Семинар для педагогов «Организация образовательного процесса для детей с нарушением зрения».
консультация

Семинар для педагогов  «Организация образовательного процесса для детей с нарушением зрения».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения.

Слабовидящим характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором снижении динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи с предметным содержанием. У них наблюдаются особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения; трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, осуществления коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации, продуцирования средств общения).

Учитель-логопед детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения на своих занятиях решает две категории коррекционных задач:

  • исправление речевых нарушений;
  • коррекция зрения за счёт работы над развитием зрительных функций, т.е способствовать оказанию комплексной коррекционной помощи, развивая не только речь, но и зрительные функции, интеллект, общую и тонкую моторику и пр.

Коррекционную направленность логопедических занятий определяют:

1.     Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;

2.     Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся физкультминутки;

3.     Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендаций тифлопедагога, уровня развития и возможностей ребенка. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания;

4.     Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении фронтальных занятий с детьми, размещение наглядного материала на фоне других объектов. Следует рассаживать детей как можно ближе к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения. Размещать на доске предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20-25 см – не более 5 шт. одновременно. Размещать объекты следует так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности;

5.     Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:

 выбор адекватного фона; выбор оптимального цвета; постоянное использование указки для уточнения; ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза; педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям; объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур; непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин., адаптированные дидактические игры и пособия (рисунки с четким контуром, обязательно в рамке).

Как уже упоминалось выше, логопед на занятиях может параллельно с реализацией своих коррекционно-образовательных задач корригировать и развивать зрительные функции ребёнка. Он включает в свою работу задания на узнавание предметов в фас, профиль, полупрофиль, опознание контурных законченных и незаконченных изображений, силуэтных изображений, чтение зашумлённых и перечёркнутых изображений, чтение наложенных контурных изображений.

Так, например, при обучении детей нахождению слова с заданным звуком рационально использовать контурные изображения, наложенные друг на друга, что позволяет, помимо решения логопедических задач, развивать зрительное восприятие, цветовосприятие и концентрацию внимания. Так, можно предложить следующее задание: «Найди на картинке предметы со звуком [Р], обведи их по контуру фломастером синего цвета».

При работе над образованием относительных прилагательных от имен существительных можно использовать следующее задание: «Определи из какого фрукта сварили варенье (из вишни). Какое варенье получилось? (вишнёвое)». Это задание тренирует прослеживающую функцию глаза.

При закреплении изолированного произношения звука можно использовать зрительные дорожки. Это задание развивает глазодвигательную функцию, зрительное восприятие и внимание. Так ребенок, ведя пальчиком по дорожке пара из чайника, произносит изолированный звук. Затем задание можно усложнить, следя по дорожке лишь глазами. Учитывая, что у детей с нарушением зрения существенно страдает формирование речедвигательных образов по подражанию, применяются приемы механической постановки звуков, доступные сравнения артикуляции звуков с образами предметов, кинестетические ощущения и т.д., используются элементы занимательности.

 В заданиях «Собери картинку» дети учатся понимать взаимосвязь между целым предметом и его частью, происходит уточнение и обогащение зрительных впечатлений и параллельно проходит автоматизация изучаемого звука в словах.  При отработке определенной лексической темы можно использовать зашумлённые, наложенные картинки. Что способствует узнаванию предмета в различных пространственных позициях по контуру, идет развитие зрительного внимания, восприятия.  Аналогично при знакомстве с буквами.

Обогащая предметный словарь можно использовать силуэтные изображения. Задания типа «Догадайся чья тень». Повышается интерес ребенка, развивается узнавание предмета по силуэту, идет развитие зрительного восприятия.

При обучении детей звуковому анализу и синтезу можно предложить им следующее задание: «Угадай какие слова спрятались на картинках (узнать силуэтные изображения), найди схему каждого слова. Проведи дорожки от картинки к схеме слова». Это задание развивает глазодвигательную функцию, зрительное восприятие и мышление.  Аналогично можно использовать задание «Угадай чья тень?» при отработке различных лексических тем.

Для детей с нарушением зрения необходимо включать в логопедическое занятие задания по формированию целостности зрительного восприятия: узнавание целого по части, восстановление целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу, узнавание предметов (его вариантов) по описанию.  Можно использовать следующие задания:

«Найди на картинке изображенные на доске предметы», «Узнай, что хотел нарисовать художник», «Что нарисовано неверно», «Дорисуй до целого».

Таким образом, на логопедических занятиях при правильно подобранном материале и грамотной организации рабочего места ребёнка с нарушением зрения, можно не только преодолевать речевые нарушения, но и соблюдать охрану зрения воспитанников, а также развивать зрительные функции.

Игровые упражнения для проведения зрительной гимнастики с использованием «Волшебных гонзиков».

Можно использовать «Гонзики» - смешные «глазки», которые надеваются на пальчики и «оживают» в руках у детей и взрослых. «Гонзики» помогают детям освоить названия всех пальцев, развивают у детей мелкую моторику, речь, память, внимание, воображение и фантазию.

Можно проводить «Молчаливые игры» по типу «Зеркало», где в игре участвует взрослый и один или несколько детей 5-7 лет. Взрослый выполняет действие, а ребенок его повторяет.

Очень занимательны упражнения с речевым сопровождением.

При проведении зрительной гимнастики надеваем «гонзика» на указательный палец и просим детей следить за его движениями, повторяя глазами его действия по тексту. Для детей с нарушением зрения обязательно надевать перчатку предпочтительно желтого и зеленого цветов.

Вариант 1

Гонзики пошли гулять,

Движения влево-вправо

Стали прыгать и скакать.

Движения вверх-вниз, зигзагами

Стали веселиться, весело кружиться.

Круговые движения

А потом устали и в кровать упали

Закрыть глаза

 Вариант 2

Гонзик, посмотри-ка на ребят,

Дети смотрят друг на друга

Теперь на небо — там птички летят.

Переводят глаза наверх вслед за «Гонзиком»

Внизу по травке жук ползет.

Смотрят вниз

А слева — деревце растет.

Смотрят влево

Направо — алые цветы,

Смотрят вправо

Закрыв глаза, понюхай ты

Закрывают глаза, делают глубокий вдох

«Комарик».

Надеть «Гонзика» на средний палец руки. Вытянуть его вперед (это нос комара). Остальные пальцы опустить вниз и поставить на ладонь другой руки (или на стол) – это «лапки Комара».

 - Мы шагаем, мы шагаем, лапки кверху поднимаем (поднимаем по очереди по два пальца без «Гонзика».)

 - Головою повертели (сделать круговые движения пальчиком с «Гонзиком».)

 - Оттолкнулись, полетели (оттолкнуться пальчиками и, вытянув вперед «нос Комара», покружить перед собой.)

 - ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ!

«Жучок»

(Надеть глазки на средний палец правой руки, слегка приподнять его,

остальные пальцы — это лапки жучка.

Руки должны находиться на столе.

Левая рука стоя, упирается локтем на стол, ладонь раскрыта к верху с широко расставленными пальцами (в виде дерева).

Передвигать пальцами правой руки по столу.

(Жучок ползёт к левой руке)

Вот в лесу жучок живёт.

Он на дерево ползёт.

(Жучок забирается по левой руке на ладонь)

На листочек он забрался

И тихонько покачался.

(Покачать ладонь левой руки с жучком)

«Крабики»

Надеть на указательный палец одной руки глазки, соединить руки между собой большими пальчиками. Остальные пальцы слегка согнуть и опустить вниз (это лапки краба). Желательно пальцы поставить на любую удобную поверхность (стол или на пол.)

Одной лапкой раз, два, три (стучать мизинцами обеих рук по столу, по полу),  

Второй лапкой раз, два, три (стучать безымянными пальцами),

Третей лапкой раз, два, три (стучать средними пальцами).

Головою покрутили (покрутить указательным пальцем, на котором надеты «волшебные глазки»),

Поклониться не забыли (тем же пальцем покачать вверх и вниз).

Раз, два, три, Раз, два, три (стучим поочередно обоими мизинцами, затем безымянными, затем средними пальцами),

Лапкой «Крабик» помаши (покачать указательным пальцем, на котором не одеты «глазки»).

«Ворона»

Надеть «Глазки на средний палец одной руки. Соединить все пальцы вместе и вытянуть вперёд - это клюв вороны. Произносить скороговорки и стихи, раскрывая пальцы, как клюв у Вороны и следя глазами за движение рук.

 «Кар-р! – кричит ворона. – Кар-р!

Ставь, соседка, самовар-р!

Не жалей завар-рки!

Пр-ринимай подар-рки!»

Эй, ворона! - Карр-карр-карр! –

Отдавай наш самовар!

Я попью вначале чаю,

Нам ворона отвечает.

Высоко на кроне клена

Спеть готовилась ворона,

Показала певчий дар,

Прокричала громко «кар-р-р-р».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...

Методические приёмы формирования познавательных УУД при работе с картографическим материалом на уроках истории (рекомендации по организации работы с картами детей с нарушением зрения)

Для учащихся школы слепых знание карты важно особенно, так как историческая карта – это модель пространства, который так трудно познаётся незрячими. Информационное пространство карты познаётся п...

Тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, в ДОУ и ОУ в соответствии с нормативно-

Материал содержит тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного ап...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Технология учебного исследования вооружает обучающихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооцен...

Специальные условия организации образовательного процесса для детей с нарушениями зрения и слуха

Здесь описаны специальные условия, которые создаются в образовательных организациях для комфортного пребывания и полноценного развития детей с нарушениями слуха и зрения....

Программа повышения квалификации для педагогов и родителей "Особенности обучения детей с нарушением зрения по системе Брайля"

Цель реализации программы – усвоение базового уровня чтения и письма по системе Л.Брайля, достаточного для использования в профессиональной деятельности педагога так и для родителей воспитывающи...