Дополнительная общеразвивающая программа "Рисовашки"
материал

Программа по дополнительному образованию "Рисовашки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abrosimova_ris_5.docx59.67 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социальной политики Нижегородской области

Государственное казенное учреждение

"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Лысковского района"

Утверждено:

Приказом директора ГКУ

«СРЦН Лысковского района»

___________Г.А. Чернухиной

№_________от ______2016 г.

Дополнительная

общеразвивающая программа

"Рисовашки"

Возраст обучающихся от 7 лет

Срок реализации программы 5 месяцев

Автор-составитель:

Абросимова Елена Владимировна

воспитательIкатегории.

г. Лысково

2016 год

I Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020г.» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерацииот30.12.2015 N 1493);
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года N 1726-р;
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  5. Письмо Минобразования РФ от 22 февраля 1999 г. N 220/11-12 «О недопусти мости перегрузок обучающихся начальной школы»;
  6. Письмо Министерства образования Нижегородской области от 30.05.2014 г. № 316-01-100-1674/14 «Методические рекомендации по разработке образовательной программы образовательной организации дополнительного образования»;
  7.  «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.21178-02»;
  8. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.3172-14. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41.

Актуальность

Все дети без исключения — художники, поэты. Они искренни и непосредственны. Их восприятие — образное, яркое. Необходимо развивать  мир чувств ребенка, наполнять его красками, радостью и светом, чтобы с раннего возраста он учился отличать прекрасное от уродливого и безоговорочно стал на сторону добра и красоты. Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Поэтому реализация программы предполагает создание ситуации успеха для каждого обучающегося через формирование способности интегрировать ранее полученные знания, опыт; через усвоение общезначимых ценностей и норм; владение навыками самообразования; через умение сформировать личную осознанную позицию.

Новизна программы

Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности. Программа обеспечивает формирование положительного социального опыта обучающихся. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Статус программы: модифицированная.

Образовательная область: изобразительное искусство.

Продолжительность реализации программы: 5 месяцев.

Педагогическая целесообразность.

        Данная программа педагогически целесообразна, так как становится важным компонентом, способствующим личностному росту обучающихся, развитию творческих способностей. 

Концептуальные основы программы.

Программа «Рисовашки» базируется, в первую очередь, на личностно- ориентированном подходе, а значит, ориентирована на развитие лич-ностного отношения обучающегося к миру, деятельности, себе; на воспитание гражданина, готового к дальнейшей жизнедеятельности на благо общества. Основной вектор преобразований содержания дополнительного образования, согласно требованиям ФГОС, направлен на развитие индивидуальных личностных ресурсов ребёнка, его творческих способностей и ведущих психических качеств. Личностно-ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов.

Программа «Рисовашки» опирается на  труды  социологов, психологов, педагогов по:

  - вопросам культурной идентификации  -  Е.В.Бондаревской – автора концепции «Воспитание ребенка как человека культуры» и сторонника личностно-ориентированного подхода в воспитании;

  - вопросам гуманистической направленности воспитания личности – О.С. Газману – автору концепции «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития».

Принципы построения программы

  • Приоритетности исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций.
  • Личностного подхода: уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание его социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к несовершеннолетнему как к субъекту собственного развития.
  • Дифференцированного подхода, то есть отбор содержания, форм и методов  работы.
  • Природосообразности, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей несовершеннолетних и реализацию таких положений, как: опора на мотивы и потребности детей конкретного пола и возраста; преодоление противоречий, характерных для данного возраста; построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов.
  • Культуросообразности, ориентирующей педагогов на отношение: к детству – как культурному феномену; к несовершеннолетнему –  как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; к педагогу – как к посреднику между несовершеннолетним и культурой, способному ввести его в мир культуры.
  • Принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
  • Принцип развивающего характера художественного образования.
  • Принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

Цели, задачи

Цель программы: создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, их самореализации средствами изобразительной деятельности.

Задачи:

Обучающие

  • Познакомить с истоками возникновения и развития разных видов декоративно-прикладного искусства, тесно связанных с природой, традициями, историей края.
  • Учить выразительному изображению предметов и явлений через форму, цвет, пространство и композицию, планированию будущего рисунка и самоконтролю в процессе выполнения работ.
  • Учить экспериментировать с художественными материалами и инструментами.

Развивающие

  • Развивать эстетическое восприятие художественных образов  и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
  • Развивать внимание, наблюдательность, художественно-творческие умения и навыки (пользования карандашом, красками и кистью).
  • Развивать устойчивый интерес к художественной деятельности.

Воспитательные

  • Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за народных умельцев.
  • Воспитывать отзывчивость на прекрасное в окружающей действительности, в произведениях изобразительного искусства и народного творчества.
  • Воспитывать, аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Особенности программы.

Данная программа преследует те же цели и задачи, что и существующие программы по изобразительному искусству: В. И. Кузина «Изобразительное искусство. 1-9 классы» (М.:Дрофа, 2004.); Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».(М: Просвещение, 2005.); Т. Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы». (М.: Просвещение, 2003.).А также программа дополнительного образования «Природа и художник» под редакцией Т.А. Копцевой. Её особенностью является возможность через связь с жизнью, примеры из окружающей действительности, сделать как можно более увлекательным и результативным знакомство с красочными материалами, сделать доступными и более сложные художественные технологии.

Представленная программа художественной направленности, имеет целью развитие визуального мышления (фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, пространственных представлений, сенсорных способностей, образного мышления и воображения). Формирует духовную культуру личности, приобщая её к общечеловеческим ценностям, воспитывая нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Способствует познанию красоты родной  природы, расширяет знания о народном творчестве, воспитывает патриотизм и любовь к своему Отечеству. Данная программа создаёт условия для эффективного развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству.

Содержание каждого занятия органично продолжается, расширяется и закрепляется во внеурочной деятельности в течение всей недели по разным направлениям   (дидактические игры, чтение художественной литературы).

Программа составлена с  учетом конкретных условий Учреждения, ориентирована на детей со средними способностями, но позволяет в полной мере раскрыть внутренние резервы детей с более высокими способностями.

Осуществляя принцип последовательности в обучении изобразительной деятельности, программа показывает эффективные пути и методы, создаёт условия для решения большого количества учебно-воспитательных задач.

Категория слушателей.

Контингент обучающихся: зачисляются дети от 7 лет без конкурса и по желанию родителей (законных представителей).

Количество занимающихся в группах: не более7 человек.  

Образовательный комплекс: программа реализуется в рамках деятельности Государственного казенного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Лысковского района».

Программа построена от простого к сложному с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и с учетом первоначальных знаний.

Объем реализации образовательной программы: 20 академических часов.

Продолжительность реализации образовательной программы: 5 месяцев.

Режим занятий: занятия организуются 1 раз в течение 5-тидневной недели. Временной интервал: с 17.00 до 18.00.

- Установленная недельная учебная нагрузка – 1 час.

- Установленная продолжительность одного занятия – 45 минут.

Формы занятий: групповые и индивидуальные. Занятия организуются в группах, сформированных с учетом возрастных особенностей и уровнем первоначальных знаний и умений обучающихся.

Теоретические, и практические занятия организуются как на улице,так и в учебной комнате и комнате отдыха.

Материально-техническое оборудование.

Помещения для занятий: учебная комната -15,1 м2; комната отдыха -25,8 м2.

Учебные места оборудованы в соответствии с направленностью занятий, формами работы и тематикой.

  1. Рабочее место педагога включает: письменный стол, стул, шкаф для методических разработок.
  2. Оборудование комнаты отдыха: мультимедийное оборудование (переносной экран, проектор, ноутбук); музыкальный центр, телевизор; диван, шкаф.
  3. Оснащение классной комнаты: столы, стулья, мольберты, шкаф для хранения материалов и инструментов, дидактические пособия по программе.
  4. Инвентарь для творческой деятельности: дидактические пособия, бумага для рисования, кисти, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры.

Предполагаемые результаты в освоение программы

Обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности;
  • основные виды и жанры изобразительного искусства;
  • начальные сведения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
  • начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция);
  • цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
  • элементарные правила смешивания основных и составных цветов;
  • об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками;
  • деление цветов на теплые и холодные;
  • простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, многоплановости, точки схода;
  • об основных средствах композиции, объема, пространства и среды;
  • доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений декоративно-прикладного творчества известных центров народных художественных промыслов (Городец, Хохлома);
  • о деятельности художника, скульптора, народных мастеров.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш;
  • свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
  • правильно работать акварельными и гуашевыми красками, разводить и смешивать краски, ровно закрашивать ими нужную поверхность;
  • выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства;
  • чувствовать и определять теплые и холодные цвета;
  • чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов;
  • применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Хохлома, Городец).

II. Педагогические условия реализации программы

Для успешной реализации программы педагог должен иметь знания по специальности «Начальное воспитание», «Изобразительное искусство», «Окружающий мир», «Нижегородская сторона»; общепедагогические знания и умения – учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся, умение общаться с детьми и т.д. Педагог должен иметь навыки работы с мультимедийным оборудованием.

Форма аттестации.

Итогом изучения каждого раздела программы, кроме раздела введения, является аттестация обучающихся:

  • опрос по изучаемым темам;
  • выставки, конкурсы рисунков.

Формы аттестации:

  • Промежуточная аттестация  - проводится в конце каждого раздела программы.
  • Итоговая аттестация  - проводится в конце реализации программы.  

        Для диагностики используется метод наблюдения педагога за практической деятельностью обучающихся.

Учебный план.

Учебный план определяет общий объем учебной нагрузки по программе, определяет перечень тематических разделов программы и время на их усвоение, формы и временной объем промежуточной и итоговой аттестации.

Разделы программы

Кол-во часов в год

Введение в тематику программы, техника безопасности

1

Раздел 1.

«Язык изобразительного искусства»

3

Промежуточная аттестация учащихся по теме раздела

1

Раздел 2.

«Мир природы в изобразительном искусстве»

3

Промежуточная аттестация учащихся по теме раздела

1

Раздел 3.

«Изображение человека и предметного мира»

4

Промежуточная аттестация учащихся по теме раздела

1

Раздел 4.

«Декоративно-прикладное искусство Нижегородского края»

4

Промежуточная аттестация учащихся по теме раздела

1

Итоговая аттестации учащихся по всему материалу

1

Итого

20часов

Календарный учебный график

Сводные данные по времени

№ занятия

Аудиторные занятия

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Аудиторные занятия

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Каникулы

Всего за месяц

1 неделя

1

+

1

2неделя

2

+

1

3 неделя

3

+

1

4 неделя

4

+

1

4

5неделя

5

п

1

6 неделя

6

+

1

7неделя

7

+

1

8неделя

8

+

1

4

9 неделя

9

п

1

10 неделя

10

+

1

11 неделя

11

+

1

12 неделя

12

+

1

4

13 неделя

13

+

1

14 неделя

14

п

1

15 неделя

15

+

1

16 неделя

16

+

1

4

17 неделя

17

+

1

18 неделя

18

+

1

19 неделя

19

п

1

20 неделя

20

и

1

4

Итого:

Часов

15

4

1

20

Недель

20

Условные обозначения:

Аудиторные занятия                

+

Промежуточная аттестация      

п

Итоговая аттестация                  

и

Рабочая программа

Программа состоит из 4 разделов:

1.«Язык изобразительного искусства».

2.«Мир природы в изобразительном искусстве».

3. «Изображение человека и предметного мира»

4. «Декоративно-прикладное  искусство Нижегородского края»

Введение

Тема 1: Вводное организационное занятие 1 занятие.

1 занятие

Теория

     Знакомство с видами изобразительного искусства, с разнообразными художественными материалами. Инструктаж  по  технике  безопасности.

Техническое оснащение: мультимедийное оборудование.

Дидактический материал: видеопрезентация «Виды изобразительного искусства»; образцы художественных материалов (краски гуашевые, акварельные, карандаши, кисти, бумага для рисования, палитра, тушь, мелки, фломастеры), карточки с основными понятиями, правилами поведения, памятки по технике безопасности.

1 раздел «Язык изобразительного искусства»

Тема 1: «Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства»

1 занятие.

Теория

Знакомство с линией, тоном, штрихом.

Практика

Начальные работы техники линии, тушевки, определенной манеры рисунка.

Техническое оснащение: аудио оборудование; мольберт и мелки, листы бумаги и восковые мелки, карандаши.

Дидактический материал: аудиозаписи фоновой музыки; памятки по технике безопасности при работе с карандашами; карточки с правилами поведения.

Тема 2: «Черное и белое-основа языка графики» 1 занятие.

Теория

История графики, виды графики, техника изображения графическими средствами, понятие «граффити».

Практика

Начальные работы графики с использованием различных линий и пятна (силуэта).

Техническое оснащение: мультимедийное оборудование; образцы графических работ; мольберт или доска мелки, листы бумаги карандаши, восковые мелки.

Дидактический материал: видеоролик «Виды графики»; карточки с загадками о средствах изображения, памятки по технике безопасности при работе с карандашами; карточки с правилами поведения.

Тема 3: «Цвет-основа языка живописи» 1 занятие.

Теория

Цвета спектра, основные и составные цвета, цветовой круг, теплые и холодные цвета, контрастные и сближенные цвета.

Практика

-выполнение упражнений по сливанию красок

-лессировка

-выполнение упражнений по переходу цветов приемом «по – сырому» с использованием нетрадиционных техник рисования.

-постепенный переход от теплых цветов к холодным

-дидактическая игра «Теплые и холодные цвета»

-выполнение упражнений работы кистью, всем ворсом и концом кисти.

Техническое оснащение: аудио оборудование, мольберт, листы бумаги, краски кисти, палитры, баночки с водой.

Дидактический материал: аудио запись фоновой музыки, карточки с изображением цветового круга,  карточка  со считалкой помогающей запомнить цвета спектра, памятки по технике безопасности при работе с красками, кистями; карточки с правилами поведения.

2 раздел.  «Мир природы в изобразительном искусстве»

Тема 1: «Пейзаж»  2 занятия.

Теория

Знакомство с различными видами пейзажа, с этюдом, линейной и воздушной перспективой, линией горизонта и многоплановостью.

Практика

Прогулка к водоему, любование природой, выполнение карандашных набросков. Выполнение работ отдельных элементов пейзажа – «Земля», «Небо», «Вода», «деревья и кустарники», «растительный покров». Выполнение работ по циклу «Времена года».

Техническое оснащение: Маршрутная карта, мультимедийное оборудование;  листы бумаги, карандаши, акварельные краски, кисти, палитры, стаканчики с водой.

Дидактический материал: памятка с правилами поведения во время прогулок, видеоролик «Художники воспевающие русскую природу»,

памятки по технике безопасности при работе с красками, кистями; карточки с правилами поведения.

Тема 2: «Анималистика»  1 занятие.

Теория

Знакомство с понятием анималистика, изучение техники рисования животных.

Практика

Дидактическое упражнение «Собери животное», выполнение работ небольших животных.

Техническое оснащение: модели животных, мольберт с магнитной доской, модели геометрических фигур (круги, прямоугольники, квадраты, треугольники, овалы), листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Дидактический материал: наборы геометрических фигур, карточка с загадками о животных, книга «Азбука рисования», памятки по технике безопасности при работе с карандашами; карточки с правилами поведения.

3 раздел. «Изображение человека и предметного мира»

Тема 1: "Портрет" 1 занятие.

Теория

Знакомство с портретом, строением частей лица и головы, мимикой человека.

Практика

Дидактическое упражнение  «Угадай мои эмоции». Выполнение рисунка головы человека с использованием мимики лица. Рисование по циклу: «Любимый сказочный герой», «Мой папа», «Моя мама».

Техническое оснащение: листы бумаги, карандаши, мольберт, фломастеры, аудио оборудование.

 Дидактический материал: аудио запись фоновой музыки, памятки по технике безопасности при работе с карандашами; карточки с правилами поведения.

Тема 2: "Человек в движении"  2 занятие.

Теория

Знакомство со строением человека.

Практика

Прогулка у Центра, наблюдение за трудом дворника. Рисование элементарных моделей человека в движении, рисование из цикла «Мы спортсмены».

Техническое оснащение: мультимедийное оборудование, памятка с правилами поведения во время прогулки, листы бумаги, карандаши, мольберт, мелки. 

Дидактический материал: видеофильм «Художники о людях», памятки по технике безопасности при работе с карандашами; карточки с правилами поведения.

Тема 2: "Натюрморт"  1 занятие.

Теория

Знакомство с объемом, пространством, средой, композицией и техникой рисования натюрморта.

Практика

Рисование из цикла  «Ваза с ветками».

Техническое оснащение: мультимедийное оборудование, овощи, оттеняющий материал, краски, кисти, палитры, баночки с водой.

Дидактический материал: видеоролик «Натюрморт»,  памятки по технике безопасности при работе с красками, кистями, карточки с правилами поведения.

4 раздел. «Декоративно-прикладное искусство Нижегородского края»

Тема 1: «Городецкая роспись»  2 занятия.

Теория

История развития народных промыслов Городца.

Изделия декоративно-прикладного творчества городецких мастеров.

Практика

1.Рисование элементов городецкой росписи.

2.Городец. Роспись шаблона разделочной доски.

Техническое оснащение: мультимедийное оборудование; фотографии; изделия  (репродукции изделий)  городецких мастеров, краски, ватные палочки, кисти, баночки с водой, палитры, салфетки.
Дидактический материал: презентация «Нижегородские промыслы»; шаблоны-заготовки разделочных досок, записи русских народных песен: «Барыня», «Комаринская»,  памятки по технике безопасности при работе с красками, кистями, карточки с правилами поведения.

Тема2: «Хохломская роспись»  2 занятия.

Теория

История развития народных промыслов  Семенова.

Изделия декоративно-прикладного творчества народных мастеров. История возникновения русской матрешки, виды матрешек.

Практика

1.Рисование элементов хохломской росписи.

2. Роспись тарелочки .

Техническое оснащение: мультимедийное оборудование; фотографии Семеновских изделий; кукла Матрешка; изделия (репродукции изделий) Хохломы; силуэты тарелочек; краски, ватные палочки, кисти, баночки для воды, палитра, салфетки.

Дидактический материал:  презентация «Нижегородские промыслы»; записи русских народных песен: «Золотая ярмарка», «Матрешки», иллюстрации с изображением Семеновской, Полхов-Майданской и Загорской матрешек; запись песни "Русские матрешки"; памятки по технике безопасности при работе с красками, кистями; карточки с правилами поведения.

Оценочные материалы программы

Показатели успешности освоения образовательной программы

В качестве показателей определения учебных результатов обучающихся по образовательной программе «Рисовашки» выступают ожидаемые

результаты, которые заложены педагогом в программу. Это теоретическая и практическая подготовка, а также общеучебные умения и навыки. Исследование образовательных результатов проводится трижды в течение учебного года в виде входной, промежуточной и итоговой аттестации. Динамика результатов освоения предметной деятельности каждым конкретным ребенком отмечается в бланке учета результатов обучения по образовательной программе.

Оцениваемые параметры и критерии освоения программы

Показатели

Критерии оценки

Высокий

Средний

Низкий

Владение материалом (кистью, цветом, карандашом, красками)

Уверенно использует в своей работе все материалы, изобразительные и выразительные средства.

Знает  правила и приемы пользования изо материалом, проявляет интерес к их разнообразию.

Не знает, как пользоваться изо материалом, не проявляет интерес к нему.

Умение передавать в рисунке форму, пространственное положение, основной цвет предметов

Правильно определяет и изображает форму предметов, их пропорции, пространственное положение, цвет предметов.

Правильно определяет и изображает форму и цвет предметов, но не соблюдает пропорции и допускает ошибки при расположении в пространстве.

Изображает простейшие формы предметов, но затрудняется  в определении пространственного положения, пропорций и цвета предметов.

Основные виды и жанры изобразительного искусства.

Знает и определяет основные виды и жанры изобразительного искусства.

Знает и называет некоторые жанры и виды изобразительного искусства.

Не знает, не может назвать, путает жанры и виды изобразительного искусства.

Простейшие сведения о наглядной перспективе,

об основных средствах композиции.

Знает  и использует знания о перспективе  и композиции в своих работах.

Знает о воздушной перспективе и композиции, но не всегда умеет применять знания в своей работе.

Не знает и не интересуется  способам пространственного изображения предметов

Декоративно-прикладное творчество Хохлома, Городец

Знает отличительные особенности, применяет в работе элементы Городецкой и Хохломской росписи.

Знает и различает Городецкую и Хохломскую роспись, в работе применяет лишь некоторые простые элементы росписи.

Не интересуется декоративно-прикладным творчеством.

Техника безопасности

Знает и всегда соблюдает правила техники безопасности.

Знает и соблюдает правила техники безопасности под контролем взрослых.

Часто не соблюдает правила техники безопасности, нуждается в особом контроле взрослых.


Показатели и критерии личностного развития

Мониторинг личностного развития обучающегося проводится на протяжении всех занятий. Результаты мониторинга служат основой для развития и совершенствования отношений ребенка к окружающей действительности.

Главное в данном мониторинге – выявить доминирующие мотивы участия ребенка в занятии, т.е. определенную мотивацию его деятельности и поведения через выявление отношений обучающегося к делу, товарищам, самому себе. Для оценки уровня личностного развития детей используется 10-балльная шкала, в которой каждый балл соответствует определенной мотивации поведения и деятельности ребенка в соответствии с возрастом. Результаты мониторинга личностного развития заносятся в бланки, которые позволяют анализировать и корректировать процесс обучения и воспитания.

Уровень проявления критериев (баллы)

Критерии направленности личности ребенка8-10лет

Старательность в труде

Навыки взаимопомощи и умение работать сообща

Навыки взаимопомощи и умение работать сообща

0

В преодолении трудностей никогда не проявляет настойчивости, пасует передними и бросает работу.

В деятельности объединения никому не помогает и даже мешает другим.

Порученное дело никогда до конца не доводит.

1

В преодолении трудностей редко проявляет настойчивость, т. к. всегда в себе не уверен.

Помогает другим редко, т. к. не приучен замечать необходимости в помощи.

Порученную работу редко доводит до конца, т. к. не обладает соответствующими знаниями и умениями.

2

В любой работе трудности пытается преодолеть с чьей-либо помощью, т.к. всегда в себе неуверен.

Помогает другим редко, т. к. не умеет показать или объяснить, часто сам нуждается в помощи.

Порученную работу редко доводит до конца, т. к. для этого не хватает терпения.

3

Пытается преодолеть трудности сам, без чьей-либо помощи, но только для того, чтобы избежать осуждения или наказания.

Помогает другим неохотно, и то только по просьбе и из боязни наказания или осуждения.

Порученную работу до конца доводит, но только по принуждению и под постоянным контролем из-за страха наказания.

4

Стремится преодолеть трудности сам при условии, что получит за это поощрение.

Помогает другим охотно и по собственной инициативе, стремясь получить за это поощрение.

Порученную работу стремится выполнить до конца и без принуждения, зная, что получит за нее поощрение.

5

В преодолении трудностей всегда проявляет самостоятельность и настойчивость; от помощи отказывается, пытаясь самоутвердиться.

Товарищам помогает, но только лишь по обязанности (в качестве старосты или старшего по группе и т.п.).

При доведении работы до конца старателен, стремясь ее выполнить лучше других.

6

В преодолении трудностей обычно настойчив, если увлечен самим процессом труда или его содержанием.

Товарищам помогает охотно в случае, если заинтересован самим процессом труда или его содержанием.

Если увлечен процессом труда или его содержанием, то работу выполняет до конца, проявляя старательность и бескорыстность.

7

В преодолении трудностей настойчив, если осознает, что своим трудом может принести какую-то пользу или порадовать других.

Охотно и бескорыстно помогает по собственной инициативе, но только лишь своим близким друзьям.

Работу доводит до конца, проявляя бескорыстие и старательность, стремясь сделать кому-либо приятное или принести пользу.

8

Будучи уверенным в необходимости своего труда, настойчив в борьбе с трудностями до тех пор, пока не преодолеет их.

Оказывает бескорыстную помощь не только своим близким друзьям, но и другим членам группы.

Будучи уверенным в необходимости своей работы, стремится выполнить ее до конца.

9

Трудностей в работе не боится, всегда настойчив в их преодолении, считая, что иначе поступать нельзя.

Охотно помогает товарищам не только своей, но и других групп, если их связывает одно общее дело.

Любую порученную ему работу доводит до конца, считая, что иначе поступать нельзя.

10

Стремится совершенствовать свои знания и умения, т.к. тем самым помогает в борьбе с трудностями в работе.

Дружелюбен и бескорыстен, никогда никому не отказывает в помощи, считая, что иначе поступать нельзя.

Любую порученную ему работу доводит до конца, т. к. иначе работать не может.

Образцы  аттестационных заданий для обучающихся

Опрос по темам раздела 1 «Язык изобразительного искусства»

1.Где и как применяется рисунок?

2.Что такое графика?

3.Назовите цвета спектра, основные и составные цвета, теплые и холодные цвета.

Опрос по разделу 2  «Мир природы в изобразительном искусстве»

1.Что такое пейзаж?

3.Что такое линия горизонта?

2.Какой прием используется в рисовании животных?

Опрос по разделу 3 «Изображение человека и предметного мира»

1.Что такое портрет?

2.Что нужно сделать для того, чтобы нарисовать человека в движении?

3.Что такое натюрморт?

Опрос по разделу 4 «Декоративно-прикладное искусство Нижегородского края».

1. Назовите  виды декоративно-прикладного творчества Нижегородского края.

2. Чем отличается хохломская роспись от всех других?

3. Назовите некоторые элементы городецкой росписи.

Методические материалы

Методы обучения:

  • словесные;
  • наглядные;
  • игровые;
  • практические;
  • репродуктивные;
  • анализ и самоанализ.

Формы работы:

  • познавательные занятия, беседа с презентацией;
  • прогулки;
  • рассказ, просмотр фильма;
  • конкурсы рисунков;
  • рассматривание иллюстраций;
  • объяснение, показ приемов рисования.

Литература

Список литературы, используемой педагогом в своей работе

  1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., 1989.
  2. Запаренко В. Энциклопедия рисования. Санкт-Петербург: Нева, 2001.
  3. Искусство: Детская энциклопедия. М.: Педагогика, 1992.
  4. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М., 1985.
  5. Маслов Н.Я. Пленэр. – М., 1989.
  6. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М., 1987.
  7. Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве М., 1983.
  8. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова,
    Е.Д.Щедрина. – М., 1981.
  9. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. Москва “Педагогика”, 1988.
  10. Программно–методические материалы. Изобразительное искусство.
    Сост. В.С.Кузин. – М.: Дрофа, 2011.
  11. Программы дополнительного художественного образования детей.  Москва “Просвещение”, 2009.
  12. Рисунок. Живопись. Композиция.  Хрестоматия “Просвещение” 1989.
  13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
  14.  Сокольникова Н.М. Основы живописи. Обнинск, 1996 .
  15.  Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996 .
  16.  Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Обнинск, 1996.
  17. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. М., 1978.
  18. Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983.
  19.  Шитов Л.А. Живопись М., 1995.

Список литературы для детей

  1. Аластер Смит и Джуди Тетчелл. Энциклопедия рисования. Москва «РОСМЭН», 1999.
  2. Город мастеров. Узоры Полхов – Майдана. Автор проекта Дорофеев Ю. М. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2001.
  3. Дорожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999.
  4. Дорожин Ю. Г. Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999.
  5. Дорожин Ю. Г. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999.
  6. ЖеневьевКастерман. Живопись. Детское справочное бюро. Энциклопедия для любознательных. Москва. АСТ. АСТРЕЛЬ, 2002.
  7. Как научиться рисовать собаку. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001.
  8. Как научиться рисовать кошку. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001.
  9. Как научиться рисовать портрет. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001.
  10. Как научиться рисовать лошадь. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001.
  11. Как научиться рисовать цветы. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001.
  12. Как научиться рисовать натюрморт. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001.
  13. Орлова Л. В. Научный руководитель Шпикалова Т. Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1998.
  14. Рисование – первые шаги. Школа юного художника. Москва «Эксмо», 2004.
  15. Учимся рисовать. Научный редактор Д. Тонконогая. Книжка для талантливых детей и забывчивых родителей. Санкт-Петербург. Издательство «Сова», 1994.
  16. ФионаУотт. Я умею рисовать. Москва «РОСМЭН»,  2003.
  17. Шпикалова Т. Я., Величнина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства, 1 кл. четырехлетней начальной школы. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...