Тема: «Формирование и развитие функциональной грамотности – одна из важнейших задач современной школы» (Мастер-класс)
статья

БРИКАНОВА ИРИНА ПАВЛОВНА

Учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ra_rayonnom_mo.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания.

Тема: «Формирование и развитие функциональной грамотности – одна из важнейших задач современной школы» (Мастер-класс)

Выступление подготовила учитель истории и обществознания МОУ Климоуцевская СОШ Бриканова И.П.

Начать выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

Задание: во время прослушивания подумайте,  какие методические приёмы использовал учитель  в своей  деятельности ? 

 «Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

 - «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.

 - «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» – добавил второй. –

«Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» – подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

 - Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял»

. - Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

 - Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

 - Уважаемые коллеги, какие методические приёмы Вы можете отметить в деятельности учителя?

  - самостоятельная    работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний.

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать.  Он понимал, что

 - самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

 - «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

 - умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально - грамотных людей.

Слайд 4    Что такое «функциональная грамотность»?

Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".

Используя каждую букву слова "личность", напишите личностные качества. (запись на доске)

- чтение по слайду


Любознательность
Инициативность
Человечность
Нестандартность
Ответственность
Cамостоятельность
Tворчество

- Подберите слова синонимы к слову "функционировать".

Работать, действовать, внедрять, применять

-- Дайте определение слову "грамотность"

Грамотность —степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека

- Опираясь на наши результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функционально грамотная личность"

Слайд 5  "функционально грамотная личность - это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач

Функционально грамотная личность –это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями

- Что же такое функциональная грамотность?

Словарь терминов современного педагога трактует понятие функциональной грамотности следующим образом:

Слайд 6  «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре».

чтение по слайду определения

Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут  учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности.

Функциональная грамотность —это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.

Российские и международные исследования показывают, что российские школьники обладают значительным объемом знаний, однако они не умеют грамотно пользоваться этими знаниями.

В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества.

Образование, в узком смысле этого слова, является той частью процесса обучения, перед которой стоит задача обеспечить базовый уровень культуры, познакомить учащегося с ценностями, богатствами и стандартами цивилизации, а также (что главное) максимально развить его духовно – нравственный мир.

Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

  • Коммуникативная
  • Информационная
  • Деятельная

Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание[1].

Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих:

1.Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.

2.Процесс обучения - усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от простого к сложному», от материала 5 класса (Древнейшие цивилизации) к темам 9 класса (история XX-XXI вв.). Затем расширение полученных знаний в 10-11 классе путем циклического повторения курса. На протяжении всего процесса обучения используются интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие задания, интерактивная лекция, урок-экскурсия и др.

В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.

Это возможно, если:

  1. В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке
  2. Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно
  3. Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко выразить свою мысль)
  4. Ученик научен, работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет найти нужную информацию в источниках
  5. Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью

Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:

I. ценностно - ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему личностно - значимой деятельности;

II. коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и литературных героев), познакомиться с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог;

III. социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;

IV. культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировой культуры.

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:

  • пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный  диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
  • познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
  • исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
  • изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
  • чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться  от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.
  • исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).

Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.

Рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся: (памятки)

- учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала.
-  обучение должно носить деятельностный характер
-  учебный процесс ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
-  использовать продуктивные формы групповой работы; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
-  применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии (проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, технология проектной деятельности, обучение на основе «учебных ситуаций», уровневая дифференциация обучения, разноуровневого обучения, критического мышления, информационные и коммуникационные технологии, технология оценивания учебных достижений учащихся).
-  учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся.
-  обучение должно строиться на метапредметной  основе и должно быть направлено на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, учитывать уровни развития творчества.

-  организация деятельности - целеполагание, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество.

- учитель должен организовать эффективную работу с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под понятие.
-  создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
-  преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.

Заполнить пропуски в тексте.

Приоритетной целью современного образования становится _________    ______________ и __________________способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Это должно стать залогом успешной ________________в стремительно меняющемся обществе, умение организовывать________ __________________ _______________, работать с _______________и самостоятельно выполнять задание. Задача школы –_________ ____________, а не просто дать готовую (ые) ________________.
Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информации, а в том, чтобы стать  организатором _____________  _____________, где главным действующим лицом становится ученик.  Учитель должен организовать и управлять этой _______________.

Слова для справки: деятельность, адаптация, информация, учебная деятельность, полноценное, научить, технологии, знания, развитие, познавательная деятельность,  учиться, своя, современный, методы, мотивация)


[1] Обществознание рассматривается, как «сестра истории», т.е. все положения, касающиеся формирования функциональной грамотности с помощью исторической науки, имеют еще более распространенное применение в курсе обществознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний на уроках английского языка, как важнейшее условие формирования и развития функциональной грамотности учащихся.

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка в является заинтересованность...

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы по английскому языку в 8 классе по теме "Здоровье"....

Текст к Презентации темы по урокам иностранного языка "Современные технологии по формированию и развитию функциональной грамотности в обучении английскому языку"

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой д...

Формирование и развитие функциональной грамотности как цель и результат современного образования.

Презентация по теме "Формирование и развитие функциональной грамотности как цель и результат современного образования"....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ по теме «Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках физической культуры»

ПЛАНСАМООБРАЗОВАНИЯ по теме«Формирование и развитие функциональной грамотностина уроках физической культуры»...

презентация на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ "

В данной презентации находится подбор задач на развитие функциональной грамотности учащихся на уроках информатики....

Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в старших класса - как важный фактор подготовки к ГИА.

В статье  рассмотрены вропросы по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания. Показаны виды функциональной грамотноти, технологии, методы , приемы и особенности фо...