших подростков может привести к тому, что в более старшем возрасте ребята могут пойти во взаимодействии со своими родителями как по пути отвержения родителей (потеря контроля родителями), так и по пути аутоагрессии: психосоматика, ничем необъяснимые суицидальные попытки, употребление психоактивных веществ и т. д. Но только у подростков заинтересованных родителей это будет «способ досадить родителям, отомстить», а у подростков незаинтересованных родителей – «способ снижения или снятия чувства вины или саморазрушения».

«Главная ошибка взрослых в том, что мы пытаемся воспитывать детей, не воспитывая себя!» (Л.Н. Толстой)

Список литературы

Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005.

Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Сещерякова. - М., 1997.

Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 1996.

Фурманов И. А. Детская агрессивность. - Минск, 1996.

Паттерсон с коллегами разработал модель семейных взаимоотношений, основанных на принуждении, объясняющую, каким образом негативные семейные взаимоотношения приводят к агрессивному поведению ребенка. Благодаря этой модели мы можем глубже понять процессы, обусловливающие зависимость между этими параметрами. Одна из сторон модели — незрелые методы регулирования дисциплины, означающие, что в некоторых случаях родители могут игнорировать отклоняющееся поведение ребенка или позволять ему вести себя подобным образом, тогда как в других случаях могут угрожать физическими наказаниями, не осуществляя свои угрозы. В следующий раз они могут «взорваться» и повести себя агрессивно (например, отшлепать ребенка или задать ему взбучку). Иными словами, родители непредсказуемы и непоследовательны в выборе наказаний за неприемлемое поведение. Такие незрелые методы регулирования дисциплины подготавливают почву для усвоения ребенком силовой тактики отстаивания своих интересов.

Каждый ребенок имеет право быть любимым, но ему может быть отказано в этом праве, если родителям не хватит умения сначала научить ребенка быть в меру уступчивым и неагрессивным. Существует риск, что стиль общения, который зиждется на силе, завершив цикл своего развития, превратит ребенка в отверженного в среде сверстников, отстающего в школе и позволит развить поведенческие умения до необходимого уровня. Дети из семей, не обучающих уступчивости, агрессивны и вспыльчивы. От них отворачиваются родители, приятели, да и у самого ребенка складывается весьма негативный образ самого себя. Если родителям не хватает умения научить ребенка следовать определенным правилам поведения, его манерой становятся неподчинение и пущенные в ход кулаки. Этот стиль становится доминирующим в отношениях с людьми.

Паттерсоновская модель семейных взаимоотношений, основывающихся на принуждении, демонстрирует паттерн отношений «родитель-ребенок» — источник всех грядущих проблем маленького человека. Он учится принуждению и неуступчивости вообще, так как родители не в состоянии следить за его поступками или контролировать его поведение. А стиль взаимодействия с другими, характеризующийся неуступчивостью со стороны ребенка и его желанием принудить других к выполнению чего-либо, вызовет трудности в разнообразных социальных ситуациях и, в конечном счете, может привести к отклоняющемуся или асоциальному поведению.
Попытка сдерживать агрессивное поведение ребенка с помощью физических наказаний зачастую напоминают метание бумеранга. Как отмечено в разделе о стиле семейного руководства, попытки свести агрессию на нет или хотя бы контролировать ее проявления с помощью суровых наказаний фактически являются подкреплением и могут потворствовать агрессивному поведению и увеличивать уровень демонстрируемой. Действительно, проблема наказания и его роли в снижении уровня агрессивности является одной из самых противоречивых в области исследования агрессивного поведения человека.

Рассмотрим вкратце достоинства и недостатки наказания как средства, применяемого родителями для социализации детей. Разумеется, важнейшая составляющая социализации — регулирование агрессивного поведения. Под наказанием мы будем подразумевать крайние формы физического наказания, если не оговорено другое. Про родителей, прибегающих к подобным средствам, мы будем говорить, что они применяют силовые методы поддержания дисциплины, основанные на их большей силе или власти.

Наказания могут причинить вред. Использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических «опасностей». Во-первых, родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем. Например, если маленький мальчик бьет своего приятеля, родители могут наказать его, шлепая и крича: «Я тебе покажу, как бить других детей!». Мальчик в этом случае может сделать вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. В общем, он узнает, что физическая агрессия — средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми.

Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. Если они «не сгибаются» под ударами «карающих мечей», вряд ли потом они усвоят другие, не такие горькие уроки, которые помогли бы им социализироваться. Вдобавок, как показывает модель Паттерсона, подобное обращение может, в конце концов, привести ребенка в компанию людей, демонстрирующих и одобряющих чрезвычайно рискованное поведение, которое действительно должно быть наказано.

В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. Фактически стратегия социализации в этом случае мешает усвоению правил приемлемого поведения. Если после сурового наказания ребенок расстроен или рассержен, он из-за боли может забыть, за что его наказали.

И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного внешнего воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями. То есть они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают. Возможно, эти дети так никогда и не примут правил приемлемого в обществе поведения, тех правил, которые предотвратили бы необходимость наказаний в дальнейшем. По сути дела, наказание заставляет скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его.

Есть семьи, в которых дети не подвергаются агрессивному воздействию, но наблюдают его в отношениях взрослых. Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется агрессия и насилие. Естественно, что не все эти признаки свойственны всем подобным детям, но наверняка многим из них.

1. Страхи. Дети из семей, где практикуется насилие, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения. Очень часто, безопасная атмосфера приютов способствует проявлению неразрешенных страхов из прошлого.

2. Внешние проявления поведения. Дом, в котором прибегают к насилию, совершенно непредсказуем, это пугающее место для маленького ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка насилия и насколько сильной она будет. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или к агрессивным поступкам.

3. Неспособность выразить чувства вербально. Наблюдая за практикой насилия в семье, дети приходят к выводу, что насилие есть способ, которым «взрослые» разрешают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об их чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме.

4. Вовлечение в борьбу родителей. Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить насилие и конфликты, которые они постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытывать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что они — дети являются причиной разлада в семье. В результате того, что дети так глубоко вовлечены в конфликт в семье, им трудно отделить свою индивидуальность от личностей своих родителей.

5. Защитник матери. Многие дети из семей, где практикуется насилие, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей от избиений. Ребенок испытывает гнев по отношению к своему отцу, за то, что тот причиняет боль матери. Некоторые дети могут быть возмущены тем, что их матери слабо противодействуют и смиряются с насилием. Впоследствии дети могут перестать испытывать чувство вины за то, что они сердятся и возмущаются поведением своих родителей.

6. Разочарования. Жизнь в семье, где практикуется насилие, очень напряженна. Постоянный стресс, который они испытывают, часто ведет к тому, что дети расстроены, разочарованы, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях.

7. Чувство, «заслуженности» жестокого обращения. Многие матери, которые не хотят настраивать детей против своих отцов, пытаются найти им оправдание. Ребенок, видит мать в синяках и со следами побоев, и ему говорят: «Все в порядке детка, папочка нас действительно любит», приходит к выводу, что быть любимым означает испытывать физическую боль. Ребенок, мать которого постоянно оправдывает своего отца, за причиняемое им насилие, часто начинает чувствовать, что он тоже «заслуживает» чтобы его избивали.

8. Изоляция. В большинстве семей, в которых прибегают к насилию, факт насилия не обсуждается открыто. Детям родители дают понять, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе или с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя какими-то особенными. Некоторые дети даже думают, что с ними что-то не в порядке, так как их жизнь в семье отличается от жизни их сверстников.

Таким образом, каждый конкретный вариант агрессии и насилия — самостоятельная проблема, обладающая специфическими чертами. Причины, условия, формы проявления насилия, последствия насильственных действий в зависимости от объекта будут иметь свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке профилактических мер и при вмешательстве в семью, с целью предотвращения насилия.

Специфика психосоциальной помощи ребенку и родителям заключается в том, что она направлена на позитивное изменение среды. Помощь направлена, прежде всего, на выявление случаев физического и эмоционального насилия. Традиционные меры, принятые в различных странах предполагают:

  • предоставление убежища женщинам, а в случае необходимости и женщинам с детьми, на период от 1 до 7 суток и до полугода;
  • ведение просветительской работы среди населения;
  • телефонное консультирование;
  • предоставление женщинам и детям полной информации о социальной, психологической, юридической и медицинской помощи;
  • формирование поддерживающей среды.

В случаях, когда жертвой агрессии оказывается ребенок, должна быть организована работа с теми, кто отвечает за его воспитание — учителей и родителей, и формирование у них мотивации к изменениям, оказание им помощи в этом. Необходима психологическая работа по ресоциализации ребенка: помощь в изживании последствий травматического события, расширение ролевого репертуара, формирование коммуникативных и других социальных навыков.

Важная особенность концепции помощи в данном случае: «Не обвинять, а помочь измениться». Такой подход позволяет работать недирективными методами, формируя мотивацию. Ни законодательство, ни общественное мнение не обеспечивают в полной мере защиты детей от физического и, особенно, психологического вреда со стороны взрослых. Родители часто не осознают факт жестокого обращения с ребенком. Все это делает императивные воздействия малоэффективными, а прямую агитацию безадресной и ставит на первое место задачу осознания проблемы как лицами, вовлеченными в насилие, так и общественностью. Проблема рассматривается в качестве внутриличностной проблемы, как ребенка, так и взрослого. Это групповая дисфункция, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия между людьми. Работа выполняется командой специалистов разных направлений, охватывающих различные стороны проблемы (писхолог-социальный педагог-инспектор ИДН и т. п.).

Родители обращаются за помощью, как правило, отнюдь не с проблемами своего поведения в отношении детей и не с желанием измениться, а с жалобами на ребенка. Как было отмечено выше, ребенок, подвергающийся моральному или физическому насилию, может вести себя как агрессор, транслируя жестокость в отношении родителей, по отношению к другим людям или как жертва, «притягивая» жестокое обращение сверстников и учителей. Именно эти проявления и являются содержанием жалобы родителей, обращающихся за помощью.

Изучение детского опыта этих родителей, как правило, выявляет серьезные проблемы в их собственном детстве. Они также испытывали моральное или физическое насилие со стороны своих родителей, и в общении со своим ребенком они снова и снова воссоздают ситуацию своего детства, не умея расстаться с ней. Вторая особенность этих родителей является прямым следствием вышеизложенного. Они не умеют быть «хорошими родителями», то есть не понимают своих детей, эмоционально отстранены, не знают, как выразить позитивные чувства, и имеют бедный поведенческий репертуар. Третья особенность — они не имеют позитивных целей воспитания ребенка, их действия непоследовательны, хаотичны.

Таким образом, имеется следующий набор нарушений в семье, с которыми необходимо работать для прекращения агрессии и насилия:

  • травматический опыт родителей в детстве;
  • отсутствие четких целей как в воспитании детей, так и в отношении собственного будущего;
  • преобладание деструктивных паттернов общения в семье;
  • отсутствие навыков конструктивного взаимодействия;
  • внутриличностные нарушения ребенка.

Примерная схема работы с семьей включает в себя следующие элементы:

  • с учетом информации, выявленной на первичном приеме, определяются такие цели коррекции, как улучшение эмоционального состояния ребенка; формирование «помогающей среды» в школе и в семье;
  • на основании вышеописанного составляются следующие блоки программы:
  • а) установление доверия с матерью и, опосредованно, с ее родителями;
    б) формирование у них ожидания позитивных перемен в результате психологической работы с ребенком, то есть мотивации на то, чтобы они приводили на коррекционно-развивающие занятия в течение длительного времени и выполняли домашние задания.
    в) расширение круга поддерживающих взрослых. Помощь маме в подборе школы для ребенка, где он мог бы получать поддержку классного руководителя и школьного психолога. Мать может обратиться за помощью к свекрови.
    г) психотерапевтическая помощь ребенку с использованием различных подходов.
    д) индивидуальная психотерапия матери.

Если семья обратилась по поводу учебных проблем ребенка или направлена социальным педагогом школы, подозревающими факт жестокого обращения, то, работа с такой семьей должна начинаться с совещания между работниками отдела опеки, и социально-психологической службы образовательного учреждения, где учится ребенок. Анализируется имеющаяся информация о ребенке и семье и вырабатывается формулировка проблемы, которая может мотивировать семью начать работу.

Психосоциальная помощь может осуществляться в соответствии со следующими этапами:

  1. Первичный прием. Сбор информации, прояснение ситуации в семье. Формирование у родителей первичной мотивации для психологических изменений, долгосрочной работы с консультантами, психологическая поддержка ребенка.
  2. Совещание специалистов и школы. Выработка общей стратегии, программы работы с семьей.
  3. Индивидуальная коррекция ребенка. Проработка травматических переживаний, работа с посттравматическими расстройствами, формирование позитивной Я-концепции, коррекция в эмоциональной и потребностно-мотивационной сферах.
  4. Индивидуальная коррекция родителей. Проработка травматических детских впечатлений, формирование позитивной Я-концепции.
  5. Групповая коррекция родителей. Формирование позитивных целей.
  6. Тренинги с детьми. Дальнейшая эмоциональная коррекция. Формирование социальных навыков, развитие сферы самоконтроля и волевой регуляции поведения,
  7. Тренинг для родителей. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия с детьми.

На протяжении всех этапов производится социальное сопровождение семьи. Социальные педагоги курируют семью. Подбадривают, мотивируют, настаивают, интересуются состоянием дел ребенка и родителя, подчеркивая интерес и уважение к личности (но не к проблемному поведению) и веру в существование ресурсов семьи.

Работа с такой семьей является долгосрочным процессом, стойкие изменения формируются за полтора-два года работы. По истечении этого периода семье удается мобилизовать собственные ресурсы и достичь позитивных изменений. Эффективность проведенной работы оценивается по следующим критериям:

А. Сравнение данных психодиагностического обследования ребенка до и после работы:

  1. Наличие адекватной самооценки.
  2. Снижение уровня тревоги.
  3. Улучшение социометричского статуса.

Б. Сравнение данных психодиагностического обследования детско-родительских отношений до и после работы:

  1. Уменьшение степени отвержения.
  2. Уменьшение доли патологических факторов, таких, как несформированность родительских чувств, неприятие, непоследовательность требований и др.

В. Экспертные оценки.

  1. Оценка изменений в поведении и настроении ребенка, его адаптивных возможностей родителями и педагогами.
  2. Оценка членами семьи своих достижений и изменений, полученных в результате прохождения тренингов и консультирования.

Проблема жестокого обращения с детьми в семье имеет многомерную природу. Это обуславливает необходимость многомерного, комплексного подхода к решению проблемы. Ключ к эффективности такой комплексной помощи лежит в ее координации, которую целесообразно возлагать на социальные службы. Необходимо помнить, что, исследуя каждый отдельный случай, мы сталкиваемся с противоречием между правом ребенка на защиту и правом семьи на неприкосновенность частной жизни. Необходимо фокусироваться не на расследовании, а на помощи ребенку. Важной частью профилактики агрессии и насилия является работа с общественным сознанием, как в группе родителей, так и среди профессионалов (учителей, социальных работников и др.), связанных с воспитанием детей.

Правила конструктивного общения в семье

 

Информация для родителей

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно: слушайте своего ребенка; проводите вместе с ним как можно больше времени; делитесь с ним своим опытом; рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах; уделяйте внимание каждому из имеющихся у вас детей.Правила конструктивного общения в семье

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия: отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком; старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии: говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях — «я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня.

4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить: примите теплую ванну, душ, выпейте чаю, позвоните друзьям, просто расслабьтесь, лежа на диване, послушайте любимую музыку.

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев: не давайте ребенку играть с теми предметами, которыми вы очень дорожите; не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срываПравила конструктивного общения в семье

6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям: изучайте силы и возможности вашего ребенка, если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад…); если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимоотношение в семье, имеющей социально активного подростка.

В теоретической части работы приведены примеры родительского авторитета. Раскрыто понятие конфликта и способы их решения. Описаны психологические особенности подростка - лидера. В экспериментальной ча...

Игровые техники, используемые психологом при работе с проявлениями агрессивности у детей и подростков

Игра это один из эффективных методов в коррекции агрессивности детей и подростков.Л. Френк предположил, что игра для детей — это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ори­ентац...

Выступление на ШМО классных руководителей «Проявление агрессивности в поведении подростков»

Неустойчивая, напряженная социально-экономическая и идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время, обусловливает рост различных  отклонений в личностном развитии и поведении растущих л...

"Психологические особенности проявления агрессивности подростков"

Статья посвящена работе с подростками, а статистические данные предоставлены отделом полиции...

Педагогическая коррекция проявлений агрессивности подростков с интеллектуальным недоразвитием

СодержаниеВведение….………………………………………………………………………..3Глава 1. Теоретические основы  коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития………….71.1. И...

Сравнительный анализ проявления агрессивности у подростков

Сравнительный анализ проявления агрессивности у подростков обучающихся в школах разного типа: общеобразовательная школа, школа временного прибывания санаторного типа, школа с творческой направленность...

ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ САМБИСТОВ, СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ

В условиях ожесточенной конкуренции большое значение уделяется психологической подготовке спортсменов, которая постоянно нуждается в совершенствовании  также как изменяется  сам спорт и его...