Презентация опыта работы по формированию финансовой грамотности
учебно-методический материал (5, 6 класс)

Шпак Ольга Михайловна

Работа содержит методические рекомендации по формированию и развитию финансовой грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Опыт внедрения курса «Основы финансовой грамотности»

1-й слайд: Здравствуйте, уважаемые коллеги!

   С сентября 2020 года в Ковылкинской школе № 4  в рамках внеурочной деятельности стал преподаваться  новый учебный курс  по развитию финансовой грамотности среди школьников. Необходимость его внедрения обусловлена тем, что современные дети достаточно  часто  самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями, т.е.  являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня знаний и умений.. Важно отметить, что современный выпускник основной школы наряду с такими видами функциональной грамотности как читательская, математическая, естественно-научная, должен обладать и финансовой грамотностью.

2-й слайд:  Формирование финансовой грамотности признано Комиссией Европейского союза и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) актуальной задачей  современности.  

3-й слайд: Новый ФГОС третьего поколения предусматривает обязательное внедрение элементов финграма с 1 сентября 2022года во всех школах России.

  4-й слайд:  Что же следует понимать под финансовой грамотностью?

Под финансовой грамотностью как результатом финансового образования понимают совокупность двух элементов:

Во-первых, владение информацией о существующих финансовых продуктах и их производителях (продавцах), а также существующих каналах получения информации и консультационных услуг;

Во-вторых, способность потребителя финансовых услуг использовать имеющуюся информацию в процессе принятия решения.

    Главной задачей введения финансовой грамотности в школе, конечно же, является  формирование финансово развитой личности, стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом.

 5-й слайд: Как же реализуется проект по финансовой грамотности в нашей школе?

В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в первую очередь было обращено внимание на два основных аспекта: Предоставление необходимой информации, т.е. обеспечение учебниками с учетом возрастных категорий обучающихся и подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине. На сегодняшний день эти проблемы успешно решены: в школу поступили качественные учебные материалы. В учебно-методический комплекс  входят учебник, рабочая тетрадь, методические рекомендации для учителя, книга для родителей.

 6-й слайд:. В работе используется информационно-просветительский ресурс, созданный Центральным банком Российской Федерации и Сбербанком. Сайт предназначен для широкой аудитории с разным уровнем знаний об экономике.  В видеоуроках в простой форме, с некоторыми  упрощениями разбираются ситуации, с которыми может столкнуться каждый при необходимости взять кредит или выборе наиболее удачного варианта накопления денег, или при поиске оптимальной стратегии формирования будущей пенсии. Отдельный раздел финкульт-инфо предназначен для учителей.

   7-й слайд: 2 учителя нашей школы прошли курсы по преподаванию финансовой грамотности.

 8-й слайд:  Школьный курс финансовой грамотности для 5-7 классов, реализуемый в школе №4 охватывает следующие понятия и темы: – составление и расчет семейного бюджета; – денежные операции в банках и других структурах; личные сбережения — излишество или прок?; – тонкости кредитов и депозитов; -налоги; – права и обязанности участников финансово-экономических отношений.

   Следует отметить, что при обучении учитываются возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких – 5 класса информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации,  решают кейсы. Такой подход позволяет сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания,  имеет социальную направленность, что дает возможность ребятам избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.

    9-й слайд: Воспитывать финансовую и социальную грамотность можно  через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики, обществознания, литературы и через внеурочную деятельность.  Так, например, решая на уроке математики задачи, которые включают в себя величины: цена, количество, стоимость,  учитель – Сорокина Наталья Ивановна учит ребят теоретически решать финансовые проблемы. На уроках литературы  у Шукшиной Зинаиды Петровны происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные финансовые ситуации, учащиеся высказывают собственные точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели поведения. Уроки обществознания дают большие возможности включать элементы финансовой грамотности при изучении раздела «Экономика». Мини-исследования и проекты, проводимые на занятиях по финансовой грамотности и уроках обществознания могут быть представлены на научно - практических конференциях и конкурсах разного уровня.

     10-й слайд: В рамках Всероссийской недели по финансовой грамотности уч-ся 9-11 классов прошли тестирование. 5-9 классы принимали участие в проекте Сбербанка «Осенняя сессия», участвовали в интерактивных уроках.

  11-й слайд: Ребята с интересом слушали сотрудников банковской сферы и задавали им свои вопросы в чате. Также детям было предложено поиграть: отгадывали ребусы на соответствующую тематику; ознакомились с рабочей техникой кассового сотрудника банка.

   12-й слайд:  Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели, т.е. ликвидации финансовой безграмотности среди школьников, ведь это сегодня они дети, а завтра народ, которому предстоит жить и творить историю Российского государства, можно только в том случае, если вести в этом направлении целенаправленную работу.

  13-й слайд:   В идеале разработчики проекта по финансовой грамотности предполагали, что вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители, поэтому как я уже говорила в УМК входит книга для родителей. С помощью нового курса рассчитывается повысить финансовую грамотность не только у школьников, но и у их родителей. Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь.

  14-й слайд: 

 Бесспорный факт, что повышение финансовой грамотности должно начинаться с самого раннего возраста, чем раньше, тем лучше, поэтому в перспективе администрация планирует ввести этот курс в начальной школе.

     А теперь предлагаю послушать главных участников нашего проекта- детей.

 Вот здесь видео фрагмента урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"

Данный материал раскрывает методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования...

Формирование финансовой грамотности через проектно-игровую деятельность учащихся (на примере собственного профессионального опыта)

Статья посвящена технологии игрового проектирования в области экономического образования в школе. Игровые технологии не потеряли свою актуальность и значимость, они становятся популярными и востребова...

Презентация для педсовета "Формирование финансовой грамотности"

Презенатция предназначена для проведения педсовета, где делимся опытом по формированию финансовой грамотности у учащихся, этапы....

Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии

В статье поднимается проблема качества российского естественнонаучного образования. Автор предлагает разработанные задачи для формирования у обучающихся естественнонаучной грамотности. Материал будет ...

"Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии».

Методическая разработка :"Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии». В статье поднимается проблема качества российского естественнонаучного обр...

Из опыта работы по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

ВВЕДЕНИЕ.В современном образовании имеется ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе — не всегда значит успех в жизни. Опыт доказал неэффективность имеющейся в течение длител...