Авторская программа внеурочной деятельности «Дистанционные олимпиады и конкурсы как средство развития творческого потенциала учащихся»
учебно-методический материал

Банеева Инна Юрьевна

Программа направлена на организацию образовательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские проекты, олимпиады, конкурсы, через сеть Интернет, которые позволяют осуществить индивидуальный подход, учесть способности и индивидуальный распорядок дня учащегося, значительно расширить рамки и изменить формат олимпиад и конкурсов. Условиями для реализации программы станет развитие интеллектуального и творческого потенциала ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 19» г.Чита

Программа внеурочной деятельности

«Дистанционные олимпиады и конкурсы как средство развития творческого потенциала учащихся»

Автор работы:

Банеева Инна Юрьевна

Учитель биологии и географии высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Чита

Чита

 Пояснительная записка

Государственная политика в сфере образования в нашей стране предписывает создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, ведь выпускник современной школы должен гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; критически мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Добиться этого можно только сделав обучение адресным, направленным на максимальное развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Программа направлена на организацию образовательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские проекты, олимпиады, конкурсы, через сеть Интернет, которые позволяют осуществить индивидуальный подход, учесть способности и индивидуальный распорядок дня учащегося, значительно расширить рамки и изменить формат олимпиад и конкурсов. Условиями для реализации программы станет развитие интеллектуального и творческого потенциала ребенка.

Для реализации программы используются документы:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12 2012 года;

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г.

 - письмо Минобрнауки от 14 декабря 2015 г. № 09-3564  «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;

- Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 25 мая 2015 года № 08-1228 «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного стандарта основного общего образования, разработанные Российской академией образования).

Цель программы:  создание условий для развития творческих способностей учащихся, через участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах.

Задачи:
1. Развитие позитивного отношения к общеинтеллектуальным видам деятельности, способствующим постоянному саморазвитию;
2.  Организация работы по подготовке к результативному участию учащихся в дистанционных конкурсах и олимпиадах;

3. Повышение  активности обучающихся в  дистанционных конкурсах и олимпиадах;

4. Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время;

5. Интерес учащихся в разносторонней интеллектуальной деятельности.

Программа охватывает учащихся 5-11 класса.

Ожидаемые результаты

- развитие интеллектуальных способностей учащихся;

-развитие позитивного отношения к общеинтеллектуальным видам
деятельности, способствующим постоянному саморазвитию;

- увеличение количества учащихся, активно участвующих в конкурсах и олимпиадах;

-  повышение мотивации и качества обучения.

Содержание программы

  1. Вводное занятие.
  2. Мониторинг интересов учащихся.
  3. Знакомство  с перечнем сайтов  дистанционных конкурсов и олимпиад.
  4. Регистрация  и выполнение заданий  дистанционных олимпиад и конкурсов.
  5. Итоговое занятие.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты обучения:

  1. умение реализовывать теоретические познания на практике;
  2. понимание учащимися значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
  3. проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
  4. признание учащимися права каждого на собственное мнение;
  5. умение отстаивать свою точку зрения;
  6. умение оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметные результаты обучения:

1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения.

5) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

6) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

7) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

8) Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

9) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение письменной речью, монологической контекстной речью.

Преимущества дистанционных мероприятий:

  • экономия времени и денег (возможность освободить себя от решения транспортных проблем, оформления документов на выезд);
  • возможность участия не только одарённых, но и слабоуспевающих детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья;  
  • возможность участия не  только в школе, но и дома (если это допускается в Положении об олимпиаде);
  • возможность просмотра рейтинга (сравнение своих результатов с другими участниками или другими школами не только по региону, но и по всей России);
  • возможность детям (а также и учителям) накапливать своё портфолио.

Правила участия в дистанционных олимпиадах и конкурсах:

  • участвуйте в дистанционных мероприятиях только в «проверенных» источниках (прежде, чем принять участие, почитайте отзывы в сети Интернет о данных организаторов);
  • не ленитесь зайти на сайт организаторов мероприятия и детально его изучите (обязательно найдите контакты учредителей: фактический адрес, ответственное лицо, банковские реквизиты), для проверки напишите письмо с каким-либо вопросом;
  • посмотрите, какова стоимость участия в каждом этапе; сроки проведения и подведение итогов;
  • посмотрите задания прошлых лет, чтобы знать, как готовить участников;
  • обязательно скачайте Положение о проведении мероприятия (для этого кликните по нему мышкой и далее следуйте подсказкам системы).
  • для родителей подготовьте «Согласие на участие их ребенка» в платной олимпиаде, где подробно укажите стоимость участия, интернет-адрес организаторов, предмет и обязательно подпись. Согласие храните до конца учебного года.

Тематическое планирование

Тема

Сроки

1

Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса.

Сентябрь

2

Мониторинг

Сентябрь

3

Знакомство  с перечнем сайтов  дистанционных конкурсов и олимпиад.

Сентябрь

4

Регистрация  и выполнение заданий  дистанционных олимпиад и конкурсов

В течение года

6

Итоговое занятие. Подведение итогов

Май

Литература

  1. Выготский Л.С. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.
  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
  3. Давыдов В.В. «Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы» - М.,1990 г.
  4. Васильев В. «Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации», Народное образование, Москва, 2000г, №9.
  5. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. «Исследовательская деятельность младших школьников» - Учитель, Волгоград, 2008г
  6. Жукова Т.М. «Развитие человека есть развитие его способностей» // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1.- С. 46-51.
  7. Ушачев В.П. «Обучение основам творческой деятельности»: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 1991. - 55 с.
  8. Унт И.Э. «Индивидуализация и дифференциация обучения». - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Метод проектов как средство развития творческого потенциала учащихся"

Обобщение опыта работы по вопросу развития творческого потенциала учащихся...

Обобщение опыта по теме "Комплексный подход в работе с одарёнными детьми как эффективное средство развития творческого потенциала учащихся в условиях общеобразовательной школы"

содержит материал по обобщению опыта и приложения к немуДля скачивания перейдите по ссылке, указанной в приложенном файле...

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала учащихся на уроках иностранного языка

Описание опыта работы по применеию метода проектов в образрвательном процессе при обучении английскому языку....

Эссе по теме «Использование информационных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития творческого потенциала учащихся»

В течение 2014-2017 учебного года я работала над темой самообразования «Использование информационных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития творческог...

Педагогический проект «Дистанционные олимпиады и конкурсы как средство развития творческого потенциала учащихся»

Проект направлен на организацию образовательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские проекты, олимпиады, конкурсы, через сеть Интернет, которые позволяют осущест...