Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
рабочая программа

Зоя Викторовна Панькова

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства

доступа к образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programa_funktsionalnaya_gramotnost.docx278.85 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность

Актуальность

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.

Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Целеполагание

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства

доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);

способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Количество часов в неделю: 1 час

За учебный год: 34 часа

4 модуля:

8 часов   «Основы математической грамотности»

8 часов   « Основы читательской грамотности»

8 часов   « Основы финансовой грамотности»

8 часов    « Основы естественнонаучной  грамотности»

2 часа проведение аттестационных мероприятий по итогам года обучения

Содержание курса

Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность.

Читательская грамотность

«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами

разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.

Математическая грамотность

Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к  математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий.

Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках  конкретных изучаемых тем, так и   режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного

процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опроси изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.

Естественно-научная грамотность

Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:

«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

 научно объяснять явления;

демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;

 интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».

Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей

степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.

Финансовая грамотность

Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой

целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» (5—7 классы) и «Основы финансового успеха» (8—9 классы). Изучая темы этих

разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмот- рении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания.

Планируемые результаты

Метапредметные и предметные

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно-

научная

Финансовая

5 класс Уровень узнавания и понимания

находит и извлекает

информацию из различных текстов

находит и извлекает математическую информацию в различном контексте

находит и извлекает

информацию о естественнонауч- ных явлениях в различном контексте

находит и извлекает

финансовую информацию в различном контексте

6 класс Уровень понимания и применения

применяет извлеченную из текста

информацию для решения разного рода проблем

применяет математические знания для решения разного рода проблем

объясняет и описывает естественнонауч- ные явления на основе имеющихся

научных знаний

применяет финансовые знания для решения

разного рода проблем

7 класс Уровень анализа и синтеза

анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста

формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации

распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонауч- ные проблемы в различном

контексте

анализирует информацию в финансовом контексте

8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках

предметного содержания

оценивает форму и содержание

текста в рамках предметного содержания

интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации

интерпретирует и оценивает

личные, местные, национальные, глобальные естественнонауч- ные проблемы в различном контексте в рамках

предметного содержания

оценивает финансовые проблемы в различном контексте

9 класс Уровень оценки

(рефлексии) в рамках метапред- метного содержания

оценивает форму и содержание

текста в рамках метапредмет- ного содержания

интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации

интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонауч- ных проблемах в различном контексте в рамках

метапредметного содержания

оценивает финансовые проблемы,

делает выводы, строит прогнозы,

предлагает пути решения

Личностные

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно-

научная

Финансовая

5-9 классы

оценивает

объясняет

объясняет

оценивает

содержание

гражданскую

гражданскую

финансовые

прочитанного с

позицию в

позицию в

действия в

позиции норм

конкретных

конкретных

конкретных

морали и

ситуациях

ситуациях

ситуациях с

общечелове-

общественной

общественной

позиции норм

ческих

жизни на основе

жизни на основе

морали и

ценностей;

математических

естественнонауч-

общечелове-

формулирует

знаний с позиции

ных знаний с

ческих

собственную

норм морали и

позиции норм

ценностей,

позицию по

общечеловечес-

морали и

прав и

отношению к

ких ценностей

общечеловечес-

обязанностей

прочитанному

ких ценностей

гражданина

страны

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.

В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.

В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.

В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Модуль: «Основы финансовой грамотности»

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Как появились деньги? Что могут деньги?

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Деньги в разных странах

1

Круглый стол, игра.

3.

Деньги настоящие и ненастоящие

1

Игра, экскурсия.

4.

Как разумно делать покупки?

1

Игра, круглый стол.

5.

Кто такие мошенники?

1

Круглый стол, игра, квест.

6.

Личные деньги

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

7.

Сколько стоит «своё дело»?

1

Проект, игра.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Удивительные        факты        и        истории        о        деньгах.

Нумизматика.        «Сувенирные»        деньги. Фальшивые деньги: история и современность.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Откуда        берутся        деньги?        Виды        доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От

чего это зависит?

1

Круглый стол, игра.

3.

Собственность и доходы от нее. Арендная плата,

проценты, прибыль, дивиденты.

1

Круглый стол, игра, квест.

4.

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

5.

Как заработать деньги? Мир профессий и для

чего нужно учиться?

2

Викторина, квест, квиз.

6.

Личные деньги

1

Проект, игра.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Что такое налоги и почему мы их должны

платить?

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые

льготы.

1

Круглый стол, игра.

3.

Что такое государственный бюджет? На что

расходуются налоговые сборы?

1

Игра, круглый стол, дискуссии.

4.

Виды социальных пособий. Если человек потерял

работу.

1

Круглый стол, игра, квест.

5.

История возникновения банков. Как накопить,

чтобы купить? Всё про кредит.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

6.

Вклады:        как        сохранить        и        приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в

кармане.

1

Проект, игра.

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.

1

Круглый стол, игра.

3.

Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.

1

Викторина, круглый стол, дискуссии.

4.

Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес.

1

Круглый стол, игра, квест.

5.

Бизнес        подростков        и        идеи.

предприниматели.

Молодые

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

6.

Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции

и риски связанные с ними.

2

Проект, игра.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Ценные        бумаги.        Векселя        и

российская специфика.

облигации:

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Риски        акций        и        управление        ими.

инструменты.        Биржа        и        брокеры. индексы.

Гибридные Фондовые

1

Круглый стол, игра.

3.

Паевые инвестиционные фонды. Риски и

управление ими.

1

Круглый стол, дебаты.

4.

Инвестиционное профилирование.

Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.

1

Круглый стол, игра, квест.

5.

Участники страхового рынка. Страхование для

физических лиц.

1

Беседы, викторина, квест, квиз.

6.

Государственное        и        негосударственное

пенсионное страхование.

1

Дебаты, беседы.

7.

Выбор и юридические аспекты отношений с

финансовым посредником.

1

Проект, дискуссии, «Что? Где? Когда?».

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

Модуль «Основы читательской грамотности»

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

1

Работа в парах. Ролевая игра.

3.

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

1

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.

4.

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).

1

Круглый стол.

5.

Что такое вопрос? Виды вопросов.

1

Квест, конкурс.

6.

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

7.

Работа со сплошным текстом.

1

Ролевая игра.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Определение основной темы и идеи в эпическом

произведении

1

Беседа, конкурс.

2.

Древнерусская        летопись

информации о реалиях времени.

как

источник

1

Круглый стол, ролевая игра.

3.

Сопоставление        содержания        художественных текстов.Определение        авторской        позиции        в

художественных текстах.

1

Работа в парах, игра в формате КВН.

4.

Работа с текстом: как понимать информацию,

содержащуюся в тексте?

1

Квест, круглый стол.

5.

Типы текстов: текст-повествование (рассказ,

отчет, репортаж)

1

Круглый стол, дискуссия.

6.

Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

7.

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

1

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Определение основной темы и        идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации.

1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление содержания текстов публицистического стиля.Общественная ситуация в текстах.

1

Работа в парах.

3.

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

1

Беседа, круглый стол, ролевая игра.

4.

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).

1

Квест, дискуссия, круглый стол.

5.

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.

1

Деловая игра.

6.

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.

1

Квест, круглый стол.

7.

Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы.

1

Деловая игра.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Определение        основной        темы        и        идеи        в

драматическом произведении. Учебный текст как источник информации.

1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление содержания текстов официально-

делового стиля. Деловые ситуации в текстах.

1

Работа в парах.

3.

Работа с текстом: как применять информацию из

текста в изменённой ситуации?

1

Беседа, круглый стол.

4.

Типы текстов: текст-инструкция (указания к

выполнению работы, правила, уставы, законы)

1

Квест, дискуссия.

5.

Поиск ошибок в предложенном тексте.

1

Квест, круглый стол.

6.

Типы задач на грамотность. Информационные задачи.

1

Квест, круглый стол.

7.

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,

договоры (рубежная аттестация).

1

Деловая игра.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Формирование читательских умений с опорой на

текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации.

1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление        содержания        текстов        научного

стиля. Образовательные ситуации в текстах.

1

Работа в парах, дискуссия.

3.

Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте

информации?

1

Квест, круглый стол.

4.

Типы текстов:        текст-аргументация (комментарий, научное обоснование).

1

Деловая игра, круглый стол.

5.

Составление плана на основе исходного текста.

1

Работа в группах, соревнование в

формате КВН.

6.

Типы        задач        на        грамотность.        Аналитические

(конструирующие) задачи.

1

Квест, круглый стол.

7.

Работа со смешанным текстом.

Составные тексты (рубежная аттестация).

1

Деловая игра.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

Модуль «Основы математической грамотности»

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Применение чисел и действий над ними. Счет и

десятичная система счисления.

1

Беседа, обсуждение, практикум.

2.

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

Обсуждение, практикум, брейн-ринг.

3.

Задачи на переливание (задача Пуассона) и

взвешивание.

1

Обсуждение, урок-исследование.

4.

Логические задачи: задачи о «мудрецах»,

о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

Беседа, обсуждение практикум.

5.

Первые шаги в геометрии. Простейшие

геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.

Разбиение объекта на части и составление модели.

1

Игра, урок-исследование, брейн- ринг, конструирование.

6.

Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной)

длительность процессов окружающего мира.

1

Обсуждение, урок-практикум, моделирование.

7.

Комбинаторные задачи. Представление данных в

виде таблиц, диаграмм, графиков.

1

Урок-практикум.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Числа и единицы измерения: время, деньги,

масса, температура, расстояние.

1

Игра, обсуждение, практикум.

2.

Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для

решения проблем.

1

Исследовательская работа, урок- практикум.

3.

Текстовые задачи, решаемые арифметическим

способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.

1

Обсуждение, урок-практикум, соревнование.

4.

Инварианты: задачи на четность (чередование,

разбиение на пары).

1

Урок-игра, урок-исследование.

5.

Логические

таблиц.

задачи,

решаемые

с

помощью

1

Урок-игра, индивидуальная, работа в парах.

6.

Графы и их применение в решении задач.

1

Обсуждение, урок-практикум.

7.

Геометрические задачи на построение и на

изучение        свойств        фигур:        геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.

1

Беседа, урок-исследование, моделирование.

8

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Арифметические и алгебраические выражения:

свойства операций и принятых соглашений.

1

Обсуждение, практикум.

2.

Моделирование изменений окружающего мира

с помощью линейной функции.

1

Исследовательская работа, урок-практикум.

3.

Задачи практико-ориентированного

содержания: на движение, на совместную работу.

1

Обсуждение, урок-практикум.

4.

Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в

ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

1

Обсуждение, урок-практикум, урок-исследование.

5.

Решение        задач

реальной жизни.

на

вероятность

событий

в

1

Урок-игра, урок-исследование.

6.

Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики.

1

Урок-исследование.

7.

Статистические явления, представленные в

различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.

1

Обсуждение, урок-практикум, проект, игра.

8.

Решение геометрических задач

исследовательского характера.

1

Проект, исследовательская

работа.

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Работа с информацией, представленной в  форме

таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.

1

Практикум.

2.

Вычисление расстояний на местности в

стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни.

1

Беседа. Исследование.

3.

Квадратные уравнения, аналитические и

неаналитические методы решения.

1

Исследовательская работа,практикум.

4.

Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между

сторонами треугольника), относительное расположение, равенство.

1

Проектная работа.

5.

Математическое описание зависимости между

переменными в различных процессах.

1

Обсуждение. Урок практикум.

6.

Интерпретация        трёхмерных        изображений,

построение фигур.

1

Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум.

7.

Определение ошибки измерения, определение

шансов наступления того или иного события.

1

Урок-исследование.

8.

Решение        типичных        математических        задач,

требующих прохождения этапа моделирования.

1

Урок-практикум.

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы.

0/1

Беседа. Обсуждение. Практикум.

2.

Представление        данных        в        виде        диаграмм.

Простые и сложные вопросы.

0/1

Обсуждение.        Исследование. Практикум.

3.

Построение мультипликативной модели с тремя

составляющими.

1/2

Моделирование. Конструирование алгоритма. Практикум.

4.

Задачи с лишними данными.

1/2

Обсуждение. Исследование.

5.

Решение типичных задач через систему

линейных уравнений.

0/2

Исследование. Выбор способа решения. Практикум.

6.

Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в

уме, оценкой разумности результатов .

1/2

Обсуждение. Практикум.

7.

Решение стереометрических задач.

1/2

Обсуждение. Практикум.

8.

Вероятностные,        статистические        явления        и

зависимости.

2/2

Исследование. Интерпретация

результатов в разных контекстах.

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8/16

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Звуковые        явления.        Звуки        живой        и        неживой

природы. Слышимые и неслышимые звуки.

1

Беседа, демонстрация записей

звуков.

2.

Устройство        динамика.        Современные

акустические системы. Шум и его воздействие на человека.

1

Наблюдение физических явлений.

3.

Движение и взаимодействие частиц. Признаки

химических реакций. Природные индикаторы.

1

Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений.

Вода. Уникальность воды.

1

4.

Углекислый газ в природе и его значение.

1

5.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с

1

Работа с коллекциями

минералами, горной породой и рудой.

минералов и горных пород.

Посещение минералогической экспозиции.

6.

Атмосфера Земли.

1

7.

Уникальность        планеты        Земля.        Условия        для существования жизни на Земле. Свойства живых

организмов.

1

Беседа. Презентация.

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Тело        и

вещества.

вещество.        Агрегатные

состояния

1

Наблюдения.

Масса. Измерение массы тел.

1

Лабораторная работа.

2.

Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели

атома.

1

Моделирование.

3.

Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения

для измерения температуры.

1

Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение

физических явлений.

4.

Плавление и отвердевание. Испарение и

конденсация. Кипение.

1

Проектная работа.

5.

Представления о Вселенной. Модель Вселенной.

1

Обсуждение. Исследование. Проектная работа.

Модель солнечной системы.

1

6.

Царства живой природы

1

Квест.

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Почему        все        тела        нам        кажутся        сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и

газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

1

Беседа. Демонстрация моделей.

2.

Механическое движение. Инерция

1

Демонстрация моделей. Лабораторная работа.

Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.

1

Деформация тел. Виды деформации. Усталость

1

Посещение производственных

3.

материалов.

или научных лабораторий сразрывными машинами и прессом.

4.

Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами,объяснение их происхождения.

1

Проектная деятельность.

5.

Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов.

1

6.

Растения. Генная модификация растений.

1

Оформление коллажа. Создание журнала «Музей фактов».

Внешнее строение дождевого червя, моллюсков,

насекомых.

1

7.

Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы.

1

Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция.

1

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Занимательное электричество.

1

Беседа. Демонстрация моделей.

2.

Магнетизм и электромагнетизм.

1

Беседа. Демонстрация моделей. Презентация.

Учебный эксперимент. Наблюдение физических

явлений.

Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве

гидроэлектростанций.

1

Проектная работа.

Нетрадиционные виды энергетики,

объединенные энергосистемы.

1

3.

Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет.

Наследственность.

1

Моделирование. Виртуальное моделирование.

4.

Системы жизнедеятельности человека.

1

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

На сцену выходит уран. Радиоактивность.

1

Демонстрация моделей. Дебаты.

Искусственная радиоактивность.

1

Изменения состояния веществ.

1

Беседа. Демонстрация моделей.

2.

Физические явления и химические превращения.

Отличие химических реакций от физических явлений.

1

Презентация. Учебный эксперимент. Исследование

3.

Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Закономерности наследования признаков.

1

Беседа. Демонстрация моделей.

Учебный эксперимент. Наблюдение явлений.

Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия

среды обитания. Происхождение видов.

1

4.

Закономерности изменчивости:

модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных

и микроорганизмов.

1

5.

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера.

Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы.

1

Демонстрация моделей. Моделирование.

6.

Антропогенное воздействие на биосферу.

Основы рационального природопользования.

1

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютерная грамотность"

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Савченко О.В., учителя математики и информатики МБОУ «СОШ №16 с углубленным изучен...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов "Моя экологическая грамотность"

Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно приде...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность»

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность» составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность ...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

рабочая программа внеурочной деятельности "Моя экологическая грамотность"

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена согласно ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс

Материал представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" для 5 класса....