Сборник. Опыт. Проблемы. Пути решения. (Из опыта работы ГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2")
статья

Власова Ольга Васильевна

Статья на тему: "Трудности в работе с детьми с РАС"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Власова Ольга Васильевна,

учитель русского языка и литературы 

Трудности в работе с детьми с РАС

Аутизм - психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения.

В работе с детьми с РАС мы оцениваем все, что дети делают. Мы хвалим ребенка, когда он делает успехи. Очень важно оценить по достоинству качество работы детей, но, когда они «выходят за рамки», мы им также говорим, что так поступать нельзя. Мы говорим ребенку, что это – хорошо, а это – плохо, но наказаний нет. Плохо – наносить самому себе серьезные повреждения, бросаться на окружающих, бить других, что-то ломать. Все это, естественно, недопустимо. Мы это не оставляем без внимания, но мы одновременно защищаем ребенка от таких поступков. Если в этот момент физический контакт для него невозможен, можно предложить место, которое его устроит. Конечно, когда у него приступ, он не будет сидеть на этом месте, а вскочит и может броситься на пол. Но наше требование остается в силе, мы попытаемся ему помочь сделать то, что от него требуется, например, подняться с пола, сесть на место. Самое главное – никогда не останавливаться на полпути и не отказываться от высказанных требований. Если мы не будем на них настаивать, то наши требования ничего не будут значить для ребенка, а если он не выполнит эти требования, он так и не выйдет из своего состояния. Необходимо требовать только то, что можно выполнить.  Чтобы добиться положительных результатов в работе с аутичным ребенком, педагог должен, прежде всего, проявить гибкость. Не надо заставлять его делать запланированное вами, лучше следовать за его интересами и стремлениями. Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно.

Возникают трудности и с родителями школьников. Они либо чрезмерно опекают своих детей: потакают, не учат элементарным правилам, либо полностью игнорируют болезнь, не оказывая должной помощи, например, отказываясь от медицинских препаратов, которые могут снять сопутствующие аутизму нарушения. Само заболевание не лечится, помощь детям заключается в эффективных методах коррекции. Вопрос медикаментозного лечения таких детей очень деликатный по нескольким причинам. Первая: родители должны быть убеждены, что данное лечение поможет их ребенку. Многие родители боятся, что из-за этих медикаментов ребенок будет постоянно находиться в заторможенном состоянии. Они также опасаются, что со временем их ребенок привыкнет к лекарствам, и у него разовьется медикаментозная зависимость. Первое, что нам нужно сделать – развеять эти опасения. В вопросах лечения сотрудничество с родителями необходимо. Вторая трудность касается лечения. Лечащий врач должен подобрать нужное лекарство и его правильную дозировку, потому что, если даже одно и то же нарушение проявляется одинаково у двух разных детей, то одно и то же лекарство в той же дозировке будет действовать на них по-разному.

Нужно хорошо чувствовать ребенка и постоянно наблюдать за ним, чтобы заметить первые признаки ухудшения его состояния. Только ежедневные наблюдения за ребенком в течение длительного времени помогут нам найти причину. Когда мы замечаем какие-то серьезные изменения в его состоянии, нужно попытаться понять, в каких обстоятельствах это проявляется, когда это происходит, то есть нужно собрать максимум информации. Это очень важно, потому что это поможет врачу выбрать подходящее лекарство.

На долю родителей и педагогов выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Эффективность методов коррекции возможна только при их систематическом использовании в условиях школы и дома, при терпеливом и внимательном отношении к ребенку. Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционной школе или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога. Взаимодействия с миром ребенка с аутизмом, его индивидуальное мироощущение претерпевают огромную динамику, а тот аффективный опыт, который он получает в школьное время, становится основой всего его дальнейшего развития - эмоционального, личностного, социального и интеллектуального. Поэтому так важно, чтобы ребенок прошел его благополучно. Для этого нужно, чтобы взрослый понимал логику его аффективного развития, возможность и уместность движения к усложнению взаимодействий. Ход развития ребенка с аутизмом достаточно сложен: благополучные периоды сменяются эпизодами страхов и разлада во взаимоотношениях с близкими. Каждый этап вносит свой необходимый вклад в становление сложной системы аффективной организации мироощущения и поведения ребенка. Своевременно возникающие трудности как раз и являются показателем нормальной динамики развития. Проблема состоит скорее в реакции взрослого на происходящее – его готовности помочь ребенку освоить новые возможности и предложить для этого те средства, которые соответствуют его реальному эмоциональному возрасту. Каждый такой выход из кризиса становится толчком для дальнейшего развития. Совместное с взрослыми прохождение периода развития позволяет ребенку максимально выявить индивидуальную жизненную манеру и помочь ему сформировать удобные для него формы социальной адаптации, обеспечить ему запас активности и прочности, возможности восстанавливаться после неизбежных стрессов.

Список литературы

1.Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов – М.: ПЕР СЕ, 2005.

2.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский – М., 1999.                                                                                                                          

3.Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский – М., 1999.                                                                                                      

4.Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. и Общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002.

5. https://sdo.mgaps.ru/books/K3/M7/file/4.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад “Средства коррекционной работы по развитию речи глухих детей “ Учитель-дефектолог Позднякова Татьяна Николаевна ГОУ специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 65

Значение устной речи для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Работа по развитию устной ...

«Использование ИКТ в работе учителя физической культуры специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VII вида» (из опыта работы).

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного  и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физиче...

Публикация для участия в Международной научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы развития» ГОУ Республики Марий ЭЛ «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Одним  из направлений  духовно-нравственной работы с обучающимися коррекционных школ является опора на национальную культуру, народные промыслы. Обучающиеся  коррекционных школ- и...

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы ( из опыта

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы (из опыта работы)

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...

План работы методического объединения воспитателей "Курской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I и II вида" на 2014-2015 учебный год

План работы методического объединения воспитателей "Курской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I и II вида" на 2014-2015 учебный год разработан в соответствии с нормативны...