Методический семинар Методика организации безопасного проведения туристических походов
материал

Загайнова Наталья Николаевна

Методический семинар "Методика организации безопасного проведения туристических походов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Ленинск-Кузнецкого муниципального округа

МБОУ «Шабановская СО(к)Ш»

C:\Users\Наталья\Desktop\Учитель года\эмблема.jpg

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ:

«МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОХОДОВ СО ШКОЛЬНИКАМИ»

Составитель:

Учитель ОБЖ

МБОУ «Шабановская СО(к)Ш»

Загайнова Наталья Николаевна

Ленинск-Кузнецкий МО, 2023


Содержание

Введение

1.1 Виды туристических походов и причины возникновения опасных ситуаций в них

1.2 Безопасное поведение учащихся во время туристического похода

1.3 Подготовка учащихся к туристическому походу

1.4 Обучение учащихся правилам безопасного поведения на природе

Заключение

Список литеруры


Введение

Происшедший в конце двадцатого столетия перелом в отношениях внутри системы «общество - природная среда» привёл к частичной переориентации природопользователей на сферы деятельности, не связанные с извлечением и переработкой ресурсов природной среды. Одной из таких сфер является туризм. Кроме того, развитие туристской деятельности означает, что в настоящее время при возрастающем жизненном ритме общества особую актуальность приобретет проблема поддержания здоровья и трудоспособности людей.

Исходя из разнообразия природных, социально-экономических, исторических и многих других аспектов специфики территории, а так же из многообразия видов и способов организации отдыха (в частности - туристских мотиваций) можно констатировать, что туризм имеет неоднороднную структуру и представляет собой многогранное явление. Именно с этим связано значительное внимание к его изучению, формирование теоретико-методологических, методических и фактологических исследований, как по проблемам осуществления туристской практики, так и её обоснования.

Безопасность представляет собой комплекс взаимообусловленных факторов и явлений, возникающих при взаимодействии трёх основных агентов туризма - территории с её индивидуальным набором и соотношением условий и ресурсов, лиц, инициирующих развитие туризма на данной территории (собственников территории и туроператоров), и, собственно, туристов.

В активном туризме безопасность, как правило, рассматривается упрощённо, в основном в виде «техники безопасности» - свода простейших (обычно - запрещающих) правил поведения на маршруте, учитывающих в основном внешние факторы опасности и наиболее типичные, до предела усреднённые, изменения окружающей обстановки.

Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека. Туризм – исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах обучающихся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания.

Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.

Главным в подготовке походов выходного дня является цель, для решения которой разрабатывается маршрут. При разработке маршрута походов выходного дня учитываются возраст, физическая подготовленность, интересы учащихся. Не следует, особенно на первых порах, увлекаться преодолением больших расстояний. Такие походы утомительны, и это может оттолкнуть ребят от участия в походах. Желательно возвращение из похода выходного дня транспортом (рейсовым автобусом, пригородным поездом). Если же это невозможно, то программу похода следует построить с учетом затраты времени на обратный путь. При этом общая протяженность маршрута похода выходного дня включает и обратный путь.

Включение в программу походов выходного дня массовых мероприятий (игры на местности, соревнования по туризму, спортивному ориентированию, конкурс самодеятельности у костра, приготовление еды на костре) повышает интерес к походам, улучшает эмоциональное состояние участников похода, делает отдых более эффективным [2 с. 15].

Организовать поход и предусмотреть все до мелочей очень сложно, тем более что поход со школьниками требует больше внимания и лучшей подготовленности. Безопасность в походе занимает главное место и как она будет организована, так и пройдет поход. Уметь предвидеть, распознавать, правильно действовать в опасных ситуациях на природе необходимо каждому человеку, независимо от возраста, пола и профессии.

Под школьным туризмом здесь и далее понимаются временные выезды школьников в группе, с родителями или ближайшими родственниками, индивидуально в группах взрослых туристов или их временное проживание в семьях иностранцев. Выезды организуются с места постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, спортивных или иных целях.

Цель исследования: разработать рекомендации по организации и проведению безопасных походов учащихся.

Объектом нашего исследования является школьный туризм как фактор направленного влияния на воспитание детей и приобщение их к здоровому образу жизни.

Предметом исследования: совокупность педагогических и безопасных условий, позволяющих приобщить школьников к участию в туризме.

Гипотеза исследования: обучение школьников безопасности в туристической секции будет способствовать повышению эффективности их подготовки, формированию у них знаний, умений по безопасности туристических походов, если содержание обучения юных туристов безопасности туристических походов будет построено с учетом межпредметных связей и направлено на формирование знаний видов опасностей в путешествии и способов защиты от них.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами определены следующие задачи:

1 Проанализировать виды туристических походов и причины возникновения опасных ситуаций в них.

2 Рассмотреть  условия безопасного поведени учащихся во время туристического похода.

3 Проанализировать методику обучения учащихся правилам безопасного поведения на природе.

4 Разработать методические рекомедации по организации туристических походов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы могут использоваться для практической организации туристской деятельности в школах, могут применяться при разработке программ развития туризма муниципалитетов.

1.1 Виды туристических походов и причины возникновения опасных ситуаций в них

Современное общество стремится к здоровому образу жизни. В частности, это выражается в том, что граждане желают активно проводить досуг, перемещаясь по странам и регионам, совмещая проведение свободного времени с познанием и оздоровлением.

Естественно думать, что подобный отдых они желали бы организовать и для своих детей.

Сами школьники, наделённые естественной жаждой знаний, повышенной, по отношению к взрослым, двигательной активностью, стремлением увеличить объём знаний и расширить свой кругозор не только через обучение за школьной партой, всегда проявляют интерес к самым разнообразным путешествиям. Зачастую их интересы совпадают с интересами родителей, и тогда возникает семейный туризм - наилучший активный отдых.

Поскольку туризм предоставляет возможность организовывать досуг школьников совмещая отдых с оздоровлением и познанием, то общество должно быть заинтересовано в школьном туризме. Находясь вдали от дома и родительской опеки, школьник ощущает и понимает значение коллектива, учится принимать решения и нести за них ответственность, чувствует влияние положительных нравственных качеств окружающих людей, оценивает этих людей и сравнивает себя с ними. Это значит, что туризм является надёжной и эффективной формой воспитательного процесса.

Образовательная функция туризма школьников заключается в том, что во время путешествий закрепляются школьные знания по географии, истории, обществоведению, приобретаются новые знания. Школьник во время путешествий знакомится с культурой и обычаями разных народов, изучает родной край, пополняет знания в области краеведения.

В связи с этим, можно утверждать, что возможности влияния туризма на школьников весьма велики.

В современных условиях в нашей стране есть, к сожалению, весьма существенное препятствие для реализации масштабного школьного туризма. Это препятствие представляет собой низкий уровень жизни нашего населения и невозможность выделения средств для путешествий школьников. Однако это препятствие не является непреодолимым. Известны многочисленные примеры вложения в школьный туризм спонсорских средств и государственных дотаций, сбор средств нескольких родственных семей для обеспечения поездки одного школьника, и др. Кроме того, и сами родители стремятся показать мир своему ребёнку, и лучше - не один раз.

Все эти особенности возлагают дополнительные трудности на плечи организаторов школьного туризма - они должны весьма точно знать запросы этого сегмента рынка и предлагать только то, что особенно интересно школьникам и, как следствие, будет ими востребовано.

Поскольку школьник ещё не вышел из-под родительской опеки, мнение его родителей и ближайших родственников относительно его возможного путешествия становится решающим. Это значит, организаторы поездок, походов должны изучить и эти интересы, которые, совокупно с детскими, должны дать представление об оптимальной организации туризма школьников.

Туризм — прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта — скажем, гимнастика, борьба, бокс и т. д. Но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, вымокнуть под дождем. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта. Более того, туризм с его большими, но равномерно распределенными во времени нагрузками способствует излечению некоторых заболеваний.

Но туризм — это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в военно-патриотическом воспитании учащихся. При разработке маршрута похода руководитель должен планировать по возможности посещение памятных и исторических мест, связанных с жизнью и деятельностью видных деятелей России, мест боев Великой Отечественной войн и т. д.

В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Как правило, только усилия всей группы дают результат. Так ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Ради общего дела они учатся преодолевать усталость, становиться выше личных симпатий и антипатий, помогать друг другу, быть чуткими, а если нужно, беспощадными к нарушителям порядка. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у школьника сознательную дисциплину, настойчивость.

Нельзя недооценивать и того, что детскому и особенно подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике. Туризм — прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят.

Нужно помнить и о том, что в походе ребята подчас раскрываются совсем с иной стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти свой подход к нему. Контакты, которые устанавливаются между взрослым и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в школе. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу [3 с. 25].

Каждый поход, будь то воскресный выход или многодневное путешествие, должен иметь цель. Причем не подразумеваемую, а словесно сформулированную и доведенную до сведения каждого участника похода.

Перед походом могут ставиться экскурсионные цели, агитационные и военно-патриотические, цели связанные с выполнением общественных заданий (собрать гербарий, провести простейшие гидрологические измерения).

Цель похода может состоять и в том, чтобы пройтись по осеннему лесу, подышать свежим воздухом, испытать на себе воспетое поэтами очарование этого времени года. Цель может заключаться в том, чтобы посетить какие-то места, славящиеся своей красотой. Многие люди находят, что занятия туризмом улучшают самочувствие, снимают напряжение после трудовой недели. Отправляясь в поход, эти люди ставят перед собой в первую очередь оздоровительные цели.

Можно устроить поход для того, чтобы научить ребят разводить костер, ставить палатку, ориентироваться на местности и т. д. Это будет поход с учебными целями. Иногда идут в поход, чтобы двигаться по компасу, преодолевать препятствия, взять верх над бурными порогами или снежными перевалами [12 с. 38 ].

1.2 Безопасное поведение учащихся во время туристического похода

Ключевая роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности отдельной личности, в частности ребёнка, принадлежит образованию. Новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования был введен термин «безопасный образ жизни», а также представлено детальное описание интеграции безопасного образа жизни в процессе обучения - от выполнения правил до формирования установок и ценностей.

Безопасному образу жизни также уделяется внимание в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где указывается на необходимость формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

Культура здорового и безопасного образа жизни не дается человеку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития. Чтобы жить в современной, порой агрессивной по отношению к человеку социоприродной среде, и сохранить здоровье необходимо иметь сформированную систему навыков поведения. Для этого в процессе образования необходимо сосредоточиться на решении проблемы поиска педагогических условий и средств, которые позволят сделать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих осмысленным и привлекательным, а потребность в безопасном поведении - насущной и актуальной для каждого ребенка.

Формирование безопасного поведения во многом является результатом тренировки навыков безопасного поведения у ребенка (на этом основана система преподавания ОБЖ). Кроме того, важный акцент в таком обучении стоит на адекватном построении системы ценностей (обеспечивается воспитанием принципов здорового образа жизни) и мотивов ребенка (эффективно формируются в поведенческом тренинге взаимодействия).

В научных работах безопасность рассматриватся не столько как отсутствие реальной опасности, но как результат адекватной когнитивной оценки среды, способность занять наиболее благоприятную для себя позицию и гибко реагировать на изменения среды.

В формировании безопасного поведения в походе необходимо не только сосредоточиться на предотвращении неприятностей, но и на развитии личностных характеристик, определяющих благополучие личности: оптимизм, честность, навыки партнерства, надежность, настойчивость, храбрость, способность вникать в суть происходящего. Для воспитания у ребенка таких характеристик ребенка не нужно нагружать его избыточной информацией (о рисках, опасностях, мерах по их предотвращению), как и не следует чрезмерно оберегать его от нового опыта. Необходимо научить ребенка понимать себя, вникать в суть происходящих явлений и гибко реагировать на вызовы среды.

Формирование безопасного поведения в природных условиях во время туристического похода включает следующие аспекты:

  • общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.);
  • формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска);
  • психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.);
  • развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности в природных условиях (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д. как основы безопасности человека и общества).

Набор навыков, необходимых для туристического похода в природных условиях, достаточно обширен. Однако учащиеся общеобразовательных учреждений либо не владеют данными навыками, либо имеют нечетко сформированные умения.

Таким образом, безопасное поведение в природных условиях - это результат не только полученных знаний и усвоенных навыков, но и воспитание личностных характеристик в семье и школе, обеспечивающих человеку безопасную жизнедеятельность в туристическом походе.

1.3. Подготовка учащихся к туристическому походу

Любой туристский поход – от похода выходного дня до спортивного похода пятой категории сложности – планируется, организуется и готовится. Подготовка и проведение туристских походов производится в соответствии с «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации» (утверждена приказом Минобразования РСФСР от 01.01.01 г. № 000).

В этой инструкции четко определены права и обязанности учреждения, проводящего поход, руководителя и членов группы, порядок подготовки, регистрации и проведения похода. Выполнение ее обязательно для всех групп учащихся независимо от того, какое учреждение является организатором туристского мероприятия. Инструкция дает полное представление о действиях руководителя группы от начала подготовки до завершения, подведения итогов похода. За нарушение Инструкции руководитель группы и его заместитель несут дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой другой ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

По-существу, начинается поход задолго, до выхода группы на маршрут и завершается много времени спустя после окончания активной части похода, т. е. тогда, когда будут решены вопросы, связанные с подведением его итогов и оформлением всех документов. Эта многогранная и трудоемкая работа включает несколько последовательных этапов:

— определение задачи (цели похода);

— подбор группы учащихся с учетом мнение их родителей и ближайших родственников;

— распределение обязанностей среди участников похода;

— определение района похода;

— сбор сведений о районе путешествия;

— разработка маршрута;

— составление календарного плана;

— составление сметы похода, согласуя с родителями учащихся;

— подбор личного снаряжения;

— подбор группового снаряжения;

— организация питания;

— документация похода;

— сам поход;

— подведение итогов похода.

Цели похода бывают разные: оздоровительные (прогулки по реке, в лесу), пропагандистско-агитационные (пропаганда здорового образа жизни, самодеятельного туризма, туристской песни), экскурсионные (посещение музеев, выставок), военно-патриотические (походы по местам боевой и трудовой славы), учебные (обучение технике туризма), спортивные (повышение туристской квалификации), экологические (установка кормушек для птиц, очистка от мусора родников), тренировочные (подготовка к более сложным походам) и т. д. Главное, чтобы каждый участник знал, куда и зачем он идет. Это исключает ошибки в комплектовании группы. Ребята, объединенные единой целью, лучше выдерживают трудности экстремальных ситуаций (дождь, холод, комары, нехватка продуктов).

При комплектовании группы необходимо соблюдать определенные требования. Обязательно, учитывать  мнение родителей и ближайших родственников учащихся относительно их возможностей.

Нужно, чтобы все участники похода имели не только сходные навыки и знания, близкие интересы, но и примерно одинаковую физическую подготовку. Для этого за 2 — 3 месяца до похода следует организовать совместные тренировочные занятия, во время которых туристы совершенствуются физически и овладевают техническими навыками и приемами преодоления препятствий. Следует использовать в этих целях походы выходного дня, туристские слеты и соревнования.

Хорошо, если в группе поровну мальчиков и девочек. Рекомендуется ходить группами не более 12 человек. Такая группа легче управляется.

После того как состав группы определен, производится распределение обязанностей между всеми участниками похода. При подготовке и проведении похода каждый участник должен отвечать за конкретные дела. Обязанности распределяются с учетом подготовленности и склонностей ребят.

Районы похода выбираются исходя из цели похода и времени года. Дети в начале своей туристской жизни должны увидеть примечательности родного края, познакомиться с его историей, с его людьми [3].

Пройдя начальную туристскую подготовку и готовясь к категорийным походам, выбрать район похода гораздо сложнее. Многое зависит от вида туризма: пеший, лыжный, горный, водный и т. п. Подготовка к походам за пределами своей края имеет больше трудностей с картматериалами, подъездом к месту начала маршрута.

Насколько интересно и безопасно пройдет поход, зависит от того, как хорошо дети изучат район его проведения. При разработке маршрута нужно собрать все необходимые сведения о районе похода, используя карты и схемы, описания сложных препятствий, информацию о погодных условиях, транспортных возможностях, состоянии дорог и переправ и др. Каждый ребенок, а не только проводник, должен знать особенности местности, климата, истории той местности, по которой будет проложен маршрут. Много сведений можно получить из литературы, посвященной описанию географии, истории, культуры того или иного района. При этом, конечно, не обойтись без советов родителей. Но в популярной литературе не всегда есть подробная информация о конкретном маршруте. Такую информацию можно почерпнуть из отчетов о походах, составленных группами, ранее прошедшими тот же маршрут или часть его. Там же можно найти рекомендации по исключению каких-либо осложнений, которые случились с предшественниками. Полезны будут и встречи, беседы с туристами, прошедшими предполагаемый маршрут.

Выбирая маршрут похода, желательно избегать движения по (или вдоль) автомобильным и железным дорогам. Лучше использовать проселочные дороги, тропы и просеки. Разработка маршрута опирается на количество ходовых дней и протяженность маршрута, которую туристы смогут преодолеть за эти дни. Маршрут чертится на карте или делается выкопировка из нее в виде маршрутных лент. Указываются места предполагаемых остановок и ночевок, а также краеведческо-экскурсионные объекты.

Независимо от основной темы похода группа должна познакомиться с интересными местами района. Объектами (пунктами) познавательных интересов могут быть не только музеи, мемориалы, места, связанные с какими-нибудь историческими событиями (памятники, монументы, захоронения и т. п.), промышленные и сельскохозяйственные предприятия, но и природные объекты - карстовый провал, озеро, водопад, грот, реликтовая роща и т. п. К пунктам спортивных интересов относятся такие объекты, как броды, переправы через реки, подъем на вершину холма, кургана, на перевал, на плато, переход через болото, выход на осыпь, на морену, а также просто лесные чащобы, завалы, где двигаться придется без дорог и троп.

На основе разработанного маршрута составляется календарный план, в котором указывается, какого числа, на каком участке маршрута должна находиться группа.

Проведение любого туристского мероприятия с детьми требует финансовых затрат. Поэтому в период подготовки похода необходимо составить смету расходов на его проведение. Следует учаесть и мнение родителей. Как только будут определены исходные данные: район похода, количество участников в группе, можно приступать к ее расчету. Для этого потребуются некоторые сведения, которые участники похода получают в процессе знакомства с районом похода и конкретным маршрутом. В первую очередь определяется стоимость проезда к начальной точке маршрута и с конечной точки до дома, внутримаршрутные переезды, стоимость проживания (если планируется таковое в населенных пунктах), примерные цены на основные продукты, которые предполагается закупать на маршруте. В процессе составления меню и расчета необходимого количества продуктов определяется примерная стоимость питания в сутки. При подготовке группового снаряжения выясняется необходимость в приобретении каких-либо предметов, хозяйственных мелочей или необходимости взять что-то в прокате. Все эти сведения пригодятся при составлении сметы.

В случае финансирования мероприятия учреждением, выпускающим группу в поход, в приказе утверждается смета расходов. В нее надо внести позиции, финансируемые учреждением, добавив в виды расходов оплату суточных руководителю и его заместителю. Если следовать к приказу Минобразования России от 01.01.01 г. № 000 «Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних оздоровительных дошкольных учреждениях по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий, и оплаты их труда», то в смету закладывается и оплата труда руководителей.

Исходя из продолжительности и сложности маршрута, состава участников похода и намеченных задач подготавливается общее и специальное снаряжение, ремонтная и медицинская аптечки. Личное и групповое снаряжение подбирается с учетом маршрута, времени года и числа участников похода. Полный список личного снаряжения должен иметь каждый участник похода и в соответствии с ним готовить свое снаряжение.

Трудности в организации питания в походе с детьми заключаются в том, что они имеют строгие ограничения в переноске груза. В связи с этим надо проделать большую работу по организации питания еще до похода. Эта очень важная подготовительная работа, как правило, ложится на плечи руководителя похода, учителя. Исходя из веса каждого продукта рассчитывается его цена, а потом соответственно - общая цена.

Пища в пешеходных, лыжных походах, как правило, готовится на кострах. Умение обращаться с огнем, топором, пилой отрабатывается в походах выходного дня [4].

Помощниками руководителя при проведении походов от 1 до 3 дней могут быть учащиеся 9-11 классов и родители, имеющие опыт участия в многодневном походе.

В приказе кроме этого определяется численный состав группы, сроки проведения путешествия, маршрут. В этом же приказе на руководителя и его заместителя возлагается ответственность за жизнь и здоровье детей и безопасность проведения мероприятия, за выполнение его плана, содержание оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры. При совершении похода выходного дня, экскурсии руководителю группы выдается маршрутный лист установленного образца, заверенный подписью руководителя и печатью учреждения.

При совершении категорийного маршрута (а также походов I-III степени сложности в межсезонье) руководитель группы представляет заявочные документы в маршрутно-квалификационную комиссию (МКК), полномочную рассматривать маршрут данной категории сложности. МКК - экспертный общественный орган, создается с целью оказания квалифицированной помощи руководителям туристских групп по подготовке походов. Члены МКК - опытные туристы - проверяют знание руководителем района похода, маршрута и его опасных участков, способов их преодоления, вариантов аварийного выхода в случае непредвиденных обстоятельств. Они оценивают соответствие заявленного снаряжения степени сложности маршрута. По итогам собеседования с руководителем группы члены МКК дают положительное заключение, высказывают рекомендации, направленные на более тщательную подготовку или высказываются за запрещение выхода группы на заявленный маршрут. Группе может быть назначен смотр готовности для того, чтобы на местности убедиться в достаточной подготовке всех членов группы к прохождению данного маршрута. Все это проводится с одной целью - максимально повысить безопасность проведения похода.

Заявочная книжка на совершение путешествия по маршрутам I—III категорий сложности представляется в МКК не менее чем за месяц до начала путешествия.

При положительном решении МКК выдает руководителю группы пронумерованный зарегистрированный бланк маршрутной книжки; вносит (в случае необходимости) в маршрутную и заявочную книжки особые указания группе; определяет и указывает в книжке соответствующую поисково-спасательную службу (ПСС), где группа должна зарегистрироваться перед выходом на маршрут. Далее маршрутная книжка подписывается директором образовательного учреждения или его заместителем, заверяется печатью и выдается руководителю группы.

Заявочные документы группы участников похода рассматриваются МКК при органах образования, а при отсутствии у них соответствующих полномочий — МКК федерации туризма (клубов туристов) [5].

Кроме того, в период подготовки похода все члены группы проходят медицинский контроль; производится расчет, закупка и фасовка продуктов питания.

По данным Научно-исследовательского института детей и подростков Академии педагогических наук, школьные уроки физкультуры - дважды в неделю по 45 мин - дают лишь 11% двигательной деятельности, необходимой для развития растущего детского организма. Внеклассные и внешкольные занятия физической культурой и спортом, в том числе и туризмом, призваны восполнить этот пробел. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно-сосудистую систему. Туризм способствует воспитанию любознательности, волевых качеств. Знакомство с новыми районами, природой, встречи с людьми обогащают человека. Походная жизнь развивает наблюдательность, сообразительность, смелость, решительность, самостоятельность.

1.4. Обучение учащихся правилам безопасного поведения на природе

Обучение приемам безопасной жизнедеятельности в условиях в природной среде — сложный и многогранный процесс. Существует немало факторов, усложняющих его. Обратимся, например, к телевидению и кино. Дети видят, как легко и просто герои фильмов, оказавшиеся в сложных условиях без пищи и снаряжения, передвигаются на большие расстояния, добывают себе пищу, решают другие проблемы. Все это создает у детей впечатление легкости нахождения в природной среде.

Подготовка к походу может проводиться на специально организованных занятиях кружка, чтобы учащиеся могли использовать полученные знания и умения для плодотворной и безопасной жизнедеятельности во время туристического похода.

При изучении основных правил поведения в экстремальной ситуации, которые могут возникнуть во время похода, надо заострить внимание учащихся на необходимости быстрых и четких действий в начальной стадии развития событий, от которых в дальнейшем в большой степени зависит благополучие группы или одного человека. Если при потере ориентировки этот момент не столь значителен (здесь, наоборот, надо очень спокойно разобраться в ситуации), то при аварии транспортного средства это очень важный момент.

Дети должны прочно усвоить условия, при которых надо выбирать варианты самостоятельного выхода к населенному пункту или ожидания помощи на месте.

Из всех сторон обеспечения нормальной жизнедеятельности (сооружение временного укрытия, добыча огня, воды, пищи, подача сигналов бедствия) особо следует выделить, видимо, способы добычи огня. Положительный результат этого процесса позволяет обогреться, приготовить горячую пищу или питье. Огонь с психологической точки зрения придает уверенность в положительном исходе ситуации. Огонь дает и возможность подачи сигналов бедствия.

Не стоит обольщать детей легкостью добычи пищи растительной или животной даже в летнее время. Растительная пища некалорийная и вред ли сможет компенсировать все энергетические затраты организма. Животная пища выгодно в этом плане отличается от растительной, но охота и рыбная ловля даже при наличии специальных снастей требуют обширных знаний и высокого мастерства.

Весь процесс обучения должен быть пронизан предостережением от попадания в экстремальную ситуацию. Показывая детям способы жизнедеятельности вдали от дома, надо постоянно обращать их внимание на сложность тех или иных процессов. Это должно быть не запугивание, а объективное знакомство с предстоящими трудностями жизнеобеспечения в условиях туристического похода.

Основой, базой для обучения детей безопасному поведению в условиях туристического похода являются навыки самообслуживания при наличии необходимого оборудования и снаряжения. Вот почему в начале учебного процесса в кружке особое внимание следует уделить изучению основ туристской подготовки. Занятия туризмом позволят не только развить навыки самообслуживания, но и в большой степени будут способствовать морально-волевой подготовке детей. При этом на практике дети знакомятся со всеми факторами, воздействующими на человека в природной среде.

Ребенка, умеющего ориентироваться с помощью карты и компаса, легче обучить определению сторон света по местным предметам, сохранению выбранного направления движения [11 с. 136].

Заключение

Исследование, представленное в бакалаврской работе, позволяет прийти к следующим выводам:

1. Рассмотрена специфика организации и содержания обучения школьников в секции по безопасности туризма.

2 Установлено, что туристские походы позволяют воспитывать у  учащихся ответственность, упорство, умение преодолевать препятствия, существовать в полевых условиях, готовить пищу, бережно относиться к окружающей природе.

3 Выявлено, что занятие школьников в секции туризма обеспечивает формирование умения жить в природных условиях и преодолевать трудности походной жизни, путешествовать с пользой для себя и окружающих, превращая природу в своего друга и союзника.

4 Основой туризма являются походы. Безопасность и технико-тактический уровень их проведения в значительной мере зависят от предпоходной подготовки.

5 Туристские походы позволяют значительно расширить и углубить знания учащихся, полученные в школе, создают благоприятную почву для воспитания физических и нравственных качеств, трудовых и волевых навыков.

Формирование безопасного поведения школьников в туристических походах сопровождается становлением и развитием у них готовности эффективно действовать в непредсказуемых, опасных, критических природных условиях.

На основании анализа безопасного поведения и его проявления в процессе туристических походов школьников можно выделить ключевые принципы формирования безопасного поведения:

  • информирование учащихся об ответственности в социальном и личностном плане;
  • обсуждение различных моделей поведения и их последствий;
  • вовлечение родителей и общественности в деятельность по сохранению и улучшению здоровья подрастающего поколения средствами туризма.

Исследование показало, что разработанная система традиционных и инновационных современных педагогических технологий позволяет сформировать у юных туристов умения предвидеть возможные опасные ситуации, правильно анализировать и адекватно вести себя, то есть действовать безопасно в тех условиях, которые могут встретиться во время туристического похода.

Анализ литературы показывал недостаточную разработанность научно-методического обеспечения формирования навыков безопасного поведения юных туристов во время туристического похода.

Разрабатанная методика подготовки школьников к туристическому походу основывается на интеграции содержания основного и дополнительного образований, методах, средствах и формах обучения учащихся и способствует более эффективному формированию навыков безопасного поведения участников туристического похода по сравнению с существующиму.

Все сказанное выше позволяет утверждать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.


Приложение 1

 Методические рекомендации по организации туристических походов

Различные аспекты организации походов представлены в инструкциях контролирующих организаций, методических рекомендациях специалистов туристских объединений различного уровня, записках и книгах опытных путешественников. Рассматриваются как общие вопросы подготовки и проведения походов, так и нюансы организации походов различной направленности и сложности. Полезные материалы представлены в книгах, периодических изданиях, публицистике, на сайтах и форумах туристов.

Поход с участием учащихся (воспитанников) образовательного учреждения организуется в соответствии с Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ интернатов, студентами педагогических училищ РФ (Приложение к приказу Министерства образования РФ Российской Федерации от 13 июля 1992 г. № 293).

Анализ содержания различных источников позволяет выделить основные этапы проведения похода как досугового мероприятия и задачи организаторов на каждом этапе.

Подготовительный этап разворачивается в следующей логике.

Первый шаг предполагает решение двух взаимосвязанных задач – сбор группы и выбор маршрута. В одном случае педагог – организатор похода может планировать путешествие по какому-либо маршруту, информировать о предстоящем событии возможных участников. Тогда группа будет сборной и временной – на период подготовки и проведения похода. В работе с такой группой важно уделить внимание знакомству участников, поиску общих интересов, особой подготовке новичков. При этом обязательно к подготовке и проведению похода с учащимися привлечь их родителей.

В другом случае выбирается маршрут для уже существующего детского объединения. Тогда целесообразным будет выбирать маршрут, и определять план дня и занятия для путешественников совместно с детьми. Можно предложить учащимся варианты маршрутов, обсудить их ожидания и пожелания, а также учесть и мнение родителей. Важно построить такой диалог интересно с детьми: представить себе, в чем можно будет отличиться, с чем поэкспериментировать и чему научиться, что хотелось бы «принести из похода» в своем рюкзаке, на фотографиях, в себе самом.

Маршрут может быть построен как линейный или как кольцевой. При кольцевом маршруте его начало, и конец находятся в одной и той же точке, а при линейном эти точки различны. Также могут проводиться радиальные выходы от базового лагеря.

При разработке маршрута важно учитывать ряд аспектов. Во-первых, собрать информацию от родителей о состоянии здоровья детей, их возможностях, имеющемся туристском опыте. Физическая нагрузка должна быть посильной и в то же время достаточной, оставлять ощущение легкой усталости и удовлетворения. Во-вторых, значение имеет живописность маршрута, привлекательность посещаемых объектов. Важно правильно распределить нагрузку на всем протяжении путешествия. Ведь если при достижении группой главного пункта, объекта дети будут слишком утомлены, то впечатления от увиденного будут неяркими, смазанными, воспитанники будут думать в большей мере о своем отдыхе. В-третьих, организатору следует оценить свои возможности как гида. В путешествии по малознакомой местности положительное впечатление от похода создаст опытный проводник. Он может определить оптимальный темп движения в зависимости от природных условий и скорректировать маршрут, рассказать учащимся интересные факты о территории, по которой проходит маршрут. В-четвертых, в районе похода должны иметься удобные пункты для подъезда к началу маршруту и пункты отъезда от окончания маршрута

Документом, фиксирующим выбор маршрута, является маршрутный лист. Он содержит информацию о проводящей организации, составе и руководителе группы, о нитке маршрута и сроках проведения похода. Нитка маршрута, разработанная по топографической карте района похода, представляет собою следующую последовательность ориентиров: пункт старта, опорные ориентиры дневных переходов, места туристских биваков и пункт финиша. Маршрутный лист служит формальным подтверждением того, что в поход отправляется организованная туристская группа и при необходимости включается в пакет походной документации (особенно для многодневных походов).

Инструкцией регламентируется количество учащихся при проведении походов – их в группе должно быть не менее шести человек. Кроме того, определен минимальный возраст, с которого учащиеся допускаются к участию в походе – семь лет. Наиболее удобный для работы вариант предполагается с коллективом в составе 12-15 человек. Возможно путешествие и многочисленным составом, но в этом случае организаторам и участникам будет целесообразно разделяться при движении на небольшие группы.

Следующий шаг требует тщательной подготовки снаряжения и необходимых припасов. Заботой учащихся и их родителей является подбор оптимального индивидуального снаряжения для участника. Оно должно включать все необходимое ребенку и учитывать особенности похода и его длительность. Следует составить список необходимых участнику вещей. Организаторы похода подготавливают общее снаряжение: утварь для приготовления еды, тенты для защиты от непогоды, палатки (если поход более 1 дня), туристский инвентарь и т.д. Для удобства ориентирования на маршруте и безопасности участников собирается актуальная информация о местах, которые планируется посетить, изучаются карты, распределяется время движения на каждом этапе. Закупка припасов, организация питания в походе требует особого внимания. Меню должно составляться с учетом предполагаемой физической нагрузки и времени года, когда проходит поход. Для разных вариантов походов оно может существенно различаться: так, поход, организуемый как прогулка группой по окрестностям, требует от участников существенно меньших энергетических затрат нежели водный или лыжный поход. При необходимости предусматриваются остановки со сладким чаем и бутербродами, для улучшения самочувствия и устранения сухости во рту во время движения могут использоваться леденцы, мятные конфеты, таблетки с аскорбиновой кислотой. Режим питания и объемы пищи должны быть распределены так, чтобы успешно обеспечивать хорошее самочувствие и активность путешественников. При выборе блюд меню важно выбирать такие, чтобы взрослые и дети без труда могли их приготовить на костре в походных условиях, не затрачивали для этого слишком много времени.

Закупленные продукты правильно упаковываются и распределяются между участниками похода для удобства переноски. Как правило, из числа взрослых назначается заведующий организацией питания. Он же следит за соблюдением питьевого режима, приготовлением годной к употреблению воды. В походе с участием детей вопросы питания и выполнения, основных санитарно-гигиенических требований находятся под контролем руководителя группы либо медицинского работника, если он имеется.

Перед началом похода среди участников распределяются обязанности. В походе придется заниматься разбивкой бивака, заготовкой дров, разжиганием костра, приготовлением пищи, просушкой одежды и обуви. Эту работу выполняют по очереди все члены группы и взрослые, и дети, из которых назначаются дежурные. При необходимости в ночное время устанавливается сменное дежурство взрослых. Также возможно распределение особых функций среди участников похода: завхоз, фотограф, картограф, гитарист, организатор вечеров у костра и т.д. Некоторые из этих обязанностей могут выполняться детьми.

Особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности участников (детей и родителей) и инструктажу по технике безопасности до начала путешествия. В походе имеется довольно много факторов риска:

– неблагоприятные погодные условия,

– антропогенный фактор (незнакомые люди),

– колюще-режущие предметы (топор, пила, нож и т.д.),

– купание в непроверенных водоемах,

– открытый огонь (костер и горячая посуда, горячая пища, кипяток),

– кровососущие насекомые (в том числе, клещи),

– пересечение дорог и автострад и т.д.

В зависимости от времени года и особенностей местности, по которой проходит маршрут, туристов, могут подстерегать опасные ситуации природного происхождения, которые важно предусматривать. Например, зимой на водоемах может быть тонкий лед, а контур берега прорисовываться нечетко. Следовательно, необходимо осуществлять движение подальше от кромки берега. Другой пример: группа может двигаться по местности, где имеются дикие животные либо одичавшие домашние животные (например, собаки), имеются ядовитые змеи и т.д. Следовательно, руководителю группы важно получить наиболее точные сведения от туристов, посещавших этот район, чтобы внести коррективы в маршрут, выбрать оптимальное место для стоянки. А участники группы должны соблюдать правила техники безопасности, чтобы не спровоцировать агрессивное поведение животных (например, не разбрасывать вокруг стоянки остатки еды, привлекающей животных запахом).

Содержание инструктажа по технике безопасности уточняется в зависимости от особенностей похода. Процедура инструктажа может быть организована по-разному: это может быть серьезный инструктаж с подробным объяснением действий и последствий, а может быть творческая игра или дискуссия о необходимости соблюдения правил техники безопасности. Главное - сформировать у юных туристов готовность выполнять правила, обеспечивать свою безопасность и безопасность других. Следовательно, кроме инструктажа полезно провести практические занятия, где дети приобретут опыт оказания первой медицинской помощи, правильных действий в чрезвычайных ситуациях, умение видеть и пресекать ситуации, угрожающие здоровью и жизни людей. Важно, чтобы дети и взрослые знали и использовали меры предупреждения несчастных случаев (обморожения, солнечного удара, переутомления, растяжения связок, потертостей на ногах, отравления и т.д.), поскольку тогда процедуры первой медицинской помощи будут не нужны.

Причинами чрезвычайных происшествий могут быть ошибки в подборе участников похода, плохое знание маршрута, слабая физическая подготовка туристов, недостаток снаряжения, отсутствие необходимого опыта у руководителя и самое важное - слабая дисциплина в группе.

В ходе общего обсуждения должны быть созданы договоренности по поводу правил, обязательных к выполнению для всех. Правила могут касаться вопросов общения и поведения взрослых и детей, дисциплины и санкций при ее нарушении, распределения обязанностей в группе, прав и обязанностей каждого, заботы об окружающей природе и т.д. Также взрослые и дети договариваются о процедуре решения возникающих спорных вопросов, способах изменения договоренностей, если они кого-либо не устраивают.

Этап проведения похода начинается со сбора - старта участников путешествия. На этом сборе руководитель производит осмотр снаряжения, одежды, обуви участников, медицинский работник осведомляется о самочувствии каждого, проводится опрос родителей о здоровье детей. При необходимости ребенок по причинам нездоровья, отсутствия необходимого снаряжения может быть отстранен от участия в походе. Перед началом движения руководитель напоминает схему маршрута, обозначает ближайшие остановки для отдыха, назначает ведущего и замыкающего.

Следует соблюдать ряд рекомендаций, обеспечивающих безопасность и комфорт путешественников:

1. Должна быть предусмотрена возможность снятия с маршрута участника при плохом самочувствии и его доставки домой в сопровождении взрослого. Также планируются варианты эвакуации с маршрута всей группы при чрезвычайных обстоятельствах.

2. Движение должно чередоваться с отдыхом (примерно через каждые 50 минут пути целесообразно останавливаться на 10-минутный отдых). В начале пути рекомендуется сделать так называемый "подгоночный" привал для устранения неполадок. Поскольку после 15-20 минут движения каждому из участников становится ясно, не слишком ли тепло или легко он одет, натирает ли обувь, удобно ли сидит рюкзак.

3. Как при планировании маршрута, так и в ходе его прохождения важно учитывать природные и погодные условия. Так, в холодное время следует двигаться по безветренным и маловетреным местам, по возможности избегать переходов в непогоду. В жаркое время имеет смысл осуществлять движение по теневым участкам, по лесным дорогам.

4. В случае непогоды группа должна быть готова найти или сделать укрытие при помощи тента, полиэтилена, подручных средств. Если участники попали под дождь и вымокли, необходимо организовать переодевание в сменную одежду и обувь, а мокрые вещи должны быть просушены.

5. Каждый из участников должен быть ознакомлен с маршрутом, уметь пользоваться картой, компасом или прибором GPS, знать правила поведения в ситуации, если заблудился или отстал от группы. Взрослые должны быть проинструктированы о своих действиях в случае чрезвычайного происшествия в походе.

6. Предоставлять возможность детям проявлять свои способности, принимать ответственность, действовать самостоятельно в пределах разумного.

Успех похода во многом зависит от того, как организована стоянка (бивак). Место для стоянки определяется заблаговременно, по возможности, по рекомендации опытных путешественников. Выбирается безопасное место, где есть топливо для костра и чистая питьевая вода. Окружающая местность должна быть живописной, располагающей к приятному отдыху.

Не следует устраивать стоянки в зарослях и густых кустарниках, под нависающими ветками деревьев, где есть опасность возникновения пожара. Следует внимательно осмотреть деревья, чтобы вблизи не оказалось высохших или подгнивших деревьев, которые могут быть повалены ветром. В горной местности бивак разбивается в местах, безопасных от камнепадов, лавин, оползней и селевых потоков. На береговых склонах и у подножия крутых берегов возможны обвалы, а в ложбинах во время дождей скапливается вода. В местности, изобилующей кровососущими насекомыми, стоянка ставится на береговом откосе или высоком открытом месте. Для обеспечения отдыха детей и избегания контактов с незнакомыми людьми не следует выбирать место для стоянки вблизи железнодорожных линий, водных пристаней, производственных предприятий, а также рядом с проезжими дорогами, линиями высоковольтных передач, населенными пунктами.

Поскольку основными участниками походов, организуемых педагогами, становятся подростки, важно обеспечить возможность интересного общения детей друг с другом. Общение на увлекательные темы в небольшой группе легко организовать при выполнении каких-либо бытовых поручений - в ходе приготовления обеда, при заготовке дров и т.д. Особым местом для открытого межличностного диалога становятся вечерние разговоры у костра. Они могут быть дополнены песнями под гитару, рассказыванием взрослыми притч и примеров из собственной жизни. Поводом для обсуждения событий дня может стать заполнение борт-журнала группы, ведь участники могут выбирать, что они хотят записать в борт-журнал, какую оценку дать этим событиям. Отдельным участникам может быть интересно ведение собственного дневника путешественника. Следовательно, им будет необходимо время, что осмыслить и оформить свои впечатления.

При завершении похода важно сохранять положительный эмоциональный настрой участников, необходимые силы для финального перехода, дисциплину к группе, обеспечить сохранность общего и индивидуального снаряжения (не забыть, не потерять вещи).

Этап подведения итогов может включать в себя ряд мероприятий. Во-первых, обсуждение итогов похода в свободном режиме возможно у финального вечернего костра, если поход был многодневным, или по прибытии в свой населенный пункт в то время, пока участники будут прощаться и расходиться, если поход был однодневным. Во-вторых, через несколько дней после возвращения дети и взрослые могут собраться, чтобы обсудить итоги похода и, возможно, наметить планы нового похода. Обычно на разборе дается оценка содержательности похода, степени его сложности. Участники могут высказать свое мнение о целесообразности проведенных мероприятий, пожелания о мероприятиях, которые могли бы сделать будущее путешествие более интересным. Отмечаются трудности и достижения участников и организаторов во время похода и при подготовке к нему.

В-третьих, детьми при помощи взрослых может быть подготовлено мероприятие по итогам похода. Это может быть выставка фотографий и интересных находок, газета (стенная или электронная) с фоторепортажами и отзывами, встреча за чаем в импровизированном "клубе путешественников", где участники похода расскажут о своих открытиях и маршрутах.


Список литературы

1 Арефьев, В.Е. Введение в туризм. М.: Изд-во АГУ, 2002. С. 282.

2 Бакаева, Т. Н. Экологическая культура личности в системе педагогического проектирования культуры безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] / Т. Н. Бакаева, Л. В.Толмачева //Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2008. Т. 83. № 6. – С. 62-66//Научная электронная библиотека eLIBRARY.–        Режим        доступа: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=558069, свободный.

3 Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник для бакалавров [Текст] / С. В. Белов. — 4-е изд., перераб. и доп.– Москва: Юрайт, 2013. –82с.

4 Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. СПб.: «Издательский фонд Герда», 2005.

5 Васильева, Ю. Н. Обучение детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности на тренинговых занятиях [Электронный ресурс] / Ю. Н. Васильева, О. И. Кокорева //Учительская копилка. – Режим доступа: http://science.ncstu.ru/conf/past/2007,   свободный.

6 Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М., 2000.

7 Вольхин И. Л. Туристское снаряжение. Пермь: ПГНИУ, 2011

8 Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности Учебное пособие М.: Нолидж - 2006.-312 с.

9 Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2014 году [Электронный ресурс] URL: ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71183090/ (дата обращения: 14.01. 2017).

10 Казин, Э. М.Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика [Текст]: учебное пособие/ Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева, О. Г. Красношлыкова [и др.]. – 3-е изд., перераб. – М: «Омега-Л», 2016. –443с.

11 Казин, Э. М., Касаткина, Н.Э., Семенкова, Т. Н. Психолого-физиологические подходы к созданию образовательной адаптивно-развивающей среды [Текст] / Э. М.Казин, Н. Э. Касаткина, Т. Н. Семенкова // Вестник ТГПУ. – 2011. №13. – С.254-259. URL:http://vestnik.tspu.edu.ru/files /vestnik/PDF/articles/kazine.m.254_259_13_115_2011.pdf (дата обращения: 03.07.2016).

12 Конвенция о правах ребёнка [Электронный ресурс]: [Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года] //Организация объединенных наций: конвенции и соглашения.        –Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml свободный.

13 Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]: [Одобрена распор. правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. №1270-р.] //ДЕМОСКОП Weecly: электронная версия бюллетеня «Население и общество» /Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/knigi/ koncepciya/koncepciya.html, свободный.

14 Лазутина, Л. В. Личность и темперамент в профессиональной подготовке педагога в вузе [Электронный ресурс] / Л. В. Лазутина // Актуальные проблемы современной науки. – 2013. – № 4. – С. 90-91 // еLIBRARY.RU научная электронная библиотека. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id= 19596757, платный.

15 Мичурин С.Б., Белоногова Ю.О. Проблема безопасности групп в экологическом туризме Пермской области // Молодёжная наука Прикамья -2002. Пермь, 2002. С. 122- 123.

16 Мичурин С.Б. К вопросу безопасности в самодеятельном туризме // География и регион. Пермь, 2002. с. 109 -111.

17 Михайлов, Л. А. Психолого-педагогические подходы к формированию качеств личности безопасного типа [Текст] / Л. А. Михайлов, У. З. Ахмадуллин, Е. С. Васильев // Вестник ВЭГУ. – № 1 (33). – С.103–108.

18 Михайлова, Е. К. Критериально-уровневое оценивание учебных достижений как способ повышения качества обучения [Электронный ресурс] / Е. К. Михайлова //Magister Dixit: научно-педагогический журнал Восточной Сибири. – 2011. – № 3. – Режим доступа: http://md.islu.ru /fales/rar/ mihaylovae.k..pdf, свободный.

19 Моисеев, Н. Н. Думая о будущем. Стратегия человечества (или напоминание моим ученикам о необходимости единства действий, чтоб выжить) [Электронный ресурс] /Н. Н. Моисеев // Мемориальный сайт Н.Н. Моисеева. – Режим доступа: http://nnmoiseev.narod.ru/priglovo.htm (дата обращения: 17.04.2016).

20 Мошкин, В. Н. Подготовка к безопасному поведению [Текст] /В. Н. Мошкин //Основы безопасности жизнедеятельности. – 2001. – № 1. – С. 13–16.

21 О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей   среды   и   обеспечению   устойчивого   развития   [Электронный   ресурс]: Указ Президента РФ // Техэксперт: электронный фонд правовой и нормативно-правовой  информации.– Режим доступа:  http://docs.cntd.ru/document/9005168, свободный.

22 Парламентские слушания «Законодательные аспекты снижения смертности от предотвратимых причин в Российской Федерации». 27.10.2008 [Электронный ресурс].        – Режим доступа: http://www.komitet22.km.duma.gov.ru/ site.xp/051050049124051056055.html, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 24.08.2017).

23 Цейко, В. А. Сущность и структура культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников [Электронный ресурс] / В. А. Цейко // Современные проблемы науки и образования, 2013. – № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические и практические рекомендации по обеспечению мер безопасности при подготовке и проведении туристических походов и экскурсий со школьниками в оздоровительных лагерях.

Профилактические требования к организации и проведению туристских походов, экскурсий и путешествий с учащимися. При проведении туристских походов, особенно много­дневных, возникает много об...

Организация и проведение туристических походов со школьниками

Организация и проведение туристических походов со школьниками...

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-11 классов. Особенности проведения туристического похода с детьми старшего школьного возраста

Особенности проведения  туристического похода с детьми старшего школьного возраста            На туристской тропе встречаются трудности и да...

План проведения туристического похода «Осенние тропы»

План проведения туристического похода «Осенние тропы»...

Методическая разработка занятия ОДОД «Правила движения в походе. Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий.

В методической разработке занятия ОДОД рассматриваются правила движения учащихся в походе, о технике безопасности при проведении туристических походов . занятий. Занятие проводится с использованием пр...

Журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности при организации и проведении туристических походов, экспедиций и экскурсий, поездок

Журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности при организации и проведении туристических походов, экспедиций и экскурсий, поездок...