«Экспериментально- исследовательская деятельность как средство развития речи, познавательной активности у детей в работе -логопеда»
опыты и эксперименты

Лучкина Елена Валерьевна

Тема: «Экспериментальная деятельность, как средство развития речи, познавательной активности у детей дошкольного возрастав работе учителя-логопеда»

Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности, развитие речи через поисково-исследовательскую деятельность в работе учителя-логопеда.

Задачи:

-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

-Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

-Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в коррекционно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников, развитию речи.

-Развивать творческие способности участников мастер-класса.

-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_dlya_uchiteley-logopedov.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для учителей-логопедов  ДОУ «Экспериментально- исследовательская деятельность как средство развития  речи, познавательной активности у детей в работе -логопеда»

Провели учителя-логопеды:

.

                                                                                                                        Лучкина Е.В.

г.. Ногинск, 2021

Тема: «Экспериментальная деятельность, как средство развития речи, познавательной активности у детей дошкольного возрастав работе учителя-логопеда»

Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности, развитие речи через поисково-исследовательскую деятельность в работе учителя-логопеда.

Задачи:

-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

-Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

-Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в коррекционно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников, развитию речи.

-Развивать творческие способности участников мастер-класса.

-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Участники мастер-класса: учителя-логопеды.

Содержание:

1. Определение понятия детское экспериментирование.

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выводы.

4. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

Мы знаем, что наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что  ему интересно. Стоит только найти это и подать детям так, чтобы побудить их самих к подобным находкам и открытиям.

Слайд  1          

           Для повышения эффективности работы наряду с другими видами используются игры-эксперименты и занимательные опыты.  Они позволяют решать следующие задачи:

  • развивать у детей мыслительные операции  анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • развивать речь детей, обучать их вопросительной форме речевого взаимодействия;
  • формировать умение понять учебную задачу и решить ее самостоятельно
  • формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  • развивать все стороны психической деятельности - мышление, внимание,  память, воображение
  • формировать потребность в организации познавательного общения со взрослым и сверстниками

Слайд 2

Алгоритм организации детского экспериментирования сформирован так - ребенок совместно со взрослым:

  1. ставит проблему, которую хочет решить (т. е. учится правильно задавать вопрос, ставить перед собой познавательные задачи);
  2. предлагает различные варианты ее решения; проверяет эти возможные решения (т. е. рассуждает, приводит различные аргументы, причем предложения должны быть построены правильно и понятны для других детей);
  3. подводит итоги (т. е анализирует полученную информацию, систематизирует ее).

На каждом этапе работы воспитанник активно развивает свою речь. В ходе детского экспериментирования дошкольники учатся активно вступать в дискуссию со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения, используя в своей речи сложноподчиненными предложениями. На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.

Предлагаем рассмотреть некоторые приемы организации экспериментально –исследовательской деятельности

  1.  В начале учебного года проводится опыт «Работа голосовых связок». С помощью этого опыта объясняем детям происхождение звука в голосовых связках. Если надуть шарик, потом сжать отверстие шарика пальцами, оставив небольшую дырочку, и надавить на шарик, воздух, вырываясь из шарика в дырочку, издает свист. Если мы будем по-разному растягивать отверстие, то получится разный свист. Точно так же и у нас получается звук.  В результате проведения опыта дети делают вывод: воздух из легких поступает в гортань и проходит через голосовые связки.
  2. Развитие речевого дыхания . Для правильного речевого дыхания необходим длительный выдох, мы экспериментируем с трубочками и водой. Делаем вывод, что пузыри зависят не только от силы выдоха, но и от толщины трубочки.
  3. Развитие слухового внимания. Шумовые коробочки неразборные. Ребёнок слушает звук и подбирает коробочку с таким же звучанием. Но детям всегда интересно знать, что внутри. Тут мы видим проблему, поэтому

предлагаем детям самим наполнять баночки от
киндер сюрпризов и пластилина «play doo» разнообразными крупами (фасолью, рисом, горохом, манной и гречневой крупами), бусинами, бисером и другими материалами.

  1. Конструирование букв. На столах – палочки, веревочки, пуговицы, прищепки. Детям предлагается выложить заданные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.
  2. Реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие? (Передвинуть или добавить деталь).

«Дорисуй букву» (дорисовать сломанную букву: работаем по заданию в тетради)

Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей нужно уделять работе, направленной на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы, слога, слова и предложения.

Эти эксперименты интересны и увлекательны. Они мотивируют детей говорить.

Таким образом, при использовании  таких  приемов создаются благоприятные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в познавательной, эмоционально-волевой сферах. Благодаря экспериментальному виду деятельности речь детей становится более содержательной, более выразительной, правильно построенной.

Слайд 4

Предлагаем вашему вниманию материал по организации опытно- экспериментальной деятельности с использованием сказок.

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Приглашаем пару коллег в помощники

Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые приемы экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.

На столе стоит сундучок.)

Что же здесь стоит? (сундучок) Что же лежит в этом сундучке?

Давайте ласково обратимся к нему:

«Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок» (педагог открывает)

-Здесь живет сказка!

-Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.

-А с кем мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Загадка:

Герой этой сказки в тумане шагает...

Тревожно сердечко стучит...

Тьма наступает, за лапки хватает,

И филином жутко кричит...

-Вы узнали героя этой сказки?

-Это Ежик из сказок Сергея Козлова. (Показ инсталяцции из сундучка)

Слайд 4

Давайте вспомним сказку «Ежик в тумане»

1.          Кто вышел из тумана?

 белая лошадь

 белый гусь

 белый лебедь

 белый петух

Слайд 5

2.          Кто сидел на горке под сосной?

 корова

 петух

 собака

 ежик

Слайд 6

3.          На чем играли комарики?

 на флейтах

 на скрипках

 на гитарах

 на барабанах

Слайд 7

4.          Куда захотел попасть Ежик?

 в дом

 в берлогу

 в туман

 на звезду

Слайд 8

5.          Кого искал Ежик в тумане?

 лошадь

 лебедя

 собаку

 корову

Слайд 9

6.          Куда упал Ежик?

 в лужу

 в реку

 в ручей

 в море

Слайд 10

7.          Чем шуршала река?

 камнями

 рыбками

 травой

 камышами

Слайд 11

8.          Кто спас Ежика?

 лошадь

 собака

 рыба

 комары

Слайд 35

9.          Что подумал Ежик?

 А кто это был?

 Разве кто поверит?

 Где же лошадь?

 Зачем спас меня?

-Жил-был Ежик. Был он очень любознательный и рассудительный. Однажды Ежику стало интересно посмотреть, что же там за дремучим лесом. И отправился он в путешествие в поисках приключений.

Ежик вышел на большую поляну. Он собирал цветы, напевал песенки и вдруг он увидел неподалеку молочную реку в кисельных берегах.

Он подошел поближе и увидел, что река была сказочно разноцветной. Давайте вместе с Ежиком полюбуемся этой волшебной красотой. Именно такое сказочное молочное озерцо можно создать прямо в тарелке.

Слайд 12

Опыт № 1.

Оборудование: тарелка, молоко, пищевые красители, моющее средство, ватная палочка.

Налейте молоко. Добавьте него несколько капель пищевого красителя разных цветов, Старайтесь это делать аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните её в средство прикоснитесь ею в цветные капельки.

-Чудо произошло, молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваются.

-Давайте попробуем объяснить, почему это происходит? (моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. А красители делают чудо красочнее)

- Ежик увидел в этом озере красивые цветы.

Загадка:

На пруду большой цветок

С желтой сердцевинкой.

На воде растет, цветет

(Белая кувшинка).

Ему было очень интересно. Он стал их разглядывать. О, чудо! Цветы раскрыли свои лепестки!

Давайте же и мы с вами понаблюдаем за этим явлением.

Слайд 13

Опыт №2.

Оборудование: цветы из белой и желтой бумаги с длинными лепестками, карандаш, тазик с водой.

Перед вами цветы бумажные с длинными лепестками. Возьмем карандаш и закрутим лепестки к серединке. А теперь опустим их на воду. Через минутку мы увидим, как кувшинка раскрывается.

-Давайте объясним, почему это происходит? (бумага намокает, становится тяжелее)

Ежик полюбовался и пошел дальше. Вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучки и пошёл дождь. Ежик спрятался под дерево, чтобы не промокнуть. И стал думать, как и откуда идет дождь? Ему было очень интересно!

-Давайте поможем Ежику понять - как идет дождь?

Слайд 14

Опыт № 3 «Дождевые облака»

Оборудование: пена для бритья, пипетка, окрашенная вода, банка с водой.

В банке на 2/3 налита вода. Выдавим пену прямо на поверхность воды, чтобы она была похожа на кучевые облака. Теперь пипеткой на пену накапайте окрашенную воду.

-Что мы видим? (Цветная вода пройдет сквозь облака и продолжит свое путешествие)

-Какой вывод можно сделать? (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю)

Педагог: - Дождик закончился. Выглянуло солнышко. Ежик решил возвратиться домой. Дома его ждал Медвежонок. Он угостил Ежика апельсинами. Ежик с удовольствием жевал апельсин и играл воздушным шариком. Но вот беда, что-то случилось?

-Давайте вместе с Ежиком в этом разберемся.

Слайд 15

Опыт №4.

Оборудование: воздушные шарики, лимон или апельсин.

Возьмем и надуем воздушные шары. Затем возьмите кусочек цедры лимона или апельсина, выдавим капельку сока прямо на шарик. Шарик лопнул. Почему это произошло?

(В лимоне есть вещество - лимонен. Оно растворяет резину и шарик лопается)

Мы с вами провели сегодня много экспериментов, которые вы можете повторить со своими воспитанниками.

Предлагаю моим помощникам заглянуть в сундучок и угоститься.

Слайд 16

Хочется завершить наш мастер–класс словами К. А. Тимирязева.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы».

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается резу...

Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....

Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....

Педагогический проект "Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы"

Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приёмам обучения исследовательской деятельности....

Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы

Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приемам обучения исследовательской деятельности....

« Проектная –исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время»

Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под р...